О
композиции «Сна» И.С.Тургенева.
Сенькина Юлия Николаевна,
аспирант
Орловского Государственного Университета.
Композиция
повести необычна. В. Фишер в статье «Повесть и роман у Тургенева» обращается к
анализу глубинных слоев композиции и в связи с её изучением поднимает проблему
влияния фатума на жизнь человека. Исследователь выделяет три композиционных
элемента: норма, катастрофа, финал. «Норма»
– это изображение человеческой личности в обычных житейских условиях, спокойное
течение жизни. «Катастрофа» –
нарушение «нормы» из-за вторжения непредвиденного, не вытекающего из данного
положения обстоятельств. Происходящее с тургеневскими героями носит отпечаток
фатума. «Финал» – конец катастрофы,
изображение её психологических последствий и постепенного возвращение в
«нормальное» течение жизни [Фишер В., 1920. С.16]. Композиционным своеобразием тургеневской повести
является то, что в ней не одна, а две «катастрофы», не одна, а две «нормы»
Первой
«нормой» в повести является
счастливое путешествие родителей рассказчика, о котором впоследствии ему
поведает мать: «У меня была хорошая приятельница… Она вышла замуж за человека,
которого любила всем сердцем, – и она была очень счастлива со своим мужем. В
первый же год брака они поехали оба в столицу, чтобы провести там несколько
недель и повеселиться…» [С.,11.278]. Заметим, что повествование здесь выдержано в реалистическом ключе, образы-символы отсутствуют. «Норма»
является реалистической экспозицией. Отличительная особенность композиционной
организации повести состоит в том, что экспозиция находится в конце
произведения. Переход от «норме» к «катастрофе» совершается у Тургенева с
помощью завязки, причём она носит ярко выраженный романтический характер.
Обычно в «таинственных» повестях завязкой служит появление женского образа,
именно с образом женщины у Тургенева нередко связана «тайна». Но в повести
«Сон» завязка иная – она, напротив, сопряжена с появлением мужчины.
Появлением мужского персонажа приоткрывается «тайна»
героев, становятся понятны особенности характера матери и причина странных
порывов злых чувств сына. Оказывается, что настоящий отец героя – офицер, игрок, «ужасный человек с злыми глазами». «Катастрофа» во «Сне» связана с
появлением незнакомца – отца рассказчика, который обманом проник в дом героини и
овладел ею: «…Вдруг что-то там шевельнулось, приподнялось, раскрылось… И прямо
из стены, весь черный, длинный, вышел тот ужасный человек с злыми глазами! Она
совсем замерла от испуга. Он подошел к ней быстро, как хищный зверь, бросил ей
что-то на голову... Это походило на смерть, убийство… Когда, наконец, рассеялся
тот страшный туман – когда я …когда моя приятельница пришла в себя, в комнате
не было никого» [С.,11.278]. В сцене свидания барона с матушкой, которое
«походило на смерть, на убийство», Тургенев активно использует глаголы–движения
(«шевельнулось», «приподнялось», «раскрылось», «вышел» и
др.) с целью передать динамику
происходящего, её молниеносность. Писатель обращается к эмоционально-оценочной
лексике, содержащей негативную семантику: «ужасный», «хищный зверь»,
«смерть», «убийство», что способствует передачи эмоциональной напряжённости внутреннего психического состояния героини.
Пространственный образ стены
символизирует возможность проникновения опасности, тайных сил. Именно через стену «ужасный человек с
злыми глазами» врывается в комнату. Человек («барон») уподобляется «хищному
зверю». Показательно, что образно-символическое сравнение выступает у
Тургенева как важное эмоционально-экспрессивное характерологическое средство. С
этой же целью писатель использует слова с семой ‘зловещий’, ‘смертоносный':
«она совсем замерла от испуга»,
«это походило на смерть, на убийство». Мотив охоты соотносится у Тургенева с темой
любви-страсти: охотником является барон,
жертвой – матушка. Надо отметить,
что у писателя хищник / жертва – это
одна из постоянных антитез при разработке концепции роковой любви, её власти
над человеком и его порабощения (ср.: «Вешние воды»). При изображении
«катастрофы» чрезвычайно важен образ тумана. У Тургенева данный образ полифункционален.
