Народная педагогика
здоровья.
Муртазалиева Милана Мирзабасовна,
аспирант Дагестанского
Государственного Педагогического Университета.
методист Управления
образования города Махачкалы.
Здоровый
образ жизни является насущной и естественной потребностью каждого народа и
неотъемлемой жизнеутверждающей частью исторически сложившейся традиционной
народной культуры. Традиционная народная культура: как материальная, так и духовная
во всей своей целостности и в конкретном понимании располагает исторически
апробированными в многовековом народном опыте колоссальными знаниями, умениями
и навыками обеспечения здорового образа жизни человека. Весь данный потенциал
народного опыта может быть назван «Народной культурой здоровья», а если
учитывать его несомненное прикладное значение, то прежде всего «Народной
педагогикой здоровья».
Педагогическая
наука уже ряд лет прилагает достаточно активные усилия в определении
теоретического значения и распознании прикладного характера колоссального
потенциала педагогической культуры народов в отдельности и человечества в
целом. Усилиями ряда ученых-педагогов государств СНГ, регионов России (Волков
Г.Н., Гашимов А.Ш., Шоров
И.А., Ханбиков Я.И., Мукаевой
О.Д., Орловой А.П. и др.), Дагестана (Магомедов A.M., Магомедова З.М., Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г., Якубов З.Я.
и др.) в науке и педагогической общественности более менее известны содержание
понятий «Этнопедагогика», «Народная педагогика»,
«Педагогическая культура народа» и другие.
Однако
анализ проведенных теоретических и прикладных исследований показывает, что
аспект народной культуры, охватывающий традиционный потенциал формирования
здорового образа жизни человека в мононациональном обществе, до сих пор оказывалась
только объектом некоторого внимания ученых медиков, социологов и отчасти психологов
и менее всего привлекало внимание ученых педагогов и практиков. А между тем
целостность воспитания, обучения человека немыслима без максимального учета
всего позитивного потенциала народной культуры, главным образом без последовательного
формирования морально-этического и физического облика человека с ранних лет.
Словом, здоровый образ жизни в буквальном народном понимании - это отнюдь не
стремление только к накоплению физической силы, ловкости, подвижности и т.д.,
это более всего физическое и душевное равновесие, моральная и
санитарно-гигиеническая чистота, этическая выдержанность, психологическое
благополучие человека в обществе и многое другое.
Народы Дагестана, как каждый в отдельности, так все вместе
в тесном сотрудничестве веками накопили собственный опыт обеспечения здорового
образа жизни человека. Этот опыт самым теснейшим образом приспособлен к особым
условиям национально регионального и природно-географического проживания
народов Дагестана.
Анализ многочисленных источников, историко-этнографической,
культурологической, устно-народной,
художественно-публицистической литературы показывает, что народный опыт
обеспечения здорового образа жизни человека по крупицам сконцентрирован в
многочисленных словесных средствах воспитания (колыбельных песнях, потешках, пестушках, прибаутках,
загадках, пословицах, поговорках, сказках, легендах, героико-эпических
сказаниях и т.д.); в комбинированных и интегрированных средствах воспитания (играх,
трудовых операциях, обыденных общественных мероприятиях, межличностных
отношениях, обрядах, ритуалах, праздничных инсценировках и т.д.).
Основным,
исторически сложившимся и веками укрепившимся социальным институтом становления
и развития человека и непосредственной средой формирования его физического и
морально-этического облика является семья. Поэтому закономерно то, что многие
самобытные созидательные традиции, обычаи и обряды народов мира, нашли свое
«рождение», первичное применение и стабильную апробацию именно в семье. В этой
связи считаем целесообразным и правомерным начать рассмотрение народного опыта
формирования здорового образа жизни человека именно с семьи, с народного опыта
ее планирования и системы здоровьесбережения всех ее
членов.
Производство офисных перегородок. Офисные перегородки и двери region99.ru расслабляющего и лечебного массажа в домашних условиях spa-akvamarin.ru
Семья представляет целый комплекс исторически сложившихся
веками укрепившихся высоконравственных межличностных отношениях как общечеловеческих, так и национально специфических обычаев и
обрядов. В семейно-бытовой обрядности сосредоточен накопленный веками
самобытный опыт соблюдения гигиены и охраны здоровья ребенка, который может быть
использован в современных условиях воспитания человека.
