ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Сущностные характеристики  культуры межнационального общения у военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Николаева  Галина  Александровна,

соискатель кафедры педагогики Волгоградского Государственного Педагогического Университета,

Младший научный сотрудник научно-исследовательского управления в/ч 74322.

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградского Государственного Педагогического Университета

Ястребова Гульнара Ахметовна.

 

Аннотация

 

Представлен авторский взгляд на решение одной из проблем организации межнационального воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российс­кой Федерации - формирование у них культуры межнационального общения  как качества личности. Уточняется сущность культуры межнационального общения, особенности её функционирования в современных условиях в Российской Армии, описываются критерии и уровни сформированности данного качества личности, совокупность которых составляют содержание этого процесса.

Адресована  школьным педагогам, психологам, военнослужащим всех категорий, а также кому не безразлична судьба Российской армии.

 

Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов,  стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость. Это накладывает отпечаток и на Вооруженные Силы, которые являются частью нашего общества, где по-своему отражается его жизнь  во всех сферах, в том числе и в такой важной, как сфера межна­циональных отношений. Можно назвать несколько причин, приводящих к напряженности во взаимоотношениях   военнослужащих   различных   национальностей:

- необоснованное сосредоточение в некоторых воин­ских коллективах воинов одной национальности;

- низкий уровень культуры межнационального об­щения;

- недостаточная духовная близость офицеров к своим под­чиненным, отсутствие прочной обратной связи.

Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в многонациональных воинских коллективах является формирование культуры межнационального общения у военнослужащих. Именно в армии, большинство из них впервые в своей жизни вливаются в много­национальный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт межнационального общения. И отношение к ним со стороны военнослужащих других национальностей бывает разным: чаще положительным, иногда безразличным, а порой недружелюбным и даже пренебрежительным.

 На территории России проживают до 147 представителей различных национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру и особую историю. По данным воен­ных социологов, в  округах и соединениях служат воины 69-90 национальностей, в частях и на кораблях – 20-30, в подразделениях (ротах и батареях) – 7-15 национальностей.

Процесс формирования культуры межнационального общения является сложным и многогранным. Управление этим процессом требует, прежде всего, глубокого понимания его сущности и содер­жания, четкого и точного представления о тех факторах, которые определяют его развитие.

В публицистической, научной литературе понятие «культура межнационального общения» в основном стало употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах А.В. Авксентьева, В.А. Авксентьева, В.А. Шаповалова, выявлению сущности культуры межнационального общения посвящены работы Н.А. Асиповой, З.Т. Гасанова, А.Р. Исаева, Л.Н. Коган, В.П. Комарова, А.Н. Некрасовой,  И.И. Серовой, К.И. Султанбаевой и др. авторов. Л.М. Дробижева  анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом.  В работах Т.Ю. Бурмистровой  и О.А.Дмитриева  выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни.

В научных разработках «культура межнационального обще­ния», как социально-политическая, чаще всего соотносится с общим понятием  - «культура человеческого общения». Она предполагает как бы своеобразный национальный «срез». Поэтому при определении ее сущности   необходимо исходить из этой мето­дологической посылки, дозволяющей избежать ее отождест­вления с самим процессом межнационального общения. В этой свя­зи целесообразно рассмотреть, что понимается под межнациональ­ным общением.

Ф.С. Бабейко рассматривает межнациональное общение как «обусловленную социальной потребностью активную деятельность наций и народностей по вза­имному познанию и выражению своего отношения к национальному» [1, с. 19].

З.Т. Гасанов определяет межнациональное общение как «взаимосвязи и взаимо­отношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обменива­ются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами» [2, с. 51].

Анализируемые определения понятия межнациональное общение не про­тиворечат друг другу, а лишь отражают их разные стороны. Отсюда понятие культуры межнационального общения, по нашему мнению, можно рассматривать двояко: как предписания, правила по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении и как личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними. Когда же речь идет о межнациональном общении в конкретном во­инском коллективе, определяющее значение имеют межличностные отношения между людьми разных национальностей. Они   находят свое  проявление в поступках людей, в их общественных отношениях. Методологическое вычленение такого подхода очень важно. Оно позволяет понять, что человек, как представитель определенной социальной группы, реализует и общественные отношения и личностные одновременно. Так и человек какой-либо национальности одновременно реализует два ряда от­ношений - между нациями в системе общественных отношений и личностные. Именно поэтому для формирования благоприятного климата общения, в том числе и межнационального, принципиаль­ное значение имеет решение социальных и национальных проблем в обществе в целом, конкретном воинском коллективе в частности.

Основу культуры межнационального общения составляют националь­ные и общечеловеческие ценности, именно они определяют поведение челове­ка, позволяют оценивать ему свои поступки, действия и, конечно, поведение людей других культур с точки зрения их определенных представлений и вы­бирать конструктивные способы межнационального общения.

