ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Особенности учёта ландшафтной структуры при проектировании сельских поселений

 

Панков Сергей Викторович,

кандидат географических наук, доцент Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

 

В исследованиях сельских поселений невостребованным на сегодняшний день остаётся ландшафтный подход, основанный на критическом анализе существующего состояния сельских поселений, обобщении накопленного опыта в данном направлении с выработкой рекомендательных мер в целях совершенствования территориальной структуры и социально-экономического потенциала сельских поселений.

В первую очередь остановимся на учете ландшафтной структуры в проектных решениях сельских поселений 50-80-х годов. В результате анализа нескольких десятков проектов планировки и застройки сельских поселений нами было выявле­но 7 вариантов учета ландшафтной структуры:

1.                  В ландшафтно-планировочной структуре ландшафт­ная составляющая и даже существующая социально-экономическая структура (в т.ч. селитебная) никаким образом не отражаются, т.е. ими полностью пренебрегают. Не учитываются структура поверхностного стока, характер существующего землепользования, в результате реализации идеально-прямоуголь­ного принципа в проектах под застройку отводятся участки леса, переувлажненные впадины, садово-парковые участки (с последними зачастую вообще не считаются).

2.                  В проектной ландшафтно-планировочной структуре учитываются отдельные элементы социально-экономической структуры, например, доро­га, рядом с которой располагаются планировочные блоки, но с ландшафтной структурой это проектное решение то­же не считается.

3.                  Ландшафтная структура деформирует конфигурацию блоков и модулей, например, реч­ные излучины деформируют блоки и модули, но конфигурация речной полосы тоже деформируется − она приобретает «пило­образный» характер.

4.                  Объекты ландшафтной струк­туры включаются в проектную ландшафтно-планировочную струк­туру в виде отдельных прямоугольных блоков, т.о. происходит антропогенизация урочищ, обусловленная конфигурацией и планировкой дворов и других участков.

5.                  Ландшафтная структура расчленяет проектную поселенческую струк­туру.

Рунетки

рунетки

rus.fapcam.club

Бухгалтерские услуги

услуг. Любая отчетность. Большой опыт

vbuh76.ru

6.                  Проектная ландшафтно-планировочная структура подчи­няется зрительной структуре ландшафта (пейзажный прием), но бывает и так, что более живописные места отводятся для разме­щения какой-либо территории хозяйственной зоны поселения.

7.                  Опосредованный или побочный учет пейзажной (эстетической) выразительности ландшафтной структуры. Существующая поселенческая структура или перекресток дорог приурочены к эстети­чески выразительным объектам ландшафта, но к ним оказывает­ся приуроченной и новая проектная ландшафтная планировоч­ная структура.

Проделанный анализ позволил нам выделить основные причи­ны пренебрежения существующей ландшафтной и социально-экономической структурой поселений.

Основные причины недоучета ландшафта при проектировании поселенческой структуры:

1) недостаточное информационное обеспечение проек­тировщиков по конкретной ландшафтной и экологической обста­новке;

2) неумение проектировщиков распознавать ландшафтные структуры (на уровне типов местности, типов урочищ, фаций), устанавливать их взаимосвязь с поселенческой структурой; отсутствие у проектировщиков географических знаний;

3) отсутствие мобильной поселенческой концепции, ос­новывающейся на учете существующей селитебно-хозяйственной структу­ры;

4) отсутствие конкретной модели оптимизации природопользования, основанной на выявлении ландшафтных предпосылок и ресурсов для проектирования поселенческих структур.

Проектирование поселе­ния в нашей практике начинается с границ, их выделение и ландшафтный анализ имеет так­же немаловажное прикладное значение, как, например, в во­просе рационального землепользования. Важным вопросом явля­ется, какие земли по характеру землепользования включены в проект для дальнейшего развития поселения. На основе анализа был выявлен характер земель, отводимых для застройки. В целом по Тамбовской области для территориального развития сельских поселений используются земли в границах существующих населенных пунктов (на местах бывших домовладений), из земель, дополнительно включаемых в состав сельских поселений, преобладают пахотные зем­ли (пашня и залежь, площадь которых за последний год сократилась на 1,7 и 3,4 тыс. га соответственно, в основном за счёт перевода в кормовые угодья и под застройку в сельских поселениях). Стро­ительными нормативами и правилами (СНиП 2.07.01-89 (2000) Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений) запрещается застраивать сельскохозяйственные земли, но застройка пахотных зе­мель фактически продолжается. В условиях Тамбовщины много посе­лений расположено среди пахотных земель. Особенно необходимо отметить поселения на юге области, где находятся луч­шие сельскохозяйственные земли. Развитие «вширь» таких поселений с точки зрения рациональ­ного землепользования не возможно, поэтому необходимо применять другую форму застройки или другую форму рассе­ления. Но, как правило, это не делается и под застройку отводятся даже пахотные массивы, в которых уже про­ведена сельскохозяйственная мелиорация.

