ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Общественные организации Гянджи начала ХХ века

 

Керимзаде Парвин Орхан кызы,

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Гянджинского государственного университета, Азербайджан.

 

In the beginning of XX century the public organizations of Ganja

 

Parvin Kerimzadeh,

assistant of professor of Ganja State University.

 

In the beginning of XX century Ganja becomes the centre of national movement. Principal causes of the given process were national sources the population, preservation of national customs. Creation of public organizations was one of directions of national movement. In given article the history of the basis of public organizations in the city of Gandja is considered.

 

Одним из направлений национального движения в Азербайджане на рубеже ХIХ-ХХ веков было создание общественных – благотворительных, культурных, просветительских организаций. Именно эти организации сыграли, несомненно, значимую роль в развитии просвещения, печати, науки и искусства.

Наибольшее распространение в конце ХIХ начале ХХ века получают благотворительные общества. Отдельные азербайджанские предприниматели, представители интеллигенции сделали немало в деле развития образования, открытия школ, оказания помощи неимущим. Тут нельзя не вспомнить следующие слова известного русского историка В.О.Ключевского: «Никакими методами социологического изучения нельзя выяснить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатых»[1]. Действительно, благотворительность и меценатство азербайджанской буржуазии, с одной стороны вела народ к просвещению, с другой – носила общечеловеческий характер: показывала всю благородную сущность меценатов, воспитывая тем самым гуманизм в подрастающем поколении. Стиралась грань между богатыми и бедными, богачи не смотрели на бедных свысока, а последние, в свою очередь, не обвиняли во всех своих бедах отсутствие денег. И все вместе ощущали необходимость помогать нуждающимся людям. Эта помощь носила не только материальный, но и нравственный характер. Но благотворительность и меценатство – это не только деяния отдельных лиц, но и общественная деятельность. Известный азербайджанский журналист начала ХХ века Гусейн Минасазов писал: «Большая часть учащихся мусульман бедствует, это остается фактом. И все силы мусульманского общества должны быть направлены к устранению этого печального и нежелательного явления. Я знаю – среди мусульман есть немало частных благотворителей, обучающих за свой счет не один десяток студентов и воспитанников средних и высших учебных заведений. Но частная благотворительность – паллиатив в разрешении весьма важного для мусульман вопроса об оказании материальной помощи учащимся. Нужна коллективная общественная помощь, поставленная на широких началах, могущих удовлетворять образовательные нужды учащейся молодежи и в то же время не носящая характер подачки, унижающей достоинство тех, кто волею не зависящих от себя обстоятельств поставлен в необходимость прибегать к поддержке извне. Организацией такой помощи должны были заняться руководители мусульманского общества, имеющие на то средства и, следовательно, возможность»[2]. Создание первого благотворительного общества в Азербайджане связано с именем знаменитого просветителя, журналиста, мецената Гасан бека Зардаби. В начале 70-х годов ХIХ века Ахунд (религиозный деятель) Молла Джавад обратился к Зардаби: «Давайте что-нибудь сделаем. Гасан бек организуйте кампанию по открытию школ. Напишите на тюркском языке устав. Составьте список из 200 именитых граждан города, соберите с них членские взносы по 50 рублей с каждого. И давайте открывать школы. В Баку обязательно надо создать благотворительное общество»[3]. На это Г.Зардаби ответил, что устав благотворительного общества составлен, а взносы собираются. Таким образом, в 1872 году впервые в истории Азербайджана было создано национальное благотворительное общество. Первый пункт устава гласил: «Учитывая растущую потребность мусульманского населения Закавказья, их бедность, мы создаем общество помощи учащимся, не имеющим средства»[4]. Гасан бек Зардаби привлекал людей со всего Азербайджана, в этом ему помогали Н.Везиров и А.Герани. Они собирали взносы с большим трудом. К сожалению, к 1873 году общество постепенно закрывается. Взносы поступали все меньше и меньше и перестали удовлетворять нужды общества. «По уставу общества, оно должно было представлять отчет о доходах и расходах каждый год. Поскольку средств не было, общество закрылось»[5]. Благотворительные и культурно-просветительские общества создавались не только в Баку, но и в других городах Азербайджана. Так, в конце ХIХ – начале ХХ веков в Гяндже были созданы благотворительные и просветительские организации. В 1880 году на базе Гянджинской мужской гимназии самими же учащимися было создано благотворительное общество. Основная цель общества снабдить учащихся учебным пособием, оказать материальную помощь необеспеченным. Гянджинское отделение благотворительного общества «Святая Нина» было основано в 1883 году. Целью этого общества являлось материальное обеспечение женской гимназии и частных женских школ. Одной из самых известных акций этого общества были «дни белой ромашки». Во время благотворительных вечеров, организованных обществом «Святая Нина» учащиеся старших классов продавали ромашки, а приглашенные на вечер именитые и богатые гости платили за ромашки значительные суммы. Вырученные средства шли на нужды просвещения города Гянджи.