Будучи продуктом межнационального взаимодействия, культура межнационального общения выступает критерием гуманистического характера, определенного уровня циви­лизованности межнациональных отношений. Ее ценности, нормы и принципы, гуманистические по своей сути и харак­теру, призваны регулировать межнациональное общение та­ким образом, чтобы военнослужащие различных национальностей мог­ли продуктивно взаимодействовать, невзирая на существу­ющие между ними этнокультурные различия и этнополитические противоречия, на расхождения во вкусах, идеалах и моральных оценках, в концептуальных подходах и житей­ских представлениях. Честь, понятие долга и ответственности, совесть, терпимость, до­бро, чувство товарищества, такт, справедливость, взаимопонимание, сотрудничество, гуманность, взаим­ное уважение — это те ценности, которые являются общи­ми, безусловно значимыми для людей всех национальнос­тей, рас и вероисповеданий. На этой основе культура меж­национального общения выражает неприятие любых форм проявления прямого и косвенного ущемления национально­го достоинства, дискриминации, неравноправия, насилия на этнической почве.  

Для обобщающего определения культуры межнационального общения необходимо выде­лить её  интегральное нравственное свойство личности. Таковым, по нашему мнению, выступает невозможность вести речь о культуре межнационального общения военнослужащего и не говорить о достоинстве, гордости, доброжелательности, дружелюбии, честности, взаимопонимании, взаимовыручке, ответственности и других моральных категориях. Используя накопленный в науке опыт, дадим определение рассматриваемому нами понятию.

Культура межнационального общения - это интегральное качество личности военнослужащего, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях других народов; уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличных от собственных; умением  преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе воинской службы и выполнения боевых задач. На наш взгляд,  формирование культуры межнационального общения у воинов предполагает приобретение индивидом не только объективных знаний о других народах, где не исключается антитеза «мой – другой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает прежде всего как импульс к ее изучению, осмыслению. Кроме того, представления и знания о той или иной этнической культуре реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, культура межнационального общения как интегральное качество личности  позволяет военнослужащему найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся антропологическим обликом, языком, ценностями, культурой.

Это означает, что компонентами содержания культуры межнационального общения являются: мотивационно-смысловой, познавательно-практический и поведенческо-интегрирующий.

1.                  Мотивационно-смысловой компонент определяет уровень сформированности мотивации и выявление условий, причин её дальнейшего развития, а также способность осмысливать, постигать содержание, значение образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения от участников межэтнического взаимодействия. Смысл формирования состоит в том, чтобы все компоненты мотивационной сферы (мотивы, цели, эмоции) у воина перевести с уровня отрицательного и безразличного отношения к другим этническим группами и  их культурам, к зрелым формам положительного отношения к ним – действенному, осознанному, ответственному.

2.                   Познавательно-практический компонент отражает наличие у военнослужащего знаний о культурах, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов. Он определяет наличие приобретения объективных знаний и составления правильного понятия норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей.

3.                  Поведенческо-интегрирующий компонент характеризует наличие у военнослужащего постоянной способности, волевой готовности действовать в соответствии с моральными и нравственными нормами по отношению  к «чуждому», «иному», превращают морально-этические нормы поведения в устойчивые убеждения личности, что способствует совершенствованию своей личности.  Этот компонент связан с эмпатийным и толерантным  отношением к особенностям  различных народов, наций и религий.

Все компоненты культуры межнационального общения тесно связаны между собой,  постоянно взаимодействуют, такая связь имеет не суммарный характер, а интегративный. В целостном единстве они призваны выполнять важные функции. Исходя из анализа общенаучного подхода к определению функций культуры межнационального общения у военнослужащих, мы выделяем следующие основные функции культуры межнационального общения у воина как качества личности:

·                    побуждающая функция, характеризующаяся тем, что при совокупности внешних или внутренних  условий вызывает потребность субъекта в деятельности и активности выбора действий и поступков личности, направленная на приобретение знаний о культуре, традициях и обычаях других народов, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов;

·                    смысловая функция, обуславливающаяся осознание и принятие военнослужащим изучение иных культур и специфики межэтнического восприятия и взаимодействия;

·                    информативная функция, отражающая процесс приобретения индивидом объективных знаний и опыта в области межнационального общения;

·                    воспитательная функция, способствующая привитию культуры межнационального общения  субъекту в условиях взаимодействия в воинском коллективе, развитие духовно-нравственных и морально-психологических качеств российского воина;

·                    коммуникативная функция, это функция социализации личности военнослужащего, формирующая устойчивость линии поведения, навыков общения в воинском коллективе, легкость установления контактов между военнослужащими, направленная на побуждение к совместной деятельности;

·                    функция принятия, проявляющаяся в готовности воина взаимодействовать с военнослужащими других национальностей и выражающаяся в их взаимной  терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни;

·                     интегрирующая функция, характеризующаяся тем, что культура межнационального общения базируется на таких нравственных и морально-этических категориях, как достоинство, уважение, честь, справедливость, такт, взаимопомощь, войсковое товарищество, милосердие, эмпатия и объединяющей все эти элементы в единое целое.

