ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Археологические материалы в азербайджанской народной медицине

 

Ахмедова Вафа Шамиль гызы,

диссертант Азербайджанского государственного университета строительства и архитектуры.

 

Территория Азербайджана является одной из этногеографических сфер возникновения и развития народной медицины. Это подтверждают встреча­ющиеся в отдельных отраслях жизни и дошедшие до сегодняшнего дня богатые факты. Зарождение народной медицины параллельно подтверждают различные источники. Археологические материалы также являются одним из надежных источников изучения народной медицины. Только лишь археология доказывает и подтверждает богатые традиции народной медицины наших предков, проведение лечения различных болезней традиционными способами. Необходимо отметить, что во время археологических раскопов порой были обнаружены отшлифованные из мрамора сосуды для сурьмы и золотые кисти для нанесения сурьмы. Интерес вызывает то, что в природе минерал антимонита и редко встречающаяся без примеси сурьма в былое время использовались не только в качестве средства убранства, но и лекарства. В средние века смеси сурьмы применялись в качестве противокашельного и противорвотного лекарства. С этой целью больных поили вином из чаши, изготовленной из сурьмы.

Во время археологических раскопок в 1958 году в местожительстве Гаратепе Муганьской равнины были найдены относящиеся к культурным прослойкам V-I веков до н.э кувшины с загоревшими рутами. По мнению специалистов, жители того времени пользовались рутами в качестве лекарства. По их мнению, рутой пользовались для лечения ревматизма, горячки (лихорадки) и в профилактике некоторых болезней. Найденное вещество руты дает основание предположить, что древние жители Мугани пользовались им с одинаковой целью. Значит, методы народного лечения, применяющиеся с древних времен населением Азербайджана, не теряли свое место и значение в быту и в последующие времена. Интересно и то, что рута входит в мировую фармакологию, и по сей день ею пользуются в качестве препарата против простуды, ревматизма и даже средства против сглаза.

В 1971 году в селе Хачбулаг Дашкесенского района археолог Х.Кесе­мен­ли обнаружил череп, над которым была проведена операция трепанации (от французского слово означает, вскрытие черепа и полостей костей хирур­ги­ческим способом). По сведениям автора, череп относится к концу брон­зо­во­го и началу железного века, у которого трех тысячелетняя история. Иссле­дователь черепа Р.Гасымова отмечает, что искусственная трепанация была проведена вблизи соединения теменной кости с лобовой [1, 26].

С этой точки зрения, археологом И.Наримановым были обнаружены интересные раскопки. По мнению автора, в результате археологических раскопок в селе Эрефли Агдамского района был обнаружен череп семи тысячелетней истории, относящийся к энеолитскому периоду, на котором имелись следы трепанации. Без сомнения, здесь имелись и медицинские инструменты для проведения «хирургической» операции. Следовательно, можно считать, что древние жители Азербайджана, хотя и примитивными способами, обладали определенным опытом лечения опухолей, переломов в различных местах человеческого тела.

Особое место среди домашних животных в Азербайджане занимали кони. Связанные с конями народные верования сформировались за многовековой период, и они составляли часть духовной культуры населения. Это подтверждают проведенные археологические раскопки на территории Азербайджана. Очевидно, что с древних времен коневодство играло большую роль в жизни скотоводов, земледельцев и в ремесленничестве. Не случайно, что еще с древних времен пользовались конным черепом, в качестве талисмана, защищающего от нечистых сил. Это подтверждают найденные во время археологических раскопов черепные кости коней. Так, на кладбищах бронзового периода были найдены кости коней, относящиеся к разным периодам. Такого рода остатки встречаются на курганах Карабахской и в памятниках Гянджинской территории. На курганах района Ханлар И.Гуммелевым были обнаружены скелеты коня. На этой территории также были найдены остатки седла и женских украшений (рядом со своим хозяином) [2, с. 66]. Такие обычаи в Азербайджане были распространены в конце II тысячелетия до н.э. Кладбища, связанные с верованиями в коня в Гянджечайском бассейне, Ханкенди, Нахчыванской Автономной Республике, Мугане, Мингечауре, в селе Чардаглы Шамкирского района и др. территориях. Из этого можно придти к такому мнению, что еще с древних времен люди своеобразными методами пользовались народной медициной и верили в изгнание нечистых духов.

Вышесказанные скелеты коня, найденные на кладбищах, являются доказательством народа веры в череп коня. Широкие сведения, связанные с верой в коня, и применение этой веры в народной медицине были отражены в монографии «Кони в азербайджанской мифологии» Бахлула Абдуллы, а также в посвященной коням диссертации Фархада Гулиева [3, 6].

