ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Кратко о Джаро-Белоканских обществах

 

Мамедова Арзу Ашраф гызы,

младший научный содруник НИЦ «Азербайджановедение».

Бакинский государственный университет.

 

Джаро-Белоканские общества возникли в конце XVII века на северо-западе Азербайджана и существовали около 135 лет, то есть до 1830 года. Отметим, что возникновение такого военно-политического образования, носившего функ­ции охранителя пограничных территорий на северо-западных границах, было неслучайным. Этот процесс был непосредственно связан с политикой, прово­дившейся в регионе Азербайджанским государством Сефевидов, возникшим в XVI веке. После основания государства Сефевидов в 1501 году, первые предста­вители этой династии Шах Исмаил и Шах Тахмасиб предпринимают последова­тельные меры по объединению всех азербайджанских земель в рамках единого государства. Отметим, что эта политика проводилась в условиях борьбы с Ос­манской империей, стремившейся взять в свои руки контроль над Кавказом, в особенности над прикаспийскими областями Шеки и Ширваном, являвшимися богатыми шелководческими районами Азербайджана. В тот период Османской империи удалось утвердиться на западе Грузии, переживавшей период феодаль­ной раздробленности. С целью предотвращения расширения Османской импе­рии на восток, сефевидские шахи пытались утвердиться в Картли, Кахетии и Самцхе-Саатабаго [1, с.53-54, 91-92]. Как результат походов, организованных Шахом Исмаилом и Шахом Тахмасибом с этой целью, в различные периоды цари Кахетии, Картли и Самцхе-Саатабаго признавали вассальную зависимость от Сефевидов. Однако они при первой возможности старались выйти из-под власти Сефевидов. Шах Тахмасиб, постепенно убеждавшийся в частом одностороннем нарушении грузинскими царями договоров и соглашений, заключённых в результате военных походов Сефевидов, меняет свой курс с целью обеспечения безопасности северо-западных границ государства. Поли­тика организации карательных походов против мятежных грузинских царей была заменена политикой ослабления их путём создания мусульманских владений на приграничных территориях [2, с.35-37]. В результате этого в регионе усилилось влияние Шекинского владения, сыгравшего важную роль в истории государственности Азербайджана. А в 1562 г. Шах Тахмасиб издал указ о предоставлении земель к западу от Шеки в управление Цахурскому пра­вителю Ади-Куркулу беку [19]. Эта политика в конечном итоге завершилась созданием к западу от Цахурского владения, превратившегося впоследствии в Илисуйское султанство, Джаро-Белоканских обществ. После похода Шаха Аббаса в 1616 году в Кахетию к западу от Цахурского владения были заложены основы Джаро-Белоканских обществ. Однако вследствие того, что грузинские цари никак не могли смириться с созданием на этих албанских землях, на которые они претендовали, нового военно-политического образования, определ­ённое время между двумя сторонами происходит борьба. Решающим шагом в деле завершения процесса создания Джаро-Белоканских обществ стала победа мусульманского населения региона над грузинскими военными частями в решающем сражении, произошедшем в 1695 г. в с. Голода [10, с.163].

Отметим, что результатом непризнания этого факта грузинскими царями стало несколько сражений, произошедших между сторонами в начале XVIII века и завершившихся победой джаро-белоканцев. Лишь в 1715 г. Джар, Тала, Мухах и Хаджо (точное местонахождение этого селения неизвестно – А.М.), представлявшие Джаро-Белоканские общества, подписали с валием Кахетии Имам Гулу ханом[1] мир на условии выплаты им ежегодной контрибуции в размере 50-ти, а затем – 100 тюменов. Тем самым кахетинский валий, происхо­дивший из царского рода, не только юридически признаёт Джаро-Белоканские общества, но и начинает платить им дань за обеспечение стабильности на территориях, подвластных ему. А 5-го мая 1723 года объединённые силы джаро-белоканцев и цахуров занимают Тифлис и получают дань в размере 60.000 тюменов у Мухаммед Гули хана, приступившего к выполнению полномочий валия [4, с.21-22].

Джаро-Белоканские джамааты подразделялись на шесть обществ: Джар­ское, Белоканское, Тальское, Катехское, Джиныхское и Мухахское. В свою очередь, каждое общество по отдельности состояло из аварских, тюрко-мугаль­ских, цахурских и ингилойских селений. В селениях же Белокан, Тала, Джиных население было смешанным и состояло из аварцев, цахуров и тюрков-мугалов [2, с.74-75]. П.Д.Цицианов, назначенный в 1802 г. главным начальником Грузии, называл Джаро-Белоканские общества Республикой [6, с.693].

