ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Генезис правосознания в условиях современного общества.

 

Кривцов Сергей Иванович,

соискатель Алтайского Государственного Университета,

главный специалист-эксперт Управления ФНС России по Алтайскому краю.

 

Говоря о правосознании, необходимо отметить, что правосознание слагается не из отдельных, изолированных элементов, а представляет собой интегрированную структуру психологических качеств и идеологической зрелости человека. Правосознание является внутренним голосом жизненной позиции личности. Впрочем, всесторонне развитый человек формируется не сразу, а постепенно, по мере закрепления личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг жизненных ситуаций.

Для решения исследуемой проблемы немаловажно раскрыть в основных чертах периодизацию генезиса правосознания личности, что позволит прийти к пониманию и постижению предпосылок возникновения и последующего неизбежного воздействия окружающей среды на правосознание.

Правовое сознание формируется под влиянием воспитания, условий жизни и проявляется в особенностях социального поведения личности. С рождения человек включается в систему существующих в обществе отношений вначале в семье, далее наступает период образования и трудовой деятельности, при этом ему каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям своего существования. Благодаря этому формирование и социализация его личности происходит постепенно. Вот почему считается, что личностью «человек не рождается; личностью он становится»[1].

Историческая и мировая практика показывают, что без воспитания не возможно сформировать креативного человека, подготовить его к самостоятельной жизни и деятельности в обществе, способного не только применять накопленные достижения культуры общества, но и приумножать их в будущем. На процесс воспитания оказывает влияние принадлежность к той или иной национальности и язык общения, общественный строй и социальный климат в обществе, общепринятый базис ценностей, средства массовой информации и многое другое. Результат воспитания воплощается в осознании и развитии мировоззрения личности, которое определяет его образ жизни и стратегию поведения, ориентирует в жизнедеятельности, от которого каждый индивидуум получает свою опору и поддержку. Цель воспитания - вырастить человека со свободной волей, подготовленного к самостоятельной жизни. Задача правового воспитания состоит в том, чтобы с детства выработать расположенность признавать авторитет права, не в смысле дисциплинарно навязанного подчинения, а естественного устойчивого чувства права и правоты, утвердить склонность к самопринуждению соблюдать определенные правила и самоуправления в своих действиях и поступках.

Развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап характеризуется новоприобретенными субъектными мироощущениями и новыми знаниями о материальном мире. Каждый этап характеризуется определенным типом воспитания или их воздействием в комплексе. По институциональному признаку воспитание дифференцируется на семейное, образовательное, конфессиональное (религиозное), а также существенное значение имеет общественное воспитание – как в социальной среде по месту жительства, так и общественными организациями и т.п.

Семейное воспитание – это организация развития жизненного процесса ребенка в условиях семьи, именно в этой среде формируются задатки будущей личности. В этот период ребенок активно копирует манеры и привычки поведения членов своей семьи, что с одной стороны является одним из способов познания мира, с другой закладывают в его характере основы его будущего поведения в обществе.

В семейном воспитании имеет большое значение народные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Выработанные жизненные ценности до изобретения письменности, передавались в устном народном эпосе, таком как, сказки и былины, сказания и предания, пословицы и поговорки. По своей сути народный эпос осуществляет воспитательно-образовательную функцию в формировании нравственных ценностных ориентаций, передавая в легко запоминающей форме, живым и выразительным языком, меткими и остроумными эпитетами, поучительные житейские советы и нормы поведения, получая их с малых лет, ребенок впоследствии руководствуется ими в жизни.

Например, сказка, как культурное наследие, вырабатывает у ребенка воображение, обогащает и гуманизирует психологические качества, так как ребенок, слушающий сказку, не только сопереживает персонажам сказки, но и невольно сам чувствует себя её активным участником. При этом содержание сказки не утруждает ребенка наставлениями и поучениями, а предлагает образы, которыми он наслаждается, с которыми вместе усваивает жизненную важную информацию. Наряду с этим в сказке все герои имеют четкую градацию: они либо хорошие, либо плохие, что очень важно для определения симпатий ребенка, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Отдавая должное роли сказки в воспитании, следует отметить, что ребенок «чувствует себя борцом за правду и страстно жаждет, чтобы борьба, которую ведет благородный герой, завершилась победой над коварством и злобой»[2], в то же время, сюжет сказки учит ребенка думать, оценивать поступки героев. Таким образом, как считает К. Ушинский «ребенок в сказке видит правду и хочет только правды»[3].

