ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Формирование культуры общения офицера как педагогическая проблема

 

Тимофеева Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры русского и иностранных языков Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (военного института) имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

 

Важнейшей задачей современной реформы Вооруженных Сил РФ является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров, обладающих обширными и глубокими теоретическими знаниями, способных успешно решать профессиональные задачи. Повышение профессионализма офицерского корпуса неразрывно связано с формированием общей культуры и культуры общения каждого офицера, поскольку военная профессия требует от военного специалиста умения расположить к себе человека в служебном, педагогическом или неформальном общении.

Научные исследования и практический опыт показывают, общение занимает важное место в служебной деятельности и повседневной жизни офицера. Общение – это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей, которая соединяет конкретную деятельность людей с внутриколлективными процессами и межличностными отношениями.

Общение в воинском труде многофункционально. Оно выступает как средство решения профессиональных задач, как социально-психологическое обеспечение трудовой деятельности, как способ организации взаимоотношений с подчиненными и коллегами, как средство передачи информации, как средство педагогического воздействия. В педагогической деятельности офицера общение занимает особое место. Выступая как составной элемент педагогической деятельности, оно осуществляется на занятиях, во время воспитательных мероприятий, в свободное от службы время. Велики воспитательные возможности общения. Оно не только расширяет общий кругозор человека и способствует его интеллектуальному развитию, но и является обязательным условием формирования многих личностных качеств, правил и норм поведения. Воспитательно-педагогическая направленность общения предполагает умения офицера в любых условиях продолжать выполнение основной педагогической задачи, приспосабливая формы и методы работы с подчиненными к конкретной обстановке. Такое общение дополняет основную деятельность офицера, и поэтому культура общения для него – это по существу культура его повседневного военно-педагогического труда.

Результаты педагогических исследований [Иванова В.И., Тимофеева Е.В., Чернявская B.C. и др.] показывают, что будущие военные не обладают уровнем культуры общения, который соответствует современным требованиям, предъявляемым к личности специалиста, а у большинства молодых офицеров имеются значительные пробелы в знаниях и умениях, необходимых для общения в военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности. Не осознается ценность и значимость культуры общения; недостаточно проявляется направленность в общении на другого человека; не в полном объеме сформированы коммуникативные умения. Большинство офицеров имеют отдаленные представления о культуре общения и ее роли в решении профессиональных задач. Они не учитывают специфику военной службы, когда, с одной стороны, общение с личным составом занимает большую часть рабочего времени офицера, а с другой стороны, общение строго регламентируется требованиями воинских уставов, необходимостью соблюдения субординации между начальниками и подчиненными. Именно поэтому многие офицеры имеют сложности в межличностных взаимоотношениях и в профессиональном общении.

Анализ научной литературы позволил выяснить, что в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования культуры общения у офицеров. Это обусловлено, в первую очередь, многообразием взглядов на сущность понятий «культура» и «общение».

Понятие «культура» в современных научных источниках трактуется довольно широко. На обыденном уровне культура, в том числе и поведенческая, понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также иногда отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное свойство личности. На теоретическом уровне культура рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу. Существует понимание культуры как творческой деятельности человека и человеческого общества в целом, во всех сферах бытия. Также культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, характеристику уровня развития общества и конкретного человека, творческую деятельность по созданию, сохранению и передаче ценностей.

Категория «культура» взаимосвязана с категорией «деятельность». Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных особенностей и результатов. Освоение личностью культуры предполагает овладение способами практической, деятельностной ее реализации. Пропуская через себя общекультурные ценности, человек создает личные ценностные установки, реализуя, таким образом, творческой компонент воспитательного процесса. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру [Выготский Л.С., С. 246-251].

В.А. Сластенин пишет: «Культура – это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» ее есть прогресс личностного открытия, создание мира культуры в себе, сопереживание и сотрудничество, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры» [Сластенин В.А., Исаев И.Ф., С. 17].