Благодаря ему писатель метафорически указывает на неясность, призрачность для
героини того, что с ней происходит. Таинственное появление барона меняет
психологическое состояние матушки: на мгновение она как будто вырывается из
своего сна, становится иным человеком,
но всё, что с ней произошло для неё не явь, а «страшный туман»: «Так это все
было странно, точно она все это делала
во сне, точно она отсутствовала, а кто-то другой говорил ее устами или
заставлял ее говорить» [С.,11,277]. В данном описании слова: «кто-то другой»,
«странно», «отсутствовала», «заставлял ее говорить» – являются ключевыми, с их помощью показано раздвоение личности героини. По сути дела,
мать не контролирует своих действий, но при этом обнажено её подсознание, потаенные
мысли как бы «выплескиваются» наружу и совершается роковое признание, что всё,
что произошло, – явь и произошло именно с нею: «…когда я… когда моя
приятельница пришла в себя, в комнате не было никого…» [С., 11,278]. С того
самого момента, как «ужасный человек» овладел героиней, начинается её трагедия:
«прежнее счастье исчезло» [С.,11,279]. Женщина ощущает себя «преступницей», и
воспринимает свою трагедию не как роковую случайность, а как наказание за
какую-то неизвестную ей вину: «… она была наказана, но разве она не в праве перед
самим Богом объявить, что наказание, которое ее постигло, несправедливо» [С.,11,279].
«Финалом» произошедших событий –
рокового вмешательства барона – становится
отравленная жизнь матушки и сына: «Но жизнь наша проходила не весело:
казалось, тайное, неизлечимое и незаслуженное горе постоянно подтачивало самый
корень в ее существование… » [С., 11,269].
Композиционное своеобразие повести состоит в том, что «финал» в ней превращается в «норму». Роковое событие
оставляет за собой глубокий след – невозможность забыть ужаса произошедшего.
Более того – герои переживают ещё одну – вторую «катастрофу» (новое появление
незнакомца и его смерть), влекущую за собой новый «финал»: «С матушкой мы
никогда не разговаривали о нем… матушка долго была больна, да и после ее
выздоровления прежние наши отношения не возобновились. Ей стало неловко со мной
– до самой смерти… Все сглаживается, воспоминания о самых трагических семейных
событиях постепенно теряют свою силу и жгучесть…» [С.,11.289-290].
Показательно, что первая «катастрофа» «наслаивается» на вторую, «вытекает» из
неё, и благодаря этому композиционному приёму – совмещение романтического
(«катастрофа») и реалистического («норма» и «финал») планов повествования –
усиливается напряженность изображаемого, создается некая «хаотичность»
событий. Композиционные части в повести
по-разному окрашены эмоционально: «норма» и «финал» описаны нейтрально, темп
повествования умеренный. «Катастрофа» – пик эмоциональности, напряжённость
чувствуется даже на лингвистических уровнях, темп повествования явно
убыстряется. Эмоционально напряженное описание свидетельствует о вмешательстве
в человеческое существование стихии, фатума. «Таинственное» обнаруживается в
самой организации повести: «нити» прошлого и настоящего, время реальное и
субъективное (то есть время жизни внутренней) переплетаются.
Evtan.ru Проектирование и монтаж систем вентиляции evtan.ru. evtan.ru |
Литература.
1. Фишер В. Повесть и роман у Тургенева //Творчество
Тургенева. Сб.ст. под ред.И.Н.Розанова и Ю.М.Соколова. – М.,1920.
2. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 28-ми т. Сочинения
в 15-ти.М.,Л.:Наука,1960 – 1968, Т.XI. Далее
все ссылки на это издание даны в тексте с указанием серии, тома и страниц.
Поступила в
редакцию 26.02.2008 г.