ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности организации местного самоуправления в Республике Тыва

 

Дубровский Олег Николаевич,

аспирант кафедры государственного права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Тывинского государственного университета.

 

Начиная с 90-х гг. ХХ века научному исследованию отрасли местного самоуправления в Российской Федерации уделяется большое внимание. Интерес к институту местного самоуправления вызван большим историческим опытом, накопленным различными народами России, развитием демократических и правовых основ государства, признанием основополагающей роли населения в решении вопросов жизнеобеспечения на территориях их проживания.

Учитывая многообразие субъектов Российской Федерации, интерес вызывает изучение становления, развития и особенностей местного самоуправления в отдельно взятом субъекте. Субъекты Российской Федерации с различным этносом, историей, культурой, географическим, экономическим положением накопили значительный опыт организации местной власти. В каждом субъекте сформированные веками собственные обычаи, традиции и особенности. Изучение этих особенностей является необходимым условием для эффективной организации местной власти на современном этапе.

В Тыве становление и развитие местного самоуправления проходило весьма длительно и неравномерно с характерными для этого региона особенностями.

В качестве основных особенностей можно выделить, отдаленность республики от федерального центра и его большая дотационность. Эти два фактора определяют особую специфику организации местного самоуправления на территории республики. Собственные доходы муниципальных образований Республики Тыва не превышают 8 %, дотации муниципальных образований из бюджета республики составляют около 45 %, что негативно влияет на организацию местной власти и зачастую ставит муниципальные образования Республики Тыва в зависимость от органов государственной власти.

Такое положение обусловлено рядом причин: отсутствие на территории Республики Тыва крупных промышленных и производственных предприятий; слабо развитая инфраструктура, особенно в муниципальных районах республики; не развитость среднего и малого бизнеса, не желание органов местного самоуправления самостоятельно «зарабатывать» и другие.

Решение проблемы дотационности видится в снижении дотационности бюджетов муниципальных образований путем повышения заинтересованности муниципальных образований в развитии собственной доходной базы бюджетов и мобилизации всех потенциальных доходных источников, которые способны пополнить местные бюджеты. Можно законодательно закрепить за муниципальными образованиями некоторые федеральные и республиканские налоги на основе единых и дополнительных нормативов отчислений их в местные бюджеты. Указанные меры приведут муниципальные образования республики к большей финансово-экономической самостоятельности, что ослабит влияние на них органов государственной власти Республики Тыва.

Такой положительный опыт уже имеется в Республике Дагестан, где установлены дополнительные нормативы в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц в размере 10%, а доходы от поступлений транспортного налога, единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, и единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2008 г. полностью переданы на местный уровень, что увеличило налоговую базу муниципальных образований[1];

Следующей особенностью организации местного самоуправления в Республики Тыва является ее территориальное расположение. В 4 муниципальных районах республики: Эрзинском, Тес-Хемском, Овюрском и Монгун-Тайгинском, на территории, которых находятся 22 сельских поселения, местное самоуправление осуществляется в приграничных с Монголией территориях, что составляет 15.3 % от числа всех муниципальных образований. Их деятельность усложняется в связи с организацией международного сотрудничества и приграничного пропускного режима. В таких муниципалитетах возникают проблемы в правовом обеспечении их деятельности. Как справедливо отмечает, Л.А. Быкова[2] в таких ситуациях возникают вопросы о пределах полномочий органов местного самоуправления в сфере организации, осуществления внешних связей в Российской Федерации и юридической природе соглашений, принятых в рамках приграничной кооперации. Следует согласится с ее мнением, в том что в настоящее время Федеральные законы не содержат прямых запретов на участие муниципальных образований в международных отношениях, однако они и не включают положения, непосредственно регулирующие этот процесс. Так, Федеральный закон № 131-ФЗ также указывает право органов местного самоуправления на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Подпункт 8 п. 1 ст. 17 относит к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[3] устанавливает, что внешнеторговая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8.1).

Отдельные элементы межрегионального регулирования определяются Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации[4], определяющей цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества[5].

Для разрешения неопределенности в вопросах приграничного сотрудничества, таких как: заключение соглашений о сотрудничества; создание с органами местного самоуправления сопредельных государств совместных органов по обеспечению приграничного сотрудничества; принятие совместно с органами местного самоуправления соседних государств различных планов и программ по решению вопросов местного значения, а так же установления приграничных связей с органами местного самоуправления, требуется принятие специального федерального закона, который бы смог разрешить указанные вопросы.

Другой особенностью осуществления местного самоуправления в Республики Тыва является, осуществление местного самоуправления на территориях с низкой плотностью населения в 120 из 124 сельских муниципальных образований. В 8 из них в отдаленных и труднодоступных местах. К территориям с высокой плотностью населения относятся лишь 2 городских округа и 4 городских поселения.

Пунктом 3 части 2 статьи 36 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] предусмотрено, что в сельских поселениях допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации. Однако муниципалитетами эта норма федерального законодателя при принятии уставов муниципальных образований учтена не была. Очевидно, что в сельских поселениях с низкой плотностью населения целесообразно было бы использовать именно такую модель организации органов местного самоуправления, так как в условиях высокой дотационности муниципальных образований содержать громоздкий аппарат органов местного самоуправления нецелесообразно, хотя бы, исходя из экономии средств муниципального бюджета.

Исследование особенностей организации местного самоуправления показывает, что в зависимости от таких факторов как географическое положение субъекта, его экономическое состояние, численность населения и других факторов, организация местного самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации может существенно отличатся, примером того является республика Тыва. В связи с этим федеральному законодателю необходимо дать больше самостоятельности субъектам Российской Федерации в осуществлении правового регулирования местного самоуправления с учетом особенностей того или иного региона.

 

Литература

 

1. Быкова Л.А. «Муниципальные образования как субъекты приграничного сотрудничества»// Журнал Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1.

2. Гаджиева М.А. «Проблемы доходной базы муниципальных бюджетов»// Газета Налоги. 2008. № 47.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 № 196-р «Об утверждении концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 19.02.2001. № 8. Ст. 764.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ в редакции от 02.02.2006 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2003. № 50. Ст. 4850.

 

Поступила в редакцию 14.10.2009 г.

 



[1] Гаджиева М.А. «Проблемы доходной базы муниципальных бюджетов»// Газета Налоги. 2008. № 47.

[2] Быкова Л.А. «Муниципальные образования как субъекты приграничного сотрудничества»// Журнал Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1.

[3] Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ в редакции от 02.02.2006 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2003. № 50. Ст. 4850.

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.02.2001 № 196-р «Об утверждении концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 19.02.2001. № 8. Ст. 764.

[5] Быкова Л.А. «Муниципальные образования как субъекты приграничного сотрудничества»// Журнал Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1.

[6] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.