ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Влияние модернизации на процесс политической социализации человека

 

Геозалян Леонид Саркисович,

соискатель Северо-Кавказского государственного технического университета,

старший преподаватель кафедры психолого-гуманитарных дисциплин Невинномысского института экономики, управления и права.

 

В современных социальных науках нет единой теории и подхода к процессу политической социализации. Изучение разнообразных аспектов политической социализации получило весьма широкое распространение, прежде всего в зарубежной социологии и психологии, определенное внимание политической социализации уделяет политология и теория массовой коммуникации. На наш взгляд, наибольший вклад в развитие, прежде всего эмпирических исследований в области возрастной психологии, возрастной социологии, связанных с процессами политической социализации, внесла социальная наука в США.

 

Даже невооружённым глазом всё заметнее становятся признаки того, что современный мир подошёл к порогу, за которым его ждут очень серьёзные перемены. Более того, эти перемены уже начались – общество всё чаще и чаще сталкивается с явлениями, которые невозможно объяснить исходя из традиционных представлений о социальных и политических процессах. Наиболее смелые современные мыслители даже говорят о сопоставимости грядущих перемен с глубочайшими цивилизационными сдвигами, вполне сопоставимыми с теми, которые произошли в переломные периоды – периода перехода от примитивного варварства к аграрной цивилизации и от традиционной аграрной цивилизации к индустриальному обществу.

Во все переломные эпохи, даже, несмотря на глубочайшие социальные изменения в социуме, всегда находились механизмы сохранения отдельных социальных сущностей, скрывающихся под покровом традиций. Одним из таких механизмов является процесс социализации.

Мы живём в эпоху когда, судя по всему, одновременно разворачиваются два процесса общественных трансформаций. С одной стороны крах СССР, возникновение и становление новой российской государственности, новых экономических, социальных, политических отношений представляют один вектор развития. С другой стороны, развитие человеческой цивилизации в целом также сталкивается с новой реальностью, что позволяет значительному числу современных социальных и политических мыслителей говорить о наступлении новой эпохи в истории человечества – эпохи постиндустриального мира, эпохи постмодерна.

Данная работа опирается на материалы исследования структурных и функциональных изменений в системе политической социализации, новых явлений и тенденций в процессах политической социализации, вызванных модернизацией и постмодернизацией общественной жизни в странах развитой демократии.

В ходе достижения цели исследования решались следующие задачи:

- на основе рассмотрения основных теорий политической социализации определить концептуальную основу исследования изменений системы политической социализации, вызванных модернизационными процессами;

- уделив внимание современным зарубежным концепциям уточнить сущность феномена политической социализации через процесс социализирующей коммуникации;

- рассмотреть основные факторы политической социализации в виде системы;

- провести исторический сравнительный анализ эволюции системы политической социализации.

Отечественная социальная наука на наш взгляд только в последние десятилетия совершила действительно качественный прорыв и, этот прорыв, несомненно, связан с преодолением некоторой двойственности трактовки самого понятия «социализация».

К политической социализации с точек зрения социальных и политических наук мы отнесём конкретно-исторический процесс трансляции политической культуры от старшего поколения младшему. «К социализации следует отнести все те процессы, которые формируют социальную идентичность, ценностные установки, и личностные качества, в том числе и в результате изменений в содержании воспитания, явного и неявного воздействия других агентов и факторов социализации, а также в результате некоторых видов адаптивного поведения»[1]. Мы предлагаем уделить в нашем исследовании особое внимание именно «другим агентам и факторам социализации», какими являются, прежде всего, процесс массовой коммуникации, информационный контекст, в котором объективно проистекает политическая социализация в соответствии с конкретно-исторической средой. В свою очередь процесс массовой коммуникации и информационный контекст со всей очевидностью находится в зависимости от ступени цивилизационного развития социума в целом и от уровня «технологии» осуществления информационно-коммуникационного процесса в частности. Именно развитие «технологии» политической социализации, ее периодизация, связь с процессами модернизации социума и являются предметом данного исследования.

