ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

О конформности правосознания.

 

Кривцов Сергей Иванович,

соискатель Алтайского Государственного Университета,

главный специалист-эксперт Управление ФНС России по Алтайскому краю.

 

В нашем современном обществе правосознание обнаруживает новые специфические особенности. Одной из них является распространение конформности правосознания индивида, то есть принятие индивидом навязанных взглядов, норм, ценностей как необходимое условие социализации личности. Подчиняясь влечениям характера, люди желают того, что хочет от них общество.

Усвоение индивидом общественно необходимых норм, привычек, ценностей является необходимым аспектом социализации личности и предпосылкой нормального функционирования любой общественной системы. Но конформность (лат. konformis – подобный, сообразный), как понятие, принятое в научной литературе, обозначает «приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством и т.д.».

Конформное поведение человека выражается в приспосабливании к обстоятельствам, к мнениям окружающих и т. п., при этом человек может руководствоваться социальными правилами, действующими в этот период в обществе, оставаясь в то же время при своем мнении.

Конформность, как явление, известно давно. Особое внимание к конформности возникло вследствие тех социальных проблем, с которыми общество столкнулось в прошлом столетии. Формирование обществ, в которых под воздействием средств массовой коммуникации и пропаганды принудительно насаждались идеологические догмы, применялись методы подавления прав и свобод граждан, использовались особые технологии навязывания идей для внедрения в сознание, что выражалось в подчинении и «податливости» большинства правопорядку, навязанного незначительной частью общества.

Фактическое развитие конкретного человека часто выглядит как конформное поведение, с точки зрения последствий подчинения большинству, но это не лишает личность свободы самовыражения, самостоятельности в отношениях с обществом, не утрачивает возможность иметь собственное воззрение на правопорядок принятый в данном обществе.

С изменением общественного строя в психологии людей - при сохранении общих для всех людей психических свойств – проявляются новые специфичные черты, приходящие на смену тем, которые были характерны для предшествующего общественного строя, хотя и переосмысленные.

Одна из принципиальных особенностей действительности в России - переориентация и стимулирование личности на индивидуализм. В тоже время индивидуализм – это реакция конформного поведения человека на изменения в нашем обществе, в котором от индивида требуют выполнение обязанностей по отношению к государству, вместе с тем ему за его личный вклад обществу не обеспечивается достойный уровень жизни, не обеспечена справедливая и пропорциональная социальная гарантия со стороны государства.

Несогласие с представлением официальных властей об уровне жизни существенно влияет на переоценку взглядов личности, неизбежно затрагивает ценностные ориентации и самоуважение. Действуя так, как принято в его кругу, он считает это само собой разумеющимся. В то же время отдельные эпизоды конформного поведения не дают основания считать человека психологически конформным.

Конформность правосознания можно рассматривать как характерный период «адаптации к социальному окружению»[1] и как внутренний конфликт между тем, как человек в действительности представляет правовые предписания, и тем, к чему они его обязывают. Восприятие преобладающих стандартов более важно, чем недовольство ими. На это обращает внимание А.П. Семитко, указывая что «от уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе»[2].

Оценка человеком правовой действительности, как правило, складывается от конкретных ожиданий в отношении поведения других, правил, которые определяют и регулируют взаимодействия и направляют поведение. Эти ожидания обеспечивают некую систему конформности, с которой данный индивид соглашается либо пассивно принимает. Люди нередко убеждены в том, что их не понимают, когда в действительности другие люди просто не согласны с ними.

От того, каким образом складывается или сформирована жизненная позиция, зависит полнота и степень реализации прав и свобод личности. Прежде всего, характер человека влияет на степень конформности, что отвечает его внутреннему социально-правовому и нравственному потенциалу, и соответствует восприятию социальных установок, ценностных ориентаций и других психологических свойств и качеств. Степень конформности во многом определяется и от того, насколько личность хочет отождествить себя с той социальной группой, в которой она существует, а также от того, каким образом отреагирует группа на неконформное поведение.

