Структура образа в стихах Самеда Вургуна
Байрамов
Алемдар Гамбар оглу,
аспирант Института литературы им. Низами
НАН Азербайджана.
Литература – это
искусство образного отображения жизни. Вот почему, говоря о художественной
литературе, мы, прежде всего, имеем в виду образы и образность. Именно в этом
смысле изучение проблемы образа и образности во все времена было актуальным для
литературоведения. Образ играет важную роль в раскрытии изображаемой жизни,
содержание событий, в формировании мировоззрения и характера, стимулируя направления
развития личности. «Мышление образами как вид деятельности в том или ином виде
вошло в науку и художественную литературу» [15, с.44]. В разные времена подход
к образу был различным. В эстетике Платона и Гегеля образ является формой
чувственного выражения общей идеи. У Канта и его последователей это
совокупность чувств и влияния [6, с.131]. Согласно видному русскому ученому
Юрию Бореву «Художественный образ – это выражение общего в индивидуальном, это
означает выявление существенных для многих событий черт посредством
индивидуального и в индивидуиме в конкретно-чувственной форме» [4, с.149].
В настоящей статье
исследована образная система классика азербайджанской литературы ХХ века Самеда
Вургуна, выявляется его индивидуальность в создании образа.
Самед Вургун – один
из наиболее ярких личностей, подаренных мировой литературе азербайджанским
народом. Не случайно, Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым
было подписано распоряжение от 6 февраля 2006-го года о широком праздновании
100 летнего юбилея поэта, в котором была дана высокая оценка его литературно- художественному
наследию, общественной деятельности. В документе отмечается: «Творчество Самеда
Вургуна составляет одну из наиболее ярких и неповторимых собраний истории азербайджанской
литературы ХХ века. Литературное наследие мастера, сыгравшее большую роль в
обращении современного азербайджанского языка и литературы в целом, составило
новый этап в развитии нашей культуры. Следует отметить и заслуги Самеда
Вургуна, являвшегося одним из первых академиков Академии Наук Азербайджана, как
общественно-политического деятеля» [10].
Самеда Вургуна отмечала
активую творческая позицию в истории политической мысли. Его творчество
является оригинальном событием в нашей поэзии. Видный теоретик литературы,
профессор Мир Джалал Пашаев писал: «Стихотворный стиль Самеда Вургуна настолько
оригинален, определен и хрустален, что читатель узнает его произведения и без
подписи» [9]. Благодаря исключительному таланту, высокому художественному
вкусу, народности и общечеловеческой ценности его поэзии, он заслужил широкий
общественный авторитет и читательские симпатии. «Несмотря на короткую жизнь –
всего 50 лет, Самед Вургун за этот краткий срок поставил свою подпись под целым
рядом успешных произведений» [16,с.3]. И первым поэтом, получившим звание народного
поэта Азербайджана, был Самед Вургун. «На II всесоюзном съезде писателей СССР (1954) отчетный
доклад о 25-летнем периоде общесоветской поэзии был поручен Самеду Вургуну» [2,
с.165]. Сам по себе этот факт свидетельствует о высоком авторитете Самеда
Вургуна.
В стихах Самеда
Вургуна сама образная структура привлекает к себе внимание с различных сторон.
В создании образа С.Вургун опирался на различные источники и традиции.
Творчески используя материалы фольклора, мифологии нашего народа, наследие
видных представителей азербайджанской и мировой литературы, он создал богатую и
разнообразную систему образов. С первых лет жизни Самеда Вургуна окружали
народные традиции – отец его играл на сазе и хорошо знал ашугсую поэзию, мать и
бабушка пели азербайджанские песни, рассказывали народные сказки» [13]. Однако
во всех случаях Самед Вургун новаторски использовал эти традиции. И этот его
опыт приводит к выводу, что если созданные им образы, с одной стороны, составляли
своеобразный топологический ряд с известными образами азербайджанской
литературы, то, с другой стороны, отличались особым содержательным объемом благодаря
специфической семантике. Он пропускает любое исторические событие, даже мифологические,
легендарные сюжеты сквозь свое творческое воображение, относиться к этому
материалу новаторски, искусно сопрягая с традициями своего народа, нации и
современным ему периодом, даже с желаемым будущим. Одна из особенностей его как
творческой личности заключалось в оригинальности его образов, далеких от близости
и описательности. Это был мастер, свободный акт трафаретов, оживлявший образы,
созданные его воображением.
