ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Место института мухтасибов в структуре управления государства Сефевидов

 

Бахшалиев Адиль Бахшалы оглы,

профессор Сумгаитского государственного университета,

Байрамов Забил Хасрет оглы,

доцент Бакинского государственного университета.

 

Система управления – формирование государственных учреждений, связанных с экономическим ростом, с изменениями в социальной структуре общества, складывание его новых институтов по-прежнему нуждается во всестороннем исследовании. Династия, исторически опираясь на определенную политическую силу, приходит к власти и эта сила постепенно становится фундаментом управляемого им государства. Государственное устройство Сефевидов фактически стало продолжением системы управления Кара-коюнлу и Ак-коюнлу, однако эта система управления вышла за пределы Азербайджана. Так, в формировании определенных институтов управления бросается в глаза использование древних тюрских традиций и опыта государственного строительства древнетюркских государств в Центральной Азии.

В период до шаха Аббаса I и после него, как отмечали выдающиеся русские востоковеды В.В.Бартольд и Б.Н.Заходер, в государственном аппарате Сефевидов азербайджанская феодальная знать играла решающую роль [2,с.748;3,с.542]. В своих исследованиях И.П.Петрушевский также неопровержимо доказал ведущую, определяющую социально-политическую роль азербайджанского этнического феодального элемента в государственном управлении Сефевидов [8,с.68-71].

Изучение первоисточников убедительно свидетельствует о дальнейшем усовершенствовании системы государственного управления при Сефевидах. В центральном, а также в провинциальном бюрократическом аппарате чиновники обладали строго определенной сферой правления. Одним из важнейших органов управления того периода являлся институт мухтасибов.

Источники сообщают о существовании должности мухтасиба в государственной системе еще в период Халифата. Как видно из сочинения жившего в XI в. Низам аль-мулька, мухтасиб уже в XI в. являлся видным государственным чиновником. В своем сочинении «Сиясет-намэ» он отмечает: «…. в каждый город надо назначить одного мухтасиба с тем, чтобы следил за торговлей, за соблюдением цен и весов, чтобы в привозных товарах на базаре не было спекуляции, был порядок. В противном случае, бедные оказались бы в плачевном состаянии, торговцы продавали свои товары по желаемой цене, росла алчность, спекуляция… Все это надо поручить близкому доверенному человеку или старому бесстрашнему тюрку…» [1, с.58-59].

Автор XIV в. Мухамед ибн Хиндушах Нахчивани в своем сочинении также подробно касается деятельности мухтасиба: «Зияддина Мухамеди назначили в Тебриз и окрестные районы мухтасибом, чтобы он привлек людей к доброму делу, воздерживал от дурных поступков. Следил за ценами и соблюдением мер и весов. На основе согласования с мнением большей части населения назначал цены на товары. Население, садры, газии, сеиды, правители Тебриза и окрестных областей, принимая Зияддина Мухамеди здешним мухтасибом, не вмешивались в его дела. Базарный люд по установленному правилу должен вносить мухтасибу плату за неделю [7, с. 224-226].

Изучение источников периода Сефевидов показывает, что мухтасибы, как и в предыдущие столетия, занимали видное место в государственном аппарате. Однако, изменения, связанные с экономическом ростом в стране, с совершенствованием системы государственного управления, сопровождались изменениями и в сути института мухтасибов. Мухтасиб аль –мамалик чиновник центрального аппарата, контролировавший городские базары, утверждавший цены на товары. Его главной обязанностью было следить за правильным ведением торговли, соблюдением мер и весов, пресекать жульничество. Виновника подобных нарушений в назидание другим он приговаривал к позорному обряду «тахта-кулах», т.е. на голову нарушителя одевали «деревянный колпак». Мухтасиб аль-мамалик имел своих полномочных представителей во всех областях [11, с.267].

Французский путешественник XVII в. Тавернье сообщает интересные сведения о должности мухтасибов. Он пишет, что каждый мухтасиб имел 3-4 заместителя. Главной обязанностью мухтасиба было назначение рыночных цен. Посоветовавшись со своими заместителями, он заблоговременно устанавливал цены на следующую неделю. В утверждении цен учитывали недорог, засуху, войну. По этим обстоятельствам, цены на товары повышались или понижались. Мухтасибы также следили за нравственным состоянием общества, задерживали пьяниц, не совершаюших намаз азартных игроков, играющих на запрещенных музыкальных инструментах наказывали на основе закона шариата. В обязанности мухтасиба входило также созывать население на пятничный намаз, определять меры, весов и цены. Мухтасибы наказывали нарушителей порядка шариата, конфисковывая имущество этих людей, конфискованное имущество по роспоряжению шаха или султана расходовалось на нужное место [9, с. 614].