Можно судить о развитии правосознания на определенном историческом этапе, по тому какие персонажи в литературе для детей преобладают в обществе в этом периоде. Наряду с этим для развития ребенка важен тот импульс, который дают ему родители, воспитатели, знакомя его с культурным наследием своего народа и всего человечества. Пока ребенок еще маленький культурное наследие передается ему в народном эпосе, в специальной литературе, которое развивает воображение, тренирует память, внимание и развивает речь.

По мере взросления человек контактирует с новыми для него социальными институтами общества, такими как детский сад, школа, институт, общественные организации, а также немаловажное значение имеет влияние уличной среды. И все-таки, первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, только затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты – государственные учреждения, социальные объединения, другие индивиды.

Непреходящей ценностью для становления, воспитания и гармонизации личности до сих пор является система религиозных ценностей, традиции и обряды различных конфессиональных культур. Поскольку в большинстве своем мировая цивилизация состоит из верующих людей, постольку роль религиозного или церковного воспитания имеет большое значение.

Задача религиозного образования состоит в формировании определенной системы ценностей, которые предопределяют поведение человека в различных обстоятельствах во взаимосвязи с его религиозными убеждениями, что делает насущной координацию вероисповедания с мотивацией поступков и решений. Это, прежде всего, личностный характер обучения через единство семьи, привитие навыков восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, глубоко нравственное отношение к окружающему миру, несмотря на то, что нравы и обычаи различных религий весьма сильно разнятся.

Становление человека при конфессиональном воспитании осуществляется на канонических нравственных нормах поведения, сформированных религиями, которые со временем дополнились условием, что его поведение не должно ограничивать свободы другого человека. Каждая религия закладывает в сознание своих последователей мотивы, по которым человек соблюдает право, они заключают в себе самый корень правосознания, например десять христианских заповедей являются квинтэссенцией не только правомерного поведения, но и здорового морального образа жизни.

Следует отметить, что та или иная религия (конфессия) выработала свои методы и принципы воспитания и образования своих последователей. Кроме всего прочего, эти методы и принципы направлены на формирование соответствующего мировоззрения. В то же время анализ современной российской истории позволяет говорить об упадке религиозного воспитания и образования нашего общества, что обусловлено во многом атеистическим курсом советского государства.

В последние годы в обществе развернулась дискуссия о возвращении в процесс образования основы религиозной культуры. При этом участники полемики имеют разную точку зрения на введение основ религиозной культуры в обязательный образовательный стандарт. Но все-таки отметим, что основы религиозной культуры и вообще религиозное образование рассматривается в статье, как один из источников формирования правовой культуры и правосознания. Абсолютно ясно, что в религиозных школах (семинариях, медресе и т.п.) обязательный курс основ религиозной культуры соответствует профилю обучения, но в общеобразовательной школе допустимо только в форме факультатива и только добровольно. Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества. Священнослужители пытаются жить интересами общества и влиять на паству, укрепляя нравственный климат в обществе, что подтверждается общественно значимыми вопросами, которые обсуждаются на Всемирных Русских Народных Соборах.

Совершенно очевидно, что для становления личности огромную роль играют образовательные учреждения, важнейшей задачей которых является не только передать ученикам знания, жизненный опыт, освоенных обществом, но и развить зачатки правосознания, полученные в раннем детстве и в период знакомства с традициями и обрядами религии. Интерес общества в образовании состоит в том, что это «процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей»[4]. В процессе обучения и воспитания происходит интенсивное развитие психологических качеств личности, более содержательным становится мышление, появляется склонность к анализу, проявляется интерес в поиске причинно-следственных связей между явлениями, на основе приобретенных знаний, умений и навыков.

