ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

К правовому анализу материального состава преднамеренного убийства (по материалам иранской исламской республики)

 

Шахбази Али Абульфаз оглы,

диссертант кафедры уголовного права Бакинского государственного университета, научный сотрудник Рештского филиала Университета Азад Ислами, Иран.

 

В понятие материального состава включают физическое совершение преступления, иногда же, наряду с криминальными последствиями преступления, сюда относят причинно-следственные связи между физическим совершением и криминальными последствиями. Мы поставили перед собой задачу рассмотреть в настоящей статье материальный состав убийства (умерщвления человека) в виде цели совершения данного преступления, куда входят следующие моменты: место совершения преступления, физические действия, совершаемые при этом, криминальные последствия и связь между тем и другим компонентами.

Основным элементом материального состава преступления считается место совершения убийства, для которого определены два условия: это то, что убитый должен был быть на момент совершения преступления живым, и то, что должен быть в наличии человек, совершивший преступление. Целью в отношении предмета преступления является объект, совершивший над предметом убийство. Иными словами, законодательством определено, что предметом или темой преступления является нападение или прикасание к объекту. Следовательно, темой преступления в умышленном убийстве является человеческая жизнь. Иными словами, человек – живое существо и законодательство считает преступлением лишение его такой ценности, как жизнь [1, 5.25].

Убийство – это лишение жизни живого человека. Следовательно, быть живым – это необходимое условие в исследовании такого преступления, как убийство (лишение жизни). Убийство не является эффективным в деле характеристики объекта. Умышленное убийство считается совершенным тогда, когда, в определенных условиях объект убийства, находящийся в любой форме духовного и физического положения, лишается жизни. Следовательно, убийство, совершенное при наличии у лица телесных недостатков и дефектов, не дает оснований считать этот факт убийства неумышленным.

В то же время факт того, что объект убийства являлся богатым или бедным, не имеет значения при характеристике вида убийства или при определения меры наказания для убийцы. Пол также не имеет значения при исследовании акта убийства человека. Разное вероисповедание у убийцы и убитого также не может помешать проведению следствия по делу умышленного убийства. Телесные особенности, такие, как цвет кожи, физическое строение также не являются значимыми в этом деле. Общий вывод таков, что главное условие при исследовании дела – это наличие жизни у потерпевшего. Поскольку убийством считается факт прекращения жизни другого человека, то основанием для исследования акта умышленного убийства является наличие живого человека, поскольку отсутствие жизни у кого бы то ни было делает невозможным акт убийства. Неопределенным здесь можно считать момент разграничения грани между жизнью и смертью. Моментом зарождения жизни является оплодотворение, а также внутриутробное развитие, вплоть до рождения. В это время формируются определенные органы и части тела. Следовательно, начало жизни, и в материнской утробе, и вне ее, связано с одухотворением, т.е. с зарождением живого существа. Здесь возникает вопрос: является ли искусственное прерывание беременности, т.е. умерщвление плода, актом мести, или преступления? Здесь можно ответить, что в 622-й статье Исламского Уголовного Кодекса отмечается, что «лицо, намеренно или случайно нанесшее повреждение беременной женщине, впоследствии которого произошел выкидыш, помимо выплаты штрафа и мести, может быть заключено под стражу сроком от одного года до трех лет». Таким образом, как следует из вышеуказанной статьи, данное лицо может быть подвергнуто также мести. [2, 5.55]. В данном случае внимание привлекает то, что зародыш, помимо того, что обладает душой, должен был родиться живым и данный живорожденный человек должен обладать способностью самостоятельно существовать. То есть младенец после рождения не должен жить благодаря техническим приспособлениям или в искусственно созданных условиях, в противном случае его нельзя считать человеком, и ввиду этого в данном случае здесь неприменима месть. Лишение жизни является проблемой, требующей технических и профессиональных навыков, и доказательство необходимости в данном акте определяется посредством экспертизы. Согласно данным медицины, смерть является не мгновенным, а, возможно, длительным процессом, поскольку разные части тела умирают не одновременно. Смерть окончательно наступает при смерти мозга.

Следовательно, в правовой системе смерть мозга может считаться окончанием жизни. Лишь после этого разрешается изъятие органов для трансплантации их другим людям [2, 5.58].

