ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Параллельный мир экономики

 

Тюнин Михаил Васильевич,

кандидат юридических наук,

начальник юридического отдела ООО «Терминал «Евразия».

 

Понятия «контрафакт» и «фальсификация» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается  нарушение интеллектуальных прав, а под вторым – нарушение технологии производства.

Анализ процессов, протекающих на данном этапе в России и вокруг нее, позволяет утверждать, что за последние годы распространение контрафактной продукции на территории Российской Федерации  приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности. По различным оценкам специалистов, ежегодные убытки России в виде недополученных налоговых и таможенных платежей в федеральный бюджет составляют сотни миллиардов рублей. Сложившееся положение на российском рынке не только наносит существенный материальный ущерб, но и тормозит рост благосостояния граждан, снижает авторитет государства на международной арене.

Основным фактором для масштабных фальсификаций в российской экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по своим объемам вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует. Один и тот же предприниматель часто оказывается как легальным бизнесменом, так и «теневиком». Одна и та же продукция нередко может реализовываться как легально, так и без соответствующего учета. Результатами этой деятельности теневой экономики пользуются многие слои общества. При этом «теневики» искусно пользуются существующей официальной инфраструктурой, имея доступ ко всей необходимой им коммерческой информации. Опутавшая всю страну «параллельная экономика» автоматически втягивает в сферу своего влияния те сегменты товарного рынка, которые характеризуются большими объемами розничных продаж за наличные деньги. Вполне естественно, что наибольшего размаха производство и реализация контрафактной продукции в России достигли в аудиовизуальной области и программном обеспечении, производстве напитков и продуктов питания, в фармацевтике и производстве предметов личной гигиены  и т.п.

На сегодняшний день фальшивок на  рынке фармацевтике достигает 5 – 7%. Чаще других подделывают антибиотики и гормональные лекарственные средства. Фармацевтические компании из-за контрафакта ежегодно теряют миллиарды рублей, а потребители, используя бесполезные таблетки, сильно запускают процесс лечения, и обычная простуда в итоге перерастает  в более серьезное заболевание, которое лечится долго и за большие деньги.

Масштабность нарушений прав  интеллектуальной собственности выдвинулось в последние годы в число наиболее обсуждаемых в России, как на государственном уровне, так и в обществe. Причины этого понятны - объемы производства и реализации контрафактной продукции в Российской Федерации поставили страну в число мировых «лидеров» по данным показателям. Такое положение становится серьезным препятствием на пути вступления России в ВТО. Разгул фальсифицированной продукции подрывает саму основу преумножения интеллектуального потенциала России, так как перекрывает реальный источник финансирования интеллектуальных национальных программ. Вращающиеся в пиратской среде огромные денежные  средства не только напрямую изъяты из легального оборота в интеллектуальной сфере, но и оттягивают на себя заметную часть талантливых специалистов.

В передовых государствах опасаются развивать широкое равноправное сотрудничество    с    Россией   в  интеллектуальной области, рассматривая как дешевую квалифицированную рабочую силу, наших ученых и специалистов. При этом доля интеллектуальной собственности в нелегальном секторе экономики   имеет   тенденцию   к   росту,   что  является дополнительным фактором давления, побуждающим российское руководство к активным действиям. Доминируют же пока заблуждения, что покончить с «пиратством» можно такими локальными мерами, как давление на правоохранительные органы или ужесточение приговоров в судах. Для определения же оптимальных способов борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией в Российской Федерации крайне важно правильно расставить приоритеты  причинно-следственных связей данных отношений.

Теневой сектор национальной экономики, является    главным    жизненным    пространством    для   организованной экономической преступности, в котором происходит основной увод доходов от налогообложения.  Он мешает наведению порядка в сфере интеллектуальной собственности. При этом  основные объемы нелегальных заработков отмываются не в России, а оседают в основном  в оффшорных зонах. Безусловно, решение проблем, существующих в рассматриваемой области отношений,  является необходимым фактором устойчивого развития экономики России.