Таким образом, данные функции культуры межнационального общения военнослужащего, в своей совокупности отражают процесс формирования готовности на признание многообразия и многомерности человеческой культуры, традиций, обычаев, норм и правил воинского поведения, верований, ценностей, способности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия в процессе воинской службы и выполнения боевых задач.

На основе определения содержания и структуры культуры межнационального общения, а также, учитывая возрастные особенности военнослужащих по призыву и практику повседневной деятельности, мы выделяем четыре уровня культуры межнационального общения. Критерием выделения уровней служит степень самостоятельности проявления культуры межнационального общения у воина. Модель процесса формирования культуры межнационального общения позволяет определить ее уровневые проявления по ряду показателей: наличие адекватной самооценки, социальная дистанция, этнические стереотипы (авто- и гетеростереотипы), участие в иноэтнических контактах, этническая идентичность, этнокультурная компетентность, личностные качества (уровень эмпатии), коммуникативная толерантность, уровень субъективного контроля, агрессивность, удовлетворенность военно-профессиональной деятельностью.

Выбор критериев является важнейшим этапом для оптимизации формирования культуры межнационального общения у военнослужащего. От его успешности в существенной мере зависит ход и исход решения проблемы в целом. Это обуславливает необходимость разработки наиболее целесообразных критериев и показателей.

Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, сопоставления [3, с. 325-326]. Критерий выражает сущностные характеристики изменения в развитии объекта или знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении.  

Определение критериев культуры межнационального общения требует соблюдения следующих требований: всесторонности, адекватности  объективных и субъективных оценок,  интегративности.

Поскольку культура межнационального общения военнослужащего является интегральным нравственным качеством личности, тесно связанным с достоинством, терпимостью, взаимопониманием, гуманностью, взаимным уважением и другими нравственными характеристиками личности, то и оценка личности военнослужащего должна отражать всё многообразие проявлений её поведения, т.е. - быть всесторонней.

Требование адекватности  объективных и субъективных оценок по отношению к критериям культуры межнационального общения должно проявляться в устойчивости, стабильности поведения индивида вне зависимости от сознания и воли людей, осуществляющих оценку.

Требование интегративности, предъявляемое по отношению к критериям культуры межнационального общения, подчеркивает интерес не к внешним факторам этого качества, а главное, - к его сохранению.

Здесь принципиально то, что культура межнационального общения военнослужащего как качество личности, предполагает видение воина в совокупности всех его реальных связей и зависимостей. Не менее существенно, чтобы критерии учитывали и собственно человека не только как субъекта воинского труда, но и как индивида, личность, индивидуальность.

Можно выделить следующие критерии культуры межнационального общения  военнослужащего, которые у нас представлены как сложные системы групп критериев.

Первая, личностно-позиционная  группа критериев объединяет в себя те, которые характеризуют устойчивую систему отношений воина к определенным сторонам действительности и самому себе, проявляющиеся в соответствующем поведении. Она включает в себя следующие показатели: наличие адекватной самооценки и позитивного отношения к себе, наличие у военнослужащих образа своего реального «Я», установившиеся этнические стереотипы, уровень субъективного контроля.

Вторая группа критериев – культурно-нравственная. В общем плане критерии данной группы выражаются  в осознании своей национальной принадлежности, которые проявляются в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражаются в содержаниях, уровнях и особенностях представ­лений различных нации, в позитивном отношении к национальной истории и культуры людей других национальностей, в бережном отношении к национальным ценностям и в нравственном отношении, направленном на усвоение военнослужащими норм и правил поведения в полиэтнической среде. Она проявляется в следующем: этническая идентичность, положительное отношение к национальной истории и культуре, принятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.).

Третья группа критериев – информационно-познавательная. Эта группа критериев объединяет в себя те, которые характеризуют информированность военнослужащих о сущности культуры межнационального общения как качества личности, его содержании и его моральных проявлениях в сознании и поведении военнослужащего. Она включает в себя следующие показатели: устойчивое стремление самого военнослужащего к приобретению новых знаний о культуре, истории, науке через самые разнообразные источники (занятия, книги, фильмы, выставки и т.д.), интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов.

