Об историческом значении научно-фундаментального труда Узеира
Гаджибекова «Основы азербайджанской народной музыки»
Гасанова Джамиля Исмаил
гызы,
кандидат искусствоведения, профессор Бакинской музыкальной
академии.
Изучение
музыкального и научного наследия гениального композитора и музыковеда,
основоположника композиторского творчества и теоретического музыкознания
Азербайджана Узеира Гаджибекова [1] в аспекте
проблемы ладообразования национальной музыки весьма
актуально и имеет большое научно-практическое значение.
В
контексте азербайджанской музыкальной культуры в целом творчество У. Гаджибекова
ознаменовало собой переход от устных традиций к
письменным, а также становление профессионального композиторского искусства.
Научное творчество У. Гаджибекова стало важнейшим
шагом в слиянии восточной и западно-европейской
теоретической мысли. Узеир Гаджибеков стал
основоположником национальной ладовой теории азербайджанской музыки ХХ века. С
появлением его фундаментального научного труда «Основы азербайджанской народной
музыки» открылась новая страница в музыкальной науке Азербайджана.
Научно-теоретический
труд Узеира Гаджибекова «Основы азербайджанской народной
музыки» впервые был издан в 1945 году на русском языке. В
последующие годы (1950, 1952, 1957, 1965, 1985) было несколько повторных
изданий на азербайджанском и на английском языках. Кроме того, в 2002-м
году Центром электронных изданий журнала «Мусиги Дуньясы» создан элэктронный
учебник «Основы азербайджанской народной музыки» на основе книги Узеира Гаджибекова [2].
Следует отметить, что теоретические основы профессиональной музыки устной
традиции и ладовая теория были изначально разработаны выдающимися учеными мыслителями
Востока - Сафиаддином Урмеви
(XIII в.), Абдульгадиром Марагаи
(XIV в.) и др. В трактатах ученых-энциклопедистов, одновременно с этим
являющихся прославленными виртуозами-исполнителями Средневековья, нашли свое
отражение подробные сведения о звуковысотной системе,
о мелодических и ритмических особенностях, о ладах и созданных на их основе
музыкальных произведениях, о музыкальных
формах, о музыкальных инструментах и др., т.е. всего того, что составляет
основу музыкальной практики. Следовательно, музыкальная практика того времени
дошла до нас в теоретически изученном и систематизированном виде. И именно
творчество этих ученых – музыковедов положило начало научно-теоретической мысли
Востока и нашло свое продолжение в XX веке в творчестве Узеира
Гаджибекова и его продолжателей.
Естественно,
в профессиональной музыке устной традиции каждого народа существуют
своеобразные жанры и исполнительские формы. Тем не менее, ладовая основа является
их общей объединяющей чертой. Мы находим подтверждение этой
мысли и в научном труде У.Гаджибеков «Основы азербайджанской народной музыки»,
в котором говорится, что «…музыкальная культура народов Ближнего Востока
достигла своего высшего расцвета к XIV столетию и гордо возвысилась в виде двенадцатиколонного и шестибашенного
«сооружения» (дестгях), с высоты которого открывался
вид на все четыре стороны света…». 12 колонн, представляли собою 12 основных мугамов: Ушшак, Нава, Буселик, Раст, Ирак, Исфаган, Зиряфкянд, Бозург, Зангуле, Рахави, Усейни и Хиджаз; а 6 башен – 6 авазат: Шахназ, Майе, Селмек, Новруз, Гердание Кувашт. Но к концу XIV века, «…народы Ближнего Востока, использовали ценные
«обломки» развалившегося «музыкального здания» и вместе с собственным «ладостроительным» материалом построили, каждый в
отдельности, свой собственный «музыкальный храм» в стиле, характерном для
каждого народа» [2, с.18-19].
В своих
исследованиях У.Гаджибеков связал общепринятые правила европейской и восточной
музыкальной теории, и на этой почве разработал основные положения своей ладовой
теории. Он вывел ладовые закономерности народной и профессиональной музыки
устной традиции и показал пути их использования в композиторском творчестве.
Таким образом, ему удалось создать теоретическую систему азербайджанской
музыки, которая служит методологической базой для изучения как ладовой основы
образцов народной и профессиональной музыки устной традиции, так и
произведений азербайджанских композиторов.
С
первых же своих сочинений У.Гаджибеков обратил внимание на логику ладовых
строений и стал изучать их. Если мугамная опера «Лейли и Меджнун» была первой
вехой на этом пути, то каждое последующее произведение композитора являлось
новым этапом для подтверждения положений его ладовой теории. Наконец, его
творческие изыскания успешно увенчались в опере «Кероглу».
По признанию самого композитора, именно изучение основ народной музыки, а
именно ладовой системы, расширило его творческую фантазию и обогатило
музыкальный язык его произведений.
Теоретический
труд У.Гаджибекова «Основы азербайджанской народной музыки», его научные
статьи, написанные и изданные в разные годы, рукописи, хранящиеся в архивах -
ценные источники для изучения процесса эволюции научно-теоретической мысли.
Ладовая
теория У.Гаджибекова основана на разработке теоретических положений семи
основных ладов – раст, шур,
сегях, чахаргях, баяты-шираз, шюштер, хумаюн, и трех побочных – сарендж,
шахназ, чахаргях II вида.