В 1906 году в Гяндже по инициативе Алекпер бека Рафибейли создается Гянджинское мусульманское благотворительное общество. Формально общество возникло в 1902 году, был составлен устав. Целью его являлось вспомоществование и призрение беднейших из мусульман, как в существующих богадельнях, так и находящихся в лечебницах и других благотворительных учреждениях, также содействовать беднейшим ученикам мусульманам к поступлению или довершению образования в средних и высших учебных заведениях империи или заграницею. Помощь общества выражается назначением денежных пособий, взносом платы за учение»[6]. Общество состоит из неограниченного числа членов обеих полов, всех сословий, званий, вероисповеданий, за исключением несовершеннолетних, кроме имеющих классные чины, состоящих на действительной службе нижних воинских чинов и юнкеров и лиц, ограниченных в правах по суду. Члены общества разделяются на:

а) почетных членов, избираемых собранием из лиц, оказавших обществу особые, сообразное целью оного, услуги, или вносящие в кассу общества единовременно не менее 200 рублей, или ежегодно по 20 рублей;

б) действительных членов, вызывающихся ежегодным взносом в размере 5 рублей;

в) членов, вносящих в пользу общества от 1 до 5 рублей ежегодно [7].

Этот устав официально был утвержден на собрании Гянджинского Губернского Управления по делам присутствия. На нем присутствовали вице-губернатор Барановский, товарищ (заместитель) прокурора антонов, инспектор Голубков. Было принято решение:

1)                 рассматриваемый устав утвердить без всяких изменений, разрешением регистрации образуемого на основании этого устава Елизаветпольского (Гянджинского) мусульманского благотворительного общества;

2)                  при вступлении сего определения в законную силу, то есть в двухнедельный со времени объявления, внести это общество в реестр, который ведется при делопроизводстве сего присутствия» [8].

Среди членов общества были: пожизненные члены – Гусейнов Гаджи Али, Рафиев Гаджи Мамед Гусейн, почетные члены – Аббасаламов Машади Али, Гусейнов Гаджи Али, Казиев Мирза бек, Ниязов Гидаят, Рафиев Машади Али, Исфандияр бек Шамхорский [9]. Одним из направлений деятельности Гянджинского мусульманского благотворительного общества являлась помощь необеспеченным учащимся. Нуждающиеся учащиеся или студенты в письменном виде обращались в общество, и им оказывалась материальная помощь. Так, 30 мая 1916 года в общество обратился ученик первого землемерно – агрономического отделения второго специального класса Тифлисского среднего культурно-технического училища Агали Абдуллаев: « Не имея средств, я всепокорнейшее прошу войти в мое положение и оказать мне материальную помощь, дабы я мог продолжать учение»[10]. Или же заявление Мамед Ягуба Багирова от 6 октября 1916 года: «Я отдал сына, Идриса Багирова, в первый класс Елизаветпольского (Гянджинского) высшего начального училища, но не в состоянии платить деньги. Прошу мусульманское благотворительное общество внести деньги в училище»[11]. Еще одно заявление от Гейдара Вердиева, написанное 27 сентября 1916 года «После четырехлетнего учительствования я решил совершенствовать свое педагогическое образование. С этой целью хочу поступить в Тифлисский Александровский Учительский институт. Прошу Мусульманское благотворительное общество назначить мне стипендию»[12]. Подобных заявлений было много. И общество удовлетворяло все просьбы. За один только 1916 год в пользу необеспеченных учеников, поступающих в школы, училища, а также взрослых, поступающих в высшие учебные заведения, было выделено 4159 рублей. Одним только уже обучающимся в училищах предоставили 625 рублей. Среди получивших пособия были Абдуль Керим Аскеров (среднее сельскохозяйственное училище в Киевской губернии), Али Касумов и Мамед Заманов (Тифлисское среднетехническое училище) и многие другие [13]. Общество получало многочисленные благодарности за полученные пособия. Среди них, к примеру, письмо В.Гасанбекова: «Многоуважаемый Машади Али (обращается к М.А.Рафиеву). Получил 100 рублей, выдержал экзамены в первый специальный класс Тифлисского среднетехнического училища. Покорнейше благодарю»[14]. За время своего существования общество сыграло, несомненно, важную роль в деле просвещения Гянджи, благодаря его пособиям получили образование сотни детей, повысили квалификацию учителя и т.д. Это общество поддерживало связи с другими благотворительными обществами, обменивалось опытом.