Непосредственное негативное воздействие, которое в настоящее время оказывают масштабное производство и реализация фальсифицированной продукции на социально-экономическое развитие страны, выдвигает на первый план решение данных вопросов в рамках внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Несмотря на наличие ряда законодательных и нормативных правовых актов, направленных на закрепление организационных, экономических и правовых механизмов указанной деятельности, к сожалению, до настоящего времени не выработано единообразного понимания и стабильной практики их применения. Это объективно сдерживает экономический рост и развитие российской экономики, а также создает определенные препятствия на пути вступления России во Всемирную торговую организацию.

Защита интеллектуальной собственности не зависит только от принимаемых в этой области законов, поэтому реализация этих законов на практике сталкивается с целым рядом трудностей. В частности: нарушение прав интеллектуальной собственности рассматривается как менее тяжкое преступление, отсутствует систематизированная информация, облегчающая рассмотрение дел о защите прав интеллектуальной собственности в арбитражных судах. И, наконец, нельзя забывать о социальном аспекте проблемы. Надо признать, что ментальность населения в современных условиях такова, что при наличии на рынке более дешевого и не менее качественного товара, отечественный покупатель не будет покупать дорогостоящий лицензионный товар, даже понимая, что своим поступком поддерживает существование криминальной сферы. 
Ментальность покупателей  в последнее время в силу ряда экономических причин значительно сдвинулась в строну приобретения контрафактной продукции вследствие ее большей доступности при достаточно высоком уровне ее качества. Без специального оборудования даже профессиональные эксперты в сфере мультимедийной продукции уже не всегда в состоянии отличить лицензионный диск от «пиратского». 

При этом, товаропроизводитель для того, чтобы продвигать свою продукцию на рынке, должен думать о соизмерении цен, потому что некоторые цены не позволяют нашему потребителю сегодня купить товар. В качестве примера можно привести действия одной из крупнейшей в мире звукозаписывающей компании  «Universal Music Group» (США), которая объявила в 2003 г. о снижении цен на производимые ею копакт-диски до уровня пиратских цен. Такая мера предложена  В.В.Путиным, который порекомендовал производителям легальной продукции урезать свои  авторские гонорары  и тем самым существенно снизить  стоимость продукции. Данное предложение учитывает в полной мере платежеспособность населения и  не провоцирует спрос на дешевую контрафактную продукцию[1].

Существует также и международная составляющая проблемы фальсификаций. Трудно себе представить, что зарубежные специалисты не осознают значимости международной составляющей проблемы производства и реализации  контрафактной и фальсифицированной продукции. России в одностороннем порядке, сложно добиться быстрых и значимых результатов в борьбе с контрафактом, с учетом все более глубокой кооперации международного теневого капитала. Это заставляет внимательно подойти к вопросу о возможной скрытой заинтересованности определенных кругов в искусственном продлении нынешней ситуации, чтобы добиться дополнительных преимуществ в соперничестве за интеллектуальное господство.

В настоящее время российское законодательство  содержит достаточно эффективные механизмы, призванные обеспечить охрану и защиту интеллектуальной собственности от незаконного использования. Однако далеко не всегда они работают в реальной жизни, о чем свидетельствует противоречивая судебная практика. Механизм защиты нарушенных прав в указанной сфере действует крайне неэффективно. Причины такого положения нередко кроются не только в экономических, но и во внеэкономических факторах, которые порой ничуть не меньше влияют на уровень защищенности правообладателей. Новизна проблем, применение норм не только национального, но и международного права создают сложности и для правообладателей, и для пользователей. Кроме того, судьи в большинстве случаев не обладают специальными знаниями в названных областях, а суды часто бывают загружены иными делами.

 

Литература.

 

1. Кузьмин В. От контрафакта до нанотехнологий // Российская газета. – 2006.- 4 апреля.

 

Поступила в редакцию 13.11.2008 г.



[1] Кузьмин В. От контрафакта до нанотехнологий // Российская газета. – 2006.- 4 апреля.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.