Факторы современного этнического экстремизма на
примере Северного Кавказа
Горишний
Кондрат Владимирович,
соискатель кафедры государственной политики и
государственного управления Кубанского государственного университета.
Проблема этнического (или национального) экстремизма остается
актуальной для России на протяжении двух десятилетий. Данная проблема является
одной из острейших для российского общества и государства, она непосредственно
связана с обеспечением национальной безопасности и территориальной целостности страны.[1]
Противодействие
и борьба экстремизмом, выработка адекватных и эффективных мер возможна лишь на
основе «глубокого понимания… закономерностей и тенденций его развития,
предпосылок и условий его возникновения…»[2],
то есть на основе выявления и учета факторов этнического экстремизма. Настоящая
статья посвящена разработке классификации факторов современного этнического
экстремизма на примере Северного Кавказа.
Факторы
этнического экстремизма в политическом процессе России, по нашему мнению, можно разделить на две основные группы. Первую группу
составляют факторы общероссийского масштаба, объективно обусловленные
процессами, происходящими в обществе и государстве. Вторая группа – факторы,
имеющие региональную и этническую специфику.
К
первой группе факторов, прежде всего, относится системный кризис и последующее разрушение
социалистической системы в СССР, охвативший не только непосредственно сам
режим, но и всю политическую систему общества в целом и вызвавший нестабильность
складывавшихся в течение длительного времени общественных отношений.
«…Наибольший всплеск этнической и религиозной нетерпимости, лежащей в основе экстремизма,
наблюдается в периоды крутых исторических перемен, подобных тем, которые
пережили народы бывшего Советского Союза….».[3]
Один из основателей современной отечественной этноконфликтологии В.А.
Авксентьев характеризует данную детерминанту как статистически выраженную предпосылку,
стимулирующую актуализацию и эскалацию этнополитических конфликтов и, по сути,
являющуюся коренным изменением среды взаимодействия этнических групп.[4]
Вторым
фактором данной группы является разрушение
авторитарной политической системы. Данный процесс является закономерным и
неизбежным последствием кризиса государственной власти советского периода. В качестве
причины эскалации этнического экстремизма крушение авторитаризма можно
рассматривать применительно к конкретным историческим условиям и процессам конца
80-х – начала 90-х годов прошлого столетия, в частности, на территории
республик Северного Кавказа. Ослабление государственной власти, в первую
очередь – центральной, в совокупности с иными причинами и условиями, явилась
причиной так называемого «парада суверенитетов» 1990-1991 годов. Так называемый
глобальный «этнический парадокс современности», этнизация общественной и
политической жизни является третьим фактором первой группы рассматриваемой
классификации. Именно этнизация явилась непосредственной причиной резкого роста
экстремистских проявлений в период краха советской политической системы.
Ко второй группе
факторов, в которой представлен региональный аспект, мы относим, главным
образом, экономические. Прежде всего,
это наличие в отдельных регионах (Чеченская Республика) значительной
материальной базы в области нефтедобычи и переработки нефти и связанная с этим
проблема перераспределения ресурсов в переходный период. «… Чечня является
примером того, как нефть в прошлом была и благословением, и проклятием региона…
Мы сталкиваемся с «извращенным» типом обмена, когда действие «выторговывается»
в обмен на бездействие, а угрозы маскируются под предостережения».[5]
Другим примером
геоэкономических детерминант этнического экстремизма может служить обострение
отношений между ингушами, чеченцами и
сунженскими казаками в 1990-1991 годах, основной причиной которых явилось
распределения земельных участков и передела колхозной собственности. Решение
подобных проблем, как правило, сводилось к выделению этнических территорий и
созданию отдельных автономий. Так, летом 1991 года в районах компактного
проживания казачьего и русского населения Карачаево-Черкесии был проведен
референдум о создании Казачьей Республики,
а несколько позднее съезд казаков ряда районов заявил о создании Казачьей
ССР, что привело к введению в научную терминологию термина «Казачий сепаратизм».[6]
Следующей составляющей экономических
факторов экстремизма являются социально-экономические проблемы депрессивных
регионов.[7]
«Спад производства в промышленности и аграрном секторе в ряде субъектов этого
региона России превышает среднероссийский показатель. Это породило проблему
занятости трудоспособного населения».[8]
Сокращение рабочих мест, массовая безработица, миграция – проблемы, с одной
стороны, обусловленные экономическим несовершенством системы, а с другой –
социальными противоречиями в этнизированном обществе. Социальные факторы
этнического экстремизма, в основном представленные изложенными выше причинами,
составляют следующую группу факторов и являются, по мнению автора,
доминирующими в исследуемой проблематике. В качестве социальной причины роста
экстремистских настроений можно выделить уже упоминавшиеся безработицу в
регионах Кавказа и, как следствие, миграцию населения. Проблемная социальная
адаптация и интеграция мигрантов на новой территории пребывания, этнокультурные
и этнопсихологические различия влекут за собой ряд субъективных и объективных
экстремистских проявлений – межэтническую разобщенность, дискриминацию по
национальному признаку, вероисповеданию, языку, рост преступности,
насильственный передел сфер влияния. Миграционные процессы на Северном Кавказе
в исследуемый период времени активизировались во время армяно-азербайджанского
конфликта 1989-1994 годов. Позднее масштабы миграции значительно расширились –
Южная Осетия, Абхазия, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня. Последняя волна –
военные действия на территории Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года.