Как видно из названий ладов, они соответсвуют
названиям мугамов, что выявляет глубокую органическую
связь между понятиями мугам и лад.
Строение
ладов азербайджанской музыки подробно разработано и описано Узеиром
Гаджибековым. Но мы хотели бы обратить внимание на некоторые вопросы, связанные
с дальнейшей разработкой ладовой теории.
Отметим,
что в восточной, в т.ч. азербайджанской музыкальной практике термины «мугам» и «лад» применяются, как понятия дополняющие друг
друга. С этой точки зрения немалый интерес представляет расшифровка этих
понятий в музыкальном и научном творчестве У.Гаджибекова. На наш взгляд
целесообразно изучение их взаимосвязи именно в таком контексте.
У.Гаджибеков
писал: «Следует обратить особое внимание на ладовую систему, на живые лады,
играющие такую значительную роль в в
азербайджанской музыке. Надо всячески стараться, чтобы эти лады не утеряли своего самостоятельного значения… Я лично полагаю,
что ладовая система внесет много новизны и свежести в общемузыкальную
культуру» [3, 85-86].
Как
известно, мугам - это музыкальное произведение,
созданное в импровизационном стиле на основе заданной темы в определенном
ладу. Главным компонентом музыкального языка в мугаме
является лад. В то же время, в профессиональной музыке устной традиции ладовая
основа имеет большое значение. Но если в виду малых форм в музыкальном языке
народных песен и танцев, ашыгских напевов, ладовый
диапазон используется не в полном объеме, то только в такой циклической форме,
как мугам-дестгях все функциональные соотношения
ладовых ступеней раскрываются во всем диапазоне и отражают в себе
закономерности ладостроения и развития музыкального
языка. Не случайно, что в расшифровке структурных особенностей ладов и функций
ладовых ступеней У.Гаджибеков опирался на строение формы дестгях.
Таким образом, он сумел систематизировать мугамы и
доказал, что ладовая основа мугамов, их стабильные ладо-тональности, ладо-интонационные особенности, строение формы,
закономерности мелодического развития и т.д., в комплексе составляют мугамную систему. Все это лежит в основе ладовой теории
У.Гаджибекова.
Систематизацию
мугамов У.Гаджибеков осуществлял постепенно: в
учебной программе по мугаму (1925); в созданных им
музыкальных произведениях; и в научных трудах. Разработанные в книге «Основы
азербайджанской народной музыки» правила построения и сочинения мелодий в
определенных ладах составляют основы мугамной системы.
Результаты
сравнительного анализа мелодий и одноименного мугама-дестгяха,
данных в «Основах азербайджанской народной музыки» подтверждают сказанное. Разъясняя
правила сочинения мелодий, он
взял за основу форму дестгях. В связи с ладовой
функциональностью частей он назвал их «разделами лада», которые, безусловно,
надо понимать как разделы мугама, т.е. «мугам – шобе». Можно сказать, что
мелодии, сочиненные У.Гаджибековым, являются своеобразными моделями формы дестгях. Этой системы он придерживался при сочинении своих
произведений разных форм и жанров.
Хотелось
бы особо отметить существенную черту ладовой теории У.Гаджибекова, а именно
создание ее на стыке восточной и западной музыкальной науки, устной и письменной
творческой практики. В связи с этим, изучая теоретические основы ладов азербайджанской
музыки, мы обращаемся в музыкально-теоретические системы и Востока и Запада,
анализируем ладовые структуры, сопоставляя их с мугамами
и настройкой тара, а также европейской мажоро-минорной системой и
композиторской практикой. По нашему мнению, сравнительный анализ именно в таком
ракурсе приведет нас к раскрытию особенностей национального музыкального
языка, как результата взаимовлияния ладовой теории и музыкального творчества.
В
музыковедении Азербайджана научная деятельность У.Гаджибекова имеет огромное
значение. Он впервые выдвинул на передний план проблему изучения национальных
ладов с научной, методологической и практической точки зрения, определив ее как
важнейшую задачу этномузыковедения, музыкального
образования и композиторского творчества. Думается, что по своему значению и
глубине научный труд Узеира Гаджибеков «Основы
азербайджанской народной музыки» можно назвать теоретической основой не только
народной, но и всей азербайджанской музыки.
Как
известно, с целью апробации данной теории У.Гаджибеков целенаправленно подготавливает
и вводит в систему профессионального музыкального образования, сформировавшуюся
в 20-е годы ХХ столетия, предмет по практическому освоению ладовой теории
азербайджанской музыки. В конце 30-х годов в учебный план Азербайджанской
Государственной Консерватории вводится предмет «Основы азербайджанской народной
музыки» и до сегодняшнего дня этот предмет в числе основных музыкальных дисциплин
изучается и в музыкальных школах, и в средне-специальных,
и в высших учебных музыкальных заведениях.
Новаторские
искания У.Гаджибекова в области ладовой теории азербайджанской музыки в
настоящий период изучаются и композиторами, и музыковедами.
Литература
1.
http://uzeyir.musigi-dunya.az.
2.
Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной
музыки. 4-е изд. Б., 1985. http://musbook.musigi-dunya.az
(на азербайджанском, русском и английском языках; научный редактор электронного
издания доктор искусствоведения, профессор Т.А.Мамедов).
3.
Гаджибеков У. О музыкальном искусстве
Азербайджана. Б., АзГИЗ, 1968.
Поступила в редакцию 09.12.2009 г.