Вторая проблема в отношении умышленного убийства - это физическое поведение. Физическое поведение является одним из элементов материального состава преступления и является причиной криминальных последствий. В преступлении, основанном на убийстве, физическое поведение – это физическое действие, производимое преступником в целях прекращения человеческой жизни. Физическое поведение может складываться в рамках действия, прекращения действия, в действии, предваряющем прекращение его. Однако наказание по поводу убийства предполагается на основании первых двух видов действия. Что же касается третьего вида действия, то по его поводу имеются расхождения в мнениях экспертов. Иногда убийство совершается действием, т.е. нанесением потерпевшему видимых следов убийства, в том числе через нанесение смертельной раны, сожжение, удушение и тому подобное. Подобные же действия называются материальным действием. Иногда убийство совершается действием, не оставляющим на теле видимых следов. В таком случае нельзя однозначно приписывать совершение убийства подозреваемому лицу однозначно. В Исламском Уголовном Праве в ст.325 в связи с нематериальными действиями, сказано: «Если в какое-либо время кто-то применит в отношении какого-либо лица оружие, восстановит кого-либо против кого-либо, или каким-либо иным способом угрожает какому-либо лицу и в итоге это приведет к смертельному исходу, то данное действие считается умышленным убийством независимо от того, совершалось ли оно с целью убийства или нет и может стать основой для мести» [2, 5.58]. В большинстве случаев действие убийства происходит с помощью материальных средств. К ним относятся такие материальные предметы и вещества, как оружие, камень, дерево, веревка и другие материальные средства, а также органы тела. Обычно средствами для убийства являются вещества, отдельные от тела убийцы, в том числе оружие, нож, камень и др. подобные средства. К примеру, убийца душит объект, бросает его с высоты. Данные различия в форме убийства не влияют на определение вида наказания. Средства, используемые убийцей, бывают прямыми или косвенными. В таких случаях, если причина сильнее контролируемого, то ответственность падает именно на нее. К примеру, контролируемого может обмануть причина, когда убийство направляется путем внушения, т.е. нематериальными средствами. К примеру, если животное натравливается на другое, то это считается убийством.

Расследование умышленного убийства показывает, что орудие убийства может и не касаться непосредственно пострадавшего, это может произойти опосредованным путем. В таком случае между использованием средства и убийством должна быть установлена однозначная связь. К примеру, сюда можно отнести такие случаи, как когда если одно лицо копает колодец с тем, чтобы в него попало другое лицо, или одно лицо с целью отравления другого кладет отраву в определенное место, и т.д. 318-ая статья Исламского Уголовного Кодекса гласит, что «в данном преступлении человек создает условия для наступления смерти другого человека или создает условия для совершения преступления против этого лица, но сам непосредственно в этом не участвует. Следовательно, если бы его не было, то не было бы и преступления. К примеру, если выкопан колодец, и кто-то в него упал и получил травму» [4, 5.99].

Возможно, что средство, используемое для совершения убийства, будет использовано лишь однажды, поскольку достигнет цели сразу, а, может, и нет, в качестве примера можно привести яд, который дается лицу несколько раз. Используемое средство может и не привести однозначно к смерти потерпевшего лица, возможно, что для этого должно пройти некоторое время. В иранском законодательстве не учтен факт того, что для достижения цели убийства должно пройти некоторое время, учитывается лишь причинно-следственная связь между нанесением повреждения потерпевшему и следствием этого нанесения.

Средство, используемое для убийства, может быть и не быть смертельным, оно может способствовать смерти и не обладая смертоносными качествами. К примеру, в качестве средства убийства может быть использован легкий кусок дерева, укус, движение тела и т.д. В статье 206 Исламского Уголовного Кодекса обязательно указывается умышленный характер совершения убийства, причем доказать обратное не представляется возможным [5, 5.61].