Во многом социальные причины и условия,
лежащие в основе этнического экстремизма, обусловлены несовершенством правовой
системы, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Правовые факторы –
следующая группа в исследуемой классификации. К числу объективных правовых факторов
относится несовершенство как
действующего, так и действовавшего ранее законодательства. Большинство функций
в сфере межнациональных отношений и профилактической работы были сосредоточены в
течение 90-х годов на уровне субъектов РФ. Полномочия, как федерального центра,
так и органов местного самоуправления были явно недостаточны, что повлекло
известные последствия: «парад суверенитетов», «война законов» центра и субъектов.
Реформирование и совершенствование законодательства в сфере безопасности, межэтнических
отношений и противодействия экстремистской деятельности началось лишь после
осознания реальности и масштабности экстремизма как явления, ведущего к
этническим конфликтам и активизации преступлений против личности.
К субъективным правовым факторам относится низкая правовая
грамотность населения РФ. Половина населения России не понимает сущности
экстремизма и адекватно не представляет, какая деятельность является экстремистской.[9]
Следующая группа факторов этнического экстремизма
представлена причинами и условиями политического характера. Прежде всего, к данной
группе необходимо отнести фактическое отсутствие государственной политики в
сфере этнических отношений на первом этапе эскалации межнациональных конфликтов
и дальнейшее ее несовершенство на протяжении длительного периода времени.
Примеров политических ошибок российского руководства в период обострения
отношений на Северном Кавказе более чем достаточно. Так, результаты боевых
действий в период первой чеченской кампании 1995-1996 годов привели к
превращению национального экстремизма в мощную политическую силу, которая играла
огромную роль в общественно-политической жизни Северного Кавказа и до
настоящего времени оказывает заметное влияние на ситуацию в Российской Федерации.[10]
Отдельным
аспектом политических факторов является группа организационно-управленческих
причин и условий. Некоторые авторы выделяют их в обособленную группу.[11]
Данную группу составляют, в частности, кризис системы государственной власти,
слабость государства как политической организации, а также
«…недостатки и противоречия в области управления общественными процессами,
порождающие и способствующие проявлениям ненависти и вражды».[12]
К числу политических факторов экстремизма относится также деятельность ряда
политических партий и движений, общественных организаций, выдвигающих лозунги
экстремистского характера, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Этничность используется этими силами в качестве коллективного средства давления
на государственную власть. Это такие движения, как РНЕ (Русское национальное
единство), ДПНИ («Движение против нелегальной миграции»), НБП («Национал-большевистская
партия»). На региональном уровне примером может служить Кабардинский
национальный союз «Адыгэ Хасэ», возникший в 1989 году в Нальчике и объединяющий
черкесские народы: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, шапсугов.
Политические факторы этнического
экстремизма на Северном Кавказе по их природе и направленности действия можно
разделить на непосредственно этнополитические, внутриполитические и
геополитические. Примером этнополитического конфликта в сочетании с конфликтом
внутриполитическим является вооруженное противостояние федеральных сил и
сепаратистов в Чеченской Республике. По мнению В.А. Авксентьева, чеченский
конфликт является в своей сущности этническим преимущественно потому, что чеченскому
этносу, активно вовлеченному в конфликт, противостоят силовые структуры
российского государства, государства, создаваемого русским этносом, в котором
русские составляют этническое большинство. И конфликт этот приобретает
этнополитический характер, так как, по крайней мере, с одной стороны его
участником является политический институт.[13]
Внутриполитический характер конфликта обуславливается событиями осени 1991 года,
когда после путча ГКЧП резко обострились отношения между местным руководством и
национальной оппозицией, что способствовало появлению экстремистских тенденций.
