ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Влияние неблагоприятных факторов труда на состояние психики
работников, занятых на производстве строительных материалов.

 

Ветрова Татьяна Вячеславовна,

соискатель Республиканского Гуманитарного Института

Санкт-Петербургского Государственного Университета,

психолог-консультант центра «Профиклиника».

Руководитель – доктор психологических наук

Третьяков Виталий Петрович.

 

Аннотация.

 

С целью обоснования предложений по сохранению оптимального психологического состояния работников, подвергающихся воздействию низкочастотного шума в процессе производственной деятельности, проведено изучение условий труда и психологического состояния работников заводов железобетонных изделий. Выявлены  изменения в психике рабочих  нарушения эмоциональной и когнитивной сферы, большая вероятность невротизации,  риск развития которых повышается  с увеличением стажа работы у данных лиц. Показана эффективность осуществления коррекции  психоэмоционального состояния путем индивидуальной и групповой психотерапии.

 

Среди множества природных и антропогенных факторов окружающей среды, влияющих на психику человека, важнейшим являются акустические колебания - шум, в спектре которого доминируют низкочастотные составляющие [Мозжухина Н.А., 1988: 70;  Самойлов В.О. и соавт., 1994: 8; Свидовый В.И., 1997: 14; Gavreau V.R., 1965: 1]. Инфразвук и шум - ведущие вредные производственные факторы во многих отраслях промышленности, в частности на предприятиях по изготовлению строительных материалов [Ретнев В.М. и соавт., 1988:  38; Самойлов В.О. и соавт., 1994: 16], причем наиболее часто этим воздействиям подвергаются работники формовочных цехов заводов  железобетонных изделий. Воздействие акустических колебаний на работников может способствовать снижению производительности труда, ухудшению качества продукции, а также, возможно, увеличению количества несчастных случаев на производстве. Однако в научной литературе практически отсутствуют сведения о влиянии низкочастотного шума на психологическое состояние людей, подвергающихся  его воздействию в реальных условиях труда.

Широкое распространение источников данного фактора в различных сферах производства  приводит к необходимости научного анализа результатов его воздействия  на психоэмоциональное состояние человека и обоснования путей профилактики и коррекции выявляемых психологических нарушений.

 

Материалы и методы исследования.

 

Работа выполнена на кафедре социальной антропологии и психологии Института переподготовки и повышения квалификации работников гуманитарной сферы - Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета.

Для решения поставленных задачи была произведена оценка условий труда работников заводов железобетонных изделий (ЖБИ) № 1 и № 8 г.Санкт-Петербурга. Изучено психологическое состояние 214 работников заводов ЖБИ, которых разделили на две группы:

- исследуемая группа (n=160) - формовщики, которые при работе  подвергаются воздействию низкочастотного шума;

 - контрольная группа (n=54) - работники других цехов и участков заводов ЖБИ, которые не подвергаются воздействию шума.

В группы обследуемых включали только мужчины в возрасте от 25 до 50 лет со стажем работы от 1 до 30 лет. Для исследования психоэмоциональной сферы использовали бланковые тесты, позволяющие оценивать эмоциональное состояние (тесты САН [Анастази А., 1982: 27; Доскин В.А. и соавт., 1973], Спилбергера-Ханина [Лучшие психологические тесты.., 1992: 26], Люшера), восприятие (тест "изучение частей" [Черны В.,  Колларик Т., 1988: 55]), внимание и память (тесты "прямоугольник с числами" и "универсальный цифровой тест" [Махнев  М.В., 1994: 53]) и личность в целом (тест MMPI) [Пособие по применению психологической методики ММРI, 1971:  67].

С целью коррекции выявленных отклонений психологического состояния у формовщиков проводили комплекс мероприятий, направленных на коррекцию эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, невротизации и депрессии. Мероприятия включали в себя: индивидуальную и групповую психотерапию, внедрение научно обоснованной организации труда и отдыха.