Иногда факт умышленного убийства наступает при покидании места происшествия. Покинуть место происшествия - означает покинуть место, где наступает смерть человека. К примеру, это равно тому, что медсестра не даст больному вовремя лекарство, от чего наступает смерть, или мать не кормит ребенка грудью, вследствие чего он умирает голодной смертью. Отрицательное действие, или покидание места действия, несомненно, является причиной смерти потерпевшего, поскольку между совершенным действием (или бездействием) есть причинно-следственная связь. В то же время здесь есть определенные расхождения в подходах к точке зрения о том, может ли быть привлечено к следствию лицо, ставшее причиной убийства? Самая распространенная точка зрения состоит в том, что покидание места происшествия не создает прецедент в том случае, если это приведет к положительным следствиям, или сам уход был связан с исполнением служебных обязанностей. К примеру, если пожарный не потушит вовремя пожара, то могут погибнуть люди [5, 5.65].

Большинство правоведов считает, что покидание места происшествия не может быть оценен как материальный состав преступления. Некоторые даже отмечают, что если при покидании места происшествия будет совершено умышленное покушение на жизнь потерпевшего, то идея о том, явится ли этот умысел смертельным или нет, так истолковывается в 206-ой статье Исламского Уголовного Кодекса: «Оставление места деяния может считаться материальным составом преступления в том случае, когда совершивший деяние, покидая место происшествия, носит ответственность за это действие и осведомлен о том, что его умышленное деяние может быть причиной наступления смерти потерпевшего» [6, 5.173].

Третьим элементом материального состава убийства как преступления, является следствие преступления, т.е. изменения, произошедшие вследствие физического воздействия. Убийство есть смерть потерпевшего, наступившая вследствие совершенного преступления, что связано с остановкой дыхания и сердечной деятельности. Последнее может произойти вместе с физическим воздействием на потерпевшего, но может произойти и спустя некоторое время. Следовательно, получение следствия или эффекта физического воздействия можно рассматривать в том случае, если между ними будет доказана причинно-следственная связь.

Убийство как преступление с точки зрения выявления материального состава и конечного следствия квалифицируется в том случае, когда, в результате физического действия при совершении убийства, душа покидает тело. Следствие же, являясь смертью потерпевшего, относится и к семье убитого; т.е. потерпевший здесь не один, их может быть несколько. Суд считает убийцей определенное лицо в том случае, когда по итогам расследования будет доказано, что он действительно лишил человека жизни. К примеру, если какое-либо лицо, взяв с собой другое лицо, затем потерял его, считать первое лицо убийцей (даже в случае, если он сам признает это) можно лишь в том случае, если будет доказан факт убийства. Его признание будет учтено в том случае, если они совпадут с прочими доказательствами и аргументами (статья 194 Уголовно-процессуального Кодекса).

Отмеченная проблема есть следствие в материальном смысле. Однако есть следствие и правового плана. Это посягательство на права и свободы народа. К примеру, убийство есть преступление, следствие которого есть прекращение жизни, и это есть материальное следствие преступления, правовое последствие же есть покушение на жизнь [5, 5.87].

Четвертым из основных элементов является причинная связь между криминальным следствием и физической связью. Несмотря на то, что во всех преступлениях и их расследованиях основной проблемой является, несмотря на наличие всех элементов состава преступления, существенным однозначно является наличие причинной связи между убийством и обвиняемым, которая однозначно должна быть выявлена. Привлечение обвиняемого к правовой ответственности является необходимым во всех случаях преступлений, совершенных намеренно или по неосторожности. Основным условием для привлечения убийцы к ответственности за совершенное им деяние является совершение преступления вследствие его деяния. Поэтому должна быть выявлена причинно-следственная связь между его деянием и следствием этого деяния. Статус этой связи связан с тем, что если деяние убийцы не повлекло за собой прекращение жизни человека, то, следовательно, никакого преступного деяния не было или же совершенное преступное деяние было совершено по другой причине или ряду причин. Вследствие этого ответственность не может быть возложена на указанное лицо. [7, 5.185].

Согласно правилам, если деяние преступника является причиной, повлекшей за собой следствие, или же не было попытки помешать причине, повлекшей за собой указанное следствие, то убийца должен понести наказание за совершенное деяние.

Следовательно, если одно лицо наносит другому телесные повреждения с целью убийства и эти повреждения приводят к смерти потерпевшего, то причинивший эти повреждения будет нести ответственность за убийство человека. Если же потерпевшему уже был нанесен опасный или смертельный удар, и потерпевший вследствие всех нанесенных ударов скончался, то, несмотря на наступление смерти вследствие всех этих причин, второе лицо также привлекается к ответственности за убийство человека [8, 5.149].