Примером
геополитического конфликта является спор из-за территории Пригородного района
на границе Северной Осетии и Ингушетии. Национальными движениями ингушей в ходе
конфликта был поднят вопрос о провозглашении независимости Ингушетии, ее выходе
из Российской Федерации и заключении межгосударственного или конфедеративного
союза с сепаратисткой Чечней.[14]
В информации популярного информационного интернет-портала «Кавказский узел» указывается, что
стороны-участницы конфликта 1992 года по-разному
оценивают произошедшее. Осетины называют его «агрессией против
Северной Осетии», ингуши - «геноцидом и этнической чисткой территории Пригородного
района от ингушей». При этом обе стороны
обвиняют друг друга в инициировании данного конфликта.[15]
Подобный конфликт, по мнению некоторых
авторов, заключается в одной из особенностей региона: «Северный Кавказ является
контактной зоной исламской и православной цивилизации. В культурном и
политическом отношении Северный Кавказ является частью России, а население
Северного Кавказа – российскими гражданами. В то же время в результате
исторического развития у народов Северного Кавказа преобладающей религией стал
ислам. Это создает конфликтный потенциал, который определяется не только политическими,
военно-стратегическими, экономическими и другими материальными интересами, но и
культурными и конфессиональными различиями».[16]
Вышеизложенное позволяет выделить следующую группу факторов этнического
экстремизма – идеологических. В идеологические рамки, как определяющую
детерминанту, входят такие подгруппы причин и условий, как культурные,
религиозные, воспитательные и психологические. Указанные подгруппы факторов обусловлены
тесной взаимосвязью идеологии, образа жизни и религии на Кавказе. Наиболее
радикальные из толкователей ислама находят в его источниках призывы к войне с
«неверными», носящие ярко выраженный экстремистский характер. Антироссийский
джихад привел к провозглашению 15 августа 1998 года «Отдельной исламской
территории» в Буйнакском районе Дагестана (с введением собственного законодательства
и созданием протогосударственных структур).
Наконец,
нельзя отрицать влияние определенных исторических условий на возникновение и
развитие этнического экстремизма на Северном Кавказе. К числу исторических
факторов экстремизма можно отнести:
-
тяжкое наследие национально–территориальных переделов, связанное, в том числе,
с депортацией народов во время Великой Отечественной войны;
-
относительно позднее присоединение Северного Кавказа к России по сравнению с
другими областями; [17]
- восприятие
определенной частью российского общества своей недавней истории как чуть ли не
национального поражения;[18]
- борьба за влияние в этом регионе
великих империй, имевшая место во все времена;[19]
- национальный принцип
административно-территориального деления Советского Союза, приведший к нередким
попыткам пересмотра существующих административно-территориальных границ в
республиках Северного Кавказа в настоящее время.
В заключение необходимо отметить, что
выработка эффективных мер противодействия и борьбы с проявлениями экстремизма
не исчерпывается осознанием его причин и условий. Следует начать работу по
коренному изменению общественного сознания в понимании и отношении к данной
проблеме, причем не только на территории республик Северного Кавказа. Многие
чеченцы не видят в террористах, захвативших школу в Беслане, экстремистов,
большинство русских не считает экстремистами скинхедов.[20]
Большинство населения России в контексте событий на Северном Кавказе понимает
экстремизм не как угрозу личной безопасности и безопасности государства,
подрывающую устои общества и демократии, а как очередную проблему в
деятельности правоохранительных органов. Искаженное восприятие прав этносов, их
законных и противозаконных действий, излишняя политизация национального вопроса
ведут не просто к негативным, а, порой, к фатальным последствиям.
Литература.
1.
Авксентьев В.А., Авксентьев А.В. Северный
Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь. 1998.
2. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках
научной парадигмы. Ставрополь. 2001.
3.
Авксентьев В.А. Этническая
конфликтология: в 2-х частях. Ставрополь. 1996. Ч. 2.
4.
Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев
А.В. Региональная конфликтология. Концепты и российская практика. М., 2008.
