ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Структура образа в стихах Самеда Вургуна

 

Байрамов Алемдар Гамбар оглу,

аспирант Института литературы им. Низами НАН Азербайджана.

 

Литература – это искусство образного отображения жизни. Вот почему, говоря о художественной литературе, мы, прежде всего, имеем в виду образы и образность. Именно в этом смысле изучение проблемы образа и образности во все времена было актуальным для литературоведения. Образ играет важную роль в раскрытии изображаемой жизни, содержание событий, в формировании мировоззрения и характера, стимулируя направления развития личности. «Мышление образами как вид деятельности в том или ином виде вошло в науку и художественную литературу» [15, с.44]. В разные времена подход к образу был различным. В эстетике Платона и Гегеля образ является формой чувственного выражения общей идеи. У Канта и его последователей это совокупность чувств и влияния [6, с.131]. Согласно видному русскому ученому Юрию Бореву «Художественный образ – это выражение общего в индивидуальном, это означает выявление существенных для многих событий черт посредством индивидуального и в индивидуиме в конкретно-чувственной форме» [4, с.149].

В настоящей статье исследована образная система классика азербайджанской литературы ХХ века Самеда Вургуна, выявляется его индивидуальность в создании образа.

Самед Вургун – один из наиболее ярких личностей, подаренных мировой литературе азербайджанским народом. Не случайно, Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым было подписано распоряжение от 6 февраля 2006-го года о широком праздновании 100 летнего юбилея поэта, в котором была дана высокая оценка его литературно- художественному наследию, общественной деятельности. В документе отмечается: «Творчество Самеда Вургуна составляет одну из наиболее ярких и неповторимых собраний истории азербайджанской литературы ХХ века. Литературное наследие мастера, сыгравшее большую роль в обращении современного азербайджанского языка и литературы в целом, составило новый этап в развитии нашей культуры. Следует отметить и заслуги Самеда Вургуна, являвшегося одним из первых академиков Академии Наук Азербайджана, как общественно-политического деятеля» [10].

Самеда Вургуна отмечала активую творческая позицию в истории политической мысли. Его творчество является оригинальном событием в нашей поэзии. Видный теоретик литературы, профессор Мир Джалал Пашаев писал: «Стихотворный стиль Самеда Вургуна настолько оригинален, определен и хрустален, что читатель узнает его произведения и без подписи» [9]. Благодаря исключительному таланту, высокому художественному вкусу, народности и общечеловеческой ценности его поэзии, он заслужил широкий общественный авторитет и читательские симпатии. «Несмотря на короткую жизнь – всего 50 лет, Самед Вургун за этот краткий срок поставил свою подпись под целым рядом успешных произведений» [16,с.3]. И первым поэтом, получившим звание народного поэта Азербайджана, был Самед Вургун. «На II всесоюзном съезде писателей СССР (1954) отчетный доклад о 25-летнем периоде общесоветской поэзии был поручен Самеду Вургуну» [2, с.165]. Сам по себе этот факт свидетельствует о высоком авторитете Самеда Вургуна.

В стихах Самеда Вургуна сама образная структура привлекает к себе внимание с различных сторон. В создании образа С.Вургун опирался на различные источники и традиции. Творчески используя материалы фольклора, мифологии нашего народа, наследие видных представителей азербайджанской и мировой литературы, он создал богатую и разнообразную систему образов. С первых лет жизни Самеда Вургуна окружали народные традиции – отец его играл на сазе и хорошо знал ашугсую поэзию, мать и бабушка пели азербайджанские песни, рассказывали народные сказки» [13]. Однако во всех случаях Самед Вургун новаторски использовал эти традиции. И этот его опыт приводит к выводу, что если созданные им образы, с одной стороны, составляли своеобразный топологический ряд с известными образами азербайджанской литературы, то, с другой стороны, отличались особым содержательным объемом благодаря специфической семантике. Он пропускает любое исторические событие, даже мифологические, легендарные сюжеты сквозь свое творческое воображение, относиться к этому материалу новаторски, искусно сопрягая с традициями своего народа, нации и современным ему периодом, даже с желаемым будущим. Одна из особенностей его как творческой личности заключалось в оригинальности его образов, далеких от близости и описательности. Это был мастер, свободный акт трафаретов, оживлявший образы, созданные его воображением.

С.Вургун как романтик в создании считал более целесообразным сознательное привлечение сильных характеров и событий, акцент на сопоставительные планы, употребление сравнений и метафор. Он писал: «Для меня особое значение имеет сознательное укрупнение образов и событий. Что означает сознательное укрупнение образов? Я думаю, что в этом заключается вся суть и душа большого искусства. Большое искусство никогда не может состоятся без большого художественного обобщения, без идеала… Почему мы должны в поэзии избегать афоризмов, крылатых выражений? То есть, действительно ли это абстракции? На основе таких вот абстракций тысячелетиями живут Фирдоуси и Низами. Да здравствует такой абстракцизм!» [11, с.249]. В результате последовательных попыток Самед Вургун смог сформировать и развить свой романтический стиль. «Уже в 40-е годы романтическая концепция Самеда Вургуна стала причиной полемики вокруг романтического стиля» [12, с.149].