Образовательные учреждения, наряду с семейной средой должны формировать человека с перспективой для жизни в обществе. В этих целях человек в процессе обучения и воспитания должен освоить нормы и правила, имеющие не только культурно-историческое значение, но ценность для общества. В результате освоения норм морали и нравственного поведения, принятых в обществе, а также правила межличностных и деловых контактов, из образовательных учреждений должны выходить адекватные члены общества, а не только поверхностно знающие правила дорожного движения. Незнание права ведет к заблуждению в сложной и разнообразной жизни, к неизбежным ошибкам и просчетам в правоотношениях. Ведь право, как известно, пронизывает все сферы нашей жизни. Образовательные учреждения не дают сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций, прагматических знаний профориентации предприимчивого и коммуникабельного человека.

Целью образования является развитие в личности определенной системы ценностей и навыков, чтобы между психологическими и идеологическими элементами связь выстроилась в устойчивую иерархическую структуру, а поведение стало автономным и стабильным. В этой связи можно привести известное определение Д. Дьюи: «эффективное образование возможно лишь в одном периоде жизни, в детстве»[5]. По этому поводу также уместно вспомнить историю древнего Рима, «если элементарное юридическое образование было частью общего образовании»[6], которое начиналось с детства в кругу семьи. Тогда весь народ принимал участие в обсуждении законодательных предложений, что обязывало граждан владеть элементарными правовыми знаниями. Рецепция римского права в странах Западной Европе послужила не только фундаментом для правового развития европейских народов, но и изменениям в общественных отношениях, которые в свою очередь кардинально преобразовали уклад жизни этих народов, что объединило их в более тесное сообщество.

Соответствующие традиции закладывались и в России, преимущественно под влиянием западной культуры и цивилизации, в особенности византийской. И все же в России сложилось представление о праве с преобладанием в правовом сознании «не формально-догматических и естественнопрактических факторов, а нравственно-этических и духовно-религиозных явлений человеческого бытия»[7], выраженных в интуитивно-сущностном представлении о законах, правосудии и понимании принципов права. Исключительно «российской культуре присущ и свойственен напряженный духовный поиск, жажда справедливости, апелляция к праву, а не закону»[8]. Правовое воспитание направлено не только на информированность о своих правах и обязанностях, но оно также предполагает развитие уважительного отношения к законам и правам человека, ориентировано на знание о мерах ответственности и на предосудительное отношение к тем, кто своими делами демонстрирует неуважение к праву общества.

После необходимого периода обучения начинается трудовая деятельность индивида. В жизни человека наступает стадия совершенствования и дальнейшего самостоятельного саморазвития личности на протяжении всего дальнейшего жизненного пути, когда под влиянием внутренних и внешних факторов, личность включается в освоенную общественную среду в качестве самостоятельной единицы. В этом зрелом возрасте человек постигает смысл жизни и пересматривает свое представление о человеческих ценностях. Такое постижение происходит под влиянием жизненного опыта человека, в сравнении с наглядным примером других людей, когда человек учится на ошибках собственных или чужих, вольных или невольных, вызванных обстоятельствами жизни. В этот период окончательно формируется и укрепляется определенное мировоззрение, система незыблемых ценностей, позволяющих жить в равновесии или противостоянии с обществом. Вот только теперь правовые установки, полученные в детстве и юности, придают правосознанию личности житейскую мудрость сквозь призму прав, обязанностей и ответственности. Вдобавок ко всему правовые установки обладают способностями, во-первых, сохранять во времени отношения личности к правовой действительности и определять устойчивость поведения личности, во-вторых, правовые установки актуализируются в соответствующей ситуации и проявляются в индивидуальном правовом поведении личности.

В трактате «Государство» Платон одним из первых обратил внимание на воспитание и обучение человека «начиная с детства и в течение всей жизни»[9] в интересах процветания общества. Все больше и больше фактов говорит о том, что идея Платона в нашем современном обществе подтверждается. Так большое значение в жизни каждого из нас приобретает информация, которая не только просто добавляет знания до его применения, но и оказывает непосредственное воздействие на наше дальнейшее самовоспитание и самообучение, по сути дела укрепляет или перестраивает мировоззрение. Помимо этого изменяется форма быта, поведение, раньше считающее недопустимым, становится обычной нормой. Внешнее влияние непременно отражается и на внутреннем мире человека.