Мы предлагаем рассматривать политическую социализацию через эволюцию коммуникативных процессов, участвующих в социализации. Отметим, что в этих коммуникативных процессах задействованы различные агенты и механизмы, наличие которых, а также выполняемая роль находятся в зависимости от рассматриваемой исторической эпохи.

В свете весьма популярной в наши дни модернизационной теории развития человеческой цивилизации, историю человечества составляют три сменяющих друг друга стадии: премодерн, модерн и постмодерн. Несмотря на то, что данный тезис отнюдь не является общепризнанным положением общественных наук в целом, неоспоримым фактом является то, что в основе цивилизационного развития лежит развитие технологии, «осовременивание процесса производства», в свою очередь «осовременивающее» все остальные сферы бытия человека. Именно развитие технологии, ее качественное состояние и берется апологетами модернизационной теории в качестве отправного пункта своих рассуждений. В последнее время, однако, односторонность сугубо технологического подхода успешно по всеобщему признанию, преодолевается обращением к культурно-историческим и социальным аспектам процесса модернизации. Сама концепция модернизации, при этом несомненно обогащается, приобретая глубину и масштабность. От сугубо технологического понимания стадий развития цивилизаций современные социальные науки перешли к целостной историософской и культурологической трактовке явления:

 «Премодерн исторически и логически первое цивилизационное состояние человека, общества, хозяйства и культуры, способ и пределы их развития, отличающиеся решающей природной и сакральной обусловленностью, а также замкнутой на себя смысловой полнотой и содержательной целостностью; первая фаза в историософской и философско-хозяйственной триаде: Премодерн, Модерн и Постмодерн, принятой для содержательной, исторической, логической и диалектической трактовки исторического пути человека (человечества) хозяйствующего и творящего»[2]. И далее, «Премодерн предшествует Модерну, но это не значит, что Премодерн - какая-то примитивная по своей сути фаза истории... Премодерн — начальная фаза, а соответственно, эпоха начал - любых начал: бытовых, хозяйственных, социальных, культурных, идеологических, государственных, цивилизационных и т. д. и т. п., т. е. эпоха полной, хотя и не окончательной, выраженности человека и социума, когда речь идет не о зародышах только и каких-то робких начинаниях, а о целостных, насыщенных содержанием и смыслами, свершениях. Скотоводство, земледелие, садоводство, охота и рыбная ловля; разнообразные орудия ручного труда, ремесла, профессионализм; гончарное дело, мебельное дело, дизайн; металлургия, металлообработка, металлические изделия; колесо, лошадь, гужевой (конский, бычий, воловий) транспорт, вообще животная, в том числе и людская (рабов) тяга; корабли, мореплавание, порты; дороги, акведуки, мосты; дома, дворцы, храмы; бани, стадионы, таверны; деньги, торговля, кредит; налоги, таможни, финансы; государственность, правительство, чиновничество; право, прокуратура, судопроизводство; законы, полиция, тюрьмы; монархия, диктатура, демократия; метрополия, колония, империя; армия, казармы, крепости; алфавит, письменность, книга; математика, инженерия, астрономия; архитектура, земле- и средоустройство, ирригация; алхимия, медицина, эзотерика; изобразительное искусство, литература, театр; география, картография, история; музыка, пение, стихосложение; мифология. философия, религия... как и многое, многое другое. Можно без всякого преувеличения сказать, что в эпоху Пр. были созданы совершенно необходимые, вполне достаточные и целостные по набору условия, параметры и механизмы стабильного цивилизационного бытия, присущие в основе, в главном и во многом любому последующему цивилизационному бытию — вплоть до современного. Эпоха Премодерна - это эпоха действительно животворных начинаний[3]. От себя можем добавить - премодерн был той эпохой, в которой рассматриваемый нами процесс политической социализации принял уже знакомые для нас формы.