Культура поведения, степень ее усвоения проявляется в различных аспектах деятельности человека. Но особая роль в процессе формирования поведенческой культуры принадлежит общению: у личности вырабатываются ориентиры в окружающей действительности, прежде всего, в окружающих людях. В процессе общения происходит передача и восприятие социальных, культурных и нравственных ценностей, формирование духовного мира человека, воздействие на сознание и поведение людей. Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляют особые требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Эти требования обусловлены и тенденциями современного социального развития, и проблемой гуманизации общения, когда актуализируются такие его аспекты, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимопомощь.

В словаре С.И.Ожегова общение рассматривается как взаимные сношения, деловая или дружеская связь [Ожегов С.И., С. 386]. В.Н. Панферов определяет общение как механизм социальной регуляции совместной жизнедеятельности людей средствами информационно-коммуникативного и психологического взаимодействия людей друг с другом [Панферов В.Н., С.13]. Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в процессе которой осуществляется взаимный обмен представлениями, интересами, настроениями, чувствами, установками, чертами характера [Левитан К. М., С. 136]. Б.Д. Парыгин отмечает, что общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга [Пассов Е.И., Кузнецова Е.С., С. 21].

Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной практической деятельности. Л.А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Он уточняет, что это не обозначает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность, важно, что оно может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть и одновременно условие другой некоммуникативной деятельности [Майорова М.А., С. 112].

Изучение научных источников показало, что большинство исследователей сходятся в том, что общение – это сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен познавательной и эмоционально-оценочной информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

По мере становления цивилизации постепенно развивалось понятие «культура общения» и смежное с ним понятие «культура поведения». И хотя о культуре общения и культуре поведения часто говорят как о тождественных понятиях, это далеко не всегда так. Культура общения – понятие значительно более емкое, чем культура поведения или этикет. «Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность» [Лихачев Д.С., С. 135]. Реальность поведения следует понимать как охват всех многообразных житейских ситуаций, не на каждую из которых разработаны специальные правила, в связи с чем человеку требуется поведенческое творчество, направляемое этической наполненностью культуры общения.

Этическая составляющая, в которой закреплены нравственные требования к человеку как члену общества, является основным отличием культуры общения от поведенческой культуры. Таким образом, поведенческая культура подразумевает лишь знание этикета и эстетические ориентиры проявления культуры.

Культура общения включает поведенческую культуру, вдумчиво адаптируя ее правила для каждого конкретного случая, наполняя их этическим содержанием, подразумевающим, прежде всего, максимум удобства окружающих. Сущность культуры общения – обеспечение такой техники коммуникации, которая обеспечит взаимодействие, когда люди не только не будут «мешать друг другу» [Д.С. Лихачев], но и каждый из них сможет сохранить свое личное достоинство и индивидуальность.

У культуры общения можно выделить несколько основных функций.

-                     Культура общения является единением процесса создания этических ценностей и процесса освоения этих ценностей, то есть выполняет аксиологическую функции.

-                     Культура общения выполняет нормативную функцию. Поведенческая культура выдвигает определенные требования, предписывающие человеку, как должно поступать, и зафиксированные в традиционных нормах поведения и написанных законах – нравах.

-                     Культура общения выполняет воспитательную функцию, способствуя формированию определенных качеств личности, которые достигаются в процессе взаимодействия участников общения.

-                     Культура общения выполняет регулятивную функцию, отождествляя собой систему определенных качеств личности, являющихся определенным регулятором социальных отношений.

Регулятивная функция культуры общения, воздействуя на личность, определяет два уровня культуры общения. Первый – этикетный обнаруживается в таких качествах личности, как вежливость со всеми оттенками, тактичностью, скромностью и точностью [Лихачев Д.С., С. 104-109]. Этикетный уровень обеспечивает внешнюю сторону культуры общения личности.

Второй, этический, выявляется не сразу, для него характерно достаточно глубокое понимание и усвоение категорий морали и перевод их в нравственные убеждения личности, например: представления о долге, справедливости, дихотомии добра и зла. Осмысленные, принятые и перешедшие в убеждения этические категории составляют основу культуры общения - внутреннюю ее сторону.

