ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Информационно-психологические войны как один из вызовов глобальной информатизации общества

 

Кузьмин Иван Юрьевич,

аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

 

Девятнадцатый век прошёл под знаком геополитики (вспомним знаменитое высказывание Карла Клаузевица о войне, как о продолжении политики другими средствами). Двадцатый век стал веком геоэкономики, когда судьбы стран  определяли производительность труда, потоки ресурсов, финансовые инструменты. По мнению многих экспертов, XXI век будет веком геокультуры, в котором разные цивилизации будут отстаивать свои смыслы и ценности, свой тип жизнеустройства. Борьба уже происходит за умы и души. И перспективы цивилизаций будут определяться тем, насколько активно они готовы поддерживать «своих» и противостоять «другим»[1].

В конце XX века мы вступили в эпоху формирования информационного сознания. Симбиоз политики и информационных технологий порождает новые возможности, новое качество и новые проблемы. Впервые удешевляются и упрощаются технологии формирования сознания до такой степени, что они стали практически общедоступны[2].

Первоначально некто Томас Рона использовал термин «информационная война» в отчете, подготовленным им в 1976 году для компании Boeing, и названный «Системы оружия и информационная война». Т. Рона указал, что информационная инфраструктура становится ключевым компонентом американской экономики. В то же самое время, она становится и уязвимой целью как в военное, так и в мирное время. Этот отчет и можно считать первым упоминанием термина «информационная война».

Сама постановка проблемы весьма заинтересовала американских военных. Военно-воздушные силы США начали активно обсуждать этот предмет уже с 1980 года.

В связи с появлением новых задач после окончания «холодной войны» термин «информационная война» был введен в документы Министерства обороны США. Он стало активно упоминаться в прессе после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 году, где новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Официально же этот термин впервые введен в директиве министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 года.

Спустя несколько лет, в феврале 1996 года, Министерство обороны США ввело в действие «Доктрину борьбы с системами контроля и управления». Эта публикация излагала принципы борьбы с системами контроля и управления как применение информационной войны в военных действиях. Впервые Министерство обороны США определило возможности и доктрину информационной войны.

В конце 1996 г. Роберт Банкер, эксперт Пентагона, на одном из симпозиумов представил доклад, посвященный новой военной доктрине вооруженных сил США XXI столетия (концепции «Force XXI»). В ее основу было положено разделение всего театра военных действий на две составляющих - традиционное пространство и киберпространство, причем последнее имеет даже более важное значение[3].

Event агентство

Бизнес-план открытия праздничного агентства

prazdnik-pro.com

В настоящее время существует несколько вариантов трактовок термина «информационная война». Однако отличия между ними незначительны, поэтому с полным основанием можно использовать вариант термина, представленного в Уставе Сухопутных войск США FM 100-6 «Информационные операции» (август, 1996 г.). Согласно этому документу «Информационная война - это комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства путем воздействия на информацию, информационные процессы, информационные системы и компьютерные сети противника при одновременной защите своей информации, информационных процессов, информационных систем и компьютерных сетей»[4].

Исходя из данного определения информационная война включает в себя несколько аспектов: технический – действия, связанные с применением техники или воздействующие на технику; гуманитарный – действия, направленные на изменения жизнедеятельности личности и общества. На наш взгляд, эти два аспекта необходимо рассматривать отдельно друг от друга. Так, проблема возможного применения информационного оружия, относящаяся к первому направлению, останется за рамками данной статьи. Здесь речь пойдет о гуманитарном аспекте, который, на наш взгляд, стоит определить как информационно-психологическое воздействие. Основной объект воздействия в таких войнах – сознание человека.

Информационно-психологические воздействия скрытого типа направлены на прямую манипуляцию сознанием человека через его подсознание, то есть человек не осознает факт такого воздействия. К ним относят так называемые психотронные (техногенные) средства, суггестивные (внушение, массовый гипноз) и психотропные (фармакологические) воздействия и сотни видов их сочетаний. Ученые считают, что основные психофизические опасности при воздействии такого оружия - изменение черт характера, поведения личности, снижение интеллекта и творческих возможностей, подавление и в результате - замена личности. В результате применения такого оружия появляются социальные группы, управляемые на подсознательном уровне, готовые выполнять любые команды. Наиболее опасны такие воздействия в высших управленческих структурах, на военнослужащих и других ответственных лиц.

С помощью изменения сознания человека, внедрения манипулирующей информации на фоне отвлекающих сообщений в подсознание, минуя критическое восприятие этой информации, происходит так называемое зомбирование человека. В определенное время по условному сигналу (паролю) эта информация всплывает из подсознания и воспринимается человеком как его собственные мысли и убеждения. После выполнения задания человек-зомби забудет, что он сделал это по команде. Убийство генерала Льва Рохлина яркий тому пример[5].

