ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности формирования молодежных субкультур Республики Бурятия в конце ХХ – начале XXI веков

 

Калашникова Вера Викторовна,

аспирант Бурятского государственного университета.

 

В статье рассматриваются особенности молодежных субкультур в Бурятии, анализируются основные факторы, влияющие на появление молодежных субкультур в период с конца ХХ – начала XXI вв., а также причины появления, рассматривается история формирования субкультур, выявляются особенности и направленность той или иной субкультуры. Автором приводится  классификация молодежных субкультур.

 

В последние десятилетия устойчивый интерес исследователей  вызывают молодежные субкультуры, как в отечественной, так и в западной гуманитарной науке. Связано это,  с тем  обстоятельством, что молодежные субкультуры, или часть их стали важным  средством эволюционного обновления современного общества. Изучение субкультурной ситуации в российских регионах, региональных особенностей представляется интересной и важной задачей, учитывая, в частности, увеличение значения регионов в сегодняшней России.

Молодежные субкультуры, своего рода, часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество «постмодерна» может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное,  раскованное и интеллектуальное.

Эти субкультурные объединения организуют разного рода акции: от шумного на грани хулиганства поведения на концертах любимых рок-групп до «показательных акций» юных последователей Э. Лимонова, и что уже совсем пугающе – до погромов различных национальностей совершаемых разного рода фашистскими объединениями. Российские и западные молодежные субкультуры - результат осознанного поиска некоей новой, идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры. Для России таким источником стал европейский и американский Запад. Отечественные молодежные субкультуры конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, являясь сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Особенность отечественных молодежных субкультур и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, в отличие от западных, где осуществлялось принятие законодательных актов, программ, проводились общественные акции.

Прежде чем приступить к рассмотрению состояния молодежных субкультур в  республике Бурятия, необходимо определить значение термина «субкультура». «Молодежная субкультура» – культурное пространство и круг общения подростковых и молодежных сообществ, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности. Основной фактор, привлекающий молодежь к субкультуре – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса [1, 7]. Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе.

В 90-е годы ХХ в. в Бурятии происходили похожие процессы, как и в других регионах России – это возрастание влияния «зоны», криминальной субкультуры, что вызвало отторжение определенной группы молодежи и в городе Улан-Удэ появились представители таких молодежных субкультур как: «хиппи», «панки», «скинхеды», «стритовщики», «толкинисты», «байкеры», «эмо». Эти объединения отличаются от криминализированной, агрессивной части тем, что, во-первых, на них меньшее влияние оказывает криминал, во-вторых,  наполняются больше интеллектуальным содержанием, в-третьих, нацелены на проведение досуга. Можно разделить эти субкультуры на романтическо-подражательные (хиппи, стритовщики, толкинисты, эмо, с некоторыми оговорками байкеры), анархическо-аморальные (панки, металлисты, хиппи), криминальные («гопники», «шпана») и экстремистские («скинхеды» или «бритоголовые»).

 Социальными причинами появления молодежных субкультур явился кризис общества и его основных институтов, что не могло не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Кризис института семьи и семейного воспитания, агрессивный стиль воспитания в духе «зоны» порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовлены условия к межгенерационному отчуждению.

Одной из острейших проблем семьи – проблема разводов. В Бурятии ежегодно более 4,5 тыс. детей остаются с одним из родителей [2, 5]. Это база для появления социальных сирот, детской преступности, бродяжничества.  В связи с трансформацией современного общества переживают кризис традиционные институты  социализации личности. Рост влияния западной «поп-культуры» и формирование единого городского пространства ведет к обезличиванию общения, возрастание возможности найти приверженцев самых «продвинутых» идей.

 

Таблица 1.

Сведения о преступлениях в Республике Бурятия в отчетах  комиссии по делам несовершеннолетних [3, 6] .

 

1998 г.

1999 г.

Рост в % 1999 г. к 1998 г.

Количество несовер-х на терр. РБ

319846

313730

 

Совершивших кражи

393

445

13%

Угон автотранспорта

35

14

 

Хулиганство

304

294

 

Уклоняющихся от учебы, работы

857

976

13,9%

Употребляющих спиртные напитки

1020

1011

 

Употребляющих наркотические, токсические вещества

181

199

9,9%

Совершивших иные преступления (грабежи, вымогательства и  т.д.)

705

752

6,7%

Самовольные уходы из дома

182

220

20,9%

 

Следовательно, высоки показатели преступности среди несовершеннолетних, так же возросло количество подростков уклоняющихся от учебы и работы, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством. Именно эти дети составляют основу молодежных группировок и молодежных субкультур, их взросление, а также становление личности происходит на улице. Эти подростки первыми попадают под влияние криминала.

