ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Региональный аспект обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

Герасимов Игорь Алексеевич,

аспирант кафедры Политологии и политического управления Кубанского Государственного Университета.

 

В условиях одного государства угрозы национальной безопасности могут достаточно сильно различаться по своему характеру и значимости. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабах требует создания соответственной системы противостояния им. Особенно это важно для такой страны как Россия, которая отличается не только колоссальной территорией, но и значительным разнообразием природно-климатических, социально-экономических, политических и культурных факторов. Поэтому цель  данной статьи - анализ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на уровне субъектов федерации.

Национальная безопасность как политическая система представляет собой чрезвычайно сложный многоуровневый функциональный процесс, в котором постоянно происходит взаимодействие и противоборство жизненно важных интересов личности, общества и государства с внутренними и внешними угрозами этим интересам [8, С. 99].

Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеет первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяет основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности.

По мнению А.Н. Фролова, если вести речь об особенностях рисков и угроз на национальном уровне, то необходимо в первую очередь рассматриваются объективно существующие особенности национальной безопасности применительно к конкретным регионам. В частности, регионы отличаются друг от друга уровнем террористических угроз, сепаратизма, экономических проблем, активностью протестного движения и т.д. Поэтому выделение регионального уровня национальной безопасности в качестве специального раздела теории безопасности вполне оправдано, т.к. при этом акцентируется внимание на существовании особой группы проблем выявления общего и особенного в рисках и угрозах национальной безопасности в различных регионах, что должно, в конечном счете, интенсифицировать процесс их разрешения и устранения последствий [4, С. 18‑19].

Под регионом в данной работе понимается субъект федерации. Мы ориентируемся на определение, представленное в Уставе Ассамблеи европейских регионов: регион – это уровень правительства, следующего сразу после центрального, с политическим представительством, гарантированным существованием выборного регионального совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом, учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними более низком уровне [1, С. 113].

Общее понятие безопасности означает способность системы адекватно отвечать на внутренние и внешние возмущающие воздействия, т.е. сохраняться в возможно более широком спектре условий. Если большая система слишком централизована, то она не сможет адекватно отвечать, т.к. ее реакция будет замедленной, поскольку управляющий импульс будет проходить через значительное количество уровней управления (реализации решений). Кроме того, этот импульс обязательно будет заметно искажаться. И, наоборот, если каждый элемент системы будет отвечать автономно, то возникает опасность несогласованности и распада системы.

Поэтому для обеспечения региональной и, в целом, национальной безопасности государства необходима сбалансированность между федеральным и региональным уровнями государственного управления. Российская политическая стратегия ориентируется на сохранение единства страны, укрепление государственности и усиление эффективности исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации. Но чтобы обеспечить территориальную целостность государства, состоящего из частей, значительно отличающихся друг от друга по размеру территории, экономическому потенциалу, политической культуре населения, необходимо всестороннее изучение региональных процессов [7, С. 122].

В 2000 году наметилась тенденция изменения акцентов и региональной политики и практики регулирования отношений центра и субъектов федерации. Значимым в этой связи фактором являются действия, предпринятые Президентом В.В. Путиным. Центральной здесь была задача повышения эффективности государства как средства обеспечения поступательного общественного развития в целом. Применительно к обсуждаемым проблемам это означало бескомпромиссное противодействие попыткам развала в стране, пресечения тенденций того, что региональная самостоятельность стала трактоваться как санкция на дезинтеграцию государства.

Среди важнейших элементов реализации этой политики было продолжение контртеррористической операции в Чечне, которая, по данным различных исследовательских структур, так или иначе, пользовалась поддержкой большей части населения страны. Именно успех военной фазы эти операции позволил отвести угрозу распада страны. Последнее при этом отнюдь не снимало с повестки дня крайне актуальную задачу последующего обеспечения политического урегулирования конфликта.

Вторым направлением была политика укрепления федерализма в той ее части, которая касается усиления структур президентской вертикали в регионах. В практическом плане это проявилось в создании федеральных округов, назначении в них представителей Президента РФ. Данный институт составляет основу жесткой вертикали исполнительной власти, главный инструмент политики главы государства в стране в территориальном измерении [2, С. 143].

Главным в обеспечении системы национальной безопасности были и остаются задачи предупреждения и отражения внешних угроз. Но со второй половины 90-х годов CC века, когда начинается переход от этнической мобилизации к этнической реконструкции, важнейшим фактором обеспечения региональной и национальной безопасности становится стабилизация этносоциальной структуры общества, ее институциональной системы, социального порядка, выработка и артикуляция общенациональной системы ценностей, знаков и символов, учитывающей многонациональный или поликонфессиональный состав населения России [6, С. 212].

На стратегическом уровне планирования внутренней безопасности субъекты регионального уровня государственного управления должны стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта федерации), но учитывать при этом национальные интересы государства, поскольку именно властная элита в условиях России, как правило, выступает ведущим упорядочивающим фактором функционирования регионального сообщества [5, 111].

Устойчивость социально-экономического положения крупного и, в определенных рамках, самодостаточного территориального образования (субъекта РФ), сохранение последним своего политического и экономического статуса в значительной мере определяется не только наличием внешних и внутренних угроз, но и способностью и возможностью региональных структур управления своевременно оценивать внешние и внутренние угрозы безопасности социальным, экономическим и природным составляющим инфраструктуры региона, обеспечивать разработку и реализацию комплекса превентивных мероприятий противодействия источникам риска, осуществлять полномасштабные действия по ликвидации возникающих кризисных явлений и их последствий [3, 36].

Взаимодействие федерального и регионального уровней государственного управления оказывает большое влияние на политическую безопасность государства, от этого также зависит функционирование экономического механизма страны, хозяйственные связи, условия движения, товаров, капитала и рабочей силы, а следовательно, экономический потенциал страны, ее экономическая безопасность. Оно в значительной степени зависит от уровня политического консенсуса и политической стабильности. Если в обществе нет согласия по фундаментальным основам общественной жизни, политические противоречия между федеральными и региональными элитами таят в себе заряд политического напряжения и возможность дестабилизации.

 

Литература.

 

1.                  Вок Г.Б. Современная геополитика Северного Кавказа: теоретические и прикладные аспекты. Дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Краснодар, 2006.

2.                  Казакова М.Н. Политико-территориальные аспекты национальной безопасности России в условиях политической трансформации в постсоветский период. Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Нижний Новгород, 2004.

3.                  Нуйкин А.Ф. Региональная безопасность: концептуальные подходы и практическая реализация. Дис. … канд. полит. наук. Санкт-Петербург, 2005.

4.                  Фролов А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения. Дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов н/Д, 2006.

5.                  Юрченко В.М., Герасимов И.А. Роль региональных элит в обеспечении безопасности // Элиты и будущее России: взгляд из регионов. Выпуск первый. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2007.

6.                  Юрченко И.В. Проблемы региональной безопасности в процессе активизации связей с общественностью политических субъектов // Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью: Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 января 2008 г. Ч. 1. Краснодар: КубГУ, 2008.

7.                  Юрченко И.В. Региональная безопасность как предмет конфликтологического анализа (апология методологического плюрализма) // Полис. 2007. № 6.

8.                  Явчуновская Р.А. Теоретико-методологические проблемы национальной и международной безопасности // Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Общ. ред. С.А. Проскурина. М.: Изд-во МПСИ, 2004.

 

Поступила в редакцию 28.04.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.