Как известно наши поступки имеют последствия, так необходимость принятия основного закона страны была осознана обществом и на референдуме новая Конституция получила требуемое большинство голосов. Но в интересах объективности необходимо принять во внимание, что обсуждение проекта Конституции накануне референдума носило главным образом политический характер, с использованием к тому же всей мощи государственного административного ресурса. Одним из аргументов той кампании для населения был тот, что в стране начнется новый этап напряженности и хаоса, в случае непринятия предложенной Конституции. Это привело к тому, что многие не только не читали проект, но и не держали в руках текст новой Конституции (до 50% населения, по социологическим опросам). В научной литературе первыми обратили на это внимание Авакьян С.А.[3] и Окуньков Л.А[4].

Человеку свойственна гибкость, но реальность такова, что подлинные взгляды порой приходится скрывать отнюдь не только из-за неудовлетворенности правовой действительностью, а в силу конформности правосознания придерживаться рационального прагматизма в соблюдении и реализации своих прав и обязанностей. Налицо особая, свойственная лишь человеку ситуация, в которой неудовлетворенность становится, по крайней мере, неотъемлемой стороной его приспособленчества. Если это не бескомпромиссное стремление, а выраженное предрасположение личности, в какой она противополагает себя всеобщим нравам и обычаям, то при соответствующем стечении обстоятельств такое поведение может вылиться в акт отклоняющегося поведения.

Тем не менее, конформное поведение может быть выгодно индивиду, оно может являться одним из средств достижения его цели, для чего оказывается необходимым приспосабливаться к обстоятельствам, к мнениям окружающих. Процесс приобретения индивидуального опыта конформного поведения является результатом различных жизненных обстоятельств, приспособление индивида к влиянию социальной группы, на основе пассивного и безынициативного выполнения отдельных указаний руководителей и начальников. Затем в порядке рефлекторных действий используются разнообразные механизмы, такие как преследование собственных интересов, защитная реакция сознательных действий или поступков, опирающихся на систему нравственных предписаний и представлений отдельной личности.

Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо «сознательная» конформность, когда она вынуждена это делать под влиянием внешних факторов – «подчиняющаяся»[5] конформность.

Определенным проявлением «подчиняющейся» конформности правосознания подвержены государственные и муниципальные служащие, которым предписано руководствоваться в своей деятельности внутриведомственными актами министерств и ведомств, в какой-то степени интерпретирующие норму закона с отклонением. Используя недостатки законов, слабую правовую компетентность большинства служащих, управленцы вышестоящих инстанций издают множество нормативных документов (указания, письма и т.п.), размывающих или искажающих суть правовых актов и норм.

Обладая правом административного управления, вышестоящие органы служб и ведомств являются «адресатом многих нормативных и иных актов»[6], которые являются указаниями и разъяснениями публично-правового характера для государственных служащих, а для неопределенного круга лиц ущемляют их права и обязанности. Практика работы территориальных органов исполнительной власти показывает, что рядовые служащие в первую очередь и без каких-либо проблем исполняют указания своих непосредственных или вышестоящих руководителей. В процессе принятия решения чиновник ориентируется на мнение вышестоящих инстанций, нередко противоположные содержанию законов.

С течением времени подчиняющаяся конформность правосознания должностных лиц приводит к тому, что в своих действиях и решениях проявляется формально-бюрократическая наклонность к произволу, беззаконию, волоките, что приводит к росту правовых конфликтов в обществе и негативному отношению к властным структурам в целом.

Справедливости ради следует признать, что служащие разных уровней ни за что не согласятся с утверждением, что они нарушают закон и права граждан, данная линия поведения свидетельствует о жесткой системе подчинения, при которой служащие прежде всего ориентируются на внутриведомственные акты министерств и ведомств. Такая латентная связь заключается в том, что в то же время ведомственное разъяснение норм закона избавляет служащих от персональной ответственности. Это влечет за собой для граждан, контактирующих с органами власти, ослабление ощущения важности правовых норм.

Служащие усваивают в работе ту линию поведения, которая поддерживается в коллективе и поощряется руководством, в ходе которой вырабатывается множество прочных и реальных уз зависимости и формируется «подчиняющаяся» конформность правосознания. Жесткая иерархия подчиненности приводит к тому, что проявляется склонность в своих суждениях и поступках не отличаться от других. В последствие служащий вырабатывает наклонность с осторожностью выражать собственные взгляды и оценки, которые во многом определяют характер и направленность его поступков. Данное подчинение может поддерживаться на протяжении длительного времени.

