ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Формирование наднациональных институтов контроля за деятельностью транснациональных корпораций

 

Понятовская Анна Федоровна,

аспирант Ростовского государственного экономического университета «РИНХ».

 

На первых этапах развития транснациональных корпораций (ТНК) не существовало единого института, способного координировать действия корпораций, согласовывать их хозяйственное поведение с целями развития принимающих стран, да и стран базирования, а также предупреждать столкновения интересов трех перечисленных субъектов. Но упрочение ТНК, экономическая мощь которых превосходит потенциал многих государств, качественно изменило систему управления мировым хозяйством. Если в середине ХХ в. главными регуляторами мировой экономики были правительства нескольких ведущих стран, то к концу ХХ в. сложилось своеобразное «троевластие»: кроме национальных правительств на мировую экономику влияют ТНК и надгосударственные организации (такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п.). В 1974 г. при ООН создали институт, призванный координировать действия корпораций – Комиссию по транснациональным корпорациям. Ее функции заключались в выработке рекомендаций для «Кодекса поведения ТНК». Сформированные на основе этих рекомендаций «Руководящие принципы для многонациональных предприятий Организации экономического развития и сотрудничества», стали первым международным документом в этой сфере принятым в 1976 г. правительствами стран-членов ОЭСР. Данные «Руководящие принципы…» касались различных аспектов деятельности ТНК, включая степень информационной открытости, границы решения промышленных, экологических, научно-технических и кадровых вопросов.

Комиссией был разработан показатель, оценивающий уровень транснационализации корпорации и ее вес в экономике принимающих стран. Показатель назвали индекс транснационализации – среднее значение суммы трех показателей: отношения стоимости зарубежных активов к стоимости их общего объема; объёма зарубежных продаж к общему объёму продаж корпорации; отношение численности занятых в зарубежных структурных подразделений к общей численности занятых в ТНК. Формально индекс транснационализации можно представить следующим образом:

 

        A1/A + R1/R + S1/S

IT = ¯¯¯¯¯¯3¯¯¯¯¯¯¯ , где

 

IT – индекс транснационализации;

A1 – стоимость зарубежных активов;

A – стоимость общих активов;

R1 – объем продаж за рубежом;

R – общий объем продаж;

S1 – численность сотрудников подразделений ТНК за рубежом;

S – общий штат корпорации.

В 2007 г. индекс транснационализации 100 ведущих ТНК составлял в среднем 61%, но у многих ТНК он был гораздо выше, особенно у корпораций малых и средних стран – так, индекс транснационализации британской «Vodafone» составлял более 85%, а швейцарской «Нестле» – 93%[1].

Индекс транснационализации используется не только для оценки распространенности подразделений ТНК, но и для оценки национальных экономик с точки зрения значимости иностранных ТНК для принимающей страны. Расчет данного показателя может быть осуществлен по следующей формуле: доля ПИИ в капитальных вложениях страны + соотношение накопленных ПИИ и ВВП страны + доля филиалов иностранных корпораций в производстве ВВП страны + доля занятых в этих филиалах во всей численности занятых в стране.

Так, наиболее транснационализированными оказываются малые развитые страны и территории: в 2003 г. Гонконг был первым по этому показателю – 86%, затем шли Бельгия и Люксембург – 77%, Ирландия – 64%, Сингапур – 60%, Эстония – 39%, Венгрия – 30%. Наименее транснационализированные страны: Канада и Испания – 21%, РФ – 19%, США – 8%, Япония – 1%[2].

Комиссия по транснациональным корпорациям была преобразована в отделение ЮНКТАД по ТНК, а «Кодекс поведения ТНК» так и не был принят. Но уже сама постановка проблемы – ТНК и принимающая страна – привела к выработке некоторых общих правил инвестирования на международном уровне, которых рекомендуется придерживаться как ТНК, так и принимающим странам. Фундаментом этих правил выступает принцип максимальной свободы международного перемещения капитала, т.е. экономический либерализм на мировом пространстве.