Так, среди архивных документов есть факты, свидетельствующие о переписке Гянджинского Мусульманского благотворительного общества с Бакинским и Эриванским мусульманскими обществами [15]. 10 мая 1915 года общество отчислило 80 рублей в правление Гянджинского отделения просветительского общества «Нешри - Маариф». А в ноябре того же года появилось собственно Елизаветпольское (Гянджинское) общество распространения грамотности среди мусульман на базе отделения «Нешри-Маариф» [16]. Среди учредителей были А.Рафибейли, А.Рафиев, Меликов и Векилов. Цель – содействовать распространению грамотности и начального образования среди мусульман, оказывать поддержку существующим школам, способствовать открытию новых школ, устраивать чтения, ввести начальное образование на родном языке [17]. Средства у этого общества были ограниченные, и его деяния уступали по своей масштабности мусульманскому благотворительному обществу. Но свой след в истории Гянджи оно оставило.

С 1906 года стало действовать «Гянджинское мусульманское драматическое общество». Это общество, объединявшее 38 членов, выбрало своим председателем Алескер бека Хасмамедзаде, Труппа этого общества поставила несколько водевилей, а в 1908 году показали спектакли по пьесе Нариман Нариманова «Надир шах», произведениям Намик Камала «Родина», РашидаЭфендиева «Кровавый очаг», водевиль Султан Меджида Ганизаде «Дурсунали и Баллыбады». Первая книга о театре на азербайджанском языке также была издана на средства Гянджинского мусульманского драматического общества. Это произведение преподавателя тюркского языка Гянджинской реальной гимназии Мирза Мухаммеда Ахундзаде «Что есть театро». Существовало также «Общество актеров». Одним из учредителей общества был Худадат бек Рафибеков, ставший впоследствии губернатором города Гянджи. Общество помогало устройству спектаклей, организации театральных трупп, оказывало материальную поддержку актерам.

19 июня 1914 года создается «Общество взаимопомощи представителей высших сословий Гянджинской губернии». 16 августа 1914 года в Шуше собираются представители высших сословий с целью обсудить вопросы просвещения и взаимной помощи в деле распространения просвещения среди жителей Гянджинской губернии. Это совещание было созвано с разрешения губернатора. Основными средствами на пути достижения главной цели, то есть развития просвещения общество считало открытие школ, библиотек, музеев и т.д. Также предполагалась организация периодических лекций для распространения знаний по сельскому хозяйству среди местного населения, проводить эксперименты с целью применения всех новшеств современной науки и техники, расширить ирригационные работы, создавать склады семян растений и сельскохозяйственной техники. Члены общества перечисляли процент от чистой прибыли со своего хозяйства в пользу общества.

Именно в Гяндже было создано первое в истории Азербайджана медицинское общество. «Гянджинское медицинское общество» было организовано Худадат беком Рафибейли и Гасан беком Агаевым в 1914 году. Активным членом общества был выпускник Харьковского медицинского Университета Муса бек Рафиев. Они боролись против инфекционных заболеваний, оказывали бесплатную медицинскую помощь нуждающимся. Тут необходимо отметить, что услуги врачей в ту эпоху были неимоверно дороги и им могли воспользоваться только имущие члены общества. Так что открытие медицинского общества и оказание бесплатных медицинских услуг было значительным событием в истории Гянджи начала ХХ века. В 1918 году под руководством Х. Рафибейли была оказана медицинская помощь раненным солдатам, вернувшимся с фронта, именно благодаря членам общества были спасены сотни человеческих жизней.