Главным инструментом воздействия на общественное сознание стали средства массовой информации. Подчас владение и распространение информации является инструментом воздействия на индивида с иллюзией независимости выбора: от ненавязчивой рекламы бытовых товаров, до неназойливого принуждения к политическим пристрастиям. В свое время не случайно Советский Союз проиграл идеологическую борьбу за молодежь, наиболее активную в общественном плане часть населения, от эффективного воздействия массовой культуры Запада. На первый взгляд глянцевые журналы незатейливо раскрывают новые направления моды, предлагают советы, как следить за собой и обустроить свой повседневный быт, но каждый из них несет свою мировоззренческую информацию. Просто сложная информация преподносится в глянцевом формате, который незаметно прививает новые ценности и способствует изменениям в мышлении. Этому способствуют не только печатные издания, но и кино, телевидение и т.п.

Одним из каналов воздействия на правосознание уже взрослого индивида оказываются взаимоотношения с учреждениями исполнительной власти, что в наше непростое время является доминирующим фактором не только к переоценке событий и взглядов на законодательство, но и пересмотр собственных устремлений. С советских времен люди в большинстве случаев не имели возможности отстаивать свои права, прививаемые десятилетиями рядовым гражданам идеалы и моральные ценности, не приучали их к правовым действиям. Всевозможные периоды из недавнего прошлого – «социалистический застой», «перестройка», «рыночные реформы», только выработали у населения «стойкий рефлекс» недоверия к власти. Так в годы реформ резко возросло число правовых конфликтов в обществе, которые власти не только не пресекли, но некоторые из них были спровоцированы ею же своими действиями или бездействиями. И что вызывает удивление, так это то, что представители власти являются избранниками того же общества, которое доверило им эту функцию. Надо ли удивляться, тому что «если криминологи считают, что реальный уровень преступности в сравнении со статистическим выше раз в десять, то уровень нарушений прав человека в современной России оценке вообще не поддается»[10], поэтому в нашем обществе процветает правовой нигилизм.

Однако не следует считать, что народ совершенно безграмотен в области права, а правовой нигилизм полностью господствует в сознании наших граждан, нет, это только указывает на то, что запас знаний основ юриспруденции основной массы населения – недостаточный, а вследствие всплеска изменений законодательства правосознание становится фрагментарным. Просто рядовой гражданин в большинстве случаев приобретает свои знания права в обыденной жизни на бытовом уровне, из конкретной своей жизненной ситуации или близких знакомых.

Следует согласиться с мнением В.Н. Синюкова, что: «нигилизм» – вполне нормальное для правовой культуры явление, вовсе не свидетельствует о «низком уровне правосознания», «слабости юридических традиций». Скорее наоборот: ситуация массового нормативного нигилизма предполагает весьма высокое морально-правовое сознание общества, жестко верифицирующего культурную и социальную адекватность писаного права»[11]. Подчас на проявление нигилизма немаловажное влияние оказывает противоречия или нечеткость формулировок в законах, когда даже должностные лица не могут обеспечить их правильное толкование и применение, что олицетворяется в обыденном правовом сознании произволом и тому подобными злоупотреблениями чиновников. Сказанное лишь подчеркивает сложность построения законности в России, и какие, прежде всего, многообразные элементы правосознания она выявляет, актуализирует и до какой степени прошлое необратимо, а настоящая правовая система еще не устойчива.

Но, следует и учесть индивидуальные качества личностей, которые наслаиваются и со временем видоизменяются, а вместе с ними изменяются способы восприятия и потребности, которые возникают и используются в результате материального и духовного развития общества. Именно эта стремительная динамика социальных и культурных перемен, происходящих на современном этапе развития общества, все более растущий массив законодательства и высочайший уровень информатизации, вызывает необходимость рассматривать процесс правового просвещения и юридического образования, как самостоятельный индуктивный процесс личности в правовом обучении. Смысл этого явления выражается в том, что в настоящее время нет такой категории граждан России, для которой бы не стояла проблема правовой осведомленности и юридической грамотности, по этой причине им приходится самостоятельно решать эту проблему.

