ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Проблема азербайджано-европейских связей в XV веке в современной турецкой историографии

 

Джавадова Алмас Сабир гызы,

диссертант Бакинского государственного университета.

 

В начале ХV века международные торговые связи Азербайджана еще более расширились. Азербайджанские купцы вели торговлю в торговых центрах, расположенных на побережьях Черного и Средиземного морей и являющихся основными районами осуществления транзитных торговых связей между Европой и Азией. Различные восточные товары из Китая, Индии и Центральной Азии через Астрахань попадали на побережье Черного моря. Пытаясь получить прибыль от посреднической торговли восточными товарами, европейские купцы направлялись на побережья Черного и Средиземного морей и в глубь Азии. Европейские купцы в середине ХV века в торговых центрах Генуи, Константинополя, Каффы, южного побережья Черного моря в первую очередь старались купить привезенный из Азербайджана шелк-сырец. В перечисленных торговых центрах привезенный из Гиляна, Астрабада, Талыша, Лахиджана, Мазандарана необработанный шелк европейскими купцами покупался как высококачественное сырье.

Привлекают внимание взятые из Итальянских архивов сведения, связанные с процессом купли-продажи необработанного шелка, привезенного на торговые рынки Черного моря. Если в 1367 году в Трабзоне цена необработанного шелка, поступающего из Азербайджана составляла 15-16 с/л (с-солди, л-либра-денежная единица), то уже в 1436 году цена астрабадского шелка достигла 62, 6 с/л, а стоимость Лахиджанского шелка повысилась до 68 с/л. Повышение цен на шелк-сырец на рынках Южного побережья Черного моря было напрямую связано с увеличением спроса на это сырье на европейских рынках [1, 229-230].

В связи с ускоренными темпами развития текстильной промышленности в Италии в ХV веке, повысился спрос на азербайджанский шелк. Для бесперебойного обеспечения этих промышленных предприятий сырьем, флорентийские и венецианские купцы имели торговые организации и постоянных представителей, которые в различных торговых центрах занимались закупкой и отправкой шелка [2, 127].

С конца XIV века в черноморской торговле венецианские купцы занимали более привилегированное положение. Это привилегированное положение более ярко проявлялось в области шелковой торговли. Сведения из итальянских архивных документов говорят о том, что в 1386 году венецианские корабли с портов Черного моря вывезли в Европу 135 фардел (около 80 кг) шелка.

В этот период было закуплено и вывезено в Европу из Константинополя 6 фардел, Негропонта 37, Мадонна 101, Корфы 48 фардел шелка. В 1386 году общее количество вывезенного венецианскими кораблями шелка составило 327 фардел, что превышало в 6 раз общее количество шелка, вывезенного Генуэзскими кораблями. Согласно подсчетам из общего количества вывезенных в Европу из портов южного побережья Черного моря товаров, 41,3% составлял шелк (3, 118). Пытаясь взять в свои руки торговлю шелком, приносившую огромную прибыль, генуэские купцы в 1456 году не законным путем захватили турецкий корабль, везший шелк из Трабзона [3, 118]. На берегах Черного моря Генуэзская и Венецианская республики имели особые торговые колонии-фактории. В области торговли Генуэзская республика была более активна. Главной торговой факторий Генуи считался город Каффа, расположенный в Крыму. Торговые колонии, расположенные на берегах Черного и Азовских морей, также были захвачены Генуэзской республикой [4, 108].

И.Х.Узунчаршылы отмечает, что генуэзские купцы еще до захвата Каффы покупали товары, привезенные на побережье Черного моря караванами из Восточных стран и вывозили на европейские рынки, венецианцы же покупали в городе Александрии и вывозили в Европу пряности, шелк, драгоценные металлы, слоновую кость и другие необходимые товары, привезенные в Египет на арабских кораблях из Индии, Йемена и других государств [5, т.2, 683].

