Мотив спирали в
азербайджанских ювелирных украшениях
Севиль Садыхова,
кандидат
искусствоведения, доцент Азербайджанского государственного университета культуры
и искусства.
Анализ
большого количества орнаментальных решений различных ювелирных изделий показал,
что главнейшим, самым распространенным, нерасчленяемым на более простые
графическим элементом является спираль.
На частое использование спиральных
кривых, как в орнаментальном искусстве, так и в отдельных видах прикладного
искусства (вышивке, резьбе по дереву, росписях и т.д.) и, в частности, в
ювелирных изделиях, указывают многие исследователи, именуя их обычно
собирательным и малоконкретным термином «завитки». «Завиток» в ювелирных
изделиях приобретает черты строгого графического закона, красоту математической
гармонии (в природе спираль воспроизводится в раковинах моллюсков, подсолнухах,
галактических системах).
Спираль – современница пиктографии.
Появившись на заре человечества, она больше никогда не исчезала. Об этом
свидетельствует археологические материалы из раскопок поселений и погребений
в различных районах Азербайджана. Спиралевидными украшениями декорировали
ленточные литые браслеты (Човдар), навершия бронзовых головных булавок (Човдар,
Хачбулаг, Мингячевир), концы бронзовых несомкнутых браслетов (Хачбулаг, Ханлар,
Човдар) и другие. Подвески, дополняющие ожерелья бус, выделывали в виде круглых
очкообразных медальонов, состоящих из бронзовой проволоки круглого сечения,
свернутой спиралью, чья форма представляла своеобразное развитие символа культа
солнца и плодородия.
Аналогичными парными ожерельями,
стилизующими изображения рогов барана, украшены головки бронзовых булавок,
найденных в Мингячевире.
Мотив спирали – полисемантичен. В одном
случае в нем видели витые рога козла или барана производителя, служившего
символом плодовитости. В другом – спираль скорее воспринималась как идеограмма
воды, также служившей символом плодовитости, т.к. от воды зависело главное –
плодородие земли и все связанное с ним в жизни человека.
Однако видимо, не только содержательная
сторона и богатая ассоциативность образа спирали определили ее столь частое
присутствие в орнаменте ювелирных украшений. Нельзя не обратить внимания и на
исключительно высокие возможности спирали в фигурообразовании. Полнее всего они
раскрывались в процессе их комбинирования по законам симметрии и, в частности,
при образовании первичных спиральных мотивов. Последовательное использование
знаков симметрии, ставшей важнейшим организующим принципом гармонии в
произведении орнаментального искусства, является одним из отличительных
признаков орнаментального творчества. Единичное изображение могло иметь
правильную регулярную форму, но эта правильность была неподвижна. Душу в
оживленные идеограммы вдохнул ритм. Именно он дал начало орнаменту как явлению
искусства и культуры. Наиболее часто употребляемыми элементарными мотивами
орнаментов ювелирных изделий являются фигуры с зеркальной симметрией. Думается,
это не случайно. Зеркальная симметрия – самая любимая во всем народном
искусстве.
Подобный мотив можно наблюдать на
ленточных браслетах с припаянными спиралевидными украшениями (Човдар),
очкообразных привесках мингячевирского и ханларского захоронений, состоящих из
бронзовой проволоки круглого сечения, свернутой спиралями, булавке из бронзы
(Мингячевир), относящимся к II-I
вв. до н.э.
Спираль – символ жизненной силы, развития
и вечного изменения, ведь всякое развитие (поступательное движение) совершается
по спирали. Каждый виток – конец одного цикла и начало другого. Спираль –
символ циклических ритмов: смены времен года, фаз луны, жизни человека и т.д.
Кроме того, спираль обладает астральной семантикой: она нередко представляет
вращающийся небосвод движения Солнца и вращения Земли. С символикой спирали
тесно связан образ лабиринта, поскольку лабиринты (во всяком случае, древние)
часто имели форму концентрических кругов. Преодолеть лабиринт и достичь центра
(поскольку лабиринт символ движения к центру, постижения тайны сокровенной
мудрости) способен лишь герой. Так, в греческом мифе победить Минотавра и
благополучно выбраться из лабиринта удается лишь герою Тесею.
Распространение почти по всему свету
лабиринтов, «сконструированных» в форме спиралевидной петли или меандра,
позволяет предположить, что лабиринты имели значения культовых символов и в
пределах небольшого пространства демонстрировали долгий и трудный путь
посвящения в тайну.
С двойной спиралью, нашедшей воплощения в
очкообразных привесках, как эмблемой «двунаправленного действия» связано
представление об андрогине, чей семантический образ восходит к
космогоническим представлениям о неразделенности земли (женское) и неба
(мужское), равновесных противоположных принципов мироздания, активного и
пассивного. Таким образом, рассматриваемый нами орнаментированный мотив,
являющейся формообразующим элементом очкообразных привесок, обладает
андрогинной природой и может толковаться как единство Солнца и Луны, мужского
и женского.