Как видно, обязанности мухтасиба не ограничиваются утверждением рыночных цен или контролем за правильным ведением торговли. Они одновременно обеспечивая соблюдение законов шариата, следили за спокойствием в городе. Мухтасибы опеспечивая спокойствие на базаре, в то же время были обязаны наказывать торговцев за продажу товаров свыше утвержденных цен. Тавернье сообщает, что за продажу товаров свыше утвержденных цен купцы подвергались строгому наказанию. Так, на голову нарушителя одевали высокий деревянный колпак, привязав ему на шею колокольчики водили по улице. Далее нанеся множество ударов по ступне, взыскивали определенную сумму штрафа [9, с.614; 7, с.139].

            Источники ясно сообщают о том, что в установлении рыночных цен в городе мухтасибы были независимы. Даже глава городского управления не вмешивались в его дела. Сообщения подобного рода, указывая на владение каждым чиновником разными сферами управления, в то же время свидетельствует о том, насколько развитимы гражданскими и административными органами обладали города в Сефевидский период. Так, один пекарь жалуется на городского судью Тебриза с тем, что мухтасиб не разрешает ему немного повысить цены на хлеб, поскольку продавая хлеб по нынешней цене, он несет убытки. Судья отвечает: «это не входит в сферу моей компетенции. Мухтасиб поступает так, как того требуют интересы бедных» [9, с. 614, 619].

            В целом, мухтасиб определял максимальные цены на товары, особенно на продовольственные товары, следил за соблюдением мер и весов розничными торговцами. Нарушающий закон купец или торговец по его приказу брался под стражу, по степени вины нарушивших закон приговаривали к телесному наказанию, заключению в темницу или к смертной казне. Мухтасиб, каждый месяц вывешивал у дворцовой стены список цен на товары и ставил свою печать под списком с тем, чтобы купцы продавали товары по этой цене [4, с. 106].

            Из источников становится ясно, что в каждом городе обширного государства Сефевидов был свой мухтасиб. Они непосредственно подчинялись находившемуся в столице государства мухтасиб аль - мамалику. Мухтасибов в различные города назначал мухтасиб аль - мамалик. В последние годы правления шаха Тахмасиба I (1524-1576) и во время правления Мухаммеда Худабенде (1578-1587) должность Мухтасиба аль - мамалика занимал Мир Джафар Расти. В период шаха Аббаса I главным мухтасибом страны был Мир Сеидали [5, с. 150, 318; 11,с. 267].

            Государственный мухтасиб контролировал городские базары и деятельность всех мухтасибов страны при помощи специальных наибов [6, с. 49]. В установлении рыночных цен на местах, в контроле за исполнением законов шариата мухтасибы были независимы. Однако в вопросах назначения цен мухтасибы как правило советовались с мухтасиб аль-мамаликами.

            Определение единых мер весов, непосредственно относились к компетенции государственного мухтасиба. В сущности, в утверждении рыночных цен на местных базарах мухтасибы брали за основу график цен, определенных аль – мамаликом в центре. Таким образом уже в период Сефевидов институт мухтасибов существовал как совершенный орган управления.

 

Литература

 

1. Абу Али Гасан ибн Хаджа Низамал – Мульк, Сиясет-наме. Перевод с персидского Р.Султанов, Баку, 1967 (на азерб.языке).

2. Бартольд В.В. Сочинения, т. II, ч. I, М., 1963.

3. Заходер Б.Н. Всемирная история, т.IV (гл. XXII), М., 1959.

4. Енгелберт Кемпфер. Дар дарбаре шаханшахи-йи Иран (При дворе Шаха Ирана). Перевод на персидского Кейкавус Джахандари, Тегеран, 1350 г.х. (на перс. языке).

5.Искендер бей Мунши. Тарих-и алам арай-и Аббаси. (История украшателя мира Аббаса). Ч. Ы – ЫЫ, Тегеран, 1350 (на перс.яз.).

6. Мирза Самиа. Тазкират ал-мулюк (Памятная записки для царей). Тегеран, 1368 г.х.

7.Мухамед ибн Хиндушах Нахчивани. Дастур ал-катиб фи-тайин ал-маратиб. II т., М., 1976 (на перс. яз).

8. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI начале XIX вв. Л., 1949.

9. Сафарнаме-йе Тавернье. Перевод на персидского Абитураб Нири, Тегеран, 1336 г.х. (на перс. языке).

10. Сафарнаме-йе Джамелли Каррери. (Путешествие Каррери). Пер. Аббас Нахчивани и Абдулали Каренк, Тебриз, 1348 г.х. (на перс. яз.).

11. Эфендиев О. Азербайджанское государство Сефевидов. Баку, 1981 (на рус. яз.).

 

Поступила в редакцию 28.10.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.