ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности воплощения программы в сонатах для балалайки В. Плотникова и Ю. Гонцова.

 

Усов Артем Александрович,

аспирант кафедры Теории и истории исполнительского искусства Казанской Государственной

Консерватории (Академии) им. Н. Жиганова.

 

В оригинальном репертуаре для балалайки программная музыка занимает значительное место. Однако, для жанра сонаты программность является скорее исключением. История сонаты для балалайки насчитывает вот уже более полувека, и композиторы до недавнего времени обращались к ней как к традиционному жанру «чистой» музыки. И лишь в последние годы появились программные сонаты для балалайки, обозначив новое направление развития данного жанра и его новые возможности. Первыми образцами стали сочинения В.Плотникова и Ю.Гонцова[1], на которых мы и остановимся в данной статье. Этих композиторов можно назвать основоположниками программной сонаты для балалайки, развитие которой продолжается в творчестве других современных композиторов (например, неопубликованная соната Д.Полевой «Стихии», 2006 г.).

Трехчастная соната для балалайки соло В.Плотникова «Наваждения» имеет обобщенную программу, которая характеризует некое психологическое состояние. С точки зрения заданной программы, можно выстроить условную сюжетную линию, которая находит отражение в  средствах музыкальной выразительности. Первая часть сонаты – своеобразная токката, вырастающая из одного звука, который постепенно окружается «призвуками» и словно разрастается в пространстве ритмического остинато. Музыка явно стремится отразить навязчивую или навязываемую мысль. Вторая медленная часть – состояние транса,  гипнотического сна. Музыкальные темы постоянно соединяются друг с другом, создавая ощущение путающихся мыслей. Третья часть отличается калейдоскопичностью строения, в ней звучат темы всех частей, причем в трансформированном варианте.  Это как будто смутное воспоминание о прошедшем и выход из состояния гипноза. Однако окончание сонаты не ставит уверенной точки, недосказанность сохраняется до последних звуков.

Музыкальное решение сонаты вызывает ряд размышлений относительно стилевых особенностей. В первую очередь, нельзя не заметить некоторых аналогий с музыкальной эстетикой и стилистикой барокко. Они проявляются в структуре тематизма первой и третьей частей, который имеет характерное для концертной музыки барокко трехрядное строение: ядро – развертывание - кадансирование. Кроме того, первая и вторая части сонаты выдержаны в рамках одного состояния-аффекта, как барочные прелюдийные «моноаффектные» формы. С другой стороны, музыкальный тематизм сонаты и его развитие опираются на двенадцатитоновую систему, что, безусловно, характеризует ее как сочинение современности. В сонате можно увидеть влияние и таких направлений музыки ХХ века как конструктивизм и урбанизм. Это проявляется в выстраивании тематизма из одного звука или мотива при помощи постепенного, «четко рассчитанного» обрастания хроматизмами, благодаря чему ощущается некоторая механистичность музыки.

Интересно, что такое соединение элементов письма разных эпох сказалось и на форме произведения. Взяв за основу модель сонаты (три части по принципу быстро-медленно-быстро), композитор трактует эту модель свободно – ни одна из частей не имеет более менее определенной сонатной формы. Композитор берет за основу трехчастность и включает в нее черты сонатности, в частности, такие, как мотивная разработочность (первая и третья части).

Таким образом, соната является примером сочетания приемов и методов музыкального письма разных эпох и направлений, что помогает оригинально воплотить содержание, заданное названием сочинения.

Обобщенная программа одночастной «Сонаты зимы» Ю.Гонцова рисует картины природы, но эти «музыкальные пейзажи» наполнены и  психологизмом. Возникает образ человека, в котором борются два начала: эмоционально-стихийное (передаваемое через образ бурана в главной партии) и рационально-гармоничное (образ искрящихся зимних пейзажей в побочной партии). Таким образом, здесь используется прием психологического параллелизма.

Соната монотематична, ее главные темы вырастают из монограммы – имени исполнителя, которому посвящена соната – Владимиру Аверину.

