Либерализм и его влияние на расширение
участия женщин в политических процессах.
Сковиков
Алексей Константинович,
кандидат политических наук, доцент,
Загидов
Тимур Загидович,
аспирант.
Кафедра социальной и политической
философии,
Московский Гуманитарный Университет.
Либерализм в современном мире является одной из ведущих мировых идеологий. Родоначальником западноевропейской классической либеральной социально-политической мысли является Дж. Локк (1632–1704), английский философ и политический мыслитель. Им была разработана теория общественного договора для обоснования ограничения монархической власти, широко распространенной в Новое время, со стороны общества, что послужило основой теоретических предпосылок либеральной демократии и конституционализма. Дж. Локк обосновал тезис о согласии, т. е. консенсусе как главном условии такого договора. Отношения собственности, политическую свободу и права человека он выделил как фундаментальные принципы гражданского общества. Хочется обратить внимание, что современная социально-политическая практика свидетельствует о том, что в обществе может быть достигнут лишь компромисс, о консенсусе сегодня, да и в принципе в будущем, в силу социального расслоения общества говорить не приходится. Все участники политического процесса — руководители государств, политическая элита, политические партии, рядовые граждане изначально должны быть готовы частично поступиться своими принципами для достижения компромисса при разрешении общественно значимых социально-политических и экономических проблем.
Дж. Локк наряду с теорией общественного договора разработал систему разделения властей на три ветви — законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную, а также обосновал теорию неотъемлемых прав человека. Государство, по его мнению, создается для того, чтобы совместными усилиями надежно защитить права человека на жизнь, свободу и собственность. Впервые в политической мысли была сформулирована идея неотъемлемых прав человека, которая с конца ХVIII века стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Западной Европы, а с ХХ века и в международных документах[1].
Вслед за Дж. Локком другие мыслители внесли вклад в развитие либеральной идеологии, которая положительно повлияла на установление равноправия между мужчинами и женщинами, способствовала активизации участия женщин в политических процессах.
Ш. Монтескье (1689–1755), французский политический мыслитель, в своих работах, в частности «О духе законов», предложил ставшую классической теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он считал, что для политической свободы необходимо наличие в обществе таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и могли бы защитить ее от посягательств власти.
Немецкий мыслитель И. Кант (1724–1831) доказал тезис о том, что социальная роль государства предопределена прежде всего тем, что она возникает на основе общественного договора. Целью демократического государства должно стать торжество высшего нравственного закона в результате разумной деятельности людей, социально-экономических преобразований, распространения идей просвещения и повышения культуры. И. Кант в своих работах неоднократно обращал внимание на то, что государство представляет собой объединение людей, подчиненных законам. Причем нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль касается внутренней мотивации. Права требуют не делать зла — в этом суть требования подчиняться закону. В дальнейшем при разработке законов в демократических странах стало учитываться положение не только о необходимости подчинения всех граждан закону, но и мнение о том, что закон не должен ущемлять права граждан по половому признаку.
Среди основополагающих принципов классического либерализма ХVII–XIX вв. политологи и социальные философы выделяют следующие:
- безусловная ценность личности и изначальное равенство всех людей;
- автономия индивидуальной воли и добродетели человека;
- неотчуждаемые права человека (на жизнь, свободу, собственность);
- создание государства с целью сохранить и защитить естественные права человека;
- договорный характер отношений между государством и индивидом;
- ограничение объема и сфер деятельности государства;
- верховенство закона как инструмента социального контроля, право не быть зависимым от самовластной воли другого человека;
- защищенность частной жизни человека и свободы его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.
Либеральные идеи повлияли на развитие политического процесса в мире. Однако не все страны в силу различия их социально-политического, экономического, культурного и религиозного развития могут идти по пути распространения либеральных идей.
Современный
мировой политический процесс характеризуется усилением противоречивых тенденций
в социально-политическом развитии, вызванных как интеграционными, так и
дезинтеграционными процессами, обусловленными глобализацией. Российский
политолог А. С. Панарин, выступая в Московском гуманитарном университете» на
методологическом семинаре «Глобальное политическое прогнозирование» (15 января
Данные процессы связаны с распространением и навязыванием американских ценностей. Исходя из того, что фундамент демократии был заложен в XVIII веке в странах Западной Европы и США, руководство данных стран, прежде всего США, считает одной из своих приоритетных задач распространение своего опыта построения демократии на другие страны.
Обратим внимание на тот факт, что известные западные политологи Р. Даль, Г. Сартори, С. Хантингтон в своих научных работах неоднократно подчеркивали, что неотъемлемой чертой демократического устройства общества является стабильное и эффективное демократическое правление, при котором предоставлены равные права и возможности всем гражданам мира. Вместе с тем, по нашему мнению, необходимость реализации данных прав должна быть предоставлена гражданам на их личное усмотрение.
