Экстремизм и «этническая» организованная
преступность
Ростокинский
Александр Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент
кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московского
городского педагогического университета.
В некоторых случаях отечественный
законодатель проявляет удивительную и трудно объяснимую оперативность при
легитимации ряда небезупречных достижений отечественной правовой доктрины.
Среди таких достижения хочется отметить термин «этнические преступные
формирования», какими-то партизанскими тропами перекочевавший из
оперативно-поисковой документации вначале в криминологию, а потом — и в Приказ
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 декабря
Некоторые авторы так обосновали
введение в обиход правоохранительных органов данное определение: «Тема
этнической преступности в настоящее время представляет особый интерес для
теоретиков и практиков»[2]. А если явление интересно,
то его надо нормативно закрепить актом Генеральной прокуратуры, а не, к
примеру, планом диссертационных исследований на очередной год кафедры
криминологии и уголовного права. К чему промедления?
В названном документе данное
явление было определено как «группы, сообщества (организации), представляющие
собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному
(этническому) признаку, т.е. объединяющие в своем составе лиц одной или
нескольких родственных национальностей (этнических образований). Отнесение
преступной группировки к этнической не определяется однородностью ее национального
состава, он может быть и смешанным. Этническую принадлежность группировки определяют
те, кто занимает в ней лидирующее положение». При этом преступления, совершаемые
преступниками- одиночками, в данное определение почему-то не были включены. Вероятно,
их этнические особенности криминологического значения не имеют. Не меньший
интерес представляет, по мнению автора, тот факт, что нововведения были
осуществлены в условиях значительного снижения (согласно данным официально
статистики) всех проявлений преступности в нашей стране, прошу заметить – в
условиях разрастания экономического кризиса. По сообщения МВД РФ в общее
количество краж в нашей стране сократилось в 2008 году сразу на 15,4 (в том
числе оставшихся нераскрытыми – на 20,9%) к 2007 году. Ещё более впечатляет
снижение краж, совершаемых с незаконным проникновением в жилище, помещение или
иное хранилище – убыль сразу на 22,4% (оставшихся нераскрытыми – на 27,4 %).
Одновременно, количество разбоев сократилось на 22,0% (нераскрытых – на 36,
6%); грабежей – убыль на 17,3% (нераскрытых – на 26,4%)[3]. Данное открытие,
заслуживающее Нобелевской премии в области криминологии (к сожалению, не
присуждается – авт.) или уголовного преследования за должностной подлог и
сокрытие преступлений от учета и регистрации (что более справедливо – авт.), ещё
ждет своих популяризаторов. Тогда как, «этническая преступность», требует
незамедлительного реагирования. А введение термина избавит нас, как учили
древние, от бесконечного множества бесплодных споров.
Пример новой терминологической
ясности демонстрирует выступление Министра внутренних дел РФ в ходе Коллегии
Министерства в феврале 2009 года: «К
наиболее опасным проявлениям экстремизма следует отнести организованную
деятельность преступных сообществ в совокупности с совершением иных тяжких
преступлений. И здесь особого внимания требует деятельность этнических
преступных организаций, которые для достижения своих коммерческих целей и
расширения сфер влияния, передела собственности провоцируют конфликты, которым
намеренно придается межнациональная окраска. Спектр экстремистских угроз
разнообразен, но направленность их одна — дестабилизировать
социально-политическую ситуацию в стране»[4]. Это глупые американцы со
своей Чикагской школой криминальной социологии занимались антимафиозным,
антитрестовым и финансовым законодательством в годы Великой депрессии. А
закрепи они термин «этнический» применительно к разным итальянским «донам», так
и у них бы всё само снижалось по 20 — 30% в год. И ещё: «донов» судить
следовало без всяких присяжных, за дестабилизацию государственной безопасности.
Вот темнота!
Первым видимым успехом в борьбе с
этническими экстремистами по праву можно считать осуждение «строителей»
финансовой пирамиды «Жилищная инициатива». По логике ряда авторов,
организованная группа мошенников папа-директор, мама - главбух, дочь –
юрисконсульт, является классическим примером этнического ОПГ, а значит
организованного экстремизма. Ведь «при совершении преступлений в соучастии, в
целом по России наблюдается тенденция к объединению преступных групп по
семейному принципу, когда в состав группы входят отцы и дети, родные братья и
сестры, двоюродные родственники»[5]. А ещё в XIX веке в ряде
российских губерний и австро-венгерских провинций действовали родственники-конокрады,
об одном таком семействе снят красивый фильм «Табор уходит в небо».
