ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Народные инструменты в норвежском фольклоре.

 

Арзамасцева Наталья Николаевна,

музыковед, г. Москва.

 

«Я записывал народную музыку моей страны.

Я почерпнул богатые сокровища в народных
напевах моей родины, и из этого, до сих пор

не исследованного источника норвежской народной

души пытался создать национальное искусство»

Эдвард Григ.

 

Истоки норвежской народной музыки восходят к далеким временам формирования скандинавских народностей. Еще в период распада первобытнообщинного строя у древних норвежцев сложилась богатая мифологическая, героико-эпическая поэзия[1].

Подлинные музыкальные памятники норвежского средневековья почти полностью утрачены, и древнейшие образцы эпических песен до нашего времени не дошли. Но в народном искусстве эти традиции стойко хранились в течение многих веков.

Пристальный интерес  к национальной народной тематике проявился в норвежском искусстве уже в первые десятилетия 19 века. Изучение народного эпоса и народной сказки шло параллельно с исследованиями в области народной песни и инструментальной музыки.

Различные музыкальные инструменты струнной, духовой, ударной группы с древних времен вошли в быт норвежского народа; огромное влияние они оказали на весь строй народной музыки в целом. Инструментальным аккомпанементом нередко сопровождалось исполнение песен.

Большой любовью в народе издавна пользовались духовые инструменты – охотничий рог, флейта, свирель. Среди них особенно известны лур – труба пастухов, приллар – духовой инструмент из рога животных, деревянные инструменты типа флейты – селье.

Некоторым инструментам народ в старину придавал магическое значение.

Возникновение лура относится археологами еще к бронзовому веку. Первоначально это был металлический инструмент изогнутой формы, употребляемый для военных и охотничьих сигналов. В настоящее время лур известен среди пастухов в горных районах Норвегии. Он представляет собой прямую деревянную трубу до двух метров длины, обвитую берестой. Мелодии, исполняемые на луре, носят призывно-фанфарный характер. Строй инструмента – по ступеням натурального звукоряда – дает возможность исполнять только простейшие мелодии типа сигнала, клича, но тембр, его мягкостью и сочностью, отчасти напоминает звук валторны.

Среди старинных струнных инструментов выделяется щипковый инструмент, известный еще в эпоху викингов,- лангелейк.  Лангелейк – инструмент продолговатой формы с резонатором и восемью струнами, из которых одна, основная, служит для мелодии, а другие, имеющие постоянную настройку, - для аккомпанемента. Звук извлекается пальцами правой руки. Инструмент при этом лежит горизонтально, подобно древнерусским гуслям.

Мелодии, исполняемые на  лангелейке, - не отличались ни особой изысканностью ритма, ни той сложной цветистой орнаментикой, которая столь характерна для норвежской скрипичной музыки. В настоящее время этот инструмент вышел из употребления. Даже в конце 19 века стоило большого труда найти исполнителя на  лангелейке[2].

Однако главным норвежским инструментом является скрипка. На скрипке исполнялись  все популярные в народе танцы, марши, песни; выступлениями скрипачей неизменно сопровождалось в деревенском быту каждое празднество, каждое семейное торжество.

Родина норвежской скрипки – Хардангер, горный район Западной Норвегии. Здесь, начиная с 17 века, получил распространение особый вид этого инструмента – хардангерская скрипка, который по внешнему виду и конструкции отличается от современной скрипки. Помимо четырех основных струн хардангерская скрипка имеет еще четыре (иногда пять) резонирующих, которые придают инструменту особую мягкость и красочность тембра. Своеобразна и техника исполнения. Особая конструкция инструмента с плоской подставкой, дает возможность широкого применения аккордов и двойных нот. В качестве органного пункта постоянно используются открытые струны. Тонкая орнаментика, обилие украшений, преобладание в  мелодии трелей, мордентов и форшлагов придает особое очарование игре норвежских скрипачей. О том, насколько сложной и изощренной является техника игры хардингфелеров (исполнителей на хардангерской скрипке), свидетельствуют письма великого норвежского композитора Эдварда Грига, где он говорит о невозможности передать на фортепиано цветистую сложную мелизматику народного скрипичного стиля[3]. Некоторые национальные танцы «можно сыграть только на скрипке[4]», и это не удивительно, именно в сфере танцевально-инструментальной музыки норвежские музыканты с давних времен достигли высокого профессионального художественного мастерства. Имена многих скрипачей – даровитых музыкантов вошли в историю - Нильс Рекве, Кнут Люросен, Уле Мусафинн, Шюр Хельгеланн, Торгейр Аугундсон[5].

Реальным отражением наиболее ярких типологических черт норвежского фольклора явилось творчество великого норвежского композитора Эдварда Грига.

В своих произведениях Григ широко пользовался жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий. Типы мелодического движения зачастую напоминают характерные народные инструментальные наигрыши. Такие фактурные приемы, как выдержанный органный пункт в басу, квинтовый бас, идут от звучаний народной инструментальной музыки.

Подлинно норвежская, возникшая целиком на почве норвежского фольклора, музыка Эдварда Грига приобрела то широкое общечеловеческое значение, каким обладают только немногие классические произведения мирового искусства[6].

 

Литература.

 

1.                  Бьерндаль А. Э. Григ и народная музыка. М., 1959.

2.                  Григ Э. Избранные статьи и письма. М., 1966.

3.                  Левашова О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1975.

4.                  Лурье С. Историческая этнография. М., 1998.

5.                  Сандвик У. Григ и норвежский фольклор. М., 1959.

 

Поступила в редакцию 26.05.2008 г.



[1] Левашова О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1975.

[2] Левашова О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1975.

[3] Григ Э. Избранные статьи и письма. М., 1966.

[4] Сандвик У. Григ и норвежский фольклор. М., 1959.

[5] Лурье С. Историческая этнография. М., 1998.

[6] Левашова О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1975.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.