По иному проявляется сознательная конформность правосознания на обыденном уровне в повседневной жизни. Конформность выступает в роли универсального психологического механизма воздействия на индивида, имеет большое значение при формировании психологической позиции индивида относительно принятия или отвержения им определенного стандарта, мнения, меру подчинения индивида групповому давлению. Значение этого механизма объясняется тем, что служит поддержанию постоянства в условиях изменения и развития общества.

Тем не менее, в значительной мере сознательная конформность правосознания выражена в форме пассивного принятия правовой реальности, в силу привычной апатии большой части населения из-за низкой степени отзывчивости правовой системы и её институтов на нужды и требования граждан. Другая причина распространения сознательной конформности заключается в том, что в российском обществе в силу многовековой привычки человек скорее будет довольствоваться необходимым и предпочтёт терпеть, чем бороться за свои права, не желая конфликтовать с органами, и не веря в торжество справедливости.

Конформные реакции довольно устойчивы, от них нельзя освободиться по желанию. Такое бывает и в обыденной жизни: человек, усвоивший определенную догматическую точку зрения, не желает вникать в сущность изменившейся реальности и отклоняет предлагаемую дополнительную информацию, так как боится запутаться.

Следует принять во внимание и тот факт, что конформная реакция у внушаемых индивидов – это тенденция менять точку зрения, содержание норм, ценностей, убеждений, отсюда склонность постоянно усложнять происходящие вокруг себя события; неуверенность в себе и в своих возможностях, отсутствие инициативы, самостоятельности, смелости в выборе собственной линии поведения, в достижении поставленной цели.

В тоже время сознательная конформность правосознания может пониматься как достижение социальной системой стабильности и интеграции. В целом конформность поведения приводит к консервации, сохранению в неизменном виде сложившегося алгоритма действия в обществе. Это отнюдь не означает, что такое общество будет устойчиво, если, во-первых, естественное развитие общества не приведет к рассогласованию целей и средств, или, если, во-вторых, внешнее влияние (экономическое, политическое и т.п.) не выведет всю систему из равновесия. Это показывает, что сознательная конформность в согласованности целей и средств еще является не достаточным условием устойчивости общества.

Но, признавая, что общество постоянно трансформируется, постоянно испытывает влияние иных культур и глобализации, правосознанию свойственное качество адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям, а осознаваемая проблема конформности позволяет объяснить связь реакции сознания на правовую действительность, включая недостатки в правовом воспитании граждан. Это не умоляет свободу выбора индивида, когда говорят, что у каждого свои взгляды, свои убеждения и т.п.

Несмотря на значительные перемены в обществе, по сравнению с предшествующим периодом, правовая информированность населения остается сравнительно невысокой. Следует учесть, что период становления нового общества будет длиться ещё не один год, поэтому критерий повышения уровня правовых знаний должен стать одним из приоритетных в государстве.

Альтернатива конформности – самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции по правовым вопросам, что не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе осознанной оценки правовой реальности. В этих целях необходимо особое внимание обратить на правовое воспитание подрастающего поколения, которые только формируют свои взгляды на жизнь. И чем раньше правовые представления, взгляды, убеждения будут закреплены, тем самостоятельней и уверенней будет вступление молодых людей в общество, тем менее заметно будет сказываться влияние конформности на их правосознание.

 

Литература.

 

1.                  Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, Сашко, 2000. С. 150.

2.                  Бахрах Д.Н. Административное право М., 1996. С. 81.

3.                  Васильев В.Л. Юридическая психология. 4-е изд., доп. и перераб., СПб.: Питер, 2002. С. 112.

4.                  Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Издательство БЕК, 1994. С. 9.

5.                  Савина Е.А., Ванг Х.Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст // Психологический журнал, 2003. № 5. С. 23-30.

6.                  Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М. Издательство НОРМА, 2002. С. 336.

 

Поступила в редакцию 30 сентября 2007 г.



[1] Савина Е.А., Ванг Х.Т. Выбор и принятие решения: риск и социальный контекст // Психологический журнал, 2003. № 5. С. 23-30.

[2] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М. Издательство НОРМА, 2002. С. 336.

[3] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, Сашко, 2000. С. 150.

[4] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Издательство БЕК, 1994. С. 9.

[5] Васильев В.Л. Юридическая психология. 4-е изд., доп. и перераб., СПб.: Питер, 2002. С. 112.

[6] Бахрах Д.Н. Административное право М., 1996. С. 81.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.