Другим фактором,
дестабилизирующим социально-политическую ситуацию в стране, является, вероятно,
деятельность подростковых банд. Кто обрушил потребительский спрос, сделал
недоступным ведение частного бизнеса миллионов россиян, вложил триллионы в
американские ипотечные банки и наводняет наши города бесправной и неграмотной
«рабсилой» (стыдливо именуемой «гастарбайтерами»), не желающими жить иначе, как
в условиях родовой общины? Очевидно, виновниками дестабилизации были 12
молодежных группировок, которые подозреваются в совершении 46 преступлений на
межнациональной почве, в том числе в 34 убийствах и 2 покушениях на убийство. О
них в конце 2008 года сообщил корреспонденту «Газеты Ru» начальник департамента по
противодействию экстремизму МВД Юрий Коков[6].
Без «экстремизма» и «этничности»
у нас как-то не получалось применять нормы о различных преступных
формированиях, которыми просто усыпан наш УК РФ (
К сожалению, криминальная субкультура
существует сама по себе, а многовековые культуры и присущие им прелести
родового быта — сами по себе. «Обогащение» криминальной субкультуры отдельных
ОПГ элементами других субкультур, будирование национальных, религиозных или
социальных (классовых), как и экологических, корпоративных и т.п. противоречий,
для обоснования (обеления) своей преступной деятельности, тоже началось не
вчера и даже не позавчера. Но это обстоятельство не делает разом экстремистами,
всех лиц, прибывающих на новое место с целью совершения преступлений или
объединяющихся «на новом» месте с теми же целями, даже если кто-то считает, что
такая деятельность угрожает правам и свободам исключительно местных жителей.
Так, может быть, стоит заняться
подавление экономических основ организованной преступности, выправлением
социальных перекосов и социальной адаптацией инокультурных общин, а не
изучением пресловутого «пятого пункта» задержанных, а более – не задержанных,
злодеев? Обращаться с ними всё равно придется как с равными перед законом и судом
(ст.19 Конституции РФ).
В результате, самым значимым
результатом законодательных новаций стало прекращение дискуссии о легитимности
существования самих терминов «этническое преступное формирование» и «этническая
преступность». Дискуссия прекратилась, но ряд вопросов остался. Рискну
сформулировать некоторые из них:
- во-первых, насколько корректно
сформулированы признаки «этничности» в вышеназванном Приказе Генеральной
прокуратуры РФ, сколько представителей «титульной» национальности в каждом из
субъектов Федерации должно входить в состав ОПГ (банды), какова их доля?
Поскольку основная масса ОПГ, дела которых дошли до суда, состоят из 2 — 3,
реже 4 человек, данный вопрос не является праздным. Если гр-н А. являющийся
этническим армянином, родившимся и выросшим в Москве, а его сообщник-1, гр-н Б.
является соседом А., этническим татарином, и сообщник-2, гр-н В. русский, - оба
жители Подольска, создадут банду для нападения на инкассаторов Калужской
области, будет ли эта банда «этнической»? А ещё, свыше 80 % браков в России,
являются смешанными…;
- во-вторых, где заканчивается
«этничность» и начинаеюся «родство», «близость» народов, например, по признаку
принадлежности к одному и тому же историческому региону? Автор рискует предположить
отсутствие такой границы. Например, Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. прямо
заявляют: «Кавказские народы, не являясь родственными, имеют схожую культуру,
или этносы имеют общее происхождение, например славяне»[8]. Руководствуясь данными
критериями под определение «этнического» можно подвести, кого угодно, а будет
как у пушкинского капитана-исправника: «На вид 30 лет, росту среднего, лицом
чист, бороду бреет. Особые приметы – таковых не обнаружилось»;
- в-третьих, является ли
созданием «этнического ОПГ» формирование всевозможных «отрядов самообороны», а
попросту говоря «крыш» для защиты земляков (и их бизнесов) от конкурирующих
преступных групп, мошенников и местных хулиганов? Или может быть, в подобном
случае надо говорить о росте этнического самосознания, либо о создании экстремистской
организации, раз уж деятельность направлена против «чужих»? А может быть, в
таких объединениях будут усмотрены признаки экстремизма, и группы станут
объектами оперативно-профилактического воздействия? Например, руководители МВД
сообщают о поставленных на профилактический учет 302 «неформальных молодежных
объединения с признаками экстремистских
взглядов». Налицо явный прогресс, т.к. в октябре 2006 года сообщалось «о
создании МВД специальной базы данных - в нее уже занесено около 150 организаций»[9] (экстремистских – авт.);
- отсюда, в-четвертых, хочется
знать, по каким признакам формируются списки. Состояла ли шайка
Рыно-Скачевского (Москва) на учете в названном списке, или состояла в каком-то
другом списке, если безнаказанно действовала в центре Москвы в течение двух
лет? Разве члены банды Боровикова-Воеводина (Санкт-Петербург) входили в
объединения, РНЕ или НБП, включенные во все возможные списки? - Не состояли и
не входили, а убивать начали, потому что прежние нападения им, что называется,
сходили с рук. «Безоружного» хулиганства-то в России больше нет, нормы об
организованной преступной деятельности применяются как-то избирательно…;
Почему-то все известные автору
приговоры по ст. 282-2 УК РФ вступили в законную силу в отношении членов лишь
одной радикальной исламистской организации, «Хизб ут-Тахрир-аль-Ислами»,
запрещенной решением Верховного Суда РФ 14. 02.