Четвертая группа критериев – это национально-этическая. Специфика данных критериев выражается в том, что в процессе совместной деятельности военнослужащие вступают между собой в нравственно-психологические отношения не только как члены каких-либо про­фессиональных, демографических или культурных об­щностей, но и в качестве представителей определенных народов (этносов, национальностей). В резуль­тате складывается система их нравственных обязаннос­тей, требований к жизни, деятельности и поведению, образуя особую этику, которую обычно называют этика национальных отношений. Она объединяет в себя: понимание и принятие другой культуры,  дружеское отношение и уважение к людям других национальностей, желание развивать с ними отношения, эмпатия.

 Пятая группа критериев - это практическо-поведенческая,  которая проявляется в военно-профессиональной и учебно-боевой активности воинов, выражается в поступках и действиях военнослужащих, в результатах их разнообразной деятельности. В неё включаются: развитие конструктивного межэтнического взаимодействия между людьми разных национальностей, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении, умения и навыки взаимодействия с разнонациональной средой, индифферентное поведение при общении с людьми других национальностей, коммуникативная толерантность, удовлетворенность военно-профессиональной деятельностью.

На основании выделенных критериев выявлено, что культура межнационального общения как интегральное качество личности военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в ВС РФ имеет четыре уровня сформированности: конфликтный, нейтрально-конфликтный, нейтральный, неконфликтный, на которых мотивационно-смысловой компонент восходит от отрицательного и безразличного отношения к другим этническим группами и  их культурам к зрелым формам положительного отношения к ним; познавательно-практический компонент – от непринятия знаний о культурах, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа  до интереса и потребности в приобретении новых знаний, способности самосовершенствования своей личности; поведенческо-интегрирующий компонент – от враждебного и агрессивного поведения между представителями различных национальностей до принятия дружеских и уважительных отношений.

На конфликтном уровне у военнослужащих отсутствует желание приобретения знаний о культуре межнационального общения и моральных проявлениях в сознании и поведении; завышенная самооценка национального «Я», негативное отношение к высказываниям в свой адрес по национальным признакам, агрессивная настроенность, враждебность, присутствие националистических и как крайняя форма – шовинистических  взглядов, наличие национального превосходства; отсутствует ориентация на общечеловеческие  ценности;  к своей нации относиться, как «сверхценной»; нетерпимое и высокомерное отношение к представителям иного народа и его культуре, оскорбление и  унижение  национальных чувств, традиций, обычаев.

На нейтрально-конфликтном уровне у военнослужащих отсутствует интерес в изучении истории и культуры других народов; незрелость в вопросах межнационального общения; непринятие традиций, обычаев воинов других национальностей;  избирательно-ситуативная агрессивность; настороженное отношение к представителям других национальностей, выборочное  взаимодействие с другими нациями; отсутствие стремления идти на контакт, выборочный уход от конфликтных ситуаций, холодность в общении, соперничество, расхождение взглядов на общенациональные ценности.

На нейтральном  уровне военнослужащие проявляют избирательный интерес в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов; спокойная эмоциональная реакция на индивидов других национальностей; определенная пассивность на национальные различия к членам своей и другой национальности; принятие этических и культурно-нравственных норм поведения в межнациональном общении; сдержанность в отношение к другим культурам, традициям, обычаям, взглядам; принимает дружеские отношения с людьми разных национальностей; дифференцированный подход к поведению членов  многонационального воинского коллектива; интегрирование культурных традиций при общении с людьми других национальностей.

На неконфликтном уровне военнослужащие  проявляют интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов, существует потребность в расширении и приобретении новых знаний; имеют адекватную самооценку, склонны осознавать себя как носители позитивных социально-значимых характеристик по отношению к своей  и другим нациям; желание саморазвития в вопросах культуры межнационального общения; принимают  и развивают общечеловеческие ценности на основе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др.); понимают и принимают другие культуры;  дружески относятся к людям других национальностей; желают развивать с ними отношения; уважают людей другой национальности их культуру и историю; принимают своеобразие образа жизни этнических общностей; конструктивно развивают межэтнические взаимодействия между  представителями других национальностей; соблюдают этические и правовые нормы поведения в межнациональном общении.

Подводя итог, можно сказать, что культура межнационального общения у военнослужащего – интегративное и многофункциональное явление, которое может выступать как сложная научно-теоретическая проблема, и в то же время как самостоятельное качество личности. Зная сущностные характеристики изучаемого качества личности: сущность данного феномена, его оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами  позволяет сформировать культуру межнационального общения у военнослужащего.

 

Литература.

 

1.                  Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теорем и методологии. – Кишинев, 1983.

2.                  Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. – Махачкала, 1998.

3.                  Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика, 1996. - №6.

4.                  Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997 – с.325-326.

 

Поступила в редакцию 31 января 2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.