Историческая тема и национальный
характер в азербайджанских романах 60 – 80-х годов XX века
Софиева
Самира,
Бакинский государственный университет.
Как известно, процесс «смягчения», начавшийся в 60-х годах прошлого столетия и происходящий в общественно-политической жизни общества, оказал влияние и на литературу. Начиная с того периода, в литературе начали усиливаться тенденции возвращения к человеку. Следует отметить, что «в истории азербайджанской литературы шестидесятники, к всеобщему признанию, действительно провели основательную работу и тем самым оказали значительное влияние на обновление не только литературно-художественной мысли, но и национально-общественного мышления в целом. Идейно-эстетическое движение шестидесятников опиралось на справедливость нормального, гуманистического сознания, бушующего изнутри советского общества (и человека)».
Следует напомнить, что мысли и представления характерного героического типа, созданного новым поколением уже никоим образом не сходились с традиционной догмой и понятием «советского человека» в литературе. А это, в свою очередь, обусловливало необходимость создания в литературе нового характерного типа, отличающегося национальными качествами.
В азербайджанской литературе к олицетворению национального характера обращаются чаще всего в художественных образцах, созданных в жанре исторического романа.
В процессе исследования в хронологическом виде исторических романов, созданных в 60 - 80-х годах наибольшее внимание привлекает творчество народного писателя Исмаила Шыхлы. Подходя к роману «Кура - неукротимая» с точки зрения проблемы олицетворения национального характера, выявляется тщательный аналитический анализ, проведённый писателем. Налицо не только пассивное описание эпохи, а также внимание писателя к процессам диалектического развития в событиях, происходящих здесь.
В романе «Кура - неукротимая» Исмаила Шыхлы создал ряд подлинных образцов национального характера. Однако среди них наибольшее внимание привлекает Джахандар ага.
Диалектико – противоречивый характер исторических процессов писатель отражает с помощью самых разнообразных образов, вошедших в роман. «Постепенный распад мира Джахандар аги, разрыв на две части на примере его сыновей, олицетворение цельности национального бытия в отдельных характерах, неповторимый облик и судьба азербайджанской женщины находят яркое отражение в романе» [6, с.124].
В романе писатель «Выдвинул на передний план национальный характер вместо советского характера, этнографический образ жизни вместо советского образа жизни, понятие национальной морали и поведения вместо социал – интернационалистского морального кодекса… Это грандиозное произведение, чуть ли не каждой страницей, каждой строкой внушающего честь родного края, очага, земли, героя, сознание непобедимости, стойкости и самоуверенность в идее манифеста скрыто и подстрочно выдвигает мысль о невозможности и недопустимости жить под русским гнётом и оккупацией народа, вырастившего такого необычного национального характера, как Джахандар ага» [4, с. 15 – 16].
Одним из характерных черт национально – моральных качеств Джахандара аги в романе является его бесстрашие при выходе навстречу царским казакам. Одним из привлекательных характерных черт Джахандар аги является его привязанность к прошлому, к обычаям, традициям и моральным законам.
Джахандар агу очень беспокоит важный исторический переходный период, характеризующийся столкновением новых тенденций со старыми порядками, охватившим широкие слои общества.
В то время, как характер Джахандара аги отличается морально – нравственными ценностями, Молла Садыг привлекает внимание коварством, предательством и бесчестием.
Роман «Перване» Мирза Ибрагимова также является одним из художественных образцов, привлекающих внимание с точки зрения создания национального характера. В этом романе, признанном «большим творческим успехом» [3, с.220] писателя на фоне общественно – политических событий, протекающих во второй половине XIX века в Азербайджане и во всём Закавказье в целом, созданы интересные, незабываемые образцы национального характера.
Главной героиней романа «Перване» является Хуру ханум, которая находится в центре эпических событий и имеет связь с другими образами. Конфликт между красотой Хуру ханум, являющейся «олицетворением невинности и чести» и уродством среды, в которой протекает её жизнь, автор оценил как социальный фактор, превращённый в трагедию героини и попытался выявить сущность этой трагедии и причины, породившие её.
Вследствие того, что автор воссоздаёт её характер на фоне трагедий её жизни, судьба героини прослеживается сложными и противоречивыми событиями. После потери любимого мужа, Мамед Рза бека Хуру ханум остаётся верна памяти покойного супруга, как и присуще национально – нравственным ценностям, и занимается лишь обучением и воспитанием единственного сына, Сахиба. Хуру ханум увозит сына в Петроград, где ей приходится прожить около 15 лет. За этот период её сын, Сахиб оканчивает университет. Вместо личного счастья Хуру ханум заботится о будущем своего сына, тем самым проявляя верность к национально-нравственным ценностям. Таким образом, во время проживания в Петрограде Хуру ханум забывает о своих личных трагедиях, из-за которых она прежде горевала и понимает, что весь её народ переживает трагедию. В романе «Перване» история – это уже не просто голая иллюстрация, хотя картины из прошлого и создают фон и декорацию для господствующей официальной идеи, автора беспокоит ещё и национальная судьба, проблема происхождения и рода, именно национально – нравственная роль национальной интеллигенции в истории народа, миссия чести и совести.