Представители русской историографии XIX века делили население обществ по социальному составу на две группы: аваров и цахуров, игравших решающую роль в системе управления джамаатами и на мугалов и ингилоев, полностью потерявших все права и полномочия. К сожалению, в дальнейшем эта проблема не было исследовано в должной мере и оно ещё более развилось и стало причиной для формирования неверных представлений, связанных с населением обществ. Если мы обратим внимание на институт кешкеля, составлявший осно­ву социально-экономических отношений в регионе, то увидим, что для аваро-цахурских обществ он означал лишь подать. Для мугалов и ингилоев же это слово означало участок земли (надел), с которого они платили подати. Согласно установившимся порядкам, аваро-цахурские общества не имели права отнимать эти наделы ни у одного ингилойского или мугальского селения и отдавать, про­давать или же дарить их другим. Они считались хозяевами лишь доходов (податей), получаемых с этих земель. В архивных материалах также указывает­ся на сбор кешкелей в пользу аваров и цахуров, в свое время принимавших участие в подчинении области. Так, авары, мигрировавшие с северных склонов Больших Кавказских гор на южные склоны в XVI-XVII вв., после поселения в Джаро-Тальском ущелье, взяли под свою защиту местное население, подвергав­шееся нападениям кахетинских царей. Однако, они не вмешивались в их внут­ренние дела, то есть они не изменили внутреннюю систему управления в мугальских и ингилойских селениях. Авары ограничились обложением местно­го населения кешкельным налогом. А местное население, желавшее распростра­нения власти мусульман, то есть их переселения сюда, назвали налог, выплачи­ваемый ими за свою защиту «кёч-гял», что означает «перекочуй-приходи» [3].

Здесь также следует отметить, что в вопросе об этнической принадлежнос­ти мусульманского населения региона русские проводили предвзятую полити­ку. Как правило, в официальных документах авары и цахуры часто именовались «лезгин»ами. Ингилои же в период проведения политики христианизации подразделялись на ингилоев-мусульман и грузин-христиан, а впоследствии – на грузин-мусульман и грузин-христиан. В камеральных описаниях 1859 и 1871 годов уже официально часть ингилоев, то есть та их часть, которая приняла христианство, включена в списки как ингилои-христиане.

Джаро-Белоканские общества, уже в начале XVIII в. превратившиеся в сильное военно-политическое государственное образование, охватывали терри­торию от гор Большого Кавказа на севере до реки Габырры (Иори) на юге, от реки Гапы-чай на востоке до реки Гаратубал чай (Картубан-чай, протекает по территории современной Грузии) на западе. Это подтверждает и фирман, отправленный османским султаном Ахмедом Ш (1703-1730) джаро-белоканцам [5, с.50-55]. Из содержания фирмана становится ясным, что османский султан не жалует джаро-белоканцам новых территорий, а лишь юридически подтверждает принадлежность им территорий, находившихся под их контролем на момент отправления фирмана на условиях пресечения на востоке нападений булкадаров и урона, наносимого ими, а также полного участия джаро-белоканцев в походах, готовившихся на Грузию и Ширван. Согласно статистическим сведениям, составленным сразу после ликвидации Джаро-Белоканских обществ в 1830 г. с целью изучения положения здесь до завоевания, в пределах джамаатства было зафиксировано 64 селения, семь из которых (Калял, Мишлеш, Кусур, Баш Мухах, Баш Джиных, Корш, Сувагиль) располагались на северных склонах гор Большого Кавказа [16, лл.18-22 (об); 17, лл.1-5].

Отметим, что Джаро-Белоканские общества, выполнявшие с момента своего возникновения миссию «охранителей пограничных земель», успешно продолжа­ли выполнять эту миссию и после падения государства Сефевидов, вплоть до полного завоевания их со стороны Российской империи. Население Джаро-Бе­локанских обществ, то есть авары, мугалы, цахуры и ингилои, тесно сплотившись вокруг исламского фактора, всегда вели борьбу против иноземных завоевателей.

С начала XIX века начинается новый период в истории Джаро-Белоканских обществ. Российская империя, реализовавшая свой план по завоеванию Южного Кавказа, с начала XIX века приступает к завоеванию Северного Азербайджана. А завоевание Северного Азербайджана начинается с Джаро-Белоканских обществ, твёрдо стоявших на защите пограничных территорий. Русские войска под командованием генерала В.С.Гулякова завоевали Джаро-Белоканы и как результат этого завоевания, заключают с ними клятвенное обязательство [6, с.687]. Отметим, что завоевание Джаро-Белоканских обществ имело такое большое значение для России и Грузии, что после подписания клятвенного обязательства в Тифлисе, вся Грузия отмечает это событие как праздник. П.Д.Цицианов отдаёт указание всем комендантам Картли и Кахетии, чтобы в течение дня 9-го мая во всех церквях Грузии звенели колокола и читались благодарственные молитвы в честь «Победы, одержанной в Белокане и завоевания Джаро-Белокан». А в соборной церкви Тифлиса перед молебном на всю Грузию была распространена весть о завоевании Джаро-Белокан [18, д.5].