Первичные
(элементарные) мотивы являются той ступенью в мифологической иерархии орнамента,
на уровне которой начинает складываться образная структура, зарождаются
первые образные ассоциации, определяющие специфику орнаментики ювелирного
изделия.
Хотя
орнамент ювелирного изделия дальше других отходит от иллюстративности, все
же в каждом узоре угадываются знакомые образы то листа кувшинки, то лепестка
цветка, то плода дерева. В каждом из них присутствует неистребимая идея жизни.
С помощью осевой симметрии первичные мотивы образовывают многочисленные
розетки, часто помещаемые в центре больших орнаментальных полей, украшающих
пояса, нагрудные и головные украшения и др.
Внимательно
рассматривая первичные мотивы, становится понятным, что именно обеспечило их
широкое распространение. Прежде всего, нельзя не отметить исключительный
лаконизм и простоту фигур, их ясные выразительные, легко запоминающиеся
контуры. Каждый мотив – это композиционно законченная фигура. Все они
обладают высокими комбинаторными возможностями, легко перевоплощаясь друг в
друга.
Конструктивная
цельность и простота (все мотивы состоят из двух одинаковых элементов) делают
их удобными при изготовлении в материале и сборке изделия, что в условиях
промысла имело немаловажное значение. Иногда первичные мотивы образовывались
разновеликими спиралями, которые соединялись дополнительными связками. Они
часто встречаются в рисунках серег, браслетов, головных украшений и т.д.
Наибольшее
воплощение нашла спираль в филигранной технике, где для каждого украшения
изготавливался определенный тип спирали. Этими специально обработанными
проволочками и микрометрическим диаметром, называемым в бакинском ювелирном
деле «вов», а в нахчыванском «гуш димдийи» («птичий клюв»), заполнялись
свободные пространства орнаментальных элементов («гирде бичек», «дараг бичек»).
На
концах мелких спиралей и на завитках больших спиралей размещался
миндалевидной формы рисунок, известный под названием «ислими» и являющийся
одним из основных элементов азербайджанского декоративного и прикладного
искусства. Чаще всего «ислими» использовался для украшения направляющей линии
спирали завитка.
В
его живом и свободном кружении угадываются и легкие очертания облаков, и
свежая порывистость ветра. Во внешне традиционной форме раскрывается сложная
ассоциативность образов. И тем удивительнее, что все эти узоры порождены одним
первичным мотивом – спиралью, взятой в разных масштабах, пропорциях и
сочетаниях.
Мотивы народного орнамента сродни образам народной поэзии.
Они так же емки, метафоричны, поэтичны. Вот почему орнамент является своего
рода атрибутом духовно-материальной культуры народа. Пока сохраняется прирдная,
культурно-социальная и историческая общность, живет и его орнамент, сохраня в
себе древнейшее ядро образов, мотивов, принципов узоропостроения, возникших в
эпоху формирования народности и вобравших в себе не только конкретный
этнический опыт, но и общечеловеческие начала, объединя напластования веков и
впитывая новейшие черты и элементы. Эта способность сплавлять разновременные по
происхождению образы и формы в единый образно-пластический конгломерат,
актуализирующий предыдущий опыт и закрепляющий новые достижения, придает
орнаменту особую значимость. Он предстает как своеобразный и важный слой
художественности народа.
Литература
1.
Асадова С.Д.
Филигранные изделия в азербайджанском ювелирном деле // «Искусство
Азербайджана», X
т. – Баку, 1964 (на азербайджанском языке).
2.
Асланов Г.М., Голубкина Т.И., Садыхзаде
Ш.Г. Каталог золотых и серебряных предметов из археологических раскопок
Азербайджана. – Баку, Элм, 1966.
3.
Асланов Г.М. К изучению
раннесредневековых памятников Мингечаура // КСИИМК, 1955, вып. 60.
4.
Берснева В. Я., Яглом И.М. Симметрия и
искусство орнамента // В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и
искусстве. – Л., 1974, с.274- 289.
5.
Исмайлова А.А. Женские ювелирные
украшения Азербайджана // МИА АН Азерб. ССР. – Баку, 2001, 385 с.
6.
Раджабова Б.А. Средневековые женские
украшения Азербайджана (IV-XIII вв.) – Баку, 2000, 136 с. (на
азербайджанском языке).
7.
Рзаев Н. Искусство Кавказской Албании (IV
век до н.э. – VII век н.э.). – Баку, Элм, 1976, 255 с.
8.
Садыхзаде Ш.Г. Древнейшие украшения
Азербайджана – Баку, Элм, 1971, 80 с.
9.
Садыхова С.Ю. Орнаментальное убранство
азербайджанских филигранных украшений // Memarlıq və
incəsənət xəbərləri. № 1. – Bakı,
1997, s.72-74.
Поступила в редакцию 11.02.2010 г.