ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности использования современных информационных технологий в политическом процессе.

 

Акаев Дмитрий Валерьевич,

аспирант кафедры Политических наук

Поволжской Академии Государственной Службы им. П.А.Столыпина,

научный сотрудник Центра информационно-аналитического и социологического обеспечения государственной службы.

 

Отличительной особенностью современного мирового развития является рост масштабов применения новых информационных технологий в различ­ных сферах жизни общества. Процессы информатизации пронизывают все сферы человеческой деятельности. Создание мощных информационных ре­сурсов, развитых информационных сетей увеличивает научный вклад в соци­альные и духовные инновации, механизмы социальных, культурных и поли­тических изменений. Работа с информацией, владение навыками использова­ния современных технологических систем становится приоритетом во всех сферах функционирования государства и общества. Это касается не только естественных и технических наук, но, прежде всего, социально-гуманитарных наук, вырабатывающих основу для принятия го­сударственных решений и выработки политической стратегии.

Исследования феномена информационных технологий в первую очередь шло в рамках изучения концепции информационного общества. Общеизвестны концепции, зародившиеся в 60-е годы двадцатого столетия в США и Японии и дальнейшее их развитие. Представляется возможным рассматривать понятие «информационного общества» в двух аспектах. Во-первых, как стадию исторического развития общества будущего, практически приравнивая к определению постиндустриального и, во-вторых, как развивающееся направление в рамках современного индустриального общества, но со своими особенностями, субъектами и объектами, нацеленными на построение своего ограниченного мира.

Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодня все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию его построения и развития.

В России до сих пор действуют и разрабатываются в основном декларативные документы, не отражающие всего спектра рассматриваемого развития. Так, еще Указ Б.Н. Ельцина «О переходе России к информационному общест­ву», подписанный в 1997 году, положил начало процессу широкого внедре­ния информационных технологий в стране и созданию нормативно-правовой базы. В документах констатировалось, что развитие и повсеместное внедре­ние современных информационных технологий повысили уязвимость обще­ства и государства. В этих условиях политической задачей в сфере информа­тизации ставилось обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства; информационно-технологическая поддержка систе­мы государственной власти и управления, политических партий и общест­венных движений, а также создание и развитие русскоязычного сектора в Интернете.

Для политического процесса переход России к информационному об­ществу ориентирован на:

-   формирование и развитие единого информационного пространства
как необходимого условия политического и духовного объединения народов
России и вхождение страны в мировое информационное сообщество;

-   совершенствование и развитие СМИ, формирование общественно-
политического климата в стране, развитие информационных потребностей и
информационной культуры населения;

-   совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере, предотвращение угроз ис­пользования новых информационных технологий в качестве оружия, инфор­мационного терроризма и информационного криминала.

В 2002 г. правительством была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия», ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны: «Целью программы является создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей».[1]

Не претендуя на полный охват всей проблематики информационного общества, программа должна обеспечить реализацию приоритетных направлений: формирование системы пунктов общественного доступа к Интернету, подключение к информационным сетям органов государственного управления и организаций бюджетного сектора, подготовку специалистов в области информационных и коммуникационных технологий, совершенствование законодательства, создание механизмов, обеспечивающих координацию и эффективность всех бюджетных программ в области информатизации, и др. Предполагается, что результатом реализации «Электронной России» станет формирование инфраструктуры, обеспечивающей эффективность целого комплекса смежных отраслевых и территориальных программ в сфере информатизации.

В основном, только после принятия соответствующей целевой программы стали появляться предложения и разработки от заинтересованных сторон, в том числе федеральных исполнительных органов власти и региональные программы информатизации. Так, в Саратовской области только в этом году областная администрация приступила к разработке комплексной областной целевой программы "Информатизация Саратовской области на 2008-2010 годы". В числе ее основных задач - развитие инфраструктуры электронного областного правительства для реализации функций органов государственной власти и МСУ области, обеспечение информационной безопасности региона, реализация программы "Проведение административной реформы в области". Одним из приоритетов развития регионального электронного правительства является предоставление государственных услуг, оказываемых органами власти области, через информационные системы общего пользования.