Однако, развитие дальнейших событий превращает это обязательство в формальный документ, так как народ, отказавшись от подчинения русским, продолжает борьбу. В результате процесс завоевания растянулся на 30 лет и лишь после семи походов русских войск, Джаро-Белоканские общества были ликвидированы в 1830 году, а вместо них была создана одноимённая область.

Следует отметить, что царские генералы внимательно наблюдали за процес­сами, происходившими в регионе в период завоеваний. Понимая большую опас­ность исламского фактора для завершения завоевания, они уже с первых дней искали пути ликвидации этого фактора, сплотившего в едином фронте народы региона в борьбе против иноземных врагов. Сначала на территории бывших джамаатств проводятся административно-террито­риаль­ные изменения. Ещё в 1830 г. по приказу И.Ф. Паскевича 70 000 десятин территории на северо-западе джамаатства было отнято и передано Грузии для размещения на ней малорусских казаков [8, с.339-342,838]. Чуть позже, то есть в 1831 г. джаро-белоканцам было запрещено вступать на свои пастбищные места, располагавшиеся между реками Алазань и Иори. В 1867 г. еще 27.000 десятин земли, принадлежавших Джаро-Белоканским обществам, были присоединены к Сигнахскому уезду.

Несмотря на это, вплоть до 1842 года эти земли оставались под контролем джаро-белоканцев. Именно поэтому с целью покончить с контролем джаро-бе­локанцев над Ширакской степью и пограничными с ней территориями и созда­ния усиленного полицейского контроля, было принято решение о создании здесь поселений на условии подчинения их Сигнахскому уезду [21, л.25 (об); 55 (об); 12, л.6]. Начиная с конца 1830-х годов, периодически под прикрытием административно-территориальных реформ проводятся административно-тер­риториальные изменения, заканчивающиеся каждый раз уменьшением пределов Джаро-Белоканских обществ. Так, в апреле 1839 г. на основании предложения начальника Джаро-Белоканской области полковника С.Д.Безобразова об административном преобразовании области, главный военный начальник Е.А.Головин даёт распоряжение о разделе области на 5 магалов. Согласно этому распоряжению, вследствие несоответствия административного устройства Джаро-Белоканской области местным условиям, создавались Джарский, Тальский, Енисельский, Белоканский и Горный магалы, управляемые магальными наибами. Горный магал, в состав которого входили деревни Калял, Мишлеш, Кусур, Баш Мухах, Баш Джиных, Корш, Сувагиль, впоследствии были переданы Дербентскому военному округу. Вскоре и селения Илисуйского султанства, располагавшиеся на северных склонах Больших Кавказских гор, были включены в состав Горного магала. А с 1860 года Горный магал в новом составе был включен в Лучекское наибство Самурского округа новообразован­ной Дагестанской области [9, с.434; 11, лл.76-77; 17, л.5].

На основании новой административной реформы, проведённой 10-го апреля 1840 г., была ликвидирована Джаро-Белоканская область, а вместо неё создан Белоканский уезд (в скором времени Белоканский уезд был превращён в Белоканский округ, а затем в Джаро-Белоканский военный округ). Это новое административное образование вместе с Илисуйским султанством вошло в состав Грузино-Имеретинской губернии [13, лл.38-39, 44-47].

Отметим, что наряду с административно-территориальными изменениями, в регионе также проводилась политика христианизации и переселения. В 9 пункте клятвенного обязательства, подписанного ещё в 1803 г., было постав­лено условие, чтобы ингилоям, являвшимся одним из этносов, проживавших на территории обществ, не чинились препятствия для исповедания доисламских верований, т.е. христианства. Впоследствии грузинские священники, находив­шиеся под покровительством наделённых широкими полномочиями царских генералов, таких как И.Ф. Паскевич, пытаются заниматься в регионе миссионер­ской деятельностью. Один из этих миссионеров по фамилии Имнадзев, изучив обстановку в Алиабаде и в других ингилойских селениях и, убедившись, что ингилои не собираются отказываться от ислама, подал в отставку и вернулся обратно в Грузию [16, лл.4-6]. Это подтверждают и результаты политики насильственной христианизации, проводившейся в регионе в 50-60-е гг.XIX века. В течение 1850-1855 гг. на территории бывших Джаро-Белоканских обществ было христианизировано всего 19 человек [20, л.238].