Субкультура «панков» в городе Улан-Удэ появилась в начале 1980-х гг., в школах города можно было наблюдать отдельные элементы панккультуры: бритые виски, ношение булавок на штанине и т.д. В массовом сознании панки ассоциировались с фашистскими группами и вызывали враждебность у большей части улан-удэнской молодежи. Поэтому школьные и вузовские администрации без особого труда пресекли подобную моду,  вторая волна популярности приходится на рубеж ХХ – ХХI веков.  В связи с агрессивным поведением по отношению к панкам движение затихает со второй половины 1980-х годов примерно на десять лет (часть уходит в андеграунд, а часть покидает движение), а с 1994 года начинает свою деятельность группа «Оргазм Нострадамуса», которая объявляет себя панкориентированным движением, выбирает соответствующую музыку: панк-рок с влиянием хард-кора. Эта группа олицетворяет протестную часть молодежи и сплачивает вокруг себя подростков. Один из участников «панк-движения» сказал, что «панки, металлисты, хиппи слушали рок и тусовались вместе, так что чёткого деления между ними  в городе не существует до сих пор». [4, 1]. Основная идея – протест против массовой культуры в виде «попсы», протест против нарастающей бюрократизации общества. В Бурятии панки имеют ещё одно название – «анархо-аморалы».  Вокруг таких музыкальных групп, как: «Оргазм Нострадамуса», «Аборт мозга», «Афазия», «Проникающая радиация» объединяются «панки» города. Потребность молодых к лучшему, интеллектуально более насыщенному существованию побуждает часть из них обратиться к музыке «протеста». «Хиппи», «панков», стритовщиков» объединяет то, что они слушают музыку, пусть она отличается  - у каждого своя, но это черта общая.

В Улан-Удэ отсутствуют устойчивые группы среди «панков», вероятнее всего, нет возможности подразделяться на фанатов  панк-рока, классического английского панка, «поп-рока» и др. «Нам приходилось «выживать» в городе всем вместе, отсюда и особенность, нас не принимали другие молодежные группировки, такие как братва, гопники, шпана, которые могли подойти и избить» [5, 2].

Каждое лето «панки» проводят концерты с выездом на Байкал, например, в 2007 г. «Байкал-шаман», часто устраивают рок-концерты под открытым небом на площади Советов и площади Революции города Улан-Удэ.

 Характерная атрибутика панка: наличие знака анархии на одежде,  отличает также футболка с изображением какой-нибудь рок группы, балахон, рюкзаки, обувь «гриндерсы» или обувь с мощной платформой, крупные цепочки, похожие на унитазные, браслеты с шипами.

Они не признают никаких правил, не признают лидеров, но имеют «авторитетных панков» и свою иерархию:

1.                  Младший слой – подростки 12 – 15 лет, этот слой многочисленен, можно сказать составляет основу.

2.                  Средний слой – подростки 15 – 20 лет, этот слой немногочисленен, но является нормообразующим слоем.

3.                  Взрослый слой  после 20 лет, отгорожен от остального движения, их ещё называют «идеологами» или «старыми» панками.

Проведенное исследование выявило, что в качестве причин ухода в панккультуру интервьюеры отмечали:

-    вызов обществу и протест против «ханжеской морали»;

-    вызов семье, непонимание со стороны родителей;

-    нежелание быть как все;

-    желание утвердиться в новой среде;

-    привлечь к себе внимание;

-    недостаток доступных досуговых учреждений для молодежи;

-    копирование панккультуры, различных течений и движений молодежной западной субкультуры;

-    дань моде;

-    протест против возрастания влияния криминальных структур.

Основой объединения панк-движения в Бурятии интервьюеры отмечали: общность мыслей и интересов в оценке реалий, происходящих в стране. Рост коррупции, снижение уровня жизни отдельных групп населения, бюрократизация.

Как известно, для больших движений не характерны лидеры, по самым неточным подсчетам панков в городе около 800 человек, такую цифру предлагают сами панки, нужно заметить, что в веб-сайтах предлагается иная цифра, которая составляет 3000 человек; у них нет лидера, но имеются авторитетные панки такие, как: Угол, Архип, Борман, Сабрина. В национальном плане в этой группе присутствует равное количество бурят и русских. Вступают представители и иных национальностей таких как: армяне, азербайджанцы, татары и другие.

В этой субкультуре к девушкам относятся пренебрежительно из-за того, что они не грамотны в панк-музыке, во-вторых, неинтеллектуальны и мало занимаются самообразованием в движении панков, не понимают в большинстве случаев «идеологию» панка. Девушки, как правило, не задерживаются в этой субкультуре, они ищут себе друзей или партнера, если находят, то пытаются уйти из субкультуры. Поэтому эта субкультура представлена мужским направлением, хотя в панккультуре есть авторитетные девушки, такие как Сабрина, Зена и другие. Они остаются и развивают эту субкультуру.