Однако
в исследованиях как ученых этнографов, историков, культурологов, так и ученых
педагогов до сих пор специально не решались проблемы выявления и систематизации
семейных традиций формирования здорового образа жизни человека.
А между тем для блага современной педагогической
науки и семейной практики воспитания детей, следует заметить, что почти всем
народам, в том числе и народам многонационального Дагестана, известны здоровосберегающие обычаи и традиции, связанные с созданием
семьи, с материнством, с рождением ребенка и его воспитанием буквально с
колыбельного возраста, с подготовкой детей к межличностным отношениям, трудовым
операциям и многое другое.
Народы
Дагестана на основании собственного опыта пришли к выводу, что для
жизнеобеспечения в обществе человеку нужны, прежде всего, крепкое здоровье,
физическая закалка, ловкость и т. д. А эти качества формируются у ребенка различными путями и
средствами. Например, традиционный уход за новорожденным (купание, пеленание,
своевременное кормление, обязательная гимнастика перед пеленанием и др.) важные
компоненты народной материнской школы воспитания.
Дагестанцы
заботились о здоровье детей буквально со дня их появления на свет. Это нашло
отражение во многих народных обычаях. Например, в первые же часы после рождения
ребенка рекомендуется купать его в соленой воде, чтобы кожа малыша стала
«крепкой» на всю жизнь.
Во
многих аулах было принято кормить грудных детей кусочком курдюка, посыпанным
толокном. Говорили, что вскормленный таким образом ребенок станет здоровым и
сильным. В некоторых аулах новорожденному на девятый день мазали тело яичным
желтком, чтобы он рос здоровым и сильным.
Особое
внимание родители уделяли закаливанию детей. Закаливать детей начинали
буквально с первых дней жизни. После рождения младенца купали в теплой воде,
изредка в холодной. В некоторых аулах было принято летом обмывать
новорожденного холодной водой, а зимой даже растирать снегом. Согласно народным
поверьям, холодное купание практиковалось для закаливания организма
новорожденного. Впоследствии мальчики и девочки горных селений Дагестана
бесстрашно лезли в горную речку, под ледяной водопад.
Большое
внимание в дагестанской семье родители и все взрослые уделяют формированию у
детей навыков соблюдения чистоты, личной гигиены, считая это одним из главных
условий укрепления здоровья.
В
каждой семье, как бы бедна она ни была, имелись различной величины тазы для
мытья ног, обливания тела, кувшины. С малых лет детей учили пользоваться этими
гигиеническими принадлежностями, этому дети учились на примере родителей,
аккуратно соблюдающих личную гигиену (у верующих родителей этому очень
способствовал пятикратный намаз).
Издавна
в дагестанской семье детей с 3-5 лет привлекали к посильному труду и таким
образом на практике прививали им трудовые навыки, что, разумеется, оказывало
влияние на их физическое развитие и здоровье.
Особое
значение народ придавал национальным играм - как важному средству физического
развития. Большинство народных игр играют на свежее воздухе. Эти игры очень
разнообразны и требуют много движения. Поэтому они отлично закаляют тело. Такие
игры не только полезны для здоровья, по и необходимы для воспитания смелости,
ловкости и т. д.
Во
многих аулах недалеко от родников в прошлом строили горские холодные бани, где
купались мужчины, юноши, подростки. Пользовались такой баней всегда независимо
от времени года и погоды. Крепкое здоровье многих горцев это не дар божий от
рождения, а результат заботливого отношения к сохранению и развитию своего
здоровья.
Опыт
и традиции народной педагогики по созданию надлежащих условий обеспечения
здорового образа жизни человека с рождения до последних дней жизни представляют
значительный интерес для современных молодых родителей, для учителей и воспитателей,
искренне проявляющих заботу о духовно-нравственном и физическом здоровье и
благополучии подрастающих поколений.
Литература.
1.
Агапов Ф.А.
Физическая культура и спорт у народов Дагестана. - Махачкала: Дагестанское
учебно-педагогическое издательство, 1966. 97 с.
2.
Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования.
// Педагогика, 1998. № 8. С. 13.
3.
Дибиров М.
Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз,
1968. 160 с.
4.
Магомедов Р.М.
Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз,
1992. 144 с.
5.
Мирзоев Ш.А.
Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз,
1992. 185 с.
Поступила в редакцию 18 октября