С другой стороны, это было связанно с представлениями людей того периода о потустороннем мире. В более ранний период, в каменном веке в могиле умершего вместо коня в каменных ящиках оставляли его череп. Этот обычай был одним из широко распространенных на Кавказе и им широко пользовались в народной медицине [4, 301].

В связи с темой исследования с этого этой точки зрения особую важность приобретают статуи, тесанные из камня (XVI-XVII вв.) в большинстве азербайджанских районов. Статуи такого рода были обнаружены и в других регионах Кавказа. Э.Пчелина, приводя примеры из этих статуй, также сообщает о местах, их обнаружении. В 30-х годах XX века Э.Пчелина, исследуя кладбища в селах Минкенд, Гарагышлаг, Шелве Лачинской территории, сообщает об обнаруженных надгробных камнях, тесанных из желтых камней в форме коня и овца. Все это является показателем большой роли коней как в народной медицине, так и в хозяйственной жизни азербайджанского народа. Оберегающую роль играли не только черепные кости, но и тесанные фигуры коней.

Археологические материалы дают нам многочисленные сведения о народной вере, традициях и обрядах. Ссылаясь на те или иные археологические исследования, на множество этнографических материалов, можно определить место их распространения на территории Азербайджана. Такого рода памятники встречаются во время проведения раскопок в Миль-Карабахской степях. Образы коня в природных степях вместе с седлом, с воинскими предметами были найдены в 1927 году М.Агаевым на кладбище Пророков, находившемся на Миль-Карабахской степи. Это были безногие фигуры коней. К сожалению, автор не смог раскрыть смысл слов, написанных на камнях. Археологические раскопки встречаются и в Нахчыванской территории, в Лерикском, Лачынском, Товузском, Газахском, Гедебекском, Кялбеджарском районах. Хотя эти находки не относились к народной медицине, однако, без сомнения, ими пользовались в лечении различных болезней.

Этнографические материалы и найденные, археологические раскопки дают основание предположить, что по народным убеждениям череп коня обладал неестественными силами. Так, для защиты от сглаза домов, садов от отдельных недвижимых имуществ, а также ради благосостояния и для защиты хозяйства от вражеских нападений, череп коня вешали на стене или в других всевидимых местах. С дугой стороны, на основе археологических материалов можно сказать, что в некоторых предгорных зонах (Габала, Губа, Гусар и т.д.) внимание привлекает такой факт, что черепа убитых туров в месте с рогами или же рога вместе с лобовой костью часто вешаются над дверями охотников, а в некоторых случаях же, завязываются в качестве бус на шею.

Во время археологических раскопок на западе города Ханлар были обнаружены могилы, верхняя часть которых были покрыты деревянными бревнами. Эти могилы относятся к бронзовому веку. Исследуя остатки бревен, выяснилось, что местные племена пользовались деревом арчан для ритуала сжигания умерших. Сажать эти деревья на кладбищах, использовать их сок для напоения больных – все это являются остатками верования этим деревьям.

При археологических раскопках были обнаружены вещественные доказательства того, что в средние века население Азербайджана занималось и ремеслом фармацевта. Так, во время раскопок в Шамахе были обнаружены различные стеклянные посуды для изготовления и хранения лекарств, которыми пользовались алхимики как в народной медицине, так и в фармакологии [4, 174]. Они являются доказательством того, что еще в XII веке в Шамахе были развиты области химии и фармакологии и в народной медицине пользовались различными предметами для лечения разного рода болезней.

Определенная часть этнографических материалов, обнаруженных при археологических раскопках, как и вышесказанные материальные образцы, были связаны с примитивными убеждениями народа. Так, даже обрезки, нарисованные знаки в Азыхской пещере, относящейся к каменному веку, создают представления о древних обитателях с их верой в колдовство. «Азыхский человек» пользовался ими как для борьбы против множества болезней, так и для удачной охоты.

 

Литература

 

1.                  Qasımova R. Paliatropoloji materiallarda ibtidai “cərrahiyyə” üzvləri / Elm və həyat. Bakı, 1988, 4, c. 26.

2.                  Джафарзаде И.М. Элементы археологической культуры древней Мугани // Известие А.Н.Азерб. ССР. Баку, 1949, №9, с. 39-44.

3.                  Abdulla B.A. Türk mifoloji sistemində daşla bağlı / Azərbaycan ədəbiyyatşünaslığı problemləri (Məruzələrin tezisləri). Bakı: Elm, 1993, c.5-6.

4.                  Джидди Г.А. Средневековый город Шемаха IX-XVII века. Баку: Элм, 1981. с. 174.

 

Поступила в редакцию 16.02.2009 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.