С точки зрения формирования культуры общения важно дифференцировать единство и несовпадения внешней и внутренней культуры. Только органичное совпадение этикетного и этического уровня культуры общения является завершающей ступенью ее формирования.

На сформированность этических и этикетных составляющих культуры общения оказывают влияние следующие причины:

-                     недостаток знаний, умений и навыков в коммуникативной области;

-                     недостаточно отработанная технология реализации этических ценностей на практике повседневной жизни;

-                     неестественность поведения человека, вызванная, например, корыстными побуждениями.

Объектом особого внимания в деятельности офицера должно быть стремление овладеть таким уровнем общения, который обеспечивал бы полное взаимопонимание между людьми, а это достижимо лишь при высокой культуре общения. Под культурой общения офицера понимается такая степень развития его коммуникативных качеств, которая позволяет эффективно и компетентно устанавливать взаимоотношения с людьми в процессе военно-профессиональной деятельности.

Для каждого офицера характерен определенный уровень сформированности коммуникативных качеств личности. Такими качествами, влияющими на культуру общения, являются, по мнению военных психологов, тактичность, доброжелательность и чуткость, самообладание, культура речи, общительность.

«Общительность» имеет общий корень с «общением», но иной характер. Общительность - это не процесс, а качество личности, которое вырабатывается в процессе общения. У одних людей общительность - широкая и поверхностная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других - более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного без всякого различия, свидетельствует лишь о большой лёгкости и подвижности и о таком же по существу безразличии к людям, как и необщительность других людей.

Решающее значение имеет в конце концов внутреннее отношение человека к человеку по существу. Общительность заключается не столько в объеме общения, сколько в способе и направленности общения. С.Л. Рубинштейн считает существенным не столько количественный признак широты общения, сколько качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми [Рубинштейн С.Л., С. 669].

Общительность, по определению А.В. Мудрика, есть сильно развитое, устойчивое стремление личности к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой их установления [Михалевская Г.И., Горовая В.И., С. 26]. Общительность-замкнутость могут проявляться по-разному в сфере общения и в общении в тех или иных сферах жизни деятельности.

Некоторые исследователи выделяют понятие профессионально-педагогической общительности, под которой понимается система правильной организации и управления общением в целях оказания воспитательного воздействия [Успанов К.С., С. 10]. К критериям общительности относят:

-                     наличие интереса к людям, к учащимся;

-                     умение понимать чувства учащихся и определять их позиции во взаимодействии с другими людьми;

-                     коммуникабельность и контактность с людьми и учащимися;

-                     терпимость в общении с учащимися;

-                     ориентация в ситуациях и готовность к изменению стратегии воздействия на учащихся.

Общительность, отмечает К.С. Успанов, как качество личности формируется в том случае, если индивид овладевает особенностями общения как вида деятельности [Успанов К.С., С. 16].

В.А. Кан-Калик также относит общительность к профессионально-личностным качествам педагога. Он выделяет три основных компонента общительности [Кан-Калик В.А.]:

-                     коммуникабельность способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации;

-                     социальное родство - желание находиться среди других людей;

-                     альтруистические тенденции - желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого.

Овладение основами культуры общения должно происходить на индивидуально-творческом уровне. Все рассмотренные нами компоненты культуры общения своеобразно и неповторимо проявляются в деятельности каждого офицера. Вот почему важнейшей задачей начинающего офицера является поиск индивидуального стиля общения, поиск которого должен вестись систематически. Можно порекомендовать разработанную нами систему формирования индивидуального стиля общения офицера, которая включает:

-                     изучение своих личностных особенностей;

-                     установление недостатков в личностном общении;

-                     работу по преодолению скованности, различных негативных наслоений в стиле общения;

-                     овладение элементами культуры общения на основе собственных индивидуальных особенностей;

-                     овладение технологией общения в соответствии со сложившимся стилем общения;

-                     реальную воспитательно-педагогическую деятельность, общение с подчиненными;

-                     закрепление индивидуального стиля общения.