С.Вургун как
романтик в создании считал более целесообразным сознательное привлечение
сильных характеров и событий, акцент на сопоставительные планы, употребление
сравнений и метафор. Он писал: «Для меня особое значение имеет сознательное
укрупнение образов и событий. Что означает сознательное укрупнение образов? Я
думаю, что в этом заключается вся суть и душа большого искусства. Большое
искусство никогда не может состоятся без большого художественного обобщения,
без идеала… Почему мы должны в поэзии избегать афоризмов, крылатых выражений?
То есть, действительно ли это абстракции? На основе таких вот абстракций тысячелетиями
живут Фирдоуси и Низами. Да здравствует такой абстракцизм!» [11, с.249]. В результате последовательных попыток Самед
Вургун смог сформировать и развить свой романтический стиль. «Уже в 40-е годы
романтическая концепция Самеда Вургуна стала причиной полемики вокруг романтического
стиля» [12, с.149].
Основным образом
Самеда Вургуна является сам Азербайджан. В своем знаменитым стихотворении
«Азербайджан» и целом ряда других стихов он создал живой образ Азербайджана.
Природа Азербайджана как образ разработана в творчестве поэта с высоким вкусом,
мастерством. В его поэзии нашли успешное художественное решение идущее от
интонации народного стиха образы гор, пастбищ, родников, тумана, фиалки и др.
Это характерные понятия для природы Азербайджана, которые пером поэта воплощены
в поэтические образы. Известный ученый Гачев отмечает: «Природа является
первым, которая развивает человека и совершенствует образ его жизни» [14, с.47].
С.Вургун ввел в поэзию очень удачные поэтические образы природы Азербайджана,
картин жизни народа, наполнив произведения, образную систему национальным
колоритом. В творчестве, образной системе Самеда Вургуна национальное составляет
ведущую линию. Этот фактор обуславливает долгую жизнь его образов. Ибо народность
художественного произведения, передача в нем народного духа, приоритет
национального в психологической фактуре образа – важнейщее условия художественности
произведения. В истории литературы наиболее долгая жизнь обеспечена
произведениям, посвященным темам из народной жизни и соответствующим образом.
Известный критик В.Г.Белинский писал: «Народность – это первое достоинство
литературы … народность означает своего рода гениальность» [3, с. 91,97]. Самед
Вургун был поднят на вершину гениальности именно своей народностью. В создании
образа поэт широко использовал богатые возможности азербайджанского языка. Это
важнейший фактор его успехов в литературе. Поэтому это образное выражение мысли,
удачная подача образов во многом зависят от богатства используемого языка. В
этом смысле азербайджанский язык незаменим. Видный ученый – лингвист, академик
Агамуса Ахундов пишет об этом: «Азербайджанский язык в фонетическом отношении –
один из наиболее подходящих для художественного языка» [1, с.5].
Стих Самеда
Вургуна, наряду с национальным содержанием, в то же время имеет и
общечеловеческую ценность. И человек – главный герой и образ вургунского стиха.
Это закономерность литературы. Академик Бекир Набиев пишет: «Во все времена
центральной проблемой художественной литературы прежде всего была проблема
человека» [8, с.20]. Эта тема в творчестве С.Вургуна вступила в новый этап
своего развития. С.Вургун использует при этом разные образные решения.
