ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Прокуратура Мурманской области в годы Великой Отечественной войны

 

Пенькова Юлия Александровна,

аспирант Мурманского государственного педагогического университета,

преподаватель кафедры экономики и права Российского государственного социального университета, филиал в г. Мурманске.

 

В октябре 2009 г. в Мурманске прошли мероприятия, посвященные 65-летней годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Советском Заполярье. Бесспорным является тот факт, что органы прокуратуры Мурманской области внесли весомый вклад в дело освобождения Заполярья. Анализ ставших недавно доступными архивных материалов позволил внимательно взглянуть на работу прокуратуры в военных условиях. Великая Отечественная война, несмотря на ожесточенность боев, проходивших на обширных территориях Советского государства, в том числе и Заполярья, не принесла существенных организационных изменений в системе органов прокуратуры, хотя и потребовала перестройки их работы. Была расширена сеть военных прокуратур, транспортные прокуратуры были преобразованы в военные. Руководство органами военной прокуратуры осуществляли Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему Главные военные прокуроры Красной армии, Военно-Морского флота, железнодорожного транспорта, Главной военной прокуратуры морского и речного флота. Задачи органов прокуратуры во время войны были разнообразны, но главные из них - решительная борьба с посягательствами на военную дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, дезертирами, расхитителями военного имущества. Борьба за применение жесткой судебной репрессии в отношении лиц, виновных в контрреволюционных преступлениях в условиях военного времени, тех, кто дезорганизует работу тыла, объявлялась необходимым условием победы над фашистами1. Вместе с тем, как и в мирное время, прокуратура выполняла функции общего надзора за соблюдением законов, надзора за дознанием и следствием, за законностью и обоснованностью приговоров и решений судов и т.д. Прокуратура Мурманской области была организована 7 июня 1938 г. по указанию прокурора СССР А. Вышинского. В соответствии с «Положением о прокурорском надзоре в СССР» на нее возлагался надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами, исполнительными и распорядительными органами местных советов депутатов трудящихся, организациями, должностными лицами и гражданами, а также функции надзора за соблюдением законности деятельности органов дознания и предварительного следствия, надзора за законностью и обоснованностью исполнения приговора. Помимо надзорной функции органы прокуратуры реализовывали функцию уголовного преследования, участия прокуроров в рассмотрении дел судами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Данное положение и во время войны определяло основные принципы и функции прокуратуры. Особенностью деятельности прокурорских органов Заполярья являлся тот факт, что областная прокуратура г. Мурманска не была преобразована в военную. К началу войны на территории Заполярья действовали тринадцать районных и одна городская прокуратура2.

В Мурманске была создана военная комендатура, в обязанность которой входило поддержание в городе общественного порядка, пресечение нарушений светомаскировки, размещение и обеспечение довольствием маршевых частей и подразделений, прибывающих на Мурманское направление3. Кроме того, были созданы военная прокуратура Карельского фронта, которой подчинялись военные прокуроры 14 и 19 армии, а также военная прокуратура по охране тыла4. Областную прокуратуру в период войны возглавлял государственный советник третьего класса А.Власов. Оперативный состав областной прокуратуры состоял из начальников отделов: по кадрам, следственного отдела, уголовно-судебного отдела и отдел по общему надзору, гражданско-судебного отдела. В оперативный состав входил помощники облпрокурора: по надзору за милицией, по спецделам, по гражданским делам, по местам заключения; прокуроры отделов: следственного, уголовно судебного, отдела старших следователей и др. Районная прокуратура состояла из районного прокурора, помощников прокурора, и народных следователей5.

Работа Мурманской областной прокуратуры проходила в трудных условиях. Ее нормальная деятельность нарушалась ежедневными налетами вражеской авиации на Мурманск, районные центры: Кандалакшу, Колу, Полярный и другие населенные пункты области. В апреле, мае, июне 1942 года работникам прокуратуры приходилась укрываться в бомбоубежищах по 8-10 раз в день6. Наряду с непосредственной работой, аппарат прокуратуры выполнял задания, исходящие от Военного совета фронта по укреплению города оборонными сооружениями, строительству землянок, сбору грибов и ягод, строительству аэродромов. Работники прокуратуры состояли в истребительных батальонах, принимали участие в разборе завалов и тушении пожаров. Так, 18 июня 1942 г., когда на Мурманск было сброшено свыше 12 000 зажигательных бомб, сгорело 630 домов, в том числе 2-х этажный деревянный дом на ул. Перовской, где помещалась Областная прокуратура. Ее работники сумели спасти большую часть имущества. Но, несмотря на предпринимаемые усилия, сгорели документы, находящиеся в секретной части: приказы, директивы, статистическая отчетность, наблюдательные производства по делам7.