По мнению С.Тансела, привезенные из Кабула товары через этот порт вывозились на Запад. Пряности, привезенные из Индии и Китая, экспортируемый с побережья Каспийского моря шелк также поступал в эти порта и отсюда развозился. Корабли в этих портах покупали и вывозили зерно, меха, шкурки, рыбу, прополис, соль и другие товары [6, 272]. Согласно таможенному указу, принятому в 1462 году султаном Мехмедом II, входящие в проливы для ведения торговли венецианские и генуэзские корабли должны были выплачивать таможенный налог в размере 4 % от общей стоимости привезенного товара. В случае если венецианцы после прохода через проливы желали продать свои товары на торговых рынках, расположенных на территории Османской империи, то обязаны были второй раз выплатить таможенный налог. Согласно таможенному указу 1481 года, венецианцы и другие европейские купцы, желающие продать свои товары в Синопе или Самсуне, вновь должны были выплатить в вышеуказанных размерах таможенный налог [7, 62]. Несмотря на высокий таможенный налог, турецкий султан был недоволен им и периодически повышал сумму таможенных выплат для европейских купцов, перевозивших свои товары через проливы. Например, если в середине XV века в Стамбуле с европейских купцов взимали налог в размере 4 % от общей стоимости товаров, то уже в 1476 году, по данным Х.Иналджыга, эта сумма была повышена до 5% [8, 93]. Однако, несмотря на принятие Османской империей различных ограничительных мер, европейские купцы продолжали вести в районах Черного моря торговую деятельность. Выплачивая высокие таможенные налоги, европейские купцы в то же время получали большую прибыль, продавая восточные товары на европейских рынках, где их цены были очень высокими. Из сведений, относящихся к середине XV века, становится ясно, что между ценами, продаваемых в торговых центрах Черного моря восточных товаров и их ценами на европейских торговых рынках была огромная разница. Между Константинополем и Венецией существовала большая разница цен в купле-продаже пряностей, необработанного шелка, кож и шерстяных изделий. В связи с развитием в Европе кожевенной и текстильной промышленности был очень высокий спрос на указанные товары [9, 229]. Источники говорят о том, что из портов Черного моря в Европу вывозился не только необработанный шелк, но и шелковая нить.

Купец Джакома Бадоер, который во II четверти XV века вел активную торговую деятельность в портах Черного моря, отмечает, что на трабзонских рынках цена 1 либрина шелка, привезенного из Астрабада и Талыша составляла 153 аспра. Бадоер в указанный период на Трабзонских рынках закупил и отправил в Венецию 389 либр 1 унций (117,5 кг) шелка, поступающего с областей Каспийского моря, а это оценивалось в 1808 перпер, 6 карат. Шелковые ткани, произведенные на текстильном комбинате Лука, начавшим свою деятельность на западе в XIII веке, из Европы поступали в торговые центры Черного моря и здесь продовались восточным купцам [3, 117]. Джакомо Бадоер, являющийся частным доверенным лицом в Константинополе нескольких известных венецианских купцов, как и в других торговых центрах, имел своего представителя и в Бурсе. Венецианский купец Джакомо Бадоер и его коллега Николо Джустиниани отправляли представителю в Бурсе Кристофал Банифацо наличные деньги, а он в свою очередь покупал восточные товары и отправлял в Константинополь [2, 133].

Сведения о торговой деятельности Каффы в XIII-XV веках нашли свое отражение в документах «Codice», хранящихся в генуэзских архивах и опубликованных в 70-ые годы XIX века. В этих документах есть информация о том, что еще 20-30-ые годы XIV века между Азербайджаном и городом Каффа существовали постоянные торговые связи. Шелк, драгоценные камни, железо, пряности и другие восточные товары через торговый путь Йезидие, Казвин, Султания отправлялись в Тебриз, а оттуда на побережье Черного моря и морским путем до Каффы [10, 183].

Отмечается, что в этот период Каффа являлся одним из основных торговых центров, обеспечивающих Европу азербайджанским шелком. Некоторые аспекты проблемы торговой деятельности Каффы в указанный период были исследованы С.Танселом. Он отмечает, что Каффа являлся городом, где были сосредоточены и вели торговлю представители различных народностей [6, 272].

В документах «Codice» отмечается, что важную роль в торговых связях Кафы с Каспийским морем, Кавказом играли кавказские купцы. Генуэзские купцы для покупки восточных товаров иногда даже сами отправлялись на побережье Каспийского моря [10, 172].

В сведениях Клавихо так же есть информация о том, что генуэзские и венецианские купцы вели торговлю на побережье Каспийского моря и в других торговых центрах Азербайджана. Он отмечает, что в Султание для покупки шелка приезжают генуэзские и венецианские купцы. Христианские купцы из Каффы и Трабзона, а также турецкие и сирийские торговцы каждый год для покупки товаров приезжали в Султания [11, 58].