Основную направленность удара в результате информационно-психологических войн принимает на себя психическое сознание масс. Таким образом происходит определенное формирование общественного мнения. В 20-м веке информационно-психологические войны за счет роста коммуникативных технологий перешли на новый этап собственного развития. И поэтому мы можем говорить о том, что победу в той или иной войне достигнет та страна, в которой более развита пропаганда. «На первое место выдвинулись сражения за умы людей, за создание «правильного» общественного мнения, за контролирование информационных потоков[6].

Использование в информационно-коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на различные категории граждан России в настоящее время достигло таких масштабов, что может представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности и российского общества в целом. Современный этап развития не только не снизил, а усилил тенденцию к использованию новейших технологий информационного воздействия манипулятивного характера на психику людей в политической борьбе. Так как основным элементом информационной инфраструктуры являются люди, мотивация деятельности которых базируется на их физиологических, социальных и информационных потребностях, то правильно рассчитанное применение так называемых информационно-психологических методов воздействия оказывает прямое влияние на уровень безопасности государства. Особенно это касается России, где пока отсутствует организованная система формирования и поддержания в обществе необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Научно-технический прогресс в области информационных технологий, развитие СМИ стерли национальные границы в информационном пространстве и создали беспрецедентные возможности для подавления противника с помощью нетрадиционных средств поражения, не вызывающих физического разрушений. Проходя через сознание каждого члена общества, длительное массированное информационно-психологическое воздействие разрушающего характера создает реальную угрозу существованию нации в результате трансформации ее исторически сложившейся культуры, основных мировоззренческих и идеологических установок.

Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психо-эмоциональную и социальную напряженность, что не позволяет гражданам Российской Федерации адекватно воспринимать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию, деятельность высших органов государственной власти. Это в свою очередь усиливает дестабилизацию внутриполитической ситуации и затрудняет реформирование российского общества.

В последнее время все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки проблематики информационной и психологической безопасности личности, общества и государства[7].

В связи с этим рабочей группой Комитета Государственной Думы РФ по безопасности в 1999 году был подготовлен проект федерального закона «Об информационно-психологической безопасности личности». До настоящего времени данный закон не принят.

Не принят и Закон «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», который вносился на рассмотрение в 2008 году. Депутаты, с одной стороны, признают острую необходимость регулирования данной сферы общественных отношений, однако не могут договориться о методах подобного регулирования.

По мнению автора, данная проблема требует скорейшего и пристального внимания. В изменившемся информатизированнном мире наша страна представляет собой открытую мишень для информационно-психологического воздействия различного рода. Особенно остро стоит проблемы защиты сознания подрастающего поколения. Для активной разработки проблемы требуется в первую очередь политическая воля. Программа решения проблемы должна включать работу на всех уровнях: законодательно урегулировать эту сферу общественных отношений; активно финансировать научные исследования в данной области; создать необходимую организационную структуру, которая сможет эффективно разрабатывать проблему; вести образовательные мероприятия для широкого круга граждан с целью повышения самосознания.

 

Литература.

 

1.                  Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/manipul.html, свободный. – Загл. с экрана.

2.                  Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/war/, свободный. – Загл. с экрана.

3.                  Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zelinski-01.htm, свободный. – Загл. с экрана.

4.                  Малинецкий Г.Г. Проектирование будущего, мониторинг и прогноз в контексте национальной безопасности. Выступление на Первой Всероссийской конференции «Комплексная безопасность в использовании инновационных инфокоммуникационных технологий». Государственная Дума 21.02.2008. Сетевой журнал СВОИ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smi-svoi.ru/content/?fl=555&sn=1406, свободный. – Загл. с экрана.

5.                  Ракитянский Н.М. Россия и вызовы глобализации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/06/22/0000309050/007.RAKITIANSKI.pdf, свободный. – Загл. с экрана

6.                  Бомба для зомби. Интервью с заслуженным деятелем науки РФ, доктором военных наук, профессором Военного университета радиационной, химической и биологической защиты, действительным членом Академии военных наук генерал-майором Л.Н. Ильиным. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.x-libri.ru/elib/smi01074/00000001.htm, свободный. – Загл. с экрана.

7.                  Информационное оружие, как средство ведения информационного противоборства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vrazvedka.ru/main/analytical/lekt-03.shtml, свободный. – Загл. с экрана.

 

Поступила в редакцию 17.11.2008 г.



[1] Малинецкий Г.Г. Указ. соч.

[2] Ракитянский Н.М. Указ. соч.

 

 

[3] Гриняев С.Н. Указ. соч.

[4] Информационное оружие, как средство ведения информационного противоборства.

[5] Бомба для зомби. Интервью с Л.Н. Ильиным.

[6] Зелинский С.А. Указ. соч.

[7] Грачев, Г., Мельник И. Указ. соч.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.