ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Вклад П. М. Берлинского в развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии.

 

Сулейманова Евгения Равильевна,

соискатель кафедры Теории, истории музыки и методики музыкального образования Татарского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета,

хормейстер Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

 

С именем Павла Михайловича Берлинского (1900-1976) - талантливого композитора, пианиста, дирижера, музыковеда, музыкального критика, человека большой музыкальной эрудиции и культуры - связаны важные этапы становления и развития профессиональной музыкальной культуры БМАССР. За весь период пребывания в Бурятии с конца 20-х гг. по 1946 г. его творческая деятельность отличалась поразительной многогранностью: он активно занимался теоретической разработкой проблем бурятской музыки, в частности, проблемами формирования национального стиля бурятской профессиональной музыки, являлся одним из первых крупных исследователей и знатоков бурятского музыкального фольклора, плодотворно трудился над созданием национальной музыки самых разнообразных жанров.

 Павел Михайлович был одним из основателей музыкально-театральной студии, техникума искусств (1931 г.), позже реорганизованного в театрально-музыкальное училище, музыкальной школы; воспитал многих национальных музыкантов, являлся первым руководителем музыкальной части национального драматического театра, созданного в 1932 г. и реорганизованного в 1939 г. в музыкально-драматический театр. В этом театре он находился в должности главного дирижера в 1932-1934 гг. и 1936-1939 гг. Его музыкальные произведения постоянно звучали в основанной в 1938 г государственной филармонии.

   П.М. Берлинский родился в г. Иркутске, где окончил музыкальную школу по двум классам - фортепиано и скрипки. В 1917г. окончил музыкальные классы Русского Императорского музыкального общества у преподавателей Е.Г. Городецкой (фортепиано) и М.Н. Синицына (скрипка). В 1920-1926 гг. - учеба в Петроградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, где также одновременно учился по двум классам: фортепиано (кл. проф. И.С. Миклашевской) и композиции (кл. проф. A.M. Житомирского). Студенческая пора была интересным и насыщенным творческими поисками периодом жизни консерваторца. Годы учёбы запомнились ему общением с рядом выдающихся и значительных музыкантов: директор консерватории А.К. Глазунов преподавал у него класс камерного ансамбля, A.M. Житомирский консультировал его по творческим вопросам, С.М. Ляпунов вел полифонию. Учебу в консерватории с 1922 г. он совмещает с педагогической работой в Доме работников просвещения, музыкальном техникуме им. Римского-Корсакова. Получив высшее музыкальное образование, некоторое время работает в Ленинграде, выступает с концертами и, как виртуозный пианист, имеет успех и признание у искушенной публики. В 1927 г. Павел Михайлович - один из лучших выпускников Ленинградской консерватории, композитор, пианист - с большой концертной программой посетил Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток. Заинтересовавшись восточной музыкой, он останавливается в столице БМАССР - Верхнеудинске, где концертирует как скрипач и пианист, увлеченно собирает национальный фольклор. Понимая высокую ценность бурятского музыкального фольклора, народной песни для композиторского творчества, музыкант-этнограф стал собирать и записывать бурятские народные мелодии. В поисках бурятских народных напевов со скрипкой за плечами он побывал почти во всех районах республики. Вспоминая свои первые поездки по республике, композитор рассказывал: ”Я поехал в улусы, вооруженный нотными тетрадями и скрипкой. Говорить по бурятски я сначала не умел, а мелодии записывал в тетрадь. Помню, как везде это вызывало удивление. Меня считали мастером каких-то чудес. Конечно, это было удивительно тогда моим музыкальным друзьям. Они поют, а я рисую какие-то значки, а потом играю на скрипке их песню. Они ведь и представить не могли, что мелодию можно записать нотами” [1, С. 128]. Обладатель великолепного слуха и редкой музыкальной памяти, он мгновенно запоминал самые сложные мелодии, “записывал мелодии на слух, с абсолютной точностью отбирая наиболее интересные и художественно ценные” [2, С. 45]. Необходимо отметить, что в деле реализации задач культурной политики в 20-30-е годы в БМАССР значительная работа проводилась первым государственным, научно-исследовательским учреждением - Бурят-монгольским ученым комитетом (Буручком) и научным обществом им. Д. Банзарова, которые организовывали и руководили музыкальной жизнью. При их активном содействии были собраны богатые материалы по фольклору бурят, создававшемся на протяжении веков, который был неисчерпаемым источником вдохновения. Приезжавшие в республику музыканты становились активными сотрудниками этих научных центров. В 1929 г. Павел Михайлович становится членом историко-этнологической секции бурят-монгольского научного общества им. Д. Банзарова. В НАРБе, в фонде 246, хранится его анкета, состоящая из 18 вопросов и собственноручно заполненная им 28 ноября 1929 г. [3, оп 1]. Итак, Берлинский Павел Михайлович родился в 1900 г. в г. Иркутске, еврей по национальности, в Верхнеудинске проживал по ул. Трудовая, 11, по социальному происхождению - интеллигент. 1914-1918 гг. - учащийся. С 1918-1920 гг. - музыкант-оркестрант. С 1920-1927 гг. - студент Ленинградской консерватории и одновременно с 1922 г. - работник театра, музыкант, преподаватель техникума им. Римского-Корсакова в Ленинграде, артист-пианист. 1928-1929 гг. - преподаватель Иркутского музыкального техникума. В 1929 г. уже в БМАССР стал работать научным руководителем музыкальной секции института культуры. В анкете также отмечается, что он не являлся членом ВКП(б), имущества не имел. Окончил Ленинградскую консерваторию по факультетам: исполнительскому и научно-композиторскому; являлся членом Ленинградского общества камерной музыки; владел французским, немецким, английским языками; имел печатную работу - статью “Бурят-Монгольская музыка и музыкальные инструменты”.