В узко технологическом смысле Премодерн означал общество с полным доминированием аграрной экономики, со свойственным ему укладом социальной и культурной жизни. Люди в большинстве своём жили небольшими сообществами, сельскими общинами, связь с внешним миром была ограничена весьма слабым уровнем развития транспорта и коммуникаций. Малые аграрные сообщества представляли собой основные коммуникационные системы, в рамках которых и происходил процесс политической социализации. Основными агентами, или участниками коммуникационного социализирующего процесса, через которых он и осуществлялся, были старшие родственники (члены семьи - семья как первый доминирующий институт социализации традиционного аграрного общества), служители церкви или отправители разного рода религиозных обрядов (второй доминирующий институт социализации) и власть (государство). Для подрастающих представителей имущих классов и сословий важнейшим институтом социализации уже в аграрную эпоху стала семья, а в последующем и школа.

Модерн стал вторым цивилизационным состоянием человека и общества в целом.

Обратимся вновь к Экономико-философской энциклопедии: «Модерн — длящееся в историческом времени состояние человека, общества, хозяйства, культуры и цивилизации, способ их бытия и развития, обусловленные тотальным переустройством человеком хозяйствующим и творящим данного ему мира — демиургической его модернизацией, имеющей целью построение Царства Божьего на Земле вне пределов природы и за пределами сакральных ограничений; вторая фаза в историософской и философско-хозяйственной триаде: Премодерн, Модерн и Постмодерн, принятой для содержательной, исторической, логической и диалектической трактовки исторического пути человека (человечества) хозяйствующего и творящего.

У Модерна в отличие от Премодерна, соприкасавшегося в исходе с предысторией человечества, а также с его нецивилизованным еще бытием, имеется более определенная точка исторического отправления, а именно — Западная Европа середины II тысячелетия от Р. X. (XVXVI вв.). Модерн возник в рамках западноевропейской христианской (иудео-христианской) цивилизации в момент во многом вследствие ее глобального затяжного кризиса, нашедшего выход в феномене Возрождения, или Ренессанса, обращенного формально к дохристианскому, или языческому, прошлому Европы, соответственно к дохристианскому Премодерну, и открывшего перестройку западноевропейской христианской цивилизации посредством внедрения в нее и выращивания в ней мощной нехристианской и даже антихристианской составляющей, не столько, кстати, языческой (ни к каким старым богам и героям возврата не было), сколько, скорее, парагностической (с верой в безличного и бессубъектного бога, в бога-субстанцию, в высший разум и т. п. пропозициями), т. е. через превращение все еще христианского по форме Премодерна. в полухристианский, псевдохристианский или же постхристианский по сути, а пожалуй, что и в атеистический, если не в просто безбожный, Модерн. Само по себе явление свету Модерна, было уже радикальной (революционной, переворотной) модернизацией (обновлением) - еще не мира в целом, но его центрального идейного ядра, того самого генетического ядра или очага, из которого любой существующий цивилизованный мир как раз и исходит[4].

 Промышленная революция, ознаменовавшая наступление индустриальной эры, эпохи Модерн, означала революцию и в политической социализации. Наряду с традиционными каналами социализации, перешедшими из предыдущей эпохи, появляются массовые каналы. На ранней стадии индустриальной эпохи это газеты, появившиеся благодаря изобретению книгопечатания, на поздней - радио и телевидение. Именно развитие последнего совершает значительный вклад уже в новый качественный технологический и культурный скачок - революцию информационную.

Нужно обязательно отметить, что для каждой из стадий технологического прогресса человечества характерны и соответствующие мировоззренчески-культурные доминанты.

Мы вправе рассматривать процесс социализации личности через историческую перспективу смены стадий развития цивилизации. Ведь, несомненно, то, что со сменой цивилизационных укладов со всеми свойственными им характерными чертами и атрибутами, изменялись и механизмы политической социализации.

Рассмотрим этот процесс более подробно.

Мы рассмотрим историческую эволюцию процесса политической социализации, опираясь на несколько ключевых понятий и концепций, общепринятых в теории массовой коммуникации, социальной психологии и политологии.