В процессе коррекции основное внимание уделялось применению релаксационных техник, основанных на методах Джейкобсона и Шульца.  Для оценки эффективности психотерапии осуществляли  тестирование психоэмоционального состояния работников завода ЖБИ после описанного комплекса мероприятий.

Полученные данные обрабатывали с применением параметрических критериев. Обработку проводили на персональ­ном компьютере в программе «Статистика». Вычисляли среднее значение показателя, среднеквадрати­ческое отклонение, ошибку среднего. Достоверность оценива­ли по t-критерию Стьюдента. Различия считались достоверны­ми, если величина р составляла 95 % и более <0,05). На заключительном этапе работы для оценки статистических взаимосвязей между оцениваемыми параметрами проводили корреляционный анализ.

 

Результаты исследований.

 

Оценка условий труда показала, что генерируемый при изготовлении железобетонных изделий шум  имеет преимущественно низкочастотный характер с преобладанием низкочастотных составляющих в спектре, но при этом превышения предельно допустимых норм практически не наблюдается.

Проведенные исследования показали наличие изменений психоэмоцинального состояния у лиц, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов труда в процессе профессиональной деятельности.

 

Таблица.

Значение показателей эмоционального статуса у работников ЖБИ.

Показатели

Контрольная группа

(n=54)

Группа формовщиков

(n=160)

Тест САН

Самочувствие, баллы

49,00±3,39

42,26±1,82*

Активность, баллы

51,71±3,42

52,26±1,80

Настроение, баллы

58,05±4,58

48,84±2,52*

Метод Спилбергера-Ханина

Тревожность реактивная, баллы

42,43±1,69

55,21±3,90*

Тревожность общая, баллы

41,00±2,53

49,63±4,10*

Тест Люшера

СО, % от эталона

11,71±2,54

13,37±3,01

 

Как видно из  таблицы, показатели уровня самооценки самочувствия и настроения в основной группе  были  достоверно снижены, по сравнению с таковыми в контроле, на 1-3 %. Уровень тревожности лиц, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факторов производственной среды,  был в обоих случаях достоверно выше уровня контрольной группы. При оценке несоответствия предпочтений испытуемых эталонной последовательности цветового выбора с использованием теста Люшера было показано, что значение данного показателя у большинства тестируемых не отклонялись от нормы, как в группе контроля, так и в группе формовщиков. Отклонение психофизиологического состояния от эталонной нервно-психической «устойчивости» в обеих группах не превышало уровень 16 %.

Изменения были выявлены при оценке показателей когнитивной функции у формовщиков завода ЖБИ, как показано на рис.1, наблюдались тенденции к увеличению количества ошибок при выполнении всех проб обследуемыми основной группы.

 

Рис.1.

Количество ошибок при выполнении теста УЦТ работниками завода ЖБИ.

 

При изучении произвольного внимания и его переключаемости с использованием теста «прямоугольник с числами», было показано, что количество правильных ответов в группе формовщиков было на 8,4 % меньше данного показателя в группе контроля.

Для оценки влияния продолжительности воздействия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности из обследованной основной группы были выделены 2 подгруппы формовщиков: подгруппа 1 - со стажем менее 5 лет; подгруппа 2  - со стажем более 10 лет. При анализе показателей эмоциональной сферы была выявлена следующая закономерность  - с увеличением стажа работы отмечается снижение субъективной самооценки состояния здоровья и настроения, повышение реактивной и личностной тревожности (рис.2).

 

Рис.2.

Значение показателей дифференцированной оценки функционального состояния у работников завода ЖБИ в зависимости от стажа работы.

 

Как видим, в первые 5 лет наблюдается повышение субъективной оценки состояния у работников ЖБИ, что, возможно, объясняется активацией адаптационных возможностей организма человека в ответ на воздействие стрессирующих факторов. Однако, с увеличением стажа работы функциональные резервы работников ЖБИ исчерпывались, что проявлялось достоверным снижением в группе формовщиков со стажем более 10 лет показателей самочувствия и настроения на 13,5 % и 8,7 % относительно группы контроля.

