Азербайджанская музыка в творчестве
Джафара Джаббарлы
Захидова
Хагигат Ахмедовна,
научный сотрудник и диссертант Института
археологии и этнографии НАН Азербайджана.
В жизни каждого народа и нации музыка играет
незаменимую роль в выражении чувств - радости и печали с помощью звуков. Правы
личности, которые оценивают музыку выражением общечеловеческих ценностей,
средством утешения и обогащения этических качеств путем вторжения в духовный
мир[1].
Азербайджанская народная музыка, благодаря своим прекрасным и неповторимым
национальным качествам связана с музыкой народов Кавказа, Ближнего и Среднего
Востока неразрывными узами и взаимно развита[2].
Джафара Джабарлы, известный азербайджанский
драматург имел своеобразное влияние на развитие народной музыки. Он, впервые
собрал баяты, народные песни, танцы, ашугские песни и присущим ему мастерством
использовал в своих произведениях. В доме музее литератора сохранены тар,
пиано, гармонь, бубен и другие музыкальные инструменты на которых, по словам
дочери Гюлары ханум умел исполнять на каждом из них[3].
Известный музыковед С.Таги-заде в своих воспоминаниях писал, что в первые тар
ему подарил и научил на нем играть Дж.Джабарлы[4].
Дж.Джаабарлы был инициатором включения
национальных музыкальных инструментов, в том числе и тара в состав
симфонического оркестра. Он с присущим ему большим мастерством использовал
национальную музыку в драматических и театральных произведениях, обеспечивая
этим обогащения спектаклей и завоевание интереса у зрителей. В пьесе «Айдын»
звук кяманчи проникающего в глубь человеческой души описал следующим образом:
«Услышав звук кяманчи, Айдын тяжелыми шагами подошел к окну, после нескольких
минут прижал руку к груди, как будто хотел, уберечь его от нахлынувшей грусти.
…Где-то очень далеко под звуки стонущей кяманчи пели пламенным, но грустным
голосом»[5];
в рассказе «Ахмед и Гумру»: «судя по бубну, кяманчи и тому подобных вещей,
которые девушки несли, не трудно было понять, что возвращаются они с гор, с веселья»[6];
«Увядшие цветы»: «В дальних комнатах играл тар, кяманча и пели»[7];
в пьесе «Алмаз»: «Алмаз ханум сыграет нам на таре»[8];
в пьесе «Яшар»: «Яшар играл на таре, а он пел», «сидя перед окном на диване
Яшар пел, нежно водя пальцами, по струнам тара»[9]
можно привести множество таких примеров, свидетельствующих об искренней
любви литератора к национальной музыке и музыкальным инструментам. Его
произведениям не чужды подобные выражения, как «Играла восточная музыка,
балабан, нагара и др.»; «пели ашуги»[10];
«если на свадьбе зурнач затянет»[11];
«играет балабан, танцуют девушки»[12]
и др. Древний духовой инструмент с очаровательным, но очень грустным звуком
свирель Дж.Джаббарлы в своих произведениях вспоминал так: «тихие ветра словно
играли на свирели, как влюбленный соловей пели такую грустную песню, какую не в
силах исполнить даже самый искусный музыкант»[13],
или «о ветра, какие грустные думы вы наводите, как будто играет свирель»[14].
Дж.Джаббарлы в своих произведениях
неоднократно вспоминал разные музыкальные инструменты такие как тар, кяманча,
зурна, балабан, свирель, саз, нагара, бубен, тамбурин, барабан и труба. Барабан
издревле использовался для подачи тревожных сигналов, демонстрации танцев и
сопровождения религиозных обрядов. Труба как духовой инструмент в Азербайджане
была широко распространена в средние века, и звучал в основном на полях битв.
В своих произведениях Дж.Джаббарлы на ряду с
национальными музыкальными инструментами упоминает названия таких европейских
инструментов как, скрипка, рояль, пианино и др. Он, представляет нам образ
главной героини пьесы «Алмаз», как искусной исполнительницы на таре, кяманче,
пианино и гармони. Алмаз собирает образцы народной литературы и народной
музыки. По ее инициативе в школу привозят пианино, она преподает музыку, учит
школьников петь народные песни.