Основным образом Самеда Вургуна является сам Азербайджан. В своем знаменитым стихотворении «Азербайджан» и целом ряда других стихов он создал живой образ Азербайджана. Природа Азербайджана как образ разработана в творчестве поэта с высоким вкусом, мастерством. В его поэзии нашли успешное художественное решение идущее от интонации народного стиха образы гор, пастбищ, родников, тумана, фиалки и др. Это характерные понятия для природы Азербайджана, которые пером поэта воплощены в поэтические образы. Известный ученый Гачев отмечает: «Природа является первым, которая развивает человека и совершенствует образ его жизни» [14, с.47]. С.Вургун ввел в поэзию очень удачные поэтические образы природы Азербайджана, картин жизни народа, наполнив произведения, образную систему национальным колоритом. В творчестве, образной системе Самеда Вургуна национальное составляет ведущую линию. Этот фактор обуславливает долгую жизнь его образов. Ибо народность художественного произведения, передача в нем народного духа, приоритет национального в психологической фактуре образа – важнейщее условия художественности произведения. В истории литературы наиболее долгая жизнь обеспечена произведениям, посвященным темам из народной жизни и соответствующим образом. Известный критик В.Г.Белинский писал: «Народность – это первое достоинство литературы … народность означает своего рода гениальность» [3, с. 91,97]. Самед Вургун был поднят на вершину гениальности именно своей народностью. В создании образа поэт широко использовал богатые возможности азербайджанского языка. Это важнейший фактор его успехов в литературе. Поэтому это образное выражение мысли, удачная подача образов во многом зависят от богатства используемого языка. В этом смысле азербайджанский язык незаменим. Видный ученый – лингвист, академик Агамуса Ахундов пишет об этом: «Азербайджанский язык в фонетическом отношении – один из наиболее подходящих для художественного языка» [1, с.5].

Стих Самеда Вургуна, наряду с национальным содержанием, в то же время имеет и общечеловеческую ценность. И человек – главный герой и образ вургунского стиха. Это закономерность литературы. Академик Бекир Набиев пишет: «Во все времена центральной проблемой художественной литературы прежде всего была проблема человека» [8, с.20]. Эта тема в творчестве С.Вургуна вступила в новый этап своего развития. С.Вургун использует при этом разные образные решения. Человеческий образ у С.Вургуна не свободен от ошибок, вины, обладает как положительными, так и отрицательными качествами. И развитие образа в его творчестве не однозначно, а жизненно и закономерно. Одной из важных особенностей художественной литературы является выражение характера в жизненном процессе, что всегда учитывал С.Вургун в своих произведениях.

Образная система С.Вургуна отличается особым философским смыслом. Философское обобщение, философское выражение в действительности, тенденция философского охвата предмета свойственны творчеству поэта с самого его начала. Общечеловеческие идеи его произведений не стеснены национальными и региональными границами, они волнуют каждого, независимо от национальной принадлежности, и стимулирует на благородные поступки. В поэзии С.Вургуна нашли успешное художественное решение образы, связанные с миром, временем, жизнью, смертью. В его поэзии мысли о мироздании, его происхождении и конце в основном поднимаются до художественных обобщений. Поэт проводит философские обобщения о зарождения мира, этапах его развития, в том числе на уровне научных толкований. Самед Вургун видел мир таким, каким воображал и его романтизм создавал именно такого мира.

Поэзия С.Вургуна столь же богато по форме, как и проблемно-тематическим признакам. Эта красочность формы рождены не случайностью. В его творчестве к каждой теме, духу образа подобран соответствующий жанр. Использую различные стихотворные жанры, поэт учитывал характер образа, его психологию. В его поэзии структурное единицы соответствуют содержанию, форма подчинена содержанию и идее. Буало писал: «Мысль является господином рифмы, а рифма – робот мысли» [5, с.28]. С.Вургун искусно использовал поэтическую систему фольклора, искусного творчества, создав прекрасные поэтические образцы в жанрах баяты, гошма, герайлы и др. в каждом из этих произведении учтены взаимоотношения жанра и образа. Он не был склонен к формализму и создавал каждый образ в соответствии с его характером, духом.

Образное воспроизведение мысли, усиление жизненности посредством художественного изображения и выразительных средств играет важную роль в судьбе художественного произведения.

В поэзии С.Вургуна мастерски использованы различные виды тропов-метафор, эпитетов, сравнений, символики. Поэт использует эти средства с целью придания образу различных качеств, в том числе сознательного усиления, увеличения образа. Система его тропов отличается богатством и носит образный характер. Возможности метафоризации азербайджанского языка открыли широкий спектр их использования. В его стихах использованы метафоры индивидуализированные, непосредственно связанные с образностью. Достаточно широко использованы в образном арсенале символы. Символ является важным средством для раскрытия характера образа. Эти средства мастерски использованы для создания богатой и многообразной системы, что имеет результатом неповторимую индивидуализацию, «увеличение» образов, художественные обобщения, придающие образам характерные черты, в совокупности создающие яркие черты.

