ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Последствия износа природного капитала в экономике

 

Усенко Игорь Борисович,

аспират Уральского государственного технического университета-УПИ им. Б.Н.Ельцина.

 

В настоящее время развитие во все возрастающих темпах и масштабах мирового общественного производства приводит к интенсивной эксплуатации окружающей среды и обусловливает накопление экологического ущерба. Современные масштабы экологического ущерба, окружающей природной среде производством, таковы, что природа уже не в состоянии самовосстанавливаться, ее ассимиляционный потенциал стремиться к нулю и наступают необратимые процессы ее загрязнения, деградации отдельных ее реципиентов.

Такую экономическую систему, при которой ради достижения производственных результатов природная среда приносится в жертву, неспроста называют «фронтальной» экономикой.

Постоянный рост производительных сил, сопровождающийся расширением масштабов антропогенного воздействия на окружающую среду, начал приводить к возникновению процессов глубокой дестабилизации состояния природы. Нарастание экологической напряженности, осознание мировым сообществом опасности развития по пути «фронтальной» экономики обусловили необходимость коренного изменения научных воззрений в направлении обязательного учета в ходе экономического развития экологических ограничений, благодаря чему родилась идея организации процессов охраны окружающей среды. Хотя часто оценка угроз «фронтального» развития экономики и инвестиции для снижения рисков происходят со значительным лагом. Примером может быть сопоставление уровня инвестиций в РФ на охрану природы (табл. 1) и инвестиций в основной капитал в Свердловской области.

 

Таблица 1.

Инвестиции в основной капитал на охрану окружающей среды в РФ (млн. руб.) [5].

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Всего

27710

25270

35407

41168

58738

68188

76884

 из них на охрану:

 

 

 

 

 

 

 

 атмосферного воздуха

9682

6750

10889

15521

19839

21316

21642

 водных ресурсов

10163

10928

14915

15748

26143

30241

32823

 земель

4337

4660

6415

5563

9206

11027

15749

 

Тогда как инвестиции в основной капитал только в одном регионе – в Свердловской области, более чем в 2 раза больше, чем в целом по РФ – на охрану окружающей среды (табл. 2).

 

Таблица 2.

Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб.

Регион

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Свердловская область

30219

40886

53700.2

75901.4

91019.3

133475.9

187159.6

 

Иначе говоря, масштабы и темпы наносимого антропогенным воздействием экологического ущерба активной части природной среде таковы, что его восстановление самой природой, без вмешательства человека становится маловероятным.

Такое вмешательство должно базироваться на основе концепции перехода к устойчивому экологически безопасному развитию экономики. Средством реализации концепции должен служить процесс охраны активной части окружающей природной среды, суть которого заключается в разработке, принятии и использовании мер организационно-экономического, правового и технического характера, направленных на сокращение антропогенной нагрузки на природу, расширенное воспроизводство возобновляемых природных ресурсов, на сохранение и развитие ассимиляционного потенциала окружающей среды.

В настоящее время мировым сообществом ведется поиск возможных путей и средств развития процесса охраны окружающей среды. Однако направленность этих путей сводится преимущественно к правовым условиям решения проблемы.

Этот механизм компенсации собственнику стоимости израсходованных в производственном процессе всех официально признанных факторов производства позволяет производителю товара иметь реальные возможности простого и расширенного воспроизводства указанных факторов производства. Неадекватное же возмещение износа активной части природного капитала, который является, по сути, основным фактором производства, приводит к недостатку финансирования природоохранных и природосберегающих мероприятий и, как следствие, к накоплению величины «износа» активной части природного капитала.

Понятие «природный капитал» включает в себя не только элементы окружающей природной среды, представляющие интерес для человека в целях производства, но и всю совокупность экосистем, позволяющую этим элементам возобновляться, то есть обеспечивающую ассимиляционный потенциал и экологические услуги. Ассимиляционные потенциал – это еще одна важная особенность категории «природный капитал». По нашему мнению, ассимиляционный потенциал можно охарактеризовать как способность экосистем к самовосстановлению, разложению природных и антропогенных веществ, устранению их вредного воздействия, путем вовлечения в биохимический оборот без потери устойчивости.