Наличие причинной связи между криминальным последствием и физическим воздействием подразумевается в преступлениях, связанных с последствием преступного деяния, считается относящимся к общим правилам оценки преступления. В данном вопросе нет различий между преступлением убийства и другими преступлениями. Если не будет доказана причинная связь между физическим воздействием и криминальное последствием, то материальный состав преступления считается недоказанным, т.к. причинная связь есть составной элемент материального состава преступления. Одной из существующих проблем является возможность или невозможность исследования причинной связи между следствием действия и физическим поведением. Не говоря пока о необходимости наказания, следует отметить, что правоведы подразделяют преступления, связанные с неосторожностью, на простые и связанные с недеянием. Простые преступления, совершаемые путем отказа в помощи, не нуждаются в доказательстве последствий. К примеру, можно указать на отказ от уплаты алиментов. Однако в преступлении, связанном с недеянием, необходимо доказательство последствий. К примеру, можно указать на убийство, совершенное путем неоказания своевременной помощи больному в виде принятия лекарств. Таким образом, преступления, не зависящие от лица, его совершившего (совершенные по неосторожности), можно подразделить на две группы, поскольку в простом виде данных преступлений для определения причинной связи между последствиями и физическим действием последствий попросту нет.

Причинно-следственная связь должна быть восстановлена вплоть до момента наступления следствия. Даже если потерпевший своей волей прерывает причинно-следственную связь, то и в этом случае причину нельзя считать ответственной. Следовательно, если (А), с целью убить (Б), наливает в воду цианол и ставит напиток в определенное место, и (Б) выпивает этот напиток, затем, поняв, что это яд, все-таки допивает его, то и в этом случае (А) привлекается к ответственности. [5, 5.91].

Если будет устранена следственная связь между наступившим последствием вследствие какого-либо независимого факта, деяния или покидания места действия первого деяния, то лицу, осуществившему данное действие, или покинувшему место деяния, не будет инкриминирован факт убийства. Иными словами, если в длинной цепочке событий, связанных между собой, эти события станут причиной наступившего следствия, то будет верным связать следствие с первым фактором. Ярким примером для иллюстрации этой мысли может послужить тот факт, если одно лицо ранит другое и потерпевший при этом, болея болезнью «тетанус», умирает, то причиной смерти будет являться именно деяние ранившего лица, потому что ни один другой независимый факт не устранил причинно-следственную связь между указанными явлениями. К тому же большой временной интервал между нанесением раны и наступлением смерти не устраняет ответственности совершившего деяние лица.

Разумеется, чем короче это расстояние, тем труднее доказать имеющуюся здесь причинно-следственную связь. Следовательно, наличие временного интервала между действием и наступлением смерти не устраняет факта совершения преступления. Т.е. если в каждый следующий миг преступник своим деянием заражает болезнью иммунодефицита потерпевшего, и тот спустя годы заболевает этой болезнью и умирает вследствие этого заболевания, эту смерть однозначно надо связывать с лицом, заразившим его [9, 5.85].

 

Литература

 

1.                  Агаинийа Г. Преступления против личности. Тегеран, 2006 (на персидском языке).

2.                  Нокендеи А. Анализ права по умышленному убийству человека. Тегеран, 2004 (на персидском языке).

3.                  Гусейнхани Б. Специальное уголовное право. Тегеран, 2003 (на персидском языке).

4.                  Мансур Ж. Исламское уголовное право. Тегеран, 2003 (на персидском языке).

5.                  Зираэт А. Преступления против личности. Тегеран, 2007 (на персидском языке).

6.                  Зиряэт А. Место исламского уголовного права в современной уголовной системе. Тегеран, 1998 (на персидском языке).

7.                  Абдулгадир О. Толкование исламом преступления. Тегеран, 1994 (на персидском языке).

8.                  Шамбиати Г. Специальное уголовное право. Тегеран, 1997 (на персидском языке).

9.                  Мир Мухаммед Садыги. Преступления против личности. Тегеран, 2007 (на персидском языке).

 

Поступила в редакцию 11.02.2010 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.