ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Проявления правовой идеологии в структуре правовой системы государства: сущностная характеристика

 

Антонов Евгений Андреевич,

аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного социального университета,

ведущий юрисконсульт отдела судебно-правовой работы правового управления ООО «Страховая компания «Согласие».

 

Многие авторы уже несколько десятилетий отмечают влияние правовой идеологии как на процесс правотворчества, так и на его результаты. Тем не менее, они не всегда заботились о том, чтобы оценить явление, которое они исследуют, ясно и убедительно. Между тем, на концептуальном уровне уже при постановке задач исследователи сталкиваются с трудностью понимания идеологии и связанной с ней задачей разделения идеологических и неидеологических проявлений.

В качестве методологической задачи ученые столкнулись со следующей проблемой: идеология, по сути своей, нематериальное явление, не поддающееся непосредственному наблюдению. В связи с этим наша методологическая база в значительной мере сужается. Однако мы можем наблюдать, а в некоторых случаях и ощущать на себе те процессы и явления, на которые оказывает влияние правовая идеология. В конечном счете, основываясь на наблюдаемых процессах и проявлениях, мы можем адекватно и в полной мере выразить сущность феномена «идеология», а также проследить ее непосредственное влияние на правосознание.

В данном исследовании мы постараемся в общих чертах рассмотреть характер взаимодействия правовой идеологии и права, а также логику воздействия правовой идеологии на общественное сознание и право. Раскрытие поставленной задачи, а именно рассмотрение феномена правовой идеологии в ее проявлениях, позволит нам дать наиболее полную оценку сущности и характера понятия «правовая идеология».

As a methodological matter, scholars face the challenge that ideology is an intangible phenomenon that cannot be directly observed.

Исторически становление и развитие права традиционно связано с развитием производственно-экономических отношений и возникновением необходимости в их урегулировании. В современном обществе право регулирует большую часть экономических, социальных, политических и духовных отношений[1]. Между тем, в смене исторических типов государства и права наибольшее влияние имеет воздействие государственной, политической и правовой идеологии на юридическую форму. Придерживаясь формально-юридического подхода к пониманию права, мы рассматриваем его как совокупность общеобязательных правил поведения, закрепленных, в первую очередь, в законах государства. Законы обязательны для всех и действуют на территории всего государства. В законах непосредственно выражается государственная деятельность. Законы обеспечивают выполнение функций государственного аппарата и придают государству, как политической организации общества, характер публично-правового союза[2]. В свою очередь, являясь лишь формой выражения права, закон по своей сути предстает перед нами «текстом» правил поведения и нуждается в средствах, обеспечивающих его действие. Государство обеспечивает действие права через функционирование специальных аппаратов власти и принуждения. Немаловажную роль в функционировании правовой системы при этом играет и правовая идеология, которая оказывает воздействие, как на общественное сознание, так и на само право.

Наиболее четко логику такого воздействия можно проследить в марксистских подходах к праву. По мнению марксистов, «основные законы государства (конституции) выражают соотношение классовых сил в стране и волю победившего в революции класса»[3]. В государстве постоянно происходят столкновения между различными формами правления, режимами, избирательными системами, политическими образованиями, которые, в конечном счете, оказываются только «иллюзорными» формами, «в которых ведется действительная борьба различных классов друг с другом»[4]. Сущность данной борьбы обусловлена целью установления верховенства определенных идей и взглядов в обществе. Становление гегемонии, когда большая часть общества мыслит в рамках одной идеологии, разделяет ее и строит свое поведение, основываясь на ее требованиях, является основной целью правовой идеологии. Или, выражаясь словами А. Грамши, следующим образом описавшего суть данного явления: «когда большинство людей в обществе думает одинаково об определенных делах, или даже забывает, что есть альтернативы текущему состоянию дел»[5]. На пути к своей цели правовая идеология оказывает воздействие на сознание индивида, групп, общностей, вызывая тем самым в их умах логически оформленное концептуальное обоснование идей и осознание их необходимости. Чем больше людей разделяют определенную идеологию, тем явней становится необходимость в ее законодательном оформлении, узаконивании. В результате доминирующие идеи, получившие широкое распространение и принятые обществом, получают правовую оценку и могут быть закреплены впоследствии законодательно. Таким образом, происходит «легализация» доминирующей идеологии и отражение ее в конкретных правовых нормах.