Человеческий образ у С.Вургуна не свободен от ошибок, вины, обладает как
положительными, так и отрицательными качествами. И развитие образа в его творчестве
не однозначно, а жизненно и закономерно. Одной из важных особенностей
художественной литературы является выражение характера в жизненном процессе,
что всегда учитывал С.Вургун в своих произведениях.
Образная система
С.Вургуна отличается особым философским смыслом. Философское обобщение,
философское выражение в действительности, тенденция философского охвата
предмета свойственны творчеству поэта с самого его начала. Общечеловеческие
идеи его произведений не стеснены национальными и региональными границами, они
волнуют каждого, независимо от национальной принадлежности, и стимулирует на
благородные поступки. В поэзии С.Вургуна нашли успешное художественное решение
образы, связанные с миром, временем, жизнью, смертью. В его поэзии мысли о
мироздании, его происхождении и конце в основном поднимаются до художественных
обобщений. Поэт проводит философские обобщения о зарождения мира, этапах его
развития, в том числе на уровне научных толкований. Самед Вургун видел мир
таким, каким воображал и его романтизм создавал именно такого мира.
Поэзия С.Вургуна
столь же богато по форме, как и проблемно-тематическим признакам. Эта
красочность формы рождены не случайностью. В его творчестве к каждой теме, духу
образа подобран соответствующий жанр. Использую различные стихотворные жанры,
поэт учитывал характер образа, его психологию. В его поэзии структурное единицы
соответствуют содержанию, форма подчинена содержанию и идее. Буало писал:
«Мысль является господином рифмы, а рифма – робот мысли» [5, с.28]. С.Вургун
искусно использовал поэтическую систему фольклора, искусного творчества, создав
прекрасные поэтические образцы в жанрах баяты, гошма, герайлы и др. в каждом из
этих произведении учтены взаимоотношения жанра и образа. Он не был склонен к
формализму и создавал каждый образ в соответствии с его характером, духом.
Образное
воспроизведение мысли, усиление жизненности посредством художественного
изображения и выразительных средств играет важную роль в судьбе художественного
произведения.
В поэзии С.Вургуна
мастерски использованы различные виды тропов-метафор, эпитетов, сравнений,
символики. Поэт использует эти средства с целью придания образу различных
качеств, в том числе сознательного усиления, увеличения образа. Система его тропов
отличается богатством и носит образный характер. Возможности метафоризации азербайджанского
языка открыли широкий спектр их использования. В его стихах использованы
метафоры индивидуализированные, непосредственно связанные с образностью.
Достаточно широко использованы в образном арсенале символы. Символ является важным
средством для раскрытия характера образа. Эти средства мастерски использованы
для создания богатой и многообразной системы, что имеет результатом
неповторимую индивидуализацию, «увеличение» образов, художественные обобщения,
придающие образам характерные черты, в совокупности создающие яркие черты.
В поэзии Самеда
Вургуна образ автора в ряде случаев принимает активное участие в изображаемых
событиях и открыто выражает свою позицию автор по-разному входит в образ в различных
произведениях. Этот образ выступает порою в повествовательном процессе как
автор, порою – как ашиг, порою как патриот, гражданин, воспевающий свою родину,
либо как философ, пытающийся постичь мироздание и делящийся с читателем своими
суждениями и т.д.
В своих
произведениях С.Вургун широко использовал возможности лирического
повествования, что нашло мастерское отражение в изображении образов, выражение
их внутреннего мира. Доступность повествовательного языка сыграла важную роль в
успешности образной системы и, следовательно, произведений Самеда Вугруна. Авторская
позиция в повествовательном процессе и ее выводы, а также оценка повествования
не только по критериям мастерства, но и идейности – все это важный фактор в
художественном произведении. Заслуживает особого внимания его выводы в конце произведения,
богатство авторских выражений в повествование. Буало писал: «В изложении события
повествование должно бать лаконичным, а описания торжественными и богатыми» (5,
с.52). Доступный повествовательный язык Самеда Вургуна, лаконичны и уместные
описания играют важную роль для успешного воплощения образов.