Способ попадания в эту группу следующий: необходимо знать различные движения в панккультуре, знать лидеров-панков по всей России и в мире, знать какие панк-группы наиболее авторитетные и признаются всеми панками. Своего рода это небольшой экзамен, если ты справишься, на все вопросы ответишь, то тебя «зауважают» и примут в «свои» ряды.

Как известно, отсутствие идеологии не означает, что ее совсем нет. Напротив появляется огромное количество различных идеологий, концепций, начиная от религиозно-духовных, заканчивая экстремизмом. Панккультура в нашем городе также формирует определенный образ и как было уже отмечено – это образ анархо-аморала, который не признает общих правил, установленных обществом, а создает свои, не признает лидеров, выступает за свободу во всех отношениях, в том числе и сексуальную, протестует против обыденности.

Очень тесно к панкам примыкают «стритовщики» (от английского street – улица) – они поют песни на центральных улицах нашего города, собираются на центральной улице Ленина, Элеваторе, знаменитая стена «Цоя» (с тыльной стороны театра «Ульгэр») – одно из любимых мест стритовщиков. Одеты они также как панки: футболки с изображением рок группы, военные ботинки, рюкзаки, балахоны. За плечами – гитара.

 «Мы это делаем для того, чтобы не было скучно» - основная идея стритовщиков [6, 3].  Движение только появилось и поэтому очень малочисленно. Возраст участников от 14 – 25 лет, здесь важное значение приобретает твой вокальный или музыкальный талант, то есть, чтобы стать участником этой субкультуры необходимо знать ноты и уметь петь под гитару. В этом движении девушки малочисленны, хотя и приветствуется их участие.

В молодежной культуре конца 1990-х гг. появилось «толкинистское движение» и связанная с  ним «толкинистская субкультура». Известный английский филолог и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов – «Профессор»). Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» относятся к жанру  сказочной фантастики. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Дж. Толкина. Ролевая игра (го1ер1ауing) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера-режиссеры игры  распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Дж. Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В нашем регионе также появились группы «толкинистов», их число составляет около двух или трех десятков человек. Следует отметить, что был создан клуб «толкинистов» в 2004 г., но движение не получило большой популярности. В нашем городе их еще называют «ролевиками». Возможно из-за того, что необходимо знать всех героев, о которых написаны книги Дж. Толкина, не у всех есть возможность прочитать их, сдать экзамен на знание фантастического мира Дж. Толкина. С 2005 г. это движение поменяло характер и этническую направленность, теперь ролевая игра по Дж. Толкину не пользовалась популярностью, зато интерес возник к национальным битвам, сражениям и к древнему миру русских, бурят и монголов. Так в 2006 г. возник клуб «Каганат». Представители – в основном это старшеклассники, студенты местных вузов, городские юноши, девушки. В национальном плане здесь отсутствует значение твоей национальности, они дружелюбны и готовы сотрудничать со всеми этносами. Они не устраивают шумные акции по сравнению с панками и, следовательно, о них знает очень маленький процент молодежи. Особенностью ролевиков в Республике Бурятии стало то, что они устраивают игры не по книгам Толкина, а по знаменитым русским битвам, монгольским и бурятским. Костюмы национальные, в основном русские кольчуги и мечи, платья и убранства, а также национальные костюмы бурят и монголов.

Субкультура «байкеров» не получила должного развития, она оформилась относительно недавно в 2004 – 2005 гг. Хотя устраиваются ночные гонки, а так же по субботам каждой недели все причисляющие себя к «байкерам» собираются на центральной площади Улан-Удэ и катаются по городу на мотоциклах, в 2007 г. был создан клуб байкеров «Вольный ветер». Эта субкультура представлена молодыми людьми, девушек здесь практически нет. Представители европейской национальности в основном русские, другие национальности не замечены. Обязательным условием для вступления в эту группу является наличие мотоцикла или умение ездить на нем, а также водительские права. В обыденной жизни они редко появляются на мотоциклах, не одевают какой-либо яркой одежды, ни кожаных изделий, платков. В обычной толпе их не отличишь, а встретить в такой одежде их можно только на сейшенах, гонках.