Роман «Кочевание» Мовлуда Сулейманлы, писателя, привлекшего внимание в азербайджанской прозе 1960 – 1980-х годов своим своеобразным стилем, является одним из оригинальных художественных образцов, отличающихся необычным подходом к созданию национального характера.
«Вследствие прослеживания истории и судьбы отдельного рода, племени и очага, превращения в цель создания нового обобщённого образа все подробности, вся сюжетная линия и все характеры в целом объединяются вокруг ведущего образа, и отдельные человеческие судьбы, и красочные сцены быта, и неисчерпаемые краски природы интересуют писателя во взаимосвязи с родом, очагом и краем» [2, с.166 – 167]. Именно поэтому писатель, в первую очередь, обращает внимание не на отдельные судьбы, личные качества героев, красочность среды с точки зрения своеобразности человеческой психологии, а на особенности, объединяющие каждый образ, каждое событие и суждение с родом, с его собирательным образом, на общие, типические и характерные качества, присущие представлениям и образу жизни.
Роман Ильяса Эфендиева «Не оглядывайся, старик», так же, как и роман «Кочевание» Мовлуда Сулейманлы, будучи одним из привлекательных художественных образцов, с точки зрения создания национального характера вызывает интерес своей оригинальностью и своеобразностью.
В романе «Не оглядывайся, старик» Ильяса Эфендиева образ Гачаг Ханмурада отличается своеобразными характерными штрихами. Следует отметить, что Гачаг Ханмурад очень привлекателен как образ, играющий значительную роль в выяснении представлений о разбойничьем движении, широко распространившемся в XIX и начале XX века в Азербайджане. Инициатива автора о раскрытии национального характера разбойничьего движения вызывает чувство удовлетворённости .
Представление национального характера в своеобразном оригинальном стиле в азербайджанском романе 1960 – 1980-х годов встречается в историческом романе Эльчина «Махмуд и Марьям».
Главная идея романа заключается в том, что окружающий нас мир похож на первый взгляд, на невидимое множество слоёв. Человек постепенно отдаляется от древних слоёв, в результате чего мир перед нашими глазами тускнеет, теряет свою прежнюю основу и облик. И «завершение» мира в такой форме, внутреннем мире человека» [1, с. 40].
Для того, чтобы «превратить» своего героя «из скорбного влюблённого в скорбного человека», писатель провёл его через сложные и противоречивые ситуации.
В азербайджанском романе 1960 – 1980-х годов одним из привлекающих внимание произведений, связанных с созданием национального характера, является роман Юсифа Самедоглу «День казни». Образы и характеры, воссозданные в романе на основе общечеловеческих идей, вызывают интерес своеобразными национально-нравственными качествами. Критик – литературовед Яшар Караев, обращая внимание на внутренний нравственный мир характеров в романе «День казни», пишет: «…роман также и об интеллигентной личности, которая сберегла свою жизнь ценой измены и уступки нравственному конформизму и достоинству в такой драматический период нашей социальной истории» [5, с. 162].
В романе «День казни» среди различных отрезков времени изображены главным образом 30-е годы XX века, а именно период репрессии. Писатель старается воссоздать тот период на фоне двух образов – больного и Сади Эфенди.
В целом, в азербайджанских романах, созданных в 1960 – 1980-х годах вследствие своеобразного создания деталей национального характера чувствуется необходимость в более подробном анализе проблемы.
Литература
1.
Байрамов Н. Проблемы
поэтики и жанра в современной прозе. Диссертация, Баку 2006 (на азербайджанском
языке)
2. Гусейнов А. Единство разнообразия. Баку, изд.-во «Язычы», 1983 (на азербайджанском языке)
3. Дадашзаде М. А. Азербайджанская литература, Москва, изд.-во «Высшая школа», 1979
4. Зейналов Д. «Исмаил Шыхлы и фольклор». Баку , изд.-во «Нурлана», 2006 (на азербайджанском языке)
5. Караев Я. Критерий – человеческий фактор. Баку, изд.-во «Язычы», 1989 (на азербайджанском языке)
6. Намазова Ф. Романы Исмаила Шыхлы. Автореферат, Нахичевань 2004 (на азербайджанском языке)
Поступила в редакцию 16.02.2009 г.