Мы полагаем, что «природный капитал» логично трактовать как совокупность элементов природной среды, потенциально пригодных или используемых в производстве и приносящих доход с одной стороны и обеспечивающих их ассимиляционный потенциал с другой.

Американские экономисты Констанза и Дэйли природный капитал подразделяют на активный, то есть, возобновляемый и пассивный [4]. Однако можно предположить, что подобное деление на активную и пассивную части условно – все зависит от масштаба времени и уровня технологий.

К «пассивной» части «природного капитала» относятся невозобновляемые элементы окружающей среды, то есть полезные ископаемые, объем которых ограничен и конечен.

К «активной» части природного капитала эти ученые относят все экосистемы, способные к возобновлению и восстановлению. При этом степень «возобновляемости» зависит от интенсивности использования и уровня загрязнения той или иной экосистемы. Соответственно, именно активная часть природного капитала способна к восстановлению за счет возмещения ее износа.

Уровни загрязнения окружающей среды и благоустройства проживания существенно влияют на важнейший параметр человеческого развития – здоровье и долголетие человека, на человеческий капитал в целом. Критической проблемой для человеческого капитала России является катастрофически низкий – по сравнению с развитыми странами и странами с переходной экономикой – уровень ожидаемой продолжительности жизни, особенно у мужчин, высокая смертность у лиц трудоспособного возраста. Кроме того, непрерывно уменьшается численность населения РФ (рис. 1).

Вклад экологического фактора в эту неблагоприятную ситуацию достаточно велик. Сейчас около 60 миллионов человек проживают в зонах с неблагоприятной экологической ситуацией, занимающих 15% территории страны. С 1999 года количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферы увеличилось в 1,6 раза, в них проживает 60% городского населения страны. Доля проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, составляет около 20%; здесь основными проблемами являются низкий технический уровень водоподготовки и высокая степень износа водопроводных сетей (более 60-70%).

 

Рис. 1. Динамика численности населения РФ [5].

 

Во всех промышленно развитых регионах экологический ущерб значителен. В 10 % наименее развитых регионах величина ущерба около 4 % ВВП (см. табл.3), а в 10% регионов с наиболее высоким уровнем развития промышленности – 17 % от ВВП.

Но еще большее влияние на величину ущерба оказывает отраслевая структура промышленности региона. Ущерб по величине более 20 % ВВП отмечается в регионах с сырьевой ориентацией промышленности (см. табл. 3). Более 60 % промышленной продукции этих регионов – продукция топливной и металлургической отраслей.

 

Таблица 3.

Регионы с наибольшим экологическим ущербом.

Регионы РФ

Ущерб, в % к ВВП

Удельный вес сырьевых отраслей в производстве, %

Ханты-Мансийский АО

20,67

87,9

Ненецкий АО

21,73

97,7

Челябинская обл-ть

22,72

66,5

Липецкая обл-ть

27,14

64,1

Вологодская обл-ть

28,69

62,8

Кемеровская обл-ть

33,32

69,9

 

В целом по РФ ущерб оценивается в 1,3 трлн.руб = 10 % ВВП [2].

Сумма величины ущерба от промышленной деятельности и рентных доходов от добычи и экспорта сырья представляет собой приблизительную оценку истощения природного капитала в регионе.

Очевидно, что при существующей системе возмещения износа природного капитала организовать процесс полного восстановления наносимого окружающей среде ущерба невозможно, в результате чего происходит ухудшение экологической ситуации во всем мире.