В существующей практике не проводится надлежащий ланд­шафтный анализ окрестностей. Формализм при проектировании доходит до того, что границы перспективных крупных поселков в про­ектах проводятся около других поселений или соседнее посе­ление только частично включается в черту перспективного крупного по­селения. Обобщая можно сказать: 1) нельзя определять юридические границы поселения без ландшафтных исследований, 2) нельзя отводить пахотно-пригодные и особенно высокопродуктивные земли под любой другой вид землепользования, включая застройку

Проделанный анализ существующих поселен­ческих структур позволил нам выдвинуть каркасную концепцию сельских поселений. Отдельные поселения в пределах административного района, сельскохозяйственного предприятия (сёла, деревни, посе­лки, отдельно стоящие группы дворов, хутора и др.) рассматриваются как элементы целостной поселенческой сети, где наи­более значительные из них (по функционально-населенческому параметру) составляют каркас, на основе которого агломерируются руральные элементы. Территориальная поселенческая структура, таким образом, приобретает вид поселений каркасного типа, где развиваются узловые места − места производства, селитьбы, обслуживания, рекреации − без гипертрофированного роста от­дельных её элементов. Данный каркас выступает низовым звеном по линии «хозяйство – административный район – административная область – экономический район». Формирование каркасных поселенческих структур в преде­лах какой-либо территории или её ча­сти − это существенная объективная необходимость, обуслов­ленная рядом социально-экономических и природных факторов.

Рациональное землепользование вокруг отдельных по­селений, экономичное использование строительного фонда, дальнейшее развитие культурно­го ландшафта, оптимальное формирование социально-функциональной структуры − все это можно отнести к преимуществам предлагаемого каркасного типа поселенческой структуры. Следует заметить также, что высокая концентрация людей, застройки, производства могут привести поселения к экологическим проблемам в дополнение к уже существующим.

Если до сих пор земли сельхозпредприятий рассматривались как социально-экономи­ческие единицы, то мы предлагаем рассматривать их как функционально-целостные поселенческие системы со сложной морфологической структурой.

На практике для оценки ландшафта, каза­лось бы, проще всего руководствоваться официальными доку­ментами (СНиПами и другими материалами), в которых предусмотрены некоторые нормативы, связанные с учетом природных факто­ров (например, допустимые уклоны при строительстве зданий, прокладке дорог и т.п.). Однако эти нормативы далеко не всегда строго обоснованы, они устаревают, а кроме того, для большинства случаев они просто не предусмотрены [1]. В строительных нормах и правилах (СНиП) даются таблицы только для строительной оценки некоторых природных условий и их показатели. Подробно разработан СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика», но он предусмотрен только для строительства и не учитывает требования других аспектов развития поселения.

В целом можно сказать, что существующая градостроительная практика исходила и исходит из анализа отдельных компонентов ландшафта или их показателей, но эта оценка, в основном, относится только к стадии строительства поселений. Такая практика доказывает, что, не оспаривая значение природных компонентов и их показателей, которые принимались во внимание до сих пор, необходимо расширить список учитываемых природно-ландшафтных факторов. Например, рельеф учитывает­ся по уклону поверхности в процентах, но не даются, на наш взгляд, такие важные характеристики, как вертикальная и горизонтальная расчлененность, абсолютная высота. При одном и том же уклоне возмож­ны разные варианты других показателей рельефа. А при изменении условий рельефа сразу изменяются и показатели других компонентов. При одной и той же крутизне склона в зависимости от солярной экспозиции изменяются условия снегового таяния, что в дальнейшем сказывается на величине почвенной эрозии, размерах гравигенных потоков. В зависимости от ширины склона меняется объем и кинетическая энергия водостока, что немаловажно для функционирования поселения.

 

Литература

 

1.                  Зайцев И.Ф. Географические типы освоенности территории / И.Ф. Зайцев // Территориальные системы производительных сил. − М., 1971, С. 24 – 46.

 

Поступила в редакцию 23.03.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.