Несмотря на неукомплектованность кадрового состава, сложность оперативной обстановки органы прокуратуры в Заполярье осуществляли трудоемкую работу, прежде всего по основным направлениям надзорной деятельности. Одним из направлений деятельности Общего отдела областной прокуратуры являлся общий надзор за работой нижестоящих органов прокуратуры, который осуществлялся путем непосредственных выездов руководящих работников областного аппарата на места, дачи ряда директивных указаний, например, по вопросам выплат полярных надбавок; по проверке выполнения Постановления СНК СССР от 20 декабря 1938 г. «О трудовых книжках» и др. В ряде случаев, Мурманская областная прокуратура при выявлении нарушении законов в учреждениях и на предприятиях, которые носили распространенный характер, давала специальные указания районным прокурорам о необходимости производства отдельных проверок для выявления нарушений в полном объеме и устранении их в кратчайший срок. Общий объем работы по общему надзору определялся количеством принесенных протестов, сделанных представлений, проведенных проверок, и привлеченных к уголовной и дисциплинарной ответственности лиц8.

Надзор за органами милиции являлся функцией следственного отдела и осуществлялся путем оперативных совещаний с работниками милиции, контроля над сроками и качества расследования, присутствия прокурора на допросах, выявления необоснованно возбужденных дел, надзора за КПЗ и пр. В порядке надзора за соблюдением законности органами милиции проводилась проверка, прежде всего на предмет необоснованного задержания граждан и содержания их в камерах предварительного заключения свыше 24 часов без санкции на арест, полученной у прокурора. Осуществлялся надзор за органами милиции по выполнению закона о паспортном режиме и законностью наложения и взыскания штрафов в административном порядке. Задачи, поставленные войной, предполагали объединение усилий органов внутренних дел и прокуратуры, разработку и согласованность их действий по своевременному выявлению, пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а также устранение причины условий, способствующих их совершению. Сложились новые формы координации и взаимодействия различных звеньев правоохранительной системы.

Основными формами взаимодействия и координации органов внутренних дел и прокуратуры являлись: проведение совместных оперативных совещаний работников прокуратуры и работников органов внутренних дел; взаимное предоставление информации по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в районы следователей и оперативных работников милиции для проведения согласованных действий в оперативно-следственной работе; создания следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместных конференций по изучению состояния преступности и методов борьбы с ней; оказание практической помощи для повышения квалификации работников, как прокуратуры, так и органов внутренних дел путем проведения специальных занятий по изучению существующего законодательства; издание совместных организационно-распорядительных документов9. К примеру, за первый квартал 1944 г. было проведено 10 оперативных совещаний прокурорами районов с работниками милиции, на которых обсуждались вопросы улучшения работы расследования дел с примерами из практики; два оперативных совещания за квартал было проведено работниками областной прокуратуры с работниками областного аппарата милиции. В целях усиления и улучшения качества надзора областной прокуратурой регулярно рассылались обзоры всем городским прокуратурам и в управление милиции, в которых достаточно полно отражались как положительные стороны, так и недостатки в работе каждой прокуратуры. Ежеквартально проводились оперативные совещания следователей прокуратур, давались директивные указания. По каждому рассмотренному на оперативных совещаниях вопросу принимались соответствующие решения. При выявлении нарушений со стороны органов милиции органами прокуратуры предпринимались решительные меры по их пресечению. Прокуратура области стремилась к повышению квалификации работников милиции. Так, только силами областной прокуратуры в 1943 г. были проведены лекции по уголовному праву и уголовному процессу, а также приняты зачеты по этим дисциплинам. Кроме того, в каждом районе силами районных прокуроров органам милиции оказывалась помощь в проведении занятий по указанным дисциплинам. А. Власов, указывал, что необходимо систематически повышать знания следователей по криминалистике и методике расследований преступлений путем изучения ими юридической литературы, необходимых пособий, а также прохождении практики при следственном отделе с приемом зачетов10. В период войны осуществлялась надзорная работа за такими важнейшими законами военного времени, как: охрана прав военнослужащих и их семей, борьба с хищениями и растратами, разбазариванием продовольственных и промышленных товаров, введенных Постановлением ЦК ВКП (б) от 25 января 1943 г. и постановлением ГКО от 22 января 1943 г., приказом прокурора союза СССР от 27 января 1943 г. и др11. К сожалению, в рамках одной статьи невозможно привести многочисленные примеры, ограничимся следующими архивными данными. В докладе о работе прокуратуры за первое полугодие 1943 г. сказано: «Органам прокуратуры в Мурманской области приходилось испытывать большие трудности в своей надзорной работе за местными органами власти, ввиду того, что последние в ряде случаев ссылаясь на фронтовые условия области, стремились в своей деятельности руководствоваться с принципом так называемой «целесообразности» в ущерб революционной законности»12. Во втором полугодии 1943 г. на постановления административных комиссий районными прокурорами и областной прокуратурой были принесены 19 протестов. Все эти протесты райисполкомами были рассмотрены и удовлетворены. В связи со сложившейся ситуацией районным прокурорам было предписано усилить разъяснительную работу среди местных органов власти о необходимости строго придерживаться рамок закона13.