При оценке уровня тревожности были выявлены сходные изменения эмоционального состояния формовщиков ЖБИ с разным стажем работы - длительное воздействие неблагоприятных профессиональных факторов приводит к значительному росту уровня тревожности у исследованных формовщиков. На рис.3 показано, что в данной группе значение показателя реактивной тревожности был выше уровня контроля на 23,3 %, а общей тревожности -  на 28,1 %.

 

Рис. 3.

Уровень тревожности у работников ЖБИ в зависимости от стажа работы.

 

При оценке процента отклонения от «аутогенной нормы» коэффициента СО теста Люшера было показано увеличение данного показателя у формовщиков со стажем более 10 лет. Так, используемый показатель в группе контроля составлял 11,71 % от нормы, в подгруппе 1 – 10,41, а в подгруппе 2 – 18,73. Таким образом, в нашем исследовании показано увеличение отклонения от нормы эталонной нервно-психической «устойчивости» формовщиков со стажем более 10 лет.

Исследование когнитивных функций у формовщиков с разным стажем показало, что с увеличением срока работы в неблагоприятных условиях выявляются нарушения когнитивных функций. При стаже менее 5 лет показатели, определенные с помощью теста УЦТ не отличались от уровня контроля. Однако, при стаже свыше 10 лет у обследуемых основной группы  выявлено снижение количества переработанной информации, достоверное увеличение среднегруппового количества совершенных ошибок по сравнению с таковым показателем в контроле (рис.4).

 

Рис.4.

Количество ошибок, совершенных работниками завода ЖБИ при выполнении теста УЦТ.

 

 

Сходные нарушения были выявлены у данной категории лиц при использовании тестов «прямоугольник с числами» и «изучение частей».

Изучение особенностей личности с помощью теста MMPI показало, у  формовщиков, имеющих стаж работы более 10 лет, уровень невротизации был достоверно выше уровня контроля (рис.5). У 1,8 % лиц, подвергавшихся воздействию факторов профессиональной вредности, был выявлен очень высокий уровень невротизации, у 9,1% - высокий и у 18,2% - повышенный уровень невротизации. Отсутствие невротизации было зафиксировано только у 10,9 % формовщиков. В группе формовщиков со стажем более 10 лет было выявлено преобладание неопределенного уровня невротизации, для которого вероятность данного нарушения составляет 0,49, что является высоким показателем. В  контрольной группе данный показатель составил  0,13.

 

Рис.5.

Профиль личности работников завода ЖБИ, определенный с помощью теста ММРI .

 

У большинства исследованного контингента отмечалось достоверно значимое повышение «психотических» шкал над уровнем контроля. Так, уровень основной группы по шкале «Психопатия» превышал таковой в контроле на 61,4 %. Для данных людей было характерно постоянное чувство тревоги, ипохондрические и депрессивные тенденции. По шкале «Депрессия» отличие от контроля достигало 60,3 %. Данный профиль характеризует определенное состояние испытуемых, соответствующее депрессивным реакциям в рамках адаптационного синдрома. Структура профиля личности ММРI позволяет говорить о хронически протекающей психической дезадаптации, о состоянии общего стресса, в котором задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности, направленные на нивелирование дезадаптации.

Усредненный профиль личности свидетельствовал о склонности данных лиц к депрессиям. Было выявлено сочетание высокого уровня шкал "психопатия" и "шизофрения", что характерно для лиц, страдающих от личностных конфликтов, невротизации, вегетативных нарушений.