В нашем рассмотрении в качестве одной из опорных точек мы используем известную классическую формулу коммуникации Г. Лассуэлла. Напомним, что в 1948 году известный американский ученый, один и основателей направления исследований процессов массовой коммуникации, предложил удобную формулу коммуникации, которая выглядит следующим образом: «КТО (коммуникатор) - говорит ЧТО (сообщение, его форма и содержание) - по какому каналу (КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ - КОМУ (аудитория, целевая группа - С КАКИМ ЭФФЕКТОМ[5]? В качестве коммуникаторов в нашем анализе процессов социализирующей коммуникации выступают агенты, как правило, рассматриваемые в качестве политических и социальных институтов.

В качестве основы для исследования социализирующих сообщений в нашем исследовании предлагается рассмотреть такие сущности как информация и новость (возможно впервые объединив эти понятия в рамках рассмотрения одного процесса). Иначе говоря, мы предлагаем рассматривать процесс политической социализации как процесс коммуникации информационного сообщения, содержащего новость (новую информацию). Этот процесс может быть как стихийным, обусловленным объективным хаотичным потоком информации, так и целенаправленным, вплоть до откровенной манипуляции общественным мнением, политической индоктринации и пропаганды. Безусловно, процесс обучения, школьного воспитания также подпадает под наше определение социализации как целенаправленной передачи сообщения, содержащее новую информацию (новое знание).

Ничто, как представляется, не изменялось с течением исторического времени в процессах социализации так, как каналы коммуникации. Возникнув в рамках устной передачи информации, коммуникация долгое развивалась в рамках передачи письменного текста, а затем в форме передачи аудио- видео - сигналов, в создании которых применяются новые формы кодирования информации.

 Общим мегатрендом эволюции процесса политической социализации в рамках вектора «премодерн-модерн-постмодерн» является уменьшение относительной доли интерперсональной (межличностной) коммуникации, появление технологий и относительный рост доминирования массовой коммуникации, однако с некоторыми весьма существенными оговорками, связанными со спецификой постмодерна как состояния некоторого повторения отдельных черт Премодерна, но на новой стадии технологического развития.

Основными агентами политической социализации традиционного, доиндустриального общества (или иначе говоря, премодерна) являлись прежде всего близкие представители старших поколений, старших возрастных когорт. Институционально доминирующими функциями социализации обладала семья, в более позднем возрасте - община, как правило эта община представляла собой группу родственников.

Другими важным агентами социализации в ту эпоху являлись различного рода служители религиозного культа: шаманы, жрецы, священники - люди, основным родом деятельности которых было создание, поддержание, интерпретация религиозных мифов (а также интерпретация реальности в духе этих религиозных мифов и идеологий), в той или иной степени объясняющих мироустройство тех дней, в том числе и объясняющих (передающих знание от поколения поколениям) вопросы, связанные с отношениями складывающейся социальной иерархии, властными отношениями - теми отношениями, которые в более поздние времена (начиная с Платона и Аристотеля) попадали под определение политики.

Ну и, наконец, третьим агентом социализации на более поздней стадии традиционного общества стало возникающее государство, представленное в форме светской школы с одной стороны и правительственными глашатаями как первыми «официальными» политическими коммуникаторами с другой.

Основной формой социализирующих сообщений были устные повествования, а с возникновением письменности к ним прибавились разного рода тексты, доступные, правда, только представителям правящих классов и сословий. Но и в устном повествовании и в текстах основным содержательным элементом политической социализации являлась новость, новая информация. Обучение нового поколения со временем (и это соответствовало процессу возникновения и становления цивилизации) приняло форму целенаправленного процесса, реализующегося в форме школьного образования.

С переходом от традиционного общества к современному (модернизация) процесс политической социализации претерпевает как количественные, так и качественные изменения.

Появляется новый институт социализации, этот процесс связан с возникновением новых форм коммуникации, появлением, развитием, распространением вглубь и вширь новых каналов массовой передачи информационных сообщений, с рождением средств массовой информации, масс медиа, и их последующим превращением в крупнейшую отрасль индустрии. Но не только. На характер протекания процессов политической социализации наложил свой отпечаток и процесс возникновения и функционирования новых организационных структур социума, прежде всего, доминирование иерархической организации.