Вышеизложенное приводит
к заключению, что классик азербайджанской литературы ХХ века Самед Вургун
отличается индивидуальности в создании образов, будучи автором целого цикла богатых,
разнообразных образцов. Творчество С.Вургуна, основное на национальных
традициях, со временем превратилось в традицию для последующих поэтических
поколений. Его новаторство было новаторством, ставшим традицией, что выпадает
далеко на каждому. Его стихотворения сыграли незаменимую роль в воспитании
нескольких поколений в национальном и патриотическом духе, в формировании их
художественно-эстетического вкуса.
Общенациональный
лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, прочувствовавший эту миссию его
произведений, так говорил о ней: «С молодых лет полюбив стихи, произведения
Самеда Вургуна, я испытал их влияние, как в своем образовании, так и
формировании» [7, с.199].
Основываясь на своем
воображении, художественном мировоззрении, Самед Вургун создал по сути новые произведения
и цикл образцов. Он близко знал литературные процессы, идущие в мире, и хорошо
знал, какие из произведений обречены на долгую жизнь.
Своеобразие
С.Вургуна, индивидуальное отношение к классическому наследию превратило его
творчество в традицию и стало причиной создания большой литературной школы,
связанной с его именем.
Литература
На азербайджанском языке:
1. Axundov
A. Dil və üslub məsələləri. Bakı: Gənclik,
1970, 102 s.
2. Azərbaycan
Sovet Ədəbiyyatı Tarixi. 2 Cilddə. II Cild (Baş
redaktoru: M.Arif). Bakı: Az. SSR EA-nın Nəşriyyatı,
1967, 500 s.
3. Belinski
V.Q. Seçilmiş məqalələr (Tərcümə edəni:
M.Rzaquluzadə). Bakı: Uşaqgəncnəşr, 1948, 144 s.
4. Borev
Y. Estetika (Tərcümə edənlər: Y.Qarayev, R.Xəlilov).
Bakı: Gənclik, 1980, 222 s.
5. Bualo.
Poeziya sənəti (Tərcümə, müqəddimə və
şərhlər: Ə.Ağayev). Bakı: Azərnəşr,
1969, 182 s.
6. Cabbarov
X. Bədii ədəbiyyatda obrazlılıq. Bakı:
Yazıçı, 1986, 221 s.
7. Əliyev
H. Müstəqilliyimiz əbədidir
(Çıxışlar, nitqlər, bəyanatlar, məktublar,
müsahibələr). Buraxılışa məsull: R.Mehdiyev.
Bakı: Azərnəşr, 1998, 500 s.
8. Nəbiyev
B. Ölümsüzlüyün sirri. Bakı: Sabah, 2000, 780 s.
9. Paşayev
M.C. Əsl sənətkar// Ədəbiyyat və İncəsənət
qəzeti, 1956, 12 may.
10. Səməd
Vurğunun 100 illik yubileyi haqqında Azərbaycan
Respublikası Prezidentinin Sərəncamı// ədəbiyyat
qəzeti, 2006, 10 fevral.
11. Vurğun
S. Seçilmiş əsərləri. Beş cilddə. V Cild.
Bakı: Şərq-Qərb, 2005, 384 s.
На русском языке:
12. Алышанлы Ш. Романтизм:
споры, истины (Проблема и ее освещение в азербайджанском литературоведении).
Баку, Элм, 2000.
13. Гарбуз О.
Влюбленный народ // газ. «Советская Россия», 2006, 11 мая.
http//www/sorvoss.ru/old/2006/53-34 hthm/.
14. Гачев Т.Д.
Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988.
15. Гачев Т.Д.
Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке.
М., Педагогика, 1991.
16. Люянова С.Л.
Творчество Самеда Вургуна во всесоюзной критике, Баку, Элм, 1986.
Поступила
в редакцию 09.06.2009 г.