Очередными мерами, предпринятыми царизмом для подавления движения сопротивления явилась переселенческая политика, проводившаяся в отношении других мусульманских народов джамаатства – аваров и мугалов. В 1803 г. жите­ли селения Муганлы, т.е. 200 тюркских семей, были переселены в Грузию. С целью воспрепятствования их возвращению некоторое время их держали под сильным военным надзором вблизи военного штаба на переходе Урдо. В целом же в течение 1803-1806 гг. 1000 семей тюрков-мугалов были лишены права жить на своих землях [7, т.3, с.319-320;14, лл.10-10 (об)]. Следующий этап переселен­ческой политики Российской империи в отношении населения Джаро-Белоканских обществ связан с восстанием, поднятым в регионе против русских завоевателей в 1830 году. После подавления восстания, продолжавшегося 6 месяцев, были разрушены селения Джар, Гогам, Белокан, Рекетала, Цабловани, активно участвовавшие в восстании, а их население было переселено на равнинные территории [2, с.156-157].

Отметим, что хотя Джаро-Белоканские общества в 1830 г. были ликвидированы, граф И.Ф.Паскевич не был уверен, что местное население будет верным царскому правительству. A для продолжения борьбы с горскими народами необходимо было обеспечить безопасность с тыла. С этой целью граф И.Ф.Паскевич приступает к мерам по переселению населения джамаатства. Проведение этой политики было поручено Комитету по переселению христиан. Отметим, что предусматривалось переселение приблизительно 1560-ти семей. Однако, вновь поднятое восстание в Джаро-Белоканах против завоевателей в 1832 г. помешало осуществлению этого плана [15].

Таким образом, несмотря на то, что Джаро-Белоканские общества были ликвидированы в 1830 г., местное население, т.е. авары, мугалы, цахуры и ингилои на протяжении длительного времени плечом к плечу вели борьбу про­тив колониальной политики царизма, сплачиваясь в самые трудные моменты вокруг исламского фактора и не давали возможности внести раскол в их среду.

 

Литература

 

1.                   Əfəndiyev O. Azərbaycan Səfəvilər dövləti. Bakı, Azərbaycan Dövlət Nəşriyyatı,1993,299 s.

2.                   Məmmədova A.Ə.Car-Balakən camaatlığı. Bakı, «UniPrint» nəşriyyatı, 2009, 256 s.

3.                   Məmmədova A.Ə. Car-Balakən camaatlığında sosial-iqtisadi təsisatlara dair (Keşkəl institutu nümunəsində)// Bakı Dövlət Universitetinin 90 illik yubileyi münasibətilə tarix fakültəsi əməkdaşlarının elmi-praktik konfransının materialları,Bakı:2009, 235-241

4.                   Molla Məhəmməd əl Cari. Car salnaməsi./Ərəbcədən tərcümə, giriş, şərhlər və qeydlər S.Süleymanovanındır. Bakı:Səda, 1997,145 s.

5.                   Süleymanova S. Zaqatala Tarix-Diyarşünaslıq muzeyinin XVIII-XIX əsrlərə dair arxeoqrafik sənədləri // Azərbaycan EA-nın Xəbərləri, Tarix, fəlsəfə, hüquq seriyası. Bakı:1990, №4

6.                   АКАК: В 12-ти т.,т.2, Тифлис, Типог. Главного Управления Наместника Кавказа,1868.

7.                   АКАК: В 12-ти т.,т.3, Тифлис, Типог. Главного Управления Наместника Кавказа,1869.

8.                   АКАК: В 12-ти т.,т.7, Тифлис, Канцел. Глав. гражд. частью на Кавказе,1878.

9.                   АКАК: В 12-ти т.,т.12, Тифлис, Канцел. Глав. гражд. частью на Кавказе,1886.

10.                Багратиони Вахушти. История царства Грузинского /Пер., пред. Н.Т.Накашидзе. Тбилиси, 1976, 338 с.

11.                ГИА АР, ф.10, оп.1, д.78.

12.                ГИА АР, ф.866, оп.2, д.3.

13.                ЦГА Республики Дагестан, ф.1,оп 1,д.319.

14.                ЦГИАГР, ф.2,оп.1, д.60.

15.                ЦГИАГР, ф.2,оп.1,д.2676.

16.                ЦГИАГР, ф.2,оп.1,д.3058.

17.                ЦГИАГР, ф.2,оп.1, д.5856.

18.                ЦГИАГР, ф.26,оп.1, д.5.

19.                ЦГИАГР, ф.236,оп. 2, д.88.

20.                ЦГИАГР, ф.240,оп. 1, д.14.

21.                ЦГИАГР, ф.240,оп.1, д.499.

 

Поступила в редакцию 19.11.2009 г.



[1] В начале XVIII века представители грузинских царских династий управляли страной лишь в качестве валиев. Так после принятия ислама грузинским царевичем Багратом III, он принял имя Имамгулу хан и управлял страной как Кахетинский валий.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.