Первым шагом на этом пути стало изобретение книгопечатания, а затем появление газет и журналов, печатных средств массовой коммуникации.

Соответственно изменился и характер образовательного процесса в школах, прежде всего в плане значительной интенсификации процесса передачи знаний. Соответственно возросла и доля населения, получившая доступ к массово издаваемым книгам и газетам. Текст становится доминирующей формой сообщения. Тем не менее, с углублением социальной дифференциации процесс социализации в целом и политической социализации в частности, стал приобретать сословно-классовый характер. (В процессе школьного и университетского образования прежде всего). Правящие классы, элиты «социализировались» по своему: приобретали обширные знания по выбору, обладали широким доступом к разнообразным носителям социализирующей информации, тем самым перенимая культуру правящих классов.

Следует обратить внимание на основные закономерности эволюции системы политической социализации в ходе общецивилизационного развития – к старым институтам и формам политической социализации по мере появления новых коммуникационных технологий (развития масс медиа) прибавляются новые. При этом «старые», традиционные формы и институты не исчезают, но дополняются «новыми». При этом суммарные доли их участия в формировании политической культуры нового поколения претерпевают изменения – постепенно доминирующая роль в процессе социализации переходит к формам и институтам, наиболее релевантным к моменту технологического, социально-экономического и политического развития социума.

Важнейшую роль в эволюции системы политической социализации сыграло появление технологий массовой политической коммуникации, средств массовой коммуникации, масс медиа. Масс медиа в определённом смысле явились и альтернативой и дополнением таким традиционным институтам политической социализации, как семья и школа, особенно в подростковом и взрослом периодах жизни человека. Но и в раннем детстве социализирующее воздействие масс медиа нельзя недооценивать.

Переход в постиндустриальную фазу развития ознаменовался воистину «революционными» изменениями в характере и формах политической социализации. Появление новых масс медийных технологий привело к рождению виртуального мира, созданного средствами массовой коммуникации и глобальными информационным сетями, всё больше приобретающего доминирующее влияние на развитие новых поколенческих когорт.

Изменяется не только технология - качественно изменяется политика, власть, общество. Характерные для эпохи модерна доминирующий тип политической организации - политическая партия, постепенно уступает место новым функциональным организациям, эффективно противостоящим и использующим вызовы наступающей информационной эпохи. Меняется и характер политических кампаний - именно политические кампании становятся основной формой реализации политического процесса. И неизбежно политические кампании, будь то предвыборные кампании или иные информационно-пропагандистские кампании, изменяют характер современного процесса политической социализации.

 Нам представляется возможным говорить о складывании нового типа политической социализации - постмодернистского типа.

 

Литература

 

1.                   Осипов Ю.М., Премодерн. Экономико-философская энциклопедия. Философия хозяйства. Премодерн. См. www/forum.barrel.ru.

2.                   Головин Н. А., Политическая социализация: теоретико-методологи-ческие основы исследования. Дисс. ... д-ра социологических наук: 22.00.01 - СПб.: РГБ, 2006.

3.                   Lasswell Н.D., «Тhе Structure and Function of Communication in Society», in Lyman Bryson, ed., The Communication of ideas (New York: Harper and Row, 1948).

 

Поступила в редакцию 02.02.2009 г.



[1] Головин Н.А., Политическая социализация: теоретико-методологические основы исследования. Дисс. …д-ра социологических наук: 22.00.01 – СПб.: РГБ, 2006.

[2] Осипов Ю.М., Премодерн Экономико-философская энциклопедия. Философия хозяйства. Премодерн. См. www/forum.barrel.ru.

[3] См. там же

[4] Осипов Ю.М., Премодерн Экономико-философская энциклопедия. Философия хозяйства. Премодерн. См. www/forum.barrel.ru.

[5] Lasswell Н.D., «Тhе Structure and Function of Communication in Society», in Lyman Bryson, ed., The Communication of ideas (New York: Harper and Row, 1948).

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.