Социально-политическая
практика свидетельствует о том, что становление и развитие современных
демократий в различных государствах проходило неравномерно. Демократические
тенденции, заложенные американским и французским обществами, распространялись и
на другие страны, стремящиеся к установлению новой системы управления государствами,
в том числе с помощью парламентаризма. Социальные изменения в области
управления способствовали активизации политических амбиций среди всех социальных
слоев. Интерес к политической власти был проявлен и женщинами, которые в традиционной
культуре усматривали ущемление своих прав. Демократизация общества с
распространением либеральной идеологии способствовала активизации борьбы женщин
за установление равноправия. Вместе с тем, борьба женщин за расширение своих
политических прав, в том числе за равные избирательные права, была длительной
сложной и порой драматичной.
В первой
половине XIX века на
родине демократии (США) получило развитие феминистское течение, обусловленное
активизацией политического участия женщин, связанное с организацией публичных
выступлений за отмену рабства. Под петициями, направляемыми в адрес
государственных структур, способных принять соответствующие политические
решения, обычно стояло большое количество женских подписей. Следует заметить, что
женщины не могли оказать реального политического давления ввиду отсутствия
формальных политических прав. Так, ни одна женщина не была допущена к участию в
работе Всемирной конференции по борьбе с рабством, проходившей в
Аналогично велась деятельность по активизации политических акций, связанных с установлением для женщин равных прав и возможностей в политике, в странах Западной Европы, прежде всего во Франции, Англии, Германии.
Деятельность
феминистских течений повлияла на положение женщин в обществе. Законодательное
собрание штата Вайоминг (США) 10 декабря
Согласно С. Хантингтону,
можно выделить три волны демократизации: первая волна — 1820–1942 гг., вторая
волна — 1942–1975 гг., третья волна — с
Следует
отметить, что на родине демократии — в США процесс установления равных
избирательных прав в рамках всей страны был долгим и противоречивым. В октябре
В России женщины получили равные политические права с мужчинами в результате прихода к власти большевиков и принятия Основного закона государства. Заметим, что данный факт не был обусловлен распространением либеральных ценностей, а связан с идеологическим противопоставлением идеологий советского государства и стран Запада. Согласно российской Конституции права и обязанности между мужчинами и женщинами были юридически равны.
Анализ политического процесса первой волны демократизации позволяет констатировать, что, несмотря на активизацию деятельности женщин по расширению и установлению равных политических прав, в том числе и избирательных, на высший уровень принятия политических решений женщины вышли не в результате конкурентной борьбы в выборах. В данный период в большую политику женщины входили благодаря получению королевского титула по наследству, например королева Англии Виктория, королева Нидерландов Вильгельмина, королева Испании Изабелла II, королева Португалии Мария II.
Деятельность
представителей феминистского движения (М. Уоллстонкрафт, Олимпии де Гуж и др.)
способствовала усилению активности женщин в выборах в представительные органы
политической власти как на региональном, так и на национальном уровне, а также
выдвижению женщин на руководящие посты. Например, в
Во время
второй волны демократизации (1942–1975) на расширение прав женщин повлияло
создание международной Организации Объединенных Наций (
Наметившаяся в
первой волне демократизации тенденция вхождения женщин во власть продолжилась и
во второй волне. Благодаря престолонаследию к власти пришли королева Великобритании
Елизавета II, королева
Дании Маргарита II и
др. Женщины ряда стран достигли положения глав правительств — это Сиримаво
Бандаранаике (
Во второй
волне демократизации женщины чаще стали занимать ключевые государственные
посты. Например, Эллен Цецилия Уилкинсон (Великобритания) в
Третья волна
демократизации (
Анализ социально-политической практики в области реализации женщинами своих политических прав свидетельствует о том, что если в первой и второй волне демократизации происходило расширение участия женщин в области политики, в частности посредством установления равных избирательных прав, то в третьей волне демократизации ведется борьба за установление экономического равноправия. В теоретических исследованиях конца ХХ века (в частности, проведенных в научных гендерных центрах Москвы и Санкт-Петербурга) определена степень участия российских женщин в политических процессах, а также выявлена мотивация их низкого политического участия. Отмечается, что социальное равенство и равноправие дает женщине основание не копировать мужчину, а самовыражаться в социально-политической действительности в качестве равного, но иного, особого субъекта. Главные политические установки современного феминистского движения — ненасилие и гуманистические ценности, «эгалитаризм» и «партнерство», служащие основой новых отношений между мужчинами и женщинами и исходящие из признания различий и взаимодополняемости при равных социально-политических возможностях. Рост активности определенной части женского населения в политике отчасти вызван потребностью разрешения глобальных проблем человечества, таких как загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, установление однополярного мира со стороны США, активация НАТО на востоке Европы, размещение системы ПРО в Польше и Чехии.