В поэзии Самеда Вургуна образ автора в ряде случаев принимает активное участие в изображаемых событиях и открыто выражает свою позицию автор по-разному входит в образ в различных произведениях. Этот образ выступает порою в повествовательном процессе как автор, порою – как ашиг, порою как патриот, гражданин, воспевающий свою родину, либо как философ, пытающийся постичь мироздание и делящийся с читателем своими суждениями и т.д.

В своих произведениях С.Вургун широко использовал возможности лирического повествования, что нашло мастерское отражение в изображении образов, выражение их внутреннего мира. Доступность повествовательного языка сыграла важную роль в успешности образной системы и, следовательно, произведений Самеда Вугруна. Авторская позиция в повествовательном процессе и ее выводы, а также оценка повествования не только по критериям мастерства, но и идейности – все это важный фактор в художественном произведении. Заслуживает особого внимания его выводы в конце произведения, богатство авторских выражений в повествование. Буало писал: «В изложении события повествование должно бать лаконичным, а описания торжественными и богатыми» (5, с.52). Доступный повествовательный язык Самеда Вургуна, лаконичны и уместные описания играют важную роль для успешного воплощения образов.

Вышеизложенное приводит к заключению, что классик азербайджанской литературы ХХ века Самед Вургун отличается индивидуальности в создании образов, будучи автором целого цикла богатых, разнообразных образцов. Творчество С.Вургуна, основное на национальных традициях, со временем превратилось в традицию для последующих поэтических поколений. Его новаторство было новаторством, ставшим традицией, что выпадает далеко на каждому. Его стихотворения сыграли незаменимую роль в воспитании нескольких поколений в национальном и патриотическом духе, в формировании их художественно-эстетического вкуса.

Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, прочувствовавший эту миссию его произведений, так говорил о ней: «С молодых лет полюбив стихи, произведения Самеда Вургуна, я испытал их влияние, как в своем образовании, так и формировании» [7, с.199].

Основываясь на своем воображении, художественном мировоззрении, Самед Вургун создал по сути новые произведения и цикл образцов. Он близко знал литературные процессы, идущие в мире, и хорошо знал, какие из произведений обречены на долгую жизнь.

Своеобразие С.Вургуна, индивидуальное отношение к классическому наследию превратило его творчество в традицию и стало причиной создания большой литературной школы, связанной с его именем.

 

Литература

 

На азербайджанском языке:

1.       Axundov A. Dil və üslub məsələləri. Bakı: Gənclik, 1970, 102 s.

2.       Azərbaycan Sovet Ədəbiyyatı Tarixi. 2 Cilddə. II Cild (Baş redaktoru: M.Arif). Bakı: Az. SSR EA-nın Nəşriyyatı, 1967, 500 s.

3.       Belinski V.Q. Seçilmiş məqalələr (Tərcümə edəni: M.Rzaquluzadə). Bakı: Uşaqgəncnəşr, 1948, 144 s.

4.       Borev Y. Estetika (Tərcümə edənlər: Y.Qarayev, R.Xəlilov). Bakı: Gənclik, 1980, 222 s.

5.       Bualo. Poeziya sənəti (Tərcümə, müqəddimə və şərhlər: Ə.Ağayev). Bakı: Azərnəşr, 1969, 182 s.

6.       Cabbarov X. Bədii ədəbiyyatda obrazlılıq. Bakı: Yazıçı, 1986, 221 s.

7.       Əliyev H. Müstəqilliyimiz əbədidir (Çıxışlar, nitqlər, bəyanatlar, məktublar, müsahibələr). Buraxılışa məsull: R.Mehdiyev. Bakı: Azərnəşr, 1998, 500 s.

8.       Nəbiyev B. Ölümsüzlüyün sirri. Bakı: Sabah, 2000, 780 s.

9. Paşayev M.C. Əsl sənətkar// Ədəbiyyat və İncəsənət qəzeti, 1956, 12 may.

10.   Səməd Vurğunun 100 illik yubileyi haqqında Azərbaycan Respublikası Prezidentinin Sərəncamı// ədəbiyyat qəzeti, 2006, 10 fevral.

11.   Vurğun S. Seçilmiş əsərləri. Beş cilddə. V Cild. Bakı: Şərq-Qərb, 2005, 384 s.

 

На русском языке:

12. Алышанлы Ш. Романтизм: споры, истины (Проблема и ее освещение в азербайджанском литературоведении). Баку, Элм, 2000.

13. Гарбуз О. Влюбленный народ // газ. «Советская Россия», 2006, 11 мая. http//www/sorvoss.ru/old/2006/53-34 hthm/.

14. Гачев Т.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988.

15. Гачев Т.Д. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке. М., Педагогика, 1991.

16. Люянова С.Л. Творчество Самеда Вургуна во всесоюзной критике, Баку, Элм, 1986.

 

Поступила в редакцию 09.06.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.