 Нельзя сказать, что региональные власти бойкотировали или недооценивали федеральную программу, на столь долгие размышления есть и более прозаичные ответы – скудное финансирование и неразвитость в регионах информационных сетей последнего поколения, отсутствие конкурирующих компаний-провайдеров и сговор монополистов.

В этой связи все более актуальным становится вопрос: что действительно нового могут принести информационные технологии? Что должны сделать государство и общественные организации, чтобы интуитивно ощущаемые перспективы использования информационных технологий не были выхолощены, не ограничились простой установкой компьютерной техники и подключением к информационным сетям и тривиальным «освоением» выделенных средств?

На наш взгляд, можно выделить два принципиальных направления анализа влияния информационных технологий: влияние на личность и влияние на социальные институты, организации, рынки, социальные сети, связанное в первую очередь с изменениями системы коммуникаций.

Сущность информационных технологий состоит в том, что любая дея­тельность человека связана с получением, обработкой, хранением и переда­чей информации, используя для этого доступные для человека технические устройства, средства, методы. Внедрение информационных технологий су­щественно изменяет содержание различных видов политической деятельно­сти, выводит на новый, более высокий, уровень информационное обеспече­ние процессов принятия политических решений на всех ступенях властной иерархии. Информационные технологии предназначены для снижения тру­доемкости процессов использования информационных ресурсов.

В тоже время информационные технологии могут быть использованы не только в созидательных и прогрессивных целях, но и для достижения по­литического, экономического, духовного и военного превосходства. Инфор­мационные технологии оказывают двоякое влияние на современный полити­ческий процесс. С одной стороны, наблюдается положительная динамика их воздействия на человека и общество, а с другой, проявляются отрицательные тенденции, отражающие как сложный характер взаимодействия человека с новыми компьютерными системами, так и попытки использовать их потен­циал для пропаганды насилия, экстремизма, терроризма.[2]

Появился спектр новых информационных угроз, осуществляемых с помощью специально подобранной системы информации и направленных на дестабилизацию общества. В политической сфере появляются новые воз­можности для манипулирования общественным сознанием, политическими установками и ориентациями различных социальных групп. Технологические достижения, их широкое проникновение и фактическая доступность ведут к формированию особого мироощущения. Виртуальная реальность существен­но трансформирует современную политическую действительность.

Особую актуальность рассмотрение информационных технологий обретает применительно к реалиям современной России, которая, несмотря на экономические и политические сложности, активно включается в глобальное информационное пространство. Развивает и осваивает новейшие телекомму­никационные технологии, создавая технологическую инфраструктуру для эффективного функционирования всех систем общественного организма.

Информационные технологии как социально-политическое явление интенсивно развиваются. Важными особенностями информационных техно­логий являются:

- постоянное и быстрое обновление, их технические и программные средства
обновляются каждые 1,5-2 года;

- расширение номенклатуры составных частей информационных технологий;

- увеличение числа решаемых задач;

- интеллектуализация;

- все большее вовлечение участников в информационное пространство;

- повышение требований к уровню подготовленности пользователей, умению
быстро осваивать новые методы и средства.

Политический Интернет можно понимать как совокупность технологий, технических устройств, политических институтов и отношений, опосредуе­мых с помощью Интернет-протоколов, каналов передачи данных, всей теле­коммуникационной инфраструктуры, позволяющей объединить в единую сеть всю гамму политических взаимодействий, вне зависимости от простран­ственно-временных ограничений. Являясь совокупностью различных сетей, объединенных общей технологией предоставления информации, Интернет создает новую социальную ситуацию, не ограниченную национальными гра­ницами. Именно Интернет способен интегрировать в себе широкое взаимо­действие участников властных отношений, а поэтому он выступает как арена, где сталкиваются самые разнообразные интересы и политические позиции, способствуя формированию единого информационного политического поля. Актуализируя огромное количество хаотической информации по различным аспектам политической жизни, Интернет создает возможность для формиро­вания единой среды, которая является предпосылкой для повышения про­зрачности и понимания вырабатываемых и принимаемых политических ре­шений, как самими носителями властных функций, так и рядовыми гражда­нами.