Формируя индивидуальный стиль общения, офицер, прежде всего, должен выявить особенности своего психофизиологического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через который осуществляется «трансляция» его личности подчиненным. А затем обратить внимание на соответствие/несоответствие своих коммуникативных процессов индивидуально-типологическим особенностям подчиненных. Как справедливо заметил К.С. Станиславский: «Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, то есть, прежде всего, свои собственные переживания, чувства и мысли» [Станиславский К.С., С. 277]. Способность располагать к себе людей, умение понять и воспринимать другого человека очень важны для каждого офицера.

Верно найденный стиль общения способствует решению целого комплекса задач: во-первых, воздействие становится адекватным не только уставным требованиям, но и внутренним нравственным нормам личности офицера, т.е. общение становится органичным как для самого офицера, так и для окружающих; во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений в процессе военно-профессиональной деятельности; в-третьих, повышается эффективность таких важнейших функций общения, как передача информации, нормативная функция, воспитательная и регулятивная функции и все это происходит на фоне эмоционального благополучия в коллективе.

Исследования показывают, что в процессе практической деятельности офицер совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения и повышает уровень культуры общения. Этот опыт особенно ценен, потому что концентрирует в себе практические знания, умения и навыки. Приобрести такой опыт можно при условии критического анализа своего индивидуального стиля общения; осмысления причин успехов и неудач в разнообразных ситуациях общения; сравнения своей деятельности с лучшими образцами.

Однако только практического опыта для формирования культуры общения в военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности офицера сегодня уже не достаточно. В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, как перейти от декларативного признания важной роли культуры общения в военной профессии к ее сознательному и целенаправленному формированию в ходе обучения в военном вузе, т. к. следствием низкого уровня развития культуры общения офицера являются затруднения в межличностных взаимоотношениях и конфликтность в деловой сфере.

И хотя значение культуры общения как профессионально важной характеристики офицера осознается уже давно, проблема формирования культуры общения в ввузе изучена недостаточно. Она требует дальнейшего теоретического осмысления и практической реализации.

 

Литература

 

1.                  Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.

2.                  Иванова В.И. Формирование культуры делового общения будущих офицеров: Дисс… канд. пед. наук. – Брянск: 1998. – 184 с.

3.                  Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества: Автореф. дис… д-ра психол. наук. – Л., 1981. – 31 с.

4.                  Левитан К. М. Структура личности педагога // Творческая индивидуальность педагога / Тез. республ. конф. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1991. – С. 136.

5.                  Лихачев Д.С. Школа этикета. – Екатеринбург: Сред.-Урал., 1997. – 448 с.

6.                  Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе // Активизация учебной деятельности. Вып. 3. М.: Изд-во МГУ, 1981. – 128 с.

7.                  Михалевская Г.И., Горовая В.И. История педагогического процесса: Курс лекций. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т., 1997. – 136 с.

8.                  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1984. – С. 386.

9.                  Обучение общению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.

10.              Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис… д-ра психол. наук / ЛГУ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – 42 с.

11.              Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. – 243 с.

12.              Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. Сластенина В.А. – М.: Прометей, 1993. – С. 15-19.

13.              Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951. – 329 с.

14.              Тимофеева Е.В. Динамика формирования коммуникативной культуры личности обучаемого средствами иностранного языка (на материале работы с курсантами вузов): Дисс… канд. пед. наук. – Рязань: 1998. – 157 с.

15.              Успанов К.С. Педагогические основы формирования общительности как профессионального качества будущего учителя: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1984. – 25 с.

16.              Чернявская B.C. Формирование коммуникативной культуры в структуре профессионального образования курсантов морского вуза: Дисс... канд. пед. наук. – Владивосток: 1999. – 187 с.

 

Поступила в редакцию 05.08.2010 г.

 

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.