5.
Белянский А.А. Экстремизм в России
(сравнительно-социологический анализ по Краснодарскому краю и Саратовской
области). Саратов. 2005//www.sartraccc.sgap.ru.
6.
Война в Южной Осетии напомнила жителям
Ингушетии о конфликте в Пригородном районе.
16/8/2008//www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1227323.html.
7.
Дондоков Ц.С. Макаров Н.Е. Понятие и
идеология экстремизма в современных условиях//Закон и армия. 2005. №
11//Правовая информационная система «Консультант-плюс».
8.
Зорин В.Ю.
Заметки политолога//www.muslims-volga.ru.
9.
Музаев Т. Этнический сепаратизм в
России//www.panorama.ru.
10.
Некрасов Д. Е. Расово-этнический
экстремизм: криминологический аспект. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Рязань.
2006.
11.
Паин Э. Республика скинхедов //
Sueddeutsche, 17 февраля
12.
Проблема
экстремизма глазами россиян. Социологическое исследование ВЦИОМ//www.wciom.ru.
13.
Сальников Е.В. Взаимодействие органов
местного самоуправления и антитеррористических комиссий в деле борьбы с
экстремизмом и терроризмом: проблемы и перспективы//Государственная власть и
местное самоуправление. 2007. №
3//Правовая информационная система «Консультант-плюс».
14.
Симонян Л.Ю. Этнизация политики в
посткоммунистическом обществе. Дисс… канд. полит. наук. Ставрополь. 2005.
15.
Справка «Об
итогах мониторинга в области реализации государственной национальной политики,
в том числе, в области развития регионов с социально-экономическими,
географическими и другими особенностями, а также реализации этнокультурных
потребностей граждан, принадлежащих к различным этническими общностям России в
первом полугодии 2007 года» // www.minregion.ru/OpenFile.ashx/gos_nacpolitika.doc.
16.
Хоперская Л.Л. Современные
этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н/Д. 1997.
Поступила в редакцию 19.09.2008 г.
[1] Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология. Концепты и российская практика. М., 2008.
[2] Сальников
Е.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий
в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом: проблемы и
перспективы//Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 3//Правовая информационная система «Консультант-плюс»;
Дондоков Ц.С. Макаров Н.Е. Понятие и идеология экстремизма в современных
условиях//Закон и армия. 2005. № 11//Правовая информационная система
«Консультант-плюс».
[3] Зорин В.Ю. Заметки политолога//www.muslims-volga.ru
[4] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.
Ставрополь. 2001. С. 213.
[5] Симонян Л.Ю. Этнизация политики в посткоммунистическом обществе. Дисс… канд. полит. наук. Ставрополь. 2005. С. 95.
[6] Музаев Т. Этнический сепаратизм в России//www.panorama.ru.
[7] Справка «Об итогах мониторинга в области реализации государственной
национальной политики, в том числе, в области развития регионов с
социально-экономическими, географическими и другими особенностями, а также
реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническими
общностям России в первом полугодии 2007 года» // www.minregion.ru/OpenFile.ashx/gos_nacpolitika.doc
[8] Белянский А.А. Экстремизм в России (сравнительно-социологический анализ по Краснодарскому краю и Саратовской области). Саратов. 2005//www.sartraccc.sgap.ru
[9] Проблема экстремизма глазами россиян. Социологическое исследование
ВЦИОМ//www.wciom.ru
[10] Музаев Т. Указ. соч.
[11] Некрасов Д. Е. Расово-этнический экстремизм: криминологический аспект. Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Рязань. 2006. С. 23.
[12] Некрасов Д. Е. Указ. соч. С. 23.
[13] Авксентьев В.А.
Этническая конфликтология: В 2-х частях. Ставрополь. 1996. Ч.2. С. 82.
[14] Музаев Т. Указ. соч.
[15] Война в Южной Осетии напомнила жителям Ингушетии о конфликте в Пригородном районе. 16/8/2008//www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1227323.html
[16] Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов н/Д. 1997. С.14-15.
[17] Авксентьев В.А.,
Авксентьев А.В. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь. 1998. С.
152-153.
[18] Зорин В.Ю. Указ. соч.
[19] Хоперская Л.Л. Указ.
соч. С. 15.
[20] Паин Э. Республика
скинхедов//Sueddeutsche, 17 февраля