ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Специфика личности преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью (по материалам Восточно-Сибирского региона).

 

Мацинский Роман Владимирович, 

аспирант Байкальского Государственного Университета Экономики и Права.

 

Первоосновой любого преступления является личность преступника, под которой понимается совокупность негативных социальных и психологических признаков, которые во взаимодействии с внешней средой (условиями) приводят ее к совершению преступления. 

В связи с тем, что к уголовной ответственности в основном привлекаются рядовые участники (непосредственные исполнители) организованной преступной деятельности, именно их характеристика и будет дана в настоящей статье.

По результатам исследования, проведенного на территории Восточно-Сибирского региона, было установлено, что организованную преступную деятельность в подавляющем большинстве случаев (более 90%) осуществляют мужчины. Женщины, которые совершают преступления в рамках организованной преступной деятельности, находятся в организованных преступных формированиях на второстепенных ролях или же совершают менее опасные преступления, носящие корыстный характер (к примеру, мошенничества, распространяют наркотические средства). При этом очень часто можно видеть организованные группы мошенников, состоящих исключительно из женщин. В 2000 году доля женщин-участниц организованной преступной деятельности составляла 10-13%, после этого года наблюдается постоянный рост количества женщин-участниц, и к 2005 году их доля составила  уже 20-23%.

Вместе с тем, мужчины не охотно берут женщин в организованное преступное формирование, поскольку последние не обладают рядом необходимых качеств: умением держать «язык за зубами», физической выносливостью и другими.

Преступления в основном совершаются лицами молодого возраста. Наибольшую криминальную активность  проявляют лица в возрасте от 18 до 39 лет, т.е. это население в возрасте максимальной социальной активности, когда необходимо определяться с профессией, родом деятельности, с помощью которых можно будет зарабатывать средства к существованию.

За последнее время произошло омоложение возраста преступников, занимающихся организованной преступной деятельностью, что связано в первую очередь с социально-экономическими потрясениями, которые имели место в начале девяностых годов прошлого столетия. 

Лидеры организованных преступных формирований имеют более зрелый возраст − 30-49 лет, поскольку для того, чтобы быть лидером необходим криминальный профессионализм и определенный житейский опыт, а также вес в преступном мире, а для этого требуются годы.

Образовательный уровень преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью, является важной составляющей социально-демографической характеристики. Участники организованной преступной деятельности в регионе обладают более высоким образовательным уровнем по отношению к общеуголовной преступности. Так, в ходе исследования было установлено, что около 65% лиц имеют среднее полное образование, 20% − среднее профессиональное, 8% − высшее. Для лиц, совершающих насильственные и корыстно-насильственные преступления, в основном характерен невысокий образовательный уровень. Наличие более высокого уровня образования характерно для лиц, занимающихся преступной деятельностью в экономической сфере, поскольку здесь требуется ряд знаний, в частности, в кредитно-банковской сфере, в сфере бухучета, оборота ценных бумаг и прочее.

Преобладающее большинство лиц не имеют постоянных источников доходов (около 60%), безработными являются 12,5%, хотя имеются и работающие лица (15%).

Участники организованной преступной деятельности имеют российское гражданство, но в последние годы усиливается активность этнических преступных формирований из ближнего зарубежья.

Достаточно много лиц имеет судимости. Ранее судимы два и более раза около 10%, что выше среднестатистического уровня по общеуголовным преступлениям. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению числа лиц, ранее судимых за организованную преступную деятельность, что свидетельствует о «накоплении» криминального профессионализма.

В процессе организованной преступной деятельности в состоянии алкогольного опьянения совершается не более 9% преступлений и практически нет преступлений в состоянии наркотического опьянения, тогда как каждое пятое общеуголовное преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения и десятое в состоянии наркотического опьянения. Это объясняется, прежде всего, спецификой деятельности, которая обычно имеет протяженный во времени характер, систематизирована, осуществляется с распределением ролей и хорошо спланирована.

Вместе с тем, в регионе характерны преступления в состоянии опьянения. Так, каждое пятое общеуголовное преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения (в Республике Бурятия и Республике Тыва каждое третье) и десятое в состоянии наркотического опьянения.

Участники организованной преступной деятельности, как правило, имеют российское гражданство и являются русскими по национальности, но в последние годы усиливается активность этнических преступных формирований из ближнего зарубежья и Китая.

Достаточно много лиц, занимающихся организованной преступной деятельностью в регионе, имеют судимости. Ранее судимы два и более раза около 10%, что выше среднестатистического уровня аналогичного показателя по общеуголовным преступлениям.

Нравственно-психологическая характеристика преступников, занимающихся организованной преступной деятельностью, имеет «престижно потребительскую ориентацию, доведенную до автоматизма послушности указаниям руководителей»[1]. По результатам анкетирования основными мотивами преступлений, совершаемых такими лицами, были названы следующие: желание обогатиться, вера во вседозволенность, стремление к власти. Данные мотивы указали 70% респондентов. Тогда как постоянную материальную нужду, агрессию, враждебное отношение к окружающим, самоутверждение в качестве мотива преступления назвали 30% респондентов. По данным информационных центров и исходя из изученных уголовных дел также видно, что ведущим мотивом преступлений, совершенных в процессе организованной преступной деятельности, являются мотивы корыстной направленности (около 90% случаев, сюда относятся корыстные побуждения, сбыт, промысел, завладение транспортным средством, приобретение (получение) денежных средств).   

Для непосредственных участников характерно обладание криминальным профессионализмом, решительность в применении орудий и средств для совершения преступлений, зачастую наличие подготовки по использованию оружия, навыки рукопашного боя. При изучении уголовных дел стало видно, что данные лица заведомо готовы применить физическое или психическое насилие при совершении преступления, они обладают повышенной агрессивностью, имеют завышенную самооценку, верят во вседозволенность.

В заключение подчеркнем, что «существует некоторая совокупность черт личности, характерных для лиц, нарушающих уголовный закон, но нет таких черт, которые фатально предопределяли совершение преступления»[2].

 

Поступила в редакцию 13 апреля 2007 г.



[1] Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология. Общая часть. Иркутск, 1999. С. 41.

 

[2] См.: Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М., 1998. С. 166-167.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.