Монограмма представляет собой вариантное движение на трех звуках – a-e-d. Различные варианты чередования этих звуков лежат в основе и главной и побочной партий. Такая интонационная общность основных тем придает сонате цельность. Необходимо также отметить, что в монограмме заложена важная интонация – квинта, которая постоянно будет давать о себе знать на протяжении всей сонаты (квинтовая структура аккордов, квинтовое соотношение тональностей).

Основу драматургии сонаты составляет чередование двух контрастных образных сфер – динамичной, рисующей метель, буран (сфера главной партии) и спокойно-статичной, передающей «холодную красоту» зимней природы. Композитор мастерски использует звукоизобразительные приемы. В частности, в побочной партии органный пункт, создает ощущение сковавшего все вокруг холода, множество арпеджиато у фортепиано рисуют искрящийся снег, а небольшие хроматические движения шестнадцатыми как будто изображают поземку.

Интересна работа композитора с материалом монограммы в этой сонате. Как уже было сказано, она лежит в основе обеих главных тем. То есть, по сути, данная соната являет собой пример использования монотематизма. Этот композиторский метод вполне оправдан заданной программой – показать разные стороны одного явления – зимы. На основе темы-монограммы создаются контрастные темы, интонационно тонко связанные между собой. Кроме противоположных образов главной и побочной партий, построенных на монограмме, нельзя не отметить еще одно тематическое построение, контрастирующее всему предыдущему развитию. Это появляющийся в третьем разделе разработки нарочито упрощенный вариант монограммы, который приобретает черты саркастически изображенного грубоватого танца. Это проявляется в подчеркнуто «простоватой» квадратности, в которую оформлена тяжеловато звучащая в басу тема. Разнообразие образов, вырастающих из одного «зерна», с одной стороны, создает интонационную общность в сонате, с другой, - показывает, насколько многообразны могут быть возможности использования монотематизма.

Таким образом, перед нами примеры обращения композиторов к разным типам программности: обобщенно-психологической в сонате Плотникова и изобразительной, но с элементами психологизма в сонате Гонцова. Для воплощения программы авторы обращаются к разным композиторским приемам и методам музыкального письма. Плотников, делая акцент на создании психологического образа, создает сольную сонату. Гонцов, обращаясь к музыкальной изобразительности, мастерски рисует картины зимы в ансамбле двух инструментов. В сонате «Наваждения» композитор использует элементы конструктивизма, чтобы наиболее четко показать развитие сложной мысли и вместе с тем обращается к концентрированному тематизму, как в музыке эпохи барокко, сохраняющему суть этой мысли. В «Сонате зимы» выбранный композитором метод монотематизма вполне соответствует программе и помогает передать романтический образ зимних пейзажей. Но вместе с тем, прием монотематизма дает нам понять, что изображаемые картины-состояния – это многогранный психологический образ человека.

Обе сонаты являются ярким примером развития современной программной в музыки для балалайки, и могут с успехом использоваться в концертном и педагогическом репертуаре.

 

Поступила в редакцию 27 ноября 2007 г.



[1] Плотников Владилен Иванович – исполнитель на балалайке, педагог, композитор. Лауреат международных конкурсов как исполнитель на балалайке, доцент Дальневосточной Государственной академии искусств (Владивосток). Среди сочинений для балалайки: прелюдия и фуга для балалайки соло (a-moll), а также несколько миниатюр – «Юмореска», «Мелодия», «Корейская песня», ряд этюдов.

Гонцов Юрий Петрович (род. 1946) – композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Профессор Астраханской государственной консерватории. Член Союза композиторов с 1983 г. Возглавлял Астраханскую организацию Союза композиторов России (1998–2001). Лауреат премии им. А. Каппа. Им написано около 100 произведений, многие из которых включались в программы всесоюзного, всероссийского радио, исполняются не только в России, но и за рубежом. В числе крупных сочинений: «Страсти по Андрею» («Андрей Рублёв»); Симфония для духовых, ударных инструментов и органа; Поэтические ассоциации для камерного оркестра; «К Тебе, Господи, возношу душу мою» - оратория для смешанного хора, солистов и 20 инструментов, а также множество сочинений для народных инструментов.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.