   Пребывание в Бурятии такого талантливого пианиста, композитора, музыковеда, музыкального критика, блестящего организатора, всесторонне образованного человека оказало огромное влияние на развитие музыкальной культуры в отдаленной национальной республике. Необходимо отметить, что впоследствии, уже проживая в БМАССР, он поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. Чайковского, которую с успехом окончил в 1939 г. по оперно-симфоническому дирижированию (кл. проф. К.С. Сараджева и проф. Л.М. Гинзбурга), [4, С. 137]. На заседании историко-этнологической секции бурят-монгольского научного общества им. Д. Банзарова от 4 июня 1930 г. под председательством Б.Б. Барадина был заслушан вопрос “Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии”. Докладчик П.М. Берлинский отмечает, что “музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная работа являются вопросами большого общественного значения” [5, оп 1]. По его мнению, музыковедческая работа в Бурятии охватывает две группы вопросов. Одна группа имеет по преимуществу научно-теоретическое значение, и в этом плане намечены к разработке две проблемы: 1. историко-социологический анализ бурят-монгольской музыкальной культуры; 2. акустический анализ бурят-монгольских песен и звукорядов народных и дацанских инструментов. Вторая же группа вопросов, по его мнению была связана с непосредственными задачами строительства музыкальной культуры, “целевой установкой которого является повышение музыкальной культуры Бурятии, внедрение музыкальной культуры в массы, выявление музыкально-творческих сил бурят-монгол” [6, оп 1]. В своем выступлении он подчеркивает, что для выполнения этих целей в качестве основных мероприятий намечено: а) подготовка кадров работников-музыкантов; б) усовершенствование и популяризация народных музыкальных инструментов в) организация ансамбля бурят-монгольских инструментов; г) пропаганда идеи массового музыкального любительства и его организация. П.М. Берлинский также подчеркивает, что кроме вышеперечисленных основных мероприятий необходимой предпосылкой всей музыковедческой работы является собирание образцов бурят-монгольского народного музыкального искусства. При этом он считает, что нельзя будет пройти мимо семейских и тунгусских, эвенкийских напевов. Сбор материала намечался тремя способами: 1. путем использования местных певцов; 2. путем вызова наиболее выдающихся представителей народного музыкального искусства в Верхнеудинск для записи напевов; 3. путем предусмотренных пятилетним планом ежегодных экспедиций. Планировалось также уделить внимание дацанской музыке. Следует отметить, что на этом заседании присутствовало до 40 человек, а выступление Павла Михайловича вызвало большой интерес, докладчику были заданы вопросы, были выступления.