Смотреть ГДЗ по русскому языку 7 класс Александрова смотреть www.euroki.org |
В творчестве Дж.Джаббарлы свое отражение
находят ашугская музыка и мугамы, этим он как бы пропагандировал народную
музыку. Композитор Ш.Беделбейли в своих воспоминаниях писал: «Дж.Джабарлы не
хотел даже представлять свои сценические произведения без музыки. «Музыка зарождает
сцены» говорил Джафар, можно сказать, что во всех произведениях было отведено
место музыке, танцам, а слова к этой музыке написаны были заранее»[15].
Во время постановок пьес на сцене, он обращал особое внимание на уместность
использования народных песен. А это в большинстве случаев несло важную
драматургическую функцию, превращаясь в главное средство обобщенного выражения
центральной идеи произведения. Песни главных героинь из разных произведений,
например, Соны «Была я вольной птицей» в «1905 год», Яхшы «Если бы солнце не
исчезло за горами» в «Алмаз», Ягута «Без тебя» в «Яшар», Севиль «Что с тобой о,
жестокий?» в «Севиль» стали такими музыкальными произведениями. Обычно он
включал в свои произведения именно те песни, которые относятся к
изображенному времени. Близкий друг Дж.Джаббарлы А.Баделбейли в воспоминаниях
писал: «Во время работы над пьесой «Дочь огня» Дж.Джаббалы сказал мне:
- Как ты думаешь, как можно передать музыку
религиозного обряда в древнем огнепоклонническом храме, что бы она звучала торжественнее?
- Музыкальные образцы тех времен навсегда
остались за пеленой тайн.
- Это и я понимаю. Но разве мы лишены права
оживит музыку предков в своих представлениях, почему мы должны отказываться,
оживлять в мыслях музыку, напоминающую битву Ормузда и Ахримана, религиозные
обряды огнепоклонников»[16].
Дж.Джабарлы умел это. Именно в этом заключается грандиозность произведения
Дж.Джаббароы «Дочь огня».
Современники утверждают, что сам Дж.Джаббарлы
тоже сочинял музыку. В своих воспоминаниях композитор Сулейман Таги-заде
отмечает, что музыку песни «Была я вольной птицей» в пьесе «1905 год» напевал
Джафар, а в ноты перевел Афрасияб Баделбейли[17].
Маджид Шамхалов же, был свидетелем как Дж.Джаббарлы учил играть на таре
исполнителя образа Бахшы С.Таги-заде. А выданное на его имя 4 октября в 1928
году билет №9735, свидетельствует, что Дж.Джаббарлы был членом Московского общества
драматических писателей и композиторов[18].
Дж.Джаббарлы неоднократно использовал в своих
произведениях такие известные народные песни как «Кючелере су сепмишем», «Ай
кемерим, кемерим», «Сары гелин», «Гелме, гелме, гет а гюлюм», «Ай нигари - мен»,
«Галанын дибиндэ бир гуш олайдым», «Ай гыз кимин гызысан». В пьесе «Инджа»
используется народная музыка в сопровождении балабана[19].
В своем творчестве Дж.Джаббарлы особое место
уделял азербайджанским мугамам. Не смотря на то, что тема его оперы-либретто
«Ситаре», был взят из легенды «Алы хан и Пери ханум», он вывел это произведение
из рамок жанра легенда и представил зрителям в жанре мугам. В произведении с
высоким мастерством были использованы разные мугамы и газели. Примером могут
стать мугамы и таснифи «Шимаи -шемс», «Раст», «Джааргах», «Тесниф»,
«Байати-шираз», «Шюштер», «Байати-Кюрд», «Шикестеи-фарс», «Кюрди-шахназ».
А.А.Туганов в своих воспоминаниях писал, что «Трагедия «Гамлет» написанная по
мотивам Джаббарлы, создана на основе мугаматов»[20].
Ашугская музыка собранная Дж.Джаббарлы, была широко использована им, в
опере-либретто «Шахсенем», созданной на основе легенды «Ашуг Гариб». Здесь драматургом
использована также стихи и музыка ашугов Тебриза[21].
На ряду с операми-либретто «Ситаре»,
«Шахсенем», Дж.Джаббарлы был автором оперы-либретто «Шефа», где широко
использовал народную музыку[22].