Автору могут возразить: много
членов всевозможных «джамаатов» и «шур» осудили на Северном Кавказе за терроризм,
бандитизм и создание незаконных вооруженных формирований! И это возражение
выглядит совершенно справедливым, если бы не одно «но»: прежде эти самые лица
развязали массовый террор, устроили этнические чистки, а размах бандитизма
оказался сопоставимым с широкомасштабными военными действиями. И на стороне
вооруженных сепаратистов действовало достаточное количество славянских,
арабских, тюркских и иных народов, как бы не печально было это сегодня признавать.
Конечно, военные действия и контртеррористические операции выглядят куда более
зрелищно и с большим налетом скандальной сенсационности, чем каждодневная и во
многом рутинная работа по противодействию организованной преступной
деятельности, выявлению и подавлению её лидеров, оздоровлению социальной базы,
но разве «на рутине» делают политический капитал?
Ну вот, и слово найдено… Автор не
пытается навязать читателям собственные ответы на поставленные вопросы. Отмечу
лишь, что первое преступление, убийство Авеля Каином, произошло тогда, когда
никакой «этничности» не было и в помине. И напомню, что проблемой всех
современных обществ является организованная преступность без какого бы то ни
было различения национальной и религиозной принадлежности лидеров
соответствующей деятельности. Их нужно выявлять и, прошу прощения, давить, как
говорится, в режиме «он лайн». А после философы и культурологи выяснят (если
захотят), насколько мешало осужденным бандитам убивать, грабить, насиловать и
раздавать взятки ношение нательного креста или обрезание.
Литература
1. Бюллетень нормативных актов
федеральных органов государственной власти. 2006. №5.
2. Арутюнов
Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о легитимности понятий «этническое преступное формирование»
и «этническая преступность» в системе наук уголовно-правового цикла и их
соотношение с основополагающим принципом равенства всех перед законом и судом
// Мировой судья. 2008. №9.
3. Курносов В.
Силовики обеспокоены резким ростом экстремизма // Материал опубликован в «Газете»
№227 от 28.11.2008 г.
4. Зюков А.М.
Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями
разных этнических групп. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
5. Российская
газета. 9.02.2009 г. //http://www.rg.ru/2009/02/09/nurgaliev.html.
6. www.mvd.ru.
Поступила в
редакцию 03.06.2009 г.
[1] Бюллетень нормативных актов федеральных органов государственной власти. 2006. №5.
[2] Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о легитимности понятий «этническое преступное формирование» и «этническая преступность» в системе наук уголовно-правового цикла и их соотношение с основополагающим принципом равенства всех перед законом и судом // Мировой судья. 2008. №9.
[3] www.mvd.ru.
[4] Российская газета. 9.02.2009 г. //http://www.rg.ru/2009/02/09/nurgaliev.html.
[5] Зюков А.М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6.
[6] Курносов В. Силовики обеспокоены резким ростом экстремизма // Материал опубликован в "Газете" №227 от 28.11.2008 г.
[7] Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Указ. соч.
[8] Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Указ. соч.
[9] www.mvd.ru.