К правилам международного инвестирования относятся:

-                   право свободного входа как возможность создания структурного подразделения зарубежной фирмы на территории суверенного государства, которое предполагает отсутствие необходимости получения разрешения от властей принимающей страны на осуществление инвестиций, кроме случаев угрозы национальной безопасности либо противоречия действующему законодательству;

-                   предоставление иностранным компаниям правового режима, не менее благоприятного, чем национальным инвесторам: свобода репатриации прибыли, перевода заработной платы и других платежей, возможность получения тех же льгот, как установленные для национальных компаний этой отрасли;

-                   право принимающей стороны в одностороннем порядке экспроприировать структурное подразделение ТНК при условии соблюдения действующего законодательства и выплаты достаточной (равной справедливой рыночной стоимости предприятия), эффективной (в приемлемой для инвестора валюте по рыночному курсу на момент перевода) и быстрой (в случае задержки платежей инвестору выплачивается рыночный процент по задержанным суммам) компенсации инвестору. Экспроприация иностранных предприятий без выплаты компенсации считается допустимой только по решению суда в случае грубого нарушения ТНК законов принимающей страны или вовлеченности в преступную деятельность;

-                   урегулирование споров между ТНК и принимающей страной решается путём переговоров, а если они не дают результата, спор решается судом принимающей страны на основе национального законодательства, либо независимым арбитражем на основе Международной конвенции по урегулированию международных споров.

Таким образом, транснациональный бизнес на пути создания структурного подразделения за рубежом контролируется тремя институциональными совокупностями: страны базирования, принимающей страны и наднациональными институтами контроля за ТНК.

Причиной формирования наднациональных институтов контроля за ТНК стало то, что во многих аспектах своей деятельности ТНК действуют вне пределов институциональной среды обеих государств, руководствуясь внутрикорпоративными интересами. Если национальные правительства находятся под контролем своих граждан, а надгосударственные институты – под контролем их соучредителей, то лидеры транснационального бизнеса никем не избраны и никому не подотчетны. Ради прибыли они могут наносить серьезный ущерб экономике даже высокоразвитых стран, уклоняясь при этом от какой-либо ответственности.

ТНК стали одной из форм экономической связи между странами – базирования и принимающими. Их космополитизм, подавляющий воздействие институциональной среды стран, в которых они функционируют, стал причиной противоречий между ТНК, с одной стороны, и странами их базирования и принимающими странами — с другой. Деятельность ТНК на мировом экономическом пространстве, с одной стороны, приводит к необходимости ее либерализации, то есть сокращению или устранению ограничений в движении капитала. Повышение общего уровня открытости мировой экономики, степени ее либерализации приводит к глобализации, поэтому глобализация и либерализация – две стороны одного и того же процесса, в котором сталкиваются интересы субъектов различных сфер мирового хозяйства, представителей разных социальных групп и политических сил. Необходимость их согласования, с другой стороны, требует ограничения свободы в деятельности ТНК путем институциональных соглашений, первым из которых стало межправительственное Генеральное соглашение о тарифах и торговле, а с 1995 г. Всемирная торговая организация (ВТО).

Генеральное соглашение о тарифах и торговле как крупнейшая торговая организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, была создана в Женеве в 1947 г. Она проводила в качестве главной идеи свободу торговли, т.е. равенство всех участвующих сторон. Эта идея была конкретизирована в следующих положениях.

1.   Установление в странах-участниках мирового рынка режима наибольшего благоприятствования для субъектов хозяйствования, предполагающего соблюдение равенства и недискриминации всех участников торговли. Для стран-участниц это положение реализуется как обязательство устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены к любой третьей стороне. Исключение допускается в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок.

2.   Признание пошлины в качестве единственно допустимого инструмента воздействия на субъектов хозяйствования, любые другие инструменты могут применяться лишь в специально обоснованных исключительных случаях.

3.   Вместо односторонних действий, связанных с ограничением торговли, решения должны приниматься только в рамках двухсторонних переговоров.

Результатом деятельности Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле стала взаимная либерализация торговли 115 стран-участниц ГАТТ, обеспеченная понижением средневзвешенной ставки таможенных тарифов.

С января 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация (ВТО). Как следствие этого, произошло облегчение доступа на мировой рынок для всех стран - членов ВТО, а прирост объема мировой торговли к 2000 году составил приблизительно 195 млрд. долларов. В настоящее время около 20 % продукции мировой экономики производится филиалами транснациональных корпораций. Треть мировой торговли приходится на сделки между базовыми компаниями и их зарубежными филиалами и еще одна треть - на торговлю между компаниями, входящими в транснациональные стратегические союзы. ООН насчитывает 35 тысяч транснациональных сил с 150 тысячами филиалов. То есть все более существенным в развитии процесса глобализации становится фактор транснационализации с очевидной ориентацией корпораций на информационный рынок и рынок передовых технологий.