А.Баделбейли писал: «Либретто оперы «Шахсенем» было заказано Гильеру, но
произведение получилось неудачным. Дж.Джаббарлы завоевал огромный успех и
признание переписав оперу «Шахсенем», придав произведению новое содержание и
сюжет. За это произведение Дж.Джаббарлы получил почетное звание «Заслуженный
деятель искусства».
Как автор, «О концертах Эйдельмана»[23],
«Об опере Ашуг Гариб»[24],
«Об опере Асли и Керем»[25]
и др. статей драматург доказал, что является истинным знатоком музыки и назвал
искусство хорового пения «звуковой летописью» народа. Он создал хоровые сцены в
операх-либретто «Шахсенем», «Ситаре», в пьесах «Дочь огня», «Яшар» и др. Он до
мельчайших тонкостей разбирался в народных танцах и пропагандировал путем
использования их в своих произведениях. Все это еще раз доказывает, что
Дж.Джаббарлы, хорошо знал различные виды и жанры национальной музыки, народные
танцы и широко использовал их в своих произведениях и поставленных спектаклях.
Именно в этом смысле комплексное исследование музыкального наследия
Дж.Джаббарлы имеет большое значение и приобретает особую актуальность.
Литература
1.
Ариф М. «Творческий путь Дж.Джаббарлы». Баку, 1956.
2.
АСЭ. Главная редакция
Азербайджанской Советской Энциклопедии, Баку, 1987, X т.
3.
Баделбейли А. «Литература и искусство»
1960, 19 марта, №12.
4.
Баделбейли Ш.
«Вспоминая», журн. «Азербайджан» 1971, 12 декабря.
5.
Буниятова
Ш.Т. О музыке в творчестве Хагани // журн. «Мир музыки», № 3-4, 2006.
6.
Буниятов Т.А. Голоса сквозь века. Баку, АзГосИздат. 1993.
7.
Дж.Джаббарлы.
«Произведения» в IVт.–Iт. Баку, изд-во «Шерг-Герб»,
2005.
8.
Дж.Джаббарлы.
«Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб»,
2005.
9.
Дж.Джаббарлы.
«Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб»,
2005.
10.
Джаббарлы Сона. «Кто его забудет», «Генджлик», 1979.
11.
Шамхалов Меджид. «Литература и искусство», 19 марта, 1982.
12.
Таги-заде С. «Незабываемые воспоминания». «Великий
творец». Баку, «Генджлик»,
1976.
13.
Туганов А.А. «Родной друг, прекрасный
человек». «Воспоминания о Дж.Джаббарлы». Баку, АзГосИздат.,
1969.
Поступила в редакцию 11.03.2009
г.
[1] Буниятова Ш.Т. О музыке в творчестве Хагани // журн. «Мир музыки», № 3-4, 2006. с.199.
[2] Буниятов Т.А. Голоса сквозь века. Баку, Аз.Гос.Изд.
1993. с.6-7.
[3] Джаббарлы Сона. «Кто его забудет», «Генджлик», 1979. с.35-37.
[4] Таги-заде С. «Незабываемые воспоминания». «Великий творец». Баку, «Генджлик», 1976. с.150.
[5] Туганов А.А. «Родной друг,
прекрасный человек». «Воспоминания о Дж.Джаббарлы». Баку, АзГосИздат, 1969. с.236.
[6] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005, с.56.
[7] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.19.
[8] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–Iт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.56.
[9] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–Iт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с. 218-236.
[10] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.84.
[11] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с. 155.
[12] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.155.
[13] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.222.
[14] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005ы.47.
[15] Баделбейли Ш. «Вспоминая»,
журн. «Азербайджан» 1971, 12 декабря.
[16] Баделбейли А. «Литература
и искусство» 1960, 19 марта, №12.
[17] Таги-заде С. «Незабываемые воспоминания». «Великий творец». Баку, «Генджлик», 1976. с.151.
[18] Шамхалов Меджид. «Литература и искусство», 19 марта, 1982. с.179.
[19] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.23-28.
[20] Ариф М. «Творческий путь Дж.Джаббарлы». Баку, 1956. с.95.
[21] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.110.
[22] АСЭ. Главная редакция Азербайджанской Советской Энциклопедии, Баку, 1987, X т. с.388.
[23] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.251-252.
[24] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.127.
[25] Дж.Джаббарлы. «Произведения» в IVт.–IIIт. Баку, изд-во «Шерг-Герб», 2005. с.127.