В отчете Мурманской областной прокуратуры за третий квартал 1943 г.указано, что на момент проверки и изучения практики штрафной политики по паспортному режиму были установлены факты неосновательного привлечения граждан органами милиции к административной ответственности за нарушение паспортного режима. В связи с этим все постановления о незаконном привлечении к административной ответственности гражданами были опротестованы14.

В заключение следует подчеркнуть, что органы прокуратуры в годы Великой Отечественной войны реализовывали не просто карательную функцию, а осуществляли различные формы взаимодействия с государственными и правоохранительными структурами в целях повышения эффективности органов власти, укрепления общественного порядка и борьбы с преступностью, что, в конечном счете, приблизило разгром немецко-фашистских захватчиков на территории Кольского полуострова.

 

Литература

 

1. Государственный архив Мурманской области оп. 1, ф. 901, д. 4, л. 1.

2. Государственный архив Мурманской области оп. 1, ф. 901, д. 5, л. 3, 19.

3. Государственный архив Мурманской области оп. 1, ф. 901, д. 8, л.153, 238.

4. Государственный архив Мурманской области оп. 1, ф. 901, д. 10, л. 16.

5. Государственный архив Мурманской области оп. 1, ф. 901, д. 11, л. 4,8, 50, 170.

6. Государственный архив Мурманской области оп. 1, ф. 901, д. 13, л. 3,4,9.

7. Государственный архив Мурманской области оп. 1, ф. 901, д. 17, л. 19,23.

8. Вахитова Р.В. Прокуратура в механизме правового государства: дис… канд. юрид. наук.- Казань, 2003. – 156 с.

9. Киселев А.А. Война в Заполярье [Текст] / А.А. Киселев. - Мурманск: издательство ОНМЦСО. 1995. – 224 с.

10. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Сборник документов и материалов. - Мурманск, 1978. - 336 с.

 

Поступила в редакцию 26.10.2009 г.



1 ГАМО оп. 1, ф. 901, д. 4, л. 1.

2 Киселев А.А. Война в Заполярье [Текст] / А.А. Киселев. - Мурманск: издательство ОНМЦСО. 1995. – 224 с.

3 Мурманская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Сборник документов и материалов. - Мурманск, 1978. - С. 336.

4 ГАМО оп. 1, ф. 901, д. 11, л. 4,8.

5 ГАМО оп. 1, ф. 901, д. 13, л. 3.

6 ГАМО оп. 1, ф. 901, д. 5, л. 3.

7 ГАМО оп. 1, ф. 901, д. 5, л. 19.

8 ГАМО оп. 1, ф. 901, д. 11, л. 50.

9 ГАМО ф. 901, оп. 1, д. 10, л. 16; д. 8, л. 153.

10 ГАМО ф. 901, оп. 1, д. 8, л. 16; д. 8, л. 238.

11 Вахитова Р.В. Прокуратура в механизме правового государства: дис… канд. юрид. наук.- Казань, 2003. – С. 81.

12 ГАМО ф. 901, оп. 1, д. 17, л. 19.

13 ГАМО ф. 901, оп. 1, д. 17, л. 23.

14 ГАМО ф. 901, оп. 1, д. 11, л. 170.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.