   Как свидетельствуют архивные данные, изучение музыкального фольклора и музыкальной жизни Бурятии в этот период протекало в форме экспедиций, организованных Бурят-монгольским Государственным научно - исследовательским институтом культуры. В период с июля 1930 по июль 1934 года были совершены поездки в следующие районы Бурятии: Хоринский, Агинский, Аларский, Селенгинский, Боханский. В том числе вместе с П.М. Берлинским участниками экспедиций были Б.В. Башкуев, студент Оренбургского музыкального техникума, Л.М. Кершнер, студентка Ленинградской консерватории, Г.Д. Нацов, научный сотрудник института культуры по отделению истории и экологии и другие. В экспедициях 1932 г. в западные аймаки Бурятии участвовал А. Бардамов, а в Агинский аймак Г. Цырендашин - студенты техникума искусств. В 1934 г. - Н.В. Халбаев, выпускник музыкального отделения техникума искусств. [7, Инв. № 5, лл. 5-6]. В результате в Агинском аймаке они собрали и записали 171 бурятскую песню. На материалах фольклорных экспедиций П.М. Берлинским была подготовлена рукопись “Музыкальная культура бурят-монголов”, которая хранится в Отделе памятников письменности Востока института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН (ОППВ ИМБТ СО РАН), она свидетельствует о богатых ресурсах бурятской культуры, о великолепном умении композитора показать красоту народного фольклора. Сделанные позже, в 60-е годы, расшифровки магнитофонных записей показали безукоризненность работы П.М. Берлинского. Здесь следует отметить, что институт культуры был центральным научно - исследовательским учреждением, состоящим в ведении СНК БМАССР; преемственно он появился в 1929 г. в результате реорганизации Бурят-Монгольского Ученого Комитета, но уже со значительным расширением функций и соответственно увеличением финансового обеспечения. В институте культуры функционировало 4 отдела: 1. экономики и изучения производительных сил; 2. лингвистики; 3. истории и этнологии; 4. искусствоведения.

   Отделом искусств проводилась большая работа по дальнейшему сбору и изучению бурятских напевов, изучению музыкальных инструментов как дацанских, так и народных. Тогда при отделе организуются секции: а) музыки, б) театра, в) изобразительных искусств. П.М. Берлинский пишет многочисленные научные статьи, становится зачинателем науки о бурятском музыкальном фольклоре. Его многочисленные статьи о бурятской песне, написанные не только высоко профессионально но и художественно ярко, - считает известный музыковед О.И. Куницын, - могут быть причислены к классике музыкальной фольклористики. Являясь научным сотрудником государственного института культуры, П.М. Берлинский, совместно с Г. Нацовым, выпустил Сборник бурят-монгольских революционных песен (издание 1930 г.). В его основной сборник вошло более ста напевов, расположенных по предложенной им классификации. Позже он написал серьезное и глубокое исследование о знаменитом монгольском певце и сказителе “Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи”, которое давно стало библиографической редкостью; эта книга, изданная в Москве, содержит нотные записи, монгольские тексты песен и улигеров и их переводы на русский язык музыкальному отделению - всего 53 записи. Здесь ценны и примечания, содержащие описание музыкального инструментария бурят-монголов, ладовой структуры некоторых музыкальных инструментов. Ведущее место в творчестве Павла Михайловича занимала бурят-монгольская тематика. Он проводил большую работу по обработке бурятских и монгольских народных песен, на основе которых им были написаны наиболее крупные и художественно законченные произведения. В 1936 г. им был составлен сборник фортепианных пьес на основе обработок бурятских мелодий в национальном стиле. Этот сборник стал первой инструктивно музыкальной литературой. “Школа для фортепиано” - так композитор назвал сборник, который в период становления бурятского профессионального искусства являлся единственным учебным пособием, основанным на национальном материале. Сборник состоял из 58 фортепианных миниатюр, среди которых 51 сольная пьеса и 7 ансамблей для двух исполнителей. Большинство мелодий, вошедших в сборник, записано П.М. Берлинским в результате фольклорных экспедиций по республике.

Мега сайт

мега сайт

1megadarknet.net

Таблички на похороны еще

pohorony.info

   П.М. Берлинский был убежден, что “подлинное бурят-монгольское произведение появится тогда, когда явится композитор бурят-монгол, или, во всяком случае, человек, выросший на бурятской почве и в то же время приобщившийся к европейской музыкальной культуре” [8, С. 13]. Поэтому во время своего пребывания в республике Берлинский повсюду ищет музыкально одаренную молодежь. Именно он первым оценил музыкальные способности будущих известных бурятских композиторов Д. Аюшеева и Б. Ямпилова, а найденные им народные таланты вошли в организованный перед I Декадой оркестр Бурят-Монгольской филармонии. П.М. Берлинский внимательно изучал и бурятский музыкальный инструментарий, собирал народные инструменты. И одним из первых высказал мысль о необходимости организации оркестра бурятских народных инструментов, указал, каким он должен быть по структуре, каким должен быть его репертуар. Многое из записанных им народных мелодий стало тематическим материалом сочинений для оркестра бурятских народных инструментов самого П.М. Берлинского и других авторов. 30 октября 1940 г. оргкомитет Союза советских композиторов СССР издал постановление об образовании Союза композиторов БМАССР, который П.М. Берлинский возглавлял в течение 4-х лет. В союз вошли композиторы, работавшие в 30-е г. в республике и молодые национальные композиторы, и его образование стало важным фактором для дальнейшего развития музыкальной культуры республики, его творчество оказало огромное влияние на работу всех музыкальных учреждений, являясь координатором крупных событий культурной жизни республики.