Корреляционный анализ  показал наличие связей между большинством исследованных признаков и показателями возраста и стажа (рис.6,7), при этом в наибольшей степени показатели психологического состояния были связаны со стажем работы. С увеличением стажа у формовщиков наблюдалось ухудшение самочувствия (r=-0,81), настроения (r=-0,69), увеличивалась тревожность (r=-0,75 и -0,83 ), снижались показатели когнитивной функции (r от -0,67 до -0,72). Также была выявлена статистически значимая зависимость данного показателя с уровнем невротизации, психастении и депрессии.

 

Рис. 6.

Корреляционные связи между возрастом обследуемых и  показателями психоэмоционального состояния.

 

Рис.7.

Корреляционные связи между стажем обследуемых и показателями психоэмоционального состояния.

 

Через 6 месяцев  после проведения психотерапевтических мероприятий показатели эмоционального статуса у формовщиков значительно изменились, достоверно отличаясь от первоначального уровня, при этом, не имея достоверных  отличий от значений в группе контроля. Так, показатель самочувствия после коррекции повысился на 12,7 % относительно фонового значения в той же группе, показатель настроения – на 14,2 %. Уровни тревожности общей и реактивной также снизились относительно исходных значений.

 

Обсуждение полученных результатов.

 

В настоящее время известно, что шум, как общебиологический раздражитель, в определенных условиях может влиять на все органы и системы организма. Будучи стрессорным фактором, шум изменяет реактивность ЦНС, следствием чего являются расстройства регуляторных механизмов [Свидовый В.И., 1997: 18; Gavreau V.R., 1965: 3]. Проведенные нами исследования показали, что при длительном воздействии низкочастотного шума на рабочих местах у формовщиков заводов по производству ЖБИ происходят изменения в психоэмоциональном состоянии – отмечается  большая вероятность невротизации, нарушения эмоциональной и когнитивной сферы, этот риск увеличивается с увеличением стажа работы у данных лиц. При этом предложенный комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности, невротизации и депрессии, показал свою эффективность. Очевидно основные направления профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, развивающихся при воздействии неблагоприятных производственных факторов на организм заключаются в  проведении индивидуальной и групповой психотерапии, а также в рационализации режима труда и отдыха.

 

Литература.

 

1.                  Анастази А.  Психологическое тестирование - М.: Педагогика, 1982. - 73 с.

2.                  Доскин В.А.,  Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.  Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопр. психологии. – 1973. - № 6. - С.141-145.

3.                  Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под.ред. А.Ф.Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 78 с.

4.                  Махнев  М.В.  Исследование  операторских функций с помощью универсального цифрового теста  //  Воен.-  мед.  журн.  - 1994. - С.53-56.

5.                  Мозжухина Н.А. Состояние здоровья лиц, работающих в условиях низкочастотного шума // Вибрация, шум и здоровье человека: Сб. науч. тр. -  Л.: ЛСГМИ, 1988.  - С. 70-74.

6.                  Пособие по применению психологической методики ММРI  /Под ред. А.А. Портнова. - М. 1971. - 63 с.

7.                  Ретнев В.М., Русинова А.П., Ганин А.П., Обручева Г.Л. Гигиеническое значение шума и вибрации в промышленности строительных материалов и строительном производстве // Вибрация, шум и здоровье человека: Cб. науч. тр.  - Л., 1988.  - С. 38-42.

8.                  Самойлов В.О., Пономаренко Г.Н., Енин Л.Д. Низкочастотная биоакустика. - СПб.: Реверс, 1994. - 216 с.

9.                  Свидовый В.И. Гигиенические аспекты сочетанного воздействия шума и инфразвука в различных производствах: Учеб.- метод. пособие. - СПб., 1997. - 24 с.

10.              Черны В.,  Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. - Братислава, 1988. - 202 с.

11.              Gavreau V.R. Infrasons: generateurs, detecteurs, proprietes physiques, effects biologiques // 5-th Congr. Intern. on acoustics. - Liege, 1965. - P.1-4.

 

Поступила в редакцию 27 июня 2007 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.