Третья волна демократизации привела к установлению практически во всех стран мира равных избирательных прав для всех граждан страны. Для большинства женщин право голоса имеет особое значение, так как получению этого права предшествовала длительная борьба во многих странах мира. Участницы первых женских движений рассматривали получение избирательного права для женщин как символ политической свободы, как средство достижения большего экономического и социального равенства. Однако в действительности получение женщинами права участвовать в выборах не означает социально-политического и экономического равноправия. Заметим, что только в скандинавских странах, Германии, Канаде, Италии, Японии полностью ликвидированы различия по полу. В этих странах женщины играют более значимую роль в политике, достаточно представлены в высших законодательных органах, что, естественно, оказывает влияние на направленность и качество законов.
Особое внимание
обратим на то, что в данный период женщины выходят на уровень принятия
политических решений благодаря демократической системе, через участие в
выборах. В частности, это Маргарет Тэтчер (
Вместе с тем
не следует упускать из вида, что на высший уровень принятия политических
решений женщины выходят и благодаря семейным кланам, в частности, как Косар
Акино (
Женщины принимают более активное участие в социально-политических процессах в скандинавских странах. Таким образом, утверждение Ш. Л. Монтескье о том, что страны с холодным климатом тяготеют к демократии, возможно, оправдывается на практике. В данных странах около половины высших законодательных органов представлены женщинами. Причем они вышли на данный уровень благодаря демократическим технологиям организации и проведения выборов, а не с помощью квотирования, которое имело место в СССР и ряде других стран мира. Политическая практика свидетельствует, что система квотирования дает только кратковременный результат и свидетельствует об ограниченности демократии и отсутствии гражданского общества.
Во время
третьей волны демократизации на изменение государственной политики в отношении
женщин в демократических государствах повлияли международные документы, прежде
всего «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»
принятая ООН в
Вместе с тем
подчеркнем, что если международное сообщество в конце ХХ века акцентировало внимание
на проблемах равноправия между полами с целью активизации участия женщин в
политических процессах, то в ХХI
веке данная проблема, как правило, рассматривается на региональных уровнях. К
великому сожалению, в обществе доминирует патриархальная культура, которая не
способствует установлению действительно равных отношений между полами. Об этом
свидетельствует и проведенное исследование российских федеральных СМИ начала
третьего тысячелетия. На основе контент-анализа можно с уверенностью говорить,
что общество солидарно во мнении, что политика — это преимущественно дело
мужчин. Подтверждением господства патриархальной культуры в российском обществе
является, например, реклама накануне парламентских выборов (
После отказа от применения практики квотирования при формировании высшего законодательного органа Российской Федерации резко сократилось количество женщин в парламенте. Аналогичная картина и на региональном и местном уровнях. Улучшение положения произойдет только в случае внесения кардинальных изменений в избирательное законодательство, когда повысится политическая культура граждан страны и будут предоставлены и закреплены не только юридически, но и фактически условия для реализации своих интересов каждой личностью.
Анализ документов, статистических данных и научных монографий свидетельствует о том, что демократизация общества, связанная с распространением либеральных ценностей, способствовала возможности реализации женщинами своих прав и потенциала во всех областях общественной жизни. Вместе с тем проблема установления фактического равноправия между всеми участниками политического процесса не разрешена, и есть потребность в ее научном осмыслении.
Литература.
1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм : пер. с франц. М., 1993. 303 с.
2. Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959. 592 с.
3. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. 304 с.
4. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование : пер. с англ. / под ред. А. М. Салмина, Г. В. Каменской. М., 1997. 287 с.
5. Либерализм / Людвиг фон Мизес ; пер. и комментарии А. В. Куряева. Челябинск, 2007. 344 с.
6. Теория и практика социальной политики. М., 2004. 192 с.
7. Трагер Дж. Великие женщины. Хроника. События. Факты : пер. с англ. М., 1999. 528 с.
8. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / пер. А. Башкирова. М., 2004. 635 с.
9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. Ю. Новикова. М., 2003. 603 с.
10. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / пер. В. Рокитянского. М. 2004. 480 с.
11. Феминизм : проза, мемуары, письма, эссе ; пер. с англ. М., 1992. 480 с.
12. Харц Л. Либеральная традиция в Америке : пер., общ. ред., вступ. сл. и посл. В. В. Согрина. М., 1993. 400 с.
Поступила в редакцию 14 января
[1] См.:
Декларация независимости (США, 4 июля
[2] См.: Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование // Знание. Понимание. Умение. М., 2004. № 1. С. 173.
[3] Цит. по: Трагер Дж. Великие женщины. Хроника. События. Факты. М., 1999. С. 302.
[4] Дедерихс М. Р. Хиллари Клинтон и власть женщин. М., 1995. С. 149.
[5] Брандман Е., Шевцов Ю. Эмансипация женщин как фактор социального прогресса // Человек — философия — Гуманизм : материалы философского конгресса : в 8 т. Т. 4: .Социальная философия и философия политики. СПб., 1997. С. 38.
[6] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Международное право в документах / сост. Н. Т. Блатова, Г. М. Мелков. М., 1999. С. 123.