ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Проблемы вменения уголовной ответственности за нарушения норм международного гуманитарного права частными охранными  и военными организациями.

 

Пошевеля Сергей Петрович,

магистрант Казахского Гуманитарно-юридического Университета, г. Астана,

директор ТОО «SALAM.KZ».

 

Международное гуманитарное право – это отрасль международного права, которая применяется во время вооруженных конфликтов. Основными задачами международного гуманитарного права является:

1) Обеспечение защиты лиц, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях.

2) Регулирование разрешенных средств и методов ведения военных действий.

Основные положения международного гуманитарного права направлены на установление запрещенных методов ведения военных действий, а также на установления норм ответственности за совершенные преступления, нарушения во время вооруженного конфликта. Причем, в большинстве случаев МГП лишь определяет, что является преступлением во время вооруженного конфликта, тогда как мера, характер ответственности  и подсудности определяется в соответствии с другими отраслями права, в частности с нормами международного уголовного права, а так же с нормами национального права государств, направленных на более конкретное регулирование данного вопроса.

Уголовное законодательство Республики Казахстан  запрещает создание незаконного военизированного формирования (Ст. 236), также как и осуществление наемничества (Ст. 162). Однако встает вопрос - обязано ли незаконное военизированное формирование или наемники, которые принимают активное участие в вооруженном конфликте, соблюдать другие нормы, предусмотренные уголовным законодательством и международным гуманитарным правом? Более того, обязаны ли частные военные и охранные организации в случае их вовлечения в вооруженный конфликт соблюдать нормы МГП? Ответить на этот вопрос очень сложно, так как подобные нормы напрямую не регламентируются  национальным законодательством. Международное право регламентирует данный вопрос  только  отчасти и то лишь в определенных случаях.

В отличие от Республики Казахстан, в международном сообществе существует обширная практика создания военных компаний и служб безопасности. Работа таких структур играет важную роль, в обеспечении безопасности, как государства, так и  коммерческих корпораций и даже неправительственных организаций.

Со времени окончания «холодной войны», объемы деятельности частных компаний в сфере безопасности значительно выросли. Сегодня такие компании оказывают целый спектр услуг от подготовки военнослужащих и предоставления консультативных услуг в военной области, до участия в оперативной деятельности, обеспечения защиты собственности и должностных лиц, а также участия в работе полиции и разведывательных служб. Основными видами деятельности таких компаний являются подготовка военнослужащих и предоставление консультативной помощи командованию иностранных армий и руководству сил полиции.

Международный Комитет Красного Креста  - ведущая международная организация по имплементации и разработке международного гуманитарного права -  заключает, что обязательства по соблюдению международного гуманитарного права распространяются: «В отношении всех субъектов права в период вооруженного конфликта: государств, организованных вооруженных группировок, многонациональных сил, гражданских лиц и сотрудников частных военных и охранных компаний». [Публикация МККК «Международное гуманитарное право и частные военные и охранные компании», Источник: www.icrc.org].

Стоит ли рассматривать сотрудников частных служб безопасности в качестве наемников? Эммануэла-Кьяра Гийяр, сотрудник правового управления МККК, говорит, что однозначного ответа на этот вопрос не существует. «Каждый случай необходимо рассматривать отдельно. Большинство примеров показывает, что с чисто правовой точки зрения они не подпадают под определение, предлагаемое статьей 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям и другими международными договорами» [Публикация МККК «МККК расширяет контакты с представителями частных военных компаний и служб безопасности», Источник: www.icrc.org].

До тех пор пока сотрудники частных служб не являются частью вооруженных сил страны и не занимаются деятельностью, которая могла бы быть расценена как прямое участие в военных действиях, они должны рассматриваться как гражданские лица и пользоваться защитой международного гуманитарного права.

Если же сотрудники частных военных или охранных компаний осуществляют действия, которые могут быть классифицированы как непосредственное участие в боевых операциях, то:

они теряют право на защиту и могут быть подвергнуты нападению;

• в случае попадания в плен они не получают статуса военнопленных, но им предоставляется весь комплекс защиты в соответствии с Четвертой Женевской конвенцией. Сотрудники частных военных компаний и служб безопасности, должны соблюдать международное гуманитарное право и могут привлекаться к ответственности за его нарушения. Они также могут подвергаться суду за непосредственное участие в боевых действиях, даже если они не совершали нарушений международного гуманитарного права.

Что же касается возбуждения уголовного дела против частных военных компаний и служб безопасности, которые нарушили нормы международного гуманитарного права, то, как показывает практика в силу ряда практических причин - это сделать бывает очень сложно.

Сложность заключается в том, что бывает крайне трудно довести дело до суда в тех странах, где эти компании зарегистрированы, поскольку нарушения МГП чаще всего происходят на территории других государств, а большинство судов имеют ограниченную экстратерриториальную юрисдикцию. На практике оказывается сложным найти такой национальный суд, который имел бы возможность и политическую волю использовать свою экстратерриториальную юрисдикцию для того, чтобы вынести решение по случаям нарушения МГП.

Хоть нормы международного гуманитарного права и обязывают государства предпринимать все меры для привлечения виновных к ответственности, однако не все государство следуют этим указаниям. Вместо этого некоторые государства даже предоставляют судебную неприкосновенность частным военным компаниям, которые действуют по их поручению и учувствуют в вооруженном конфликте.

Настоящее время диктует свои условия разработки уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Следует отметить, что некоторые проблемы и пробелы в материальном праве действуют негативно на процессуальное право. Более того, базируясь именно на материальном праве, развивается процессуальное право. На рассмотренных выше примерах было показано, какие проблемы существуют в уголовном праве в сфере вменения ответственности за преступления совершенные в период вооруженного конфликта  и как эти проблемы могут повлиять на уголовное производство таких дел.

           

Литература.

 

1. Женевская Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.

2. Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.

3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г.

4. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля1997 г. № 167-I.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г.. № 206-I.

 

Поступила в редакцию: 17.04.2008 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.