В современных условиях, когда сущность России характеризуется как правовое государство, которое в данных обстоятельствах выглядят довольно странно: если правовое воспитание пребывает в забвении, а существует только четко отлаженная система констатации негативных правовых явлений. Если этого не делается, это может означать, что у индивида правосознание не развито, человек становится жертвой бытового правовоспитания, снижается его деловая активность. Мы должны исходить из того, что развитие правовой культуры и правосознания не является только долгом гражданина, но это и обязанность государства, государственных органов власти координировать и разрабатывать систему соответствующих условий в данном направлении. И начинать нужно с того, чтобы абсолютно четко и ясно проводить вектор развития общества и государства в возрождении достоинства человека, изменить парадигму отношений человек–государство, с особыми представлениями о социальном статусе личности, принципах права, сочетающей возрождение российских национальных традиций и культуры.

Подводя итог вышесказанному нельзя не отметить, что генезис правосознания претерпевает постоянные переходы, «знает свои пики и падения, свою эволюцию, развертывание по времени»[12]. Необходимо остановиться на одном принципиальном, на наш взгляд моменте – генезис правосознания воссоздает процесс формирования современного индивида в течение жизни, его знание пересматривается, уточняется и модифицируется.

Анализируя генезис правосознания, необходимо констатировать, что историческим корням правовое сознание обязано народным традициям и обычаям, религиозной культуре, того общества, в котором человек вырос. Необходимо считаться и с тем, как создавалась российская государственность и как вырабатывалось у нас национальное чувство, какие детерминирующие изменения затронули наше современное общество.

 

Литература.

 

1.                Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб: Питер, 2006. – 304 с.

2.                Венгеров А.Б. Теория государства и права. - 4-е изд.стер. – М.: Омега-Л, 2007. – 608 с.

3.                Дьюи Дж. Общество и его проблемы. / Перевод с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Косиловой. – М.: Идея-Пресс, 2002. – 160 с.

4.                Мирзоев Г.Б., Бойков А.Д. К вопросу о задачах профессионального воспитания // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. №4. С. 110.

5.                Платон Государство. Законы. Политик. / Предисл. Е.И. Темнова. М.: Мысль, 1998. 798 с.

6.                Покровский И.А. История римского права. СПб: Издательско-торговый дом «Летний Сад», Журнал «Нева», 1999. – 533 с.

7.                Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 713 с.

8.                Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994. – 496 с.

9.                Сорокин В.В. Демонтаж фундамента отечественной юриспруденции (О месте и роли теории права и государства в контексте современного юридического образования) // Российская юстиция. 2007. №7. С. 51 - 55.

10.           Ушинский К. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.

11.           Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. М.: Педагогика, 1990. 384 с.

 

Поступила в редакцию 20 ноября 2007 г.



[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. С. 641.

[2] Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. М.: Педагогика, 1990. С. 134.

[3] Ушинский К. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 175.

[4] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб: Питер, 2006. С. 63.

[5] Дьюи Дж. Общество и его проблемы. Перевод с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Косиловой. – М.: Идея-Пресс, 2002. С. 48.

[6] Покровский И.А. История римского права. СПб: Издательско-торговый дом «Летний Сад», Журнал «Нева», 1999. С. 136.

[7] Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994. С.223.

[8] Сорокин В.В. Демонтаж фундамента отечественной юриспруденции (О месте и роли теории права и государства в контексте современного юридического образования) // Российская юстиция. 2007. №7. С. 54.

[9] Платон Государство. Законы. Политик. / Предисл. Е.И. Темнова. М.: Мысль, 1998. С. 150.

[10] Мирзоев Г.Б., Бойков А.Д. К вопросу о задачах профессионального воспитания // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. №4. С. 110.

[11] Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов: Полиграфист, 1994. С.218.

[12] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - 4-е изд.стер. – М.: Омега-Л, 2007. С. 560.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.