Точки зрения исследователей относительно перспектив Интернета в по­литической сфере можно разделить на оптимистов и пессимистов: первые считают, что потенциал, заложенный в Интернете способен качественно из­менить всю политическую систему. Вторая позиция заключается в том, что Интернет является способом повышения управляемости политическим процессом. Апологетика Интернета приводит не только к завышенным ожидани­ям, но и возникновению на этой основе теоретических моделей - сформули­рованный концепт теледемократии, призванной нивелировать зависимость граждан от институциональных политических посредников. Данная мысль популярна и в западной [3] и в отечественной научной традиции.[4]

Интернет, как составная часть информационных технологий, может способствовать общинному строительству благодаря своим уникальным возможностям: помимо географической дистанции, анонимный характер Интернет-коммуникации позволяет преодолевать расовые, возрастные, половые и физические преграды, открывает качественно новый способ коммуникаций, снимая в свою очередь ограничения временных поясов и распорядка дня. Интернет-коммуникации имеют также более выраженный "эффект запоминания" благодаря возможности записи сообщений. На этих базовых тезисах строится развернутая схема дополнительных возможностей: способствование взаимопониманию, толерантности и готовности принять чужие взгляды и различия; выработка общих ценностей и др.

Но, говоря об Интернете, не стоит забывать, насколько в действительности серьезно будет влияние этой технологии на жизнь людей, именно как массового явления, доступного всем в равной степени. Многие исследователи отмечают, что справедливый и равный доступ к благам информационного общества никоим образом не гарантируется. Этот так называемый «цифровой разрыв» очевиден сегодня как между различными странами (80% сегодняшних пользователей Интернета живут в Европе, США и Канаде), так и между различными слоями общества. Различные исследования подчеркивают, что в Интернете доминирует относительно высокообразованная и хорошо оплачиваемая молодая технократическая элита, в подавляющем большинстве молодые мужчины, горожане.[5]

Стоит отметить, что размещение информации в Интернете не такой неподконтрольный процесс, как это порой кажется. Большинство провайдеров сегодня устанавливают определенные правила относительно содержимого страниц (например, не допускается никакая порнографическая информация) и могут отказать в предоставлении места, если эти правила нарушены. Также провайдеры помогают спецслужбам, пресекая действия экстремистских и террористических ресурсов. В данном случае интересна сама трансформация понятия политического экстремизма в связи с переходом его в информационную среду глобальной сети.

На первый взгляд, Интернет-технологии предоставляют экстремистам уникальную возможность ведения информационной войны с государством методом непосредственного и бесконтрольного распространения своих идей, лозунгов, призывов в виде обращений к широкой аудитории через сайты, форумы и чаты, файлообменные сети. Опасность выглядит тем более зловещей, если учесть, что к Интернету подключена в основном молодежь, то есть социальная группа, наиболее восприимчивая к экстремизму. Экстремистские информационные ресурсы в Интернете при грамотном их размещении за пределами Рунета оперативно подавить довольно сложно, так как надо связаться с представителями властей той страны, где расположен обслуживающий экстремистов сервер, выполнить все соответствующие юридические формальности - все это требует времени и финансовых расходов. Даже беглое ознакомление с каталогом ресурсов радикалов в русской сети (http://sova-center.ru/) показывает, что многие из сайтов расположены за пределами зоны RU и, во-вторых, озадачивает засилье исключительно сетевых проектов, нашедших питательную среду в сети Интернет. В этой связи возрастает роль служб, ответственных за безопасность государства без лишнего передергивания и истерии вокруг кибертерроризма.

Таким образом, можно констатировать, что информационные технологии не только прочно обосновались в современном политическом процессе, но и оказывают на него непосредственное влияние, порой создавая новые явления и формы в политической жизни общества.

 

Литература.

 

1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Официальный текст про­граммы  http://www.e-rus.ru/site.shtml?id=15

2. Морозов И.Л. Политический экстремизм и Интернет // Материалы секции "Политическая коммуникация" Третьего всероссийского конгресса политологов 28 - 29 апреля 2003 г. - М. - Улан-Удэ: Издательство ОАО "Республиканская типография", 2003. - С. 302-308.

3. Etzioni А. Teledemocracy. The Electronic Town Meeting // Current, 1993; Нейсбит Д. Мегатренды. Пер с англ. М.Б. Левина. - М., 2003.

4. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2001.

5. Чугунов А.В. А. В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

 

Поступила в редакцию 23 июля 2007 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.