В указанный период Константинополь для Итальянских государств являлся важным центром покупки сырья, основным рынком таких восточных товаров как красители, шелк, кожа, воск и других. Кроме того, до захвата султаном Мехмедом II Константинополя (1453) он играл роль «Золотого моста» в торговле между Востоком и Западом. Известно, что европейские купцы до 1453 года посредством городов, расположенных на азиатском берегу Средиземного моря, вели с Восточными странами активную торговлю. Венецианцы, в частности привезенную из Италии ткань махуд (mahud) и другие товары продавали в Алеппо и Бейруте, здесь же встречали караваны с шелком, идущие из Тебриза через торговый путь Хой-Битлис-Мардин-Урфа. По мнению И.Узунчаршылы еще в конце XIV века привезенный из Анатолии на рынки Стамбула и Европы шелк являлся важным сырьем. Итальянские купцы, осуществляющие торговлю с Восточными странами посредством Черного моря, в торговых центрах Черного моря и Стамбула, создавали вещевые склады [12, 250-254]. После завоевания проливов Босфор и Дарданеллы, соединяющих Средиземное море с Черным морем, Алеппо, Бейрут, Дамаск и другие города Передней Азии стали самыми удобными пунктами для поддержания связи между азербайджанскими и венецианскими купцами. Таким образом, ограничение торговли с европейцами посредством Черного моря, привело к повышению роли указанных городов Передней Азии в международных торговых связях Азербайджана [13, 15].

В ХV веке Азербайджан, несмотря на неоднократные нашествия иноземных захватчиков и внутренние распри, не терял своего международного значения [14, 34]. Расширение внешнеторговых связей Азербайджана, в частности, развитие международных караванных путей, проходящих по его территории, оказывало положительное влияние на экономическую жизнь Тебриза, Шемахи и других городов Азербайджана.

Важную роль в экономическом прогрессе азербайджанских городов наряду с развитием ремесленного производства играл географический фактор. Благодаря своему расположению они стали центрами не только местной, но и международной торговли. Тебриз вобрал в себя все торговые артерии Востока и являлся важным экспортером восточных товаров в зарубежные страны.

Таким образом, Тебриз был одним из важнейших международных центров торговли, осуществляющих связи между Европой и Востоком. Подобные факты дают все основания полагать, что развитие торговли поощрялось со стороны правителей государств Азербайджана, а прибыль, приносимая с транзитной торговли, была весьма существенна.

 

Литература

 

1. Шитиков М.М. Константинополь и Венецианская торговля в I половине XV века по данным книги счетов Джакомо Бадоера (Деловые круги Константинополя). Византийский временник, М., т. ХХХ, 1962.

2. Шитиков М.М. Венецианские купечество в I половине XV в. в его торговых сношениях с Византией //Ученые записки МГПИЛ, 1965, № 237.

3. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв. Проблемы торговли. М., 1990.

4. Источниковедческие разыскания. 1982, Тбилиси, 1985.

5. Узунчаршылы И.Х. История Османской империи. В 4-х томах, т.ЫЫ, Анкара, 1988 (на турецком языке).

6. Тансел С. Политическая и военная деятельность султана Мехмеда Завоевателя на основе османских источников. Анкара, 1963 // ТТК Бюллетень, 1960, т.ХХЫВ, № 93 (на турецком языке); Х.Иналджыг Бурса. Грамоты по истории торговли и промышленности XV века // ТТК, Бюллетень, 1960, т. XXIV, № 93 (на турецком языке).

7. Махмудов Я.М. Из истории торговых и дипломатических противоречий государств Аккоюнлу с Османской империей // Научные труды АГУ, серии история, философия и право, 1965, №1 (на азербайджанском языке).

8. Махмудов Я.М. Взаимоотношения государств Аккоюнлу и Сефевидов с западноевропейскими странами. Баку, 1991.

9. Шитиков М.М. Накладные и транспортные расходы и уровень прибыли Венецианского купечества в Византии в I половине XV века (по данным книги счетов Бадоера) //Ученые записки МГПИЛ, 1969, № 294.

10. Чиперис А.М. Торговля Каффы XIII-XV вв. Феодальная Таврика. Киев, 1974.

11. Путешественники об Азербайджане. Баку, т.1, 1961.

12. Узунчаршылы И.Х. Анатолийские беглярбекства и государства Аккоюнлу и Каракоюнлу. Анкара, 1988 (на турецком языке).

13. Города и торговля на средневековом Востоке. Баку, 1982 (на азербайджанском языке).

14. Шахмалиев Э.М. Путешественники об Азербайджане. Т.1, Баку, 1961.

 

Поступила в редакцию 29.06.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.