В такой ситуации совершенно справедливо возникает вопрос: если идеология представляет собой своего рода определенный метод борьбы за верховенство определенных идей, взглядов на право, то о какой борьбе может идти речь в случае, если мы говорим об идеологии не политической, к примеру, в которой борьба является адекватным проявлением политической свободы, а правовой? Ведь право по своей природе нейтрально и призвано обеспечить интересы каждого.

Дело в том, что по своей природе «идеология» - любая из многих идей, которые все мы склонны разделить, по крайней мере, если мы принадлежим подобной культуре, обществу или группе. Любая правовая норма, в свою очередь, строится на определенных принципах, идеях, взглядах. При этом они пронизывают закон, определяя его структуру, цели и задачи, основные понятия, пути развития и пр. В связи с этим можно говорить, что закон является идеологическим, поскольку он передает сложный набор отношений, ценностей и теорий о различных аспектах общества. Его содержание является частью доминирующей идеологии в обществе. В конечном счете, «закон отражает доминирующую идеологию» и, следовательно, можно справедливо полагать, что «у закона есть идеология». Вместе с тем утверждение, что «у закона есть идеология», не должно ставить под сомнение принципы нейтральности, беспристрастности и независимости закона.

Право, как сфера соционормативной структуры общества, структурируется на трех уровнях: нормы, идеи, отношения[6]. При этом без определенного представления о правовых нормах невозможно принять ни один нормативный правовой акт. Именно следование правовым нормам, в том числе и выраженным в нормативных актах, превращает социальное поведение в правовое[7]. При этом право не может эффективно воздействовать на сознание и волю людей, если в нем не отражены его ориентиры и нет идейной связи с интересами общества[8]. «Создание правовых норм невозможно без апелляции к правосознанию»[9] - в противном случае правовая норма становится лишь декларацией. Следовательно, идеология питает мотивационную базу коллективных политических действий и проявлений. Она, по словам итальянского исследователя А. Грамши, служит тому, чтобы «…пробудить в народе и организовать коллективную волю»[10].

Вместе с тем необходимо понимать, что само воздействие правовой идеологии на право является опосредованным. Как таковая, она непосредственно не создает правовую норму и не имеет прямой цели ее создания или изменения. Правовая идеология отражает правовую действительность, но не изменяет ее. Как было отмечено выше, цель правовой идеологии - доминирование определенной идеи в обществе, когда общество мыслит и действует в рамках идеологии. Какой в итоге будет судьба данной идеологии: получит ли она поддержку государства, будет ли возведена в рамки закона, правого обычая, прецедента или станет мерой психологического воздействия, зависит от других факторов.

Таким образом, мы определили, что правовая идеология, выражаясь в действенных актах, оказывает влияние на право и текст закона в частности, однако ее проявления этим не ограничиваются. Идеология может служить не только средством «легализации» определенных идей, но и средством их «легитимации».

Правотворчество – это сложный процесс, который зачастую осуществляется не народом, а отдельными субъектами, чьи интересы не всегда совпадают с интересами народа. Выходит, что форму закона может принять идея, не соответствующая воле и идеалам общества. Правовая идеология, в данном случае, призвана оказать воздействие на общество, изменить его приоритеты и создать «иллюзию» реальной необходимости принятого правового акта.

Правовая идеология, при этом, может оказывать воздействие на общество как целенаправленно (прямо), так и нецеленаправленно (косвенно). Целенаправленное влияние правовой идеологии выражается в усвоении личностью совокупных, теоретически обобщенных правовых убеждений, посредством правового воспитания, обучения. Нецеленаправленное влияние, в свою очередь, заключается в том, что у человека правовые представления формируются индивидуально в процессе воздействия на него окружающей социальной среды[11].

Именно такие проявления идеологии порождают негативное отношение к ней в обществе и вынуждают воспринимать ее, как некое социально вредное, противостоящее науке и реальному положению дел явление, или, выражаясь словами К.Маркса, как форму «ложного сознания». Мы не можем отрицать тот факт, что идеология имеет и такие проявления, однако нельзя судить об объекте в целом, основываясь лишь на одной из его сторон. Правовая информация содержит в себе сильный «идеологический заряд», который впитывается в умы людей, оставляя идейные представления. Общество может не знать содержания принятого «нашумевшего» правового акта, но оно всегда, посредством средств массовой информации, будет иметь определенные идейные представления о правовом акте, а главное – о мотивах, по которым он был принят. Тем не менее, процесс усвоения правовой информации является процессом индивидуального познания, результат которого проявляется в усвоении правовых знаний и превращении их в убеждения, взгляды, идеи. Таким образом, правовая идеология несет в себе лишь информационную функцию и выступает «источником сведений» о характере правовых связей в обществе и о политико-правовой среде данных общественных отношений»[12].