Переход к устойчивому развитию делает необходимым включение экологического фактора в систему основных экономических показателей развития. Недооценка экологического фактора при принятии решений во многом связана с отсутствием в традиционных показателях развития стоимостного отражения природного капитала и деградации окружающей среды. Традиционные макроэкономические показатели (ВВП, доход на душу населения) игнорируют экологическую деградацию. Рост этих показателей в стране сегодня базируется на техногенном природоемком развитии. Тем самым, создается возможность резкого ухудшения экономических показателей в случае истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития, содержащих нередко весьма сложную систему показателей. Этим занимаются ведущие мировые организации: (ООН (Система интегрированных экологических и экономических счетов (Integrated Environmental and Economic Accounting)), Всемирный банк (индекс истинных сбережения – genuine savings), ОЭСР (система экологических индикаторов), Европейское сообщество (проекты GARP1, GARP2, TEPI). Принципиальным моментом в их подходах к проблеме является попытка учесть ущерб от загрязнения среды и истощения природных ресурсов на макроэкономическом уровне, экологически скорректировать основные экономические показатели развития. Например, опубликованные Всемирным банком на основе методики истинных сбережений расчеты для всех стран мира показали значительное расхождение традиционных экономических показателей и экологически скорректированных. В России все последние годы на фоне роста ВВП индикатор истинных сбережений был отрицательным. Это важно учитывать в условиях экономического кризиса в России. Так, если с формальных позиций в 2000 году рост ВВП составил максимальную в течение длительного времени величину 9%, то истинные сбережения были отрицательными (-13%) главным образом за счет истощения сырьевой базы.

Центральным показателем системы является экологически отрегулированный ВВП (признанный всеми индикатор состояния экономики): ВВП – ВВПЭ. Он представляет собой корректировку ВВП на величину истощения (износа) природного капитала, которое представляет собой потребление экологической продукции. Под потреблением экологической продукции понимается количественное уменьшение полезных ископаемых, объема биоресурсов. Таким образом, потребление экологических услуг заключается в качественном истощении ассимиляционного потенциала. Не учет износа природного капитала при расчете экономических показателей на макро- и микро-уровне ведет к искажению финансовых результатов, что, в свою очередь, ведет к деградации окружающей среды и неустойчивому развитию мирового сообщества в целом (см рис.2).

Исторически «сырьевая» экономика исчерпала себя, ибо доказала, что не может развиваться вместе с окружающей природой, создавая в каждом частном успехе спектр экологических проблем. В то же время следует отметить, что и современная рыночная экономика не может правильно оценить экологические выгоды и ущербы. Логика принятия решения об эффективности проекта, базирующаяся на сравнении выгод и затрат, в данном случае не срабатывает. На наш взгляд, устойчивое развитие отечественной и мировой экономики должно основываться на развитии экологического производства (во всех его формах – от государственного до частного) на основе знаний, которое имеют инновационное содержание и направлены на минимизацию антропогенных факторов.

 

 

Рис.2. Динамика ВВП и экологически-отрегулированного ВВП в США на душу населения

с 1950 по 1994 годы [4].

 

Именно развертывание экологического производства призвано сыграть решающую роль в снижении совокупных издержек общественного производства и роста его общей эффективности: как экономической, так и экологической. И только всемирное признание природного капитала паритетным фактором производства и включение износа его активной части в состав себестоимости продукции поможет разрешить проблему деградации окружающей среды, простимулировать разработку, внедрение и использование природоохранных технологий с целью снижения издержек производства.

 

Литература

 

1. Аникина А. М. Влияние природоэксплуатирующих отраслей экономики на величину валового регионального продукта: статистический анализ// Моделирование межрегиональных и межотраслевых взаимодействий. М. ЦЭМИ РАН, 2004.

2. Аникина А.М. Ресурсные платежи в структуре налоговых доходов государства// Экономика природопользования, 2005, № 1.

3. Выварец А.Д. Экономика предприятия. М.: Юнити, 2006.

4. Costanza R., D’Arge R., de Groot R., Farber S., Grasso M., Hannon B., Limburg K., Naeem S., O’Neill R.V., Paruelo J., Raskin R.G., Sutton P., Van Den Belt M., 1997a. The value of the world’s ecosystem services and natural capital. Nature.

5. www.gks.ru.

 

Поступила в редакцию 24.07.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.