Ещё  одним из новоявленных объединений  являются «скинхеды», в городе Улан-Удэ их цифра колеблется от 10 до 40 человек, официально объявили о своём существовании в 2001 году на Интернет сайте «бурятская народность» [7, 4]. Следы деятельности молодежных экстремистских группировок в Бурятии зарегистрированы с конца 2000 года. Серьезных нарушений общественного порядка с их стороны пока не наблюдалось. Они называют себя патриотами России и читают патриотическую литературу, так как регион Бурятия многонациональный, их особенность заключается в том, что они не признают расовые различия основными в своём движении. Атрибутика:  очень коротко острижены волосы, наличие военных ботинок – «гриндерсов», футболки или кители защитного цвета, брюки – часто встречаются армейские штаны или узкие подвернутые джинсы. Очки, кольца, перстни, браслеты не используются в силу нефункциональности. Они не пользуются популярностью в нашем городе. В их состав входят молодые люди европейской, славянской внешности, в основном это русские, украинские парни.

Так как Улан-Удэ периферийный город, следовательно «скинхеды» - малоидеологизированные группы или их называют ещё «модниками». Это движение появилось в результате интенсивной информации в СМИ. За счёт эффекта размывания субкультуры, эти группы имеют только общее представление о деятельности скинхедов, причем, как правило «скинхеды» для них – это позитивная форма социального протеста, направленная против коррупции, экономического хаоса и негативных процессов, охвативших страну. У них нет единого лидера, слабоорганизованная группа, быстро формируются эти группы и также быстро распадаются. Их сайт был закрыт в 2005 г. и они ушли в андеграунд. Представители: юноши европейской национальности от 16 до 25 лет. 

Самая молодая молодежная субкультура в нашем регионе – это субкультура «эмо» (от сл. emotion - эмоции). Их численность колеблется от 50 – 100 человек, в основном это старшеклассники или студенты младших курсов. О себе они заявили в 2007 году, когда стали собираться на центральной площади Улан-Удэ. Их можно узнать по сочетанию необычных цветов в одежде, для примера: черный свитер и ярко розовый шарф, яркие колготки у девочек и черные ногти на руках, бесчисленное количество значков на одежде и т.д. Стиль «эмо» предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Эмо-люди живут эмоциями, быть собой – вот, что для «эмо» самое главное. Они ходят небольшими группами, но очень редко поодиночке. Часто бывает так, что они из одного класса или группы, а возможно даже из одной школы, особенность в том, что представители этой субкультуры из центральных городских школ или ВУЗов, таких людей не встретишь на окраинах города в  районе ЛВРЗ, в поселке Аршан, в поселках Мясокомбинат и Мелькомбинат.  Возможно, что за счет информации из СМИ, Интернет породило моду на появление таких групп «эмо».

В целом, появление молодежных субкультур и их деятельность, свидетельствует о скрытом протесте против сложившихся  условий. Отсутствие общей идеологии не означает, что ее нет, панккультура, скинхеды, хиппи, стритовщики – разнообразные формы и попытки проявления молодежной  идеологии. Молодежь пытается оторваться от  влияния криминала, а  также от влияния «маскулинной культуры» отсюда и формирование  необычной формы молодежной субкультуры в этих формах. Возможно, под влиянием кризисных явлений и доступностью информации о западных молодежных субкультур породило своего рода моду на формирование и появление панкориентированных движений,  хиппи, толкинистов, эмо, следовательно, может получиться так, что эти субкультуры  Бурятии являются подражательным сообществом, а это реальнее всего. Улан-Удэ – периферийных город, следовательно, в  обществе сохраняются многие элементы традиционного общества, значит, выделение из толпы не приветствуется, отсюда следует маскировка молодежных субкультур в реальной, обыденной жизни.

Таким образом, на современном этапе, особенностью новоявленных молодёжных объединений является то, что эти группировки адаптируют подростков для попадания во взрослую жизнь и пытаются «оторваться» от криминала, от влияния «маскулинной» культуры на подростков. Эти субкультуры наполнены более интеллектуальным содержанием и направлены на проведение досуга и распространении информации о себе,  проводят различные концерты, дают интервью.

 

Литература.

 

1.                  Интервью от 31.03.2006 г

2.                  Интервью от 11.10.2004 г.

3.                  Интервью от 12.04.2006 г.

4.                  Молодежный форум «О проблемах молодежного экстремизма»// [Электронный ресурс] www./buryatiy.org/forum.htm  - С.1 – 28.

5.      Национальный архив Республики Бурятия Ф. 2028, оп.№1, д.№355, С.3

6.       Национальный архив Республики Бурятия Ф. 2028, оп.№1, д.№677, С.3.

7.      Щепанская Т.Б. «Традиция городских субкультур» [Электронный ресурс]  // Современный городской фольклор – М:РГТУ, 2003 г., http://www.poehali.narod.ru//subcult., С. 2.

 

Поступила в редакцию 03.10.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.