   Великая Отечественная война в значительной степени повлияла на содержание музыкально-творческой деятельности Союза композиторов республики. Военно-патриотическая тематика стала доминирующей в их творчестве, они создавали массовые песни, посвященные защите Родины, которые пользовались огромной популярностью. Как видно из справки начальника управления по делам искусств при СНК БМАССР Бельгаева от 7 октября 1942 г., отправленной начальнику управления по делам искусств при СНК РСФСР Беспалову, творческая деятельность Союза советских композиторов БМАССР была насыщенной. П.М. Берлинским к этому времени были написаны: кантата “Александр Невский” на текст Ц. Галсанова для солистов, хора и симфонического оркестра; песни о войне, непобедимом тыле, “Орлиная песня” на тексты С. Метелицы; “Фашистын ухэл” на слова Намсараева; “Советской женщине”, “Напутствие бойцу” на тексты Алигер (для голоса с сопровождением оркестра); “Жди меня” на слова К. Симонова (для голоса с сопровождением оркестра); “Самолет”, “Гули-гули” - обработки народных песен; музыка к пьесе Н. Балдано “Рыбаки Байкала”. Кроме крупных симфонических произведений, композитор написал музыку ко многим патриотическим, лирическим и лирико-героическим песням. Основное достоинство этих произведений - запоминающаяся мелодия, эмоциональность, свежесть гармонического языка и оригинальность музыкального стиля. В творчестве композитора ведущее место занимала бурят-монгольская тематика, на основе которой были написаны наиболее крупные и художественно законченные произведения. Помимо создания музыкальных произведений на бурятские темы, П.М. Берлинский провел большую работу по обработке бурятских и монгольских народных песен. В его творчестве нашли отражение героические подвиги сынов Бурятии: “Песня о баторе Тулаеве”, “Тугнуйский стрелок”.

В августе 1942 г. в столице республики начал работу Дом работников науки, искусства и литературы, здесь исполнялись и обсуждались не только произведения композиторов, но и организовывались творческие вечера-отчеты деятелей искусств, композиторов республики, в том числе и народного артиста БМАССР П.М Берлинского. В 1946 г. композитор уехал в Москву, где работал в институте военных дирижеров, принимал участие в редактировании симфоний П.И. Чайковского для полного собрания сочинений великого композитора, стал одним из авторов коллективного пособия по дирижированию. Однако творческие связи с Бурятией не прерывались, он продолжал писать музыку в национальном стиле. В 1967 г. возник вокальный цикл на слова бурятских поэтов.

Вклад Павла Михайловича Берлинского в процесс становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии невозможно переоценить. Блестящий музыкант, виртуозный пианист, скрипач, композитор, дирижер и педагог, всесторонне образованный человек, музыкант с широким кругозором - он проделал огромную работу в деле приобщения Бурятии к европейской музыкальной культуре. Его заслуги по развитию национальной музыкальной культуры БМАССР по достоинству отмечена орденом “Знак Почета” (1940), почетным званием “Народный артист Бурят-Монгольской АССР” (1943). П.М. Берлинский по праву является одним из основоположников профессионального музыкального искусства в Бурятии, его имя вошло в историю музыкальной культуры бурятского народа.

 

Литература.

 

1. Гуревич П.С. Музыка народов нашей страны. – М., 1975.

2. Куницын О.И. Из истории русско-бурятских музыкальных связей// Вопросы музыковедения. – Улан-Удэ, 1968.

3. НАРБ, Ф.Р. – 246, оп 1, д. 68, лл. 9-9об.

4. Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов. История оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах. / Под общей ред. Проф. О.И. Куницына. – Улан-Удэ, 2001.

5. НАРБ, Ф.Р.-246, оп. 1, д. 63, л. 26.

6. Там же. Л. 26.

7. СО РАН (ОППВ ИМБТ СО РАН), Инв. №5, лл. 5-6.

8. Берлинский П.М. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурят-Монголии. – Верхнеудинск, 1931.

 

Принятые сокращения:

БМАССР – Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая республика

НА РБ – Национальный архив республики Бурятия

ИМБиТ СО РАН – Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук.

ОППВ ИМБТ СО РАН – Отдел памятников письменности Востока Института монголоведения, буддологии и тибетологии.

 

Поступила в редакцию 06.06.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.