Рост экономической активности ТНК приводил к необходимости дальнейшего решения связанных с эти проблем на наднациональном уровне. Для этого в 1995 г. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) приступила к переговорам по Многостороннему Инвестиционному Соглашению (МИС), которое предназначалось для создания стандартов «уровня технологий» обработки и защиты иностранных инвестиций. Соглашение предназначалось для развития либерализации путем установления норм хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и ограничения прав правительств на её регулирование. МИС выдвигали, например, следующие предложения: значительно ограничить временные действия, направленные на защиту экономики от наплыва импорта на фондовом рынке; отразить требования в прямых иностранных инвестициях; сократить ограничения во владении иностранными гражданами недвижимостью и даже стратегическими видами промышленности, а также ввести прямое управление движением капитала.

Соглашение задумывалось как институциональное оформление уже применяемых стратегий в странах-членах ОЭСР и как лекало для разработки правил, направленных на защиту и поощрение деятельности ТНК в развивающихся странах. После проведения первых исследований текст этого соглашения до 1997 года не был обнародован. Все статьи о проекте МИС были основаны только на предварительных текстах, опубликованных различными инвестиционными рабочими группами ОЭСР, которые описывали МИС как беспрецедентное соглашение по строгости стандартов, защите интересов инвестора и механизму либерализации. Соглашения МИС, опубликованные в 1997-1998 гг., не были поддержаны правительствами-членами ОЭСР, и многие из предложений МИС обсуждаются до сих пор.

В то же время условия деятельности ТНК менялись под воздействием развития информационных технологий, что позволило резко снизить трансакционные издержки финансовых сделок. В развитых странах в 80-90-х годах XX в. было проведено дерегулирование банковской деятельности, которое сняло ограничения на проведение финансовыми учреждениями разносторонних финансовых операций и привело к возникновению финансовых холдингов, доминирующих в настоящее время на мировом финансовом рынке. Этому способствовали такие системные факторы, как формирование глобальных финансовых сетей, в центре которых находятся эти холдинги, возникший на этой основе синергетический эффект и эффект масштаба, связанный со слияниями крупнейших финансовых институтов. В результате этих процессов сформировался мировой финансовый рынок, и произошло обособление валютно-финансовой сферы от реальной экономики.

Отрыв финансового рынка от рынка товаров и услуг расширил спектр взаимосвязей между ними, которые приобрели во многом негативный характер. Финансовая сфера во все растущих масштабах аккумулирует капитал, который вместо прямых инвестиций в производство идет в основном в краткосрочные портфельные инвестиции.

Отношения с финансовыми институтами традиционно играют весьма важную роль в деятельности ТНК. По поводу финансирования они обычно вступают в отношения с другими транснациональными структурами – банками. ТНК и ТНБ представляют собой диалектическую пару, генерирующую укрупнение и укрепление друг друга: если бы ТНК не нуждались в значительных финансовых ресурсах, банки не могли бы расти так интенсивно, а если бы ТНБ не снабжали корпорации финансовыми ресурсами, те также не имели бы источника роста. Американские ТНК финансируют свои капиталовложения примерно на 60 – 70% за счет собственных финансовых ресурсов, остальную часть – за счет заемных средств. В Японии картина практически идентична – уровень самофинансирования там невысок, в среднем свыше 50% капитальных вложений финансируется кредитными учреждениями, еще 10 – 15% - путем продажи ценных бумаг[3].

Можно резюмировать, что на современном этапе ведущими институтами, под воздействием которых формируются принципы хозяйственной деятельности субъектов мирового рынка, стали сами эти субъекты – ТНК и транснациональные банки (ТНБ), государства и их региональные объединения, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и Всемирная торговая организация (ВТО). Но кроме этих формальных институтов, на мировом рынке активизировались другие институциональные структуры: объединения малых и средних фирм, органов местного самоуправления, национальные, религиозные, экологические движения и другие, в том числе преступные организации, которые выходят за рамки государственных границ и взаимодействуют в глобальном масштабе.

 

Литература

 

1.                  Сапунцов А.Л. Развитие транснациональных форм бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. – №8. – С. 3 – 8.

2.                  http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_21960_aId_254227.html. (дата обращения: 27.05.09).

3.                  http://www.rbc.ru. (дата обращения: 01.06.09).

4.                  http://www.un.org/ru/ga/unctad/unctad11_docs.shtml.

 

Поступила в редакцию 13.07.2010 г.



[1] http://www.rbc.ru (дата обращения: 01.06.09.).

[2] Сапунцов А.Л. Развитие транснациональных форм бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. – №8. – С. 3 – 8.

[3] http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_21960_aId_254227.html (дата обращения: 27.05.09.).

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.