Одним из интересных общественных организаций Гянджи было «Общество внедрения грамотности среди грузинского населения», основанное в 1913 году. Представителями правления были К.Топуридзе (председатель), С.Мачабели (заместитель), Г.Квиташвили (секретарь), Л. Харадзе (казначей). При правлении функционировала театральная секция. В 1914 году был рассмотрен «вопрос об основании начальной грузинской школы в Гяндже. Согласно решению собрания, выбранная собранием комиссия по урегулированию школьных дел энергично начала свою работу. Арендовали подходящее для школы здание, приобрели школьную мебель. Главное правление возбудило перед правительством ходатайство об основании школы в Гяндже, получило разрешение и также назначило учителей.…Однако существовала школа недолго. В Гянджинском отделении «Общества…» уже в первый год было 82 члена. В 1914 году доход составлял 1686 рублей 47 копеек, к 1 января 1915 года доход увеличился на 1045 рублей [18]. Все средства были направлены на просвещение местного населения. Гянджинское отделение «Общества внедрения грамотности среди грузинского населения» провело определенную работу в области культуры и просвещения и внесло свой вклад в историю грузино-азербайджанских взаимоотношений.

Начало ХХ века один из самых сложных, но в тоже время значимых периодов истории Азербайджана. Это время, когда пробуждалось национальное самосознание, время осознания национальных ценностей. В Российской империи национальный гнет возводился в ранг государственной политики, и ущемление прав было обычным делом. Дискриминация была везде и во всем. Царизм препятствовал развитию школ на азербайджанском языке, ущемлял национальную прессу, национальные учительские кадры, культурно-просветительские учреждения. В таких условиях народ пробуждаться от вековой спячки. Толчком к пробуждению стали просветители и предприниматели. Благодаря им пробуждение двадцатимиллионного мусульманства России, которое испытывало всевозможные ограничения общегражданских и религиозных прав, сопровождалось новым восприятием условий его жизни. Мусульманство «приниженное и бесправное, влачившее жалкую жизнь пасынков страны среди притеснений религиозных, административного гнета и произвола, под влиянием живительных лучей освободительного движения прозрело и узнало, что враг его – невежество духовной и административной нищеты, это тот режим , который царит в России, оскорбляя в человеке его лучшие чувства» [19]. Недаром Россию называли «тюрьмой народов». Чтобы пробудить и поднять народ, необходимо было его просветить. Известный религиозный деятель начала ХХ века, Ахунд Абу Тураб говорил: «Есть два типа голодных: первые из них физически голодные, их нужды не так-то трудно удовлетворить, главное накормить духовно голодных»[20]. Безусловно, первостепенную роль в данном процессе сыграли отдельные личности – меценаты, просветители и другие. Однако нельзя не отметить роль общественных организаций. Благотворительные, культурные, просветительские общества, с одной стороны явились продуктом пробудившегося самосознания. Поскольку, только осознав себя, люди начинают думать о других и объединяться во благо народа. С другой стороны, являясь продуктом эпохи, общественные организации сами способствовали распространению просвещения, пробуждению народа и процветанию нации.

 

Литература

 

1. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах, т.9, Москва, 1990, стр. 231.

2. Минасазов Г. Избранные произведения, Баку, 1982, стр. 85.

3. “Əkinçi”, 1877, 3 марта.

4. Süleymanova S. Azərbaycanda ictimai-siyasi hərəkat. Bakı,1999,səh.

5. ГИА АР, ф. 46, оп.2, д.157,лл. 43,44.

6. Там же, л.1.

7. “Gəncə”, tarixi oçerk, Bakı, 1994, səh.87.

8. ГИА АР, ф.421, оп.1, д.1, л.1.

9. Там же, д.4, л.71-72.

10. Там же, д.4, л.73.

11. ГИА АР, ф.421, оп.1,д.17, л.3.

12. Там же, л.3.

13. Там же, д.17, л.6.

14. Там же, д.15, лл.18,21.

15. ГИА АР, ф.421, оп. 1, д.7, л.10.

15. Там же, л.16.

17. «Каспий», 1906, 18 июля.

18. Махашвили Д. Из истории грузинской культурно-образовательной жизни в Баку и Гяндже. – Ученые записки, ГДУ, 2008, № 1.

19. Ибрагимов М. Формирование менталитета азербайджанского народа в условиях колониального режима царизма, АН Азербайджана. Проблемы истории Азербайджана. Баку, 1993, стр.90.

20. Süleymanova S. Azərbaycanda ictimai-siyasi hərəkat. Bakı,1999,səh.156-157.

 

Поступила в редакцию 22.07.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.