Таким образом, мы пришли к выводу, что закон идеологичен и он отражает доминирующую идеологию в обществе. Однако, что мы, при таком подходе, подразумеваем под понятием «правовая идеология»? Не тот факт, что «право базируется на идеологии», а то, что «само право и есть идеология». Другими словами правовая идеология является средством, которое обеспечивает поддержание правового сознания и гарантирует непрерывность работы правовой системы. К аналогичному выводу в свое время пришел и советский правовед М.А. Рейснер, считавший «право» одной из «идеологических форм»[13]. Все право пронизано идеологией, и правовые категории, с позиции М.А.Рейснера, не имеют никакого другого значения, кроме идеологиче­ского. Само же правовое сознание, структурным элементом которого является правовая идеология, таким образом, можно рассматривать как «согласие» для функционирования определенной правовой системы.

Проведенный анализ правовой идеологии в ее проявлениях позволяет нам сделать определенные выводы о сущности правовой идеологии и выделить ее основные черты:

- правовая идеология воздействует на право. Такое воздействие носит опосредованный характер;

- цель правовой идеологии – становление гегемонии, когда большая часть общества мыслит в рамках определенной идеологии и разделяет ее;

- правовые нормы, правоотношения и правовая идеология взаимно коррелятивны и подразумевают друг друга;

- правовая идеология не только предшествует созданию юридических норм, но и сопровождает их на всем протяжении действия права[14];

- закон отражает доминирующую идеологию;

- правовая идеология выступает источником сведений о характере правовых связей в обществе и о политико-правовой среде данных общественных отношений, и несет в себе информационную функцию.

 

Литература

 

1.                  Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации). Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 // Власова Ю.Б. - М., 2005.

2.                  Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Издательство политической литературы, 1991.

3.                  Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология // Кудрявцев В.Н. – М., 1982.

4.                  Мальцев В.Г. Понимание права. Подходы и проблемы // Мальцев В.Г. – М., 1999.

5.                  Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М., 1955. – Т.2. – С. 3 – 230.

6.                  Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М., 1955. – Т.3. – С. 7-544.

7.                  Маркс К. и Энгельс Ф. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд.- М., 1955. - т. 7. - С. 5 – 110.

8.                  Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология// Рейснер М.А. - С.-Пб.: Тип. т-ва «Обществ. Польза», 1908. – 242 c..

9.                  Явич Л. С. Общая теория права // Явич Л. С. - Л., Изд-во ЛГУ, 1976.

 

Поступила в редакцию 08.11.2010 г.



[1]  Явич Л. С. Общая теория права// Явич Л. С. - Л., Изд-во ЛГУ, 1976. - С.37

[2]  Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М., 1955. – Т.2. – С. 129

[3]  Маркс К. и Энгельс Ф. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд.- М., 1955. - т. 7. - С. 40—45.

[4]  Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М., 1955. – Т.3. – С. 32.

[5]  Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Издательство политической литературы, 1991.

[6]  Мальцев В.Г. Понимание права. Подходы и проблемы// Мальцев В.Г. – М., 1999. - С. 6-7.

[7]  Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология// Кудрявцев В.Н. – М., 1982

[8]  Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации). Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01// Власова Ю.Б. - М., 2005. - С. 129

[9]  Там же – С. 133

[10]                Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Издательство политической литературы, 1991.

[11]                Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации). Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01// Власова Ю.Б. - М., 2005. - С. 122

[12]                Власова Ю.Б. - Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации). Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01// Власова Ю.Б. - М., 2005. - С. 113.

[13]                Рейснер М.А. - Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология // Рейснер М.А. - С.-Пб.: Тип. т-ва «Обществ. Польза», 1908. - С. 159—160.

[14]                Власова Ю.Б. - Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (на материалах Российской Федерации). Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Власова Ю.Б. - М., 2005. - С. 128.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.