УДК
340.12
Конституционность как основа правовой
культуры и
фундамент правового государства.
Сподынец Лариса Викторовна,
соискатель Мордовского Государственного Университета им. Н.П. Огарева,
консультант Министерства финансов Республики Мордовия.
В
настоящей статье рассматривается качество Основного Закона, предопределяющего
уровень правовой культуры и состояние фундамента правового государства. Также в
свою очередь делается акцент на роль правовой культуры в реформировании Основного Закона, социально-экономической,
политической и духовной жизни общества.
Правовая
культура – это верховенство права в действии, которое не мыслимо без
конституционности, так как конституционность покоится на: реальности
демократизма Конституции, совершенстве Основного Закона, соответствии
Конституции праву, неукоснительном соблюдении Основного Закона, реальной
ответственности за нарушение Конституции. Все это имеет непосредственное
отношение к правовой культуре и правовому государству.
Прежде
всего, качество основного закона предопределяет уровень правовой культуры и
состояние фундамента правового государства. Оно зависит от демократизма
Конституции и ее совершенства. Эти два положения и определяют правовую культуру
и прочность основания правового государства. К сожалению, до сих пор россияне испытывают
недостаток в объективной и квалифицированной оценке Конституции Российской Федерации
1993 года, так как она подчас носит заангажированный, а иногда и непрофессиональный
характер.
Между
тем следует отметить, что правовая культура играет большую роль в реформировании
Основного Закона России, в сложных процессах формирования социально-экономической,
политической и духовной жизни общества.
Взаимодействие
различных правовых культур в обществе не обезличено. Носителями той или иной культуры
являются социальные группы, классы,
партии. Конституционный процесс в СССР и в современной России ярко выразил
взаимодействие правовых культур различных социальных групп. Процесс перехода от
одной конституции к другой отразил глубокие изменения в правовой культуре
российского общества, концентрированным выражением которого выступала правовая
культура, закрепленная в конституционных нормах.
Под
взаимосвязью правовой культуры и конституционности на наш взгляд можно понимать
информацию о степени отражения правовой культуры общества в Основном законе
страны.
Конституция
СССР 1936 года, как и воспроизводившая ее положения Конституция РСФСР 1937 года,
основывалась на таких принципах, как социалистическая законность, равноправие,
справедливость, которые выступали основой ценностно-нормативной ориентации
общества в правовой сфере. Конституции закрепили неприкосновенность личности,
жилища, тайну переписки, впервые закрепили принцип равноправия граждан, однако
в весьма усеченном виде. Несмотря на то, что государство брало на себя
обеспечение социального благополучия населения (гарантировалась занятость,
пенсии, бесплатное образование и т.д.), но все это представлялось государством
по количественным и качественным нормам, установленным для каждой социальной
группы. Декларируемое в Конституции равноправие граждан оборачивалось системой
привилегий и дискриминационных мер.
Конституция
СССР 1977 года, как и Конституция 1978 года, прямо говорила о сохранении в них
преемственности идей, принципов и ценностей предшествующих советских
конституций. Она сохранила антидемократическую направленность, хотя в то же
время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод.
Таким
образом, правовая культура этих основных законов соответствует стандарту
социалистической правовой культуры, которая отразила определенные достижения
общецивилизационного уровня и в то же время продемонстрировала ограниченность,
связанную с особенностями государственно-правового развития страны. Вместе с
тем было бы неправильно принижать значение содержания данных конституций для
развития страны. Провозглашенные принципы и ценности в них носили в большинстве
своем прогрессивный характер. Они оказали значительное влияние на развитие общественного
сознания страны и через него впоследствии на социально-экономические и
политические преобразования.
Начавшаяся
в 1985 году перестройка быстро привела к существенным изменениям в
правосознании и правовой культуре страны. Этот процесс был отчасти закреплен
посредством внесенных изменений и дополнений в Конституцию РСФСР 1978 года.
Однако,
несмотря на многочисленные изменения, внесенные в Конституцию, она во многом не
соответствовала новым общественным реалиям, наглядно иллюстрируя конфликт между
культурой законодательства и правовой культурой населения. Назревший конфликт
противоборствующих политических сил, проповедующих противоположные правовые
культуры, привел к событиям осени 1993
года и принятию новой Конституции.
Конституция
Российской Федерации 12 декабря 1993 года раскрывает в своем содержании
правовую культуру через фундаментальные принципы и ценности демократии. Так
демократизм Российского государства находит свое выражение в обеспечении
народовластия, в основе которого лежат идеологическое и политическое многообразие,
незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Идея народовластия воплощена
в принципе народного суверенитета. Политической основой демократии является
наличие политического многообразия в стране.
Правовая
культура, отраженная в Конституции 1993 года, - одна из составляющих процесса
обновления и преобразования России на основе права, демократии и
справедливости. Речь идет о правовой культуре законодательного закрепления в Основном
Законе проводимых в стране политических и экономических реформ, направленных на
формирование и функционирование современной федеративной государственности, социально
ориентированной рыночной экономики, гарантий обеспечения прав и свобод
личности. Особенность правовой культуры обусловлена тем принципиальным
обстоятельством, что в стране осуществляется переход от предшествующего
антиправового социализма к демократическому строю.
Правовая
культура, отраженная в содержании Конституции Российской Федерации 1993 года,
представляет собой стандарт демократической правовой культуры, включающий демократические
принципы и ценности, заключенные в следующих элементах: непосредственное
участие народа в осуществлении функций власти; набор стабильных конституционно-правовых
институтов, в котором отражаются демократизм общества и государства, свобода
личности, демократические права; наличие процессуальных механизмов защиты прав
и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного
самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах
общественных объединений; система защиты конституционного строя и ценностей
Конституции через требование признания ее верховенства и обязательности
соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления,
любыми общественными объединениями, гражданами.
Таким
образом, правовая культура, отраженная в Конституции Российской Федерации, есть
важнейший результат общедемократических завоеваний в России – государстве,
признающем в своей организации и деятельности примат права, гарантирующем
неотчуждаемые права человека, что дает основания говорить о Конституции как о
феномене правовой культуры на данном этапе развития государства.
Поступила в редакцию 3 сентября