ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Критерии профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки

 

Воитлева Нафисет Адалгериевна,

кандидат педагогических наук, доцент Адыгейского государственного университета.

 

Эффективность будущей профессиональной деятельности студента зависит не только от профессиональных умений и навыков, но и от уровня его профессионально-творческого развития.

Реалии времени диктуют необходимость улучшения подготовки учителя школы. Приоритет творческой активности, утверждаемый в общественном сознании, вызывает к жизни новое творческое мышление и требование смены традиционно-исполнительской деятельности учителя на проблемно-поисковую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосознания и самореализации личности [1].

Профессионально-творческое развитие личности будущего учителя, его субъектность выступают основной целью высшего, в том числе музыкального образования.

Для выявления уровня профессионально-творческого развития студентов нами выделены критерии творческости, учитывающие специфические особенности данной профессии:

– артистизм (творческий процесс педагога так же, как и актера, является коммуникативным творческим процессом, в основе которого лежит процесс общения, целью которого является воздействие на человека и вызов определенного сопереживания в нем, но артистизм не сводится лишь к внешним проявлениям, а имеет внутреннюю основу, а именно: умение мыслить образами, ассоциативно, стремление к нетрафаретным, изящным решениям; артистичность педагога проявляется в его искренности, открытости, обаянии, оригинальности мысли; когда речь идет о преподавательской деятельности в сфере искусства, музыки, артистизм педагога является одним из наиболее важных проявлений его творческости; артистизм учителя индуцирует творчество учащихся, безграничные возможности музыки в сочетании с артистическим талантом учителя могут стать эффективным средством влияния на учеников);

– воображение (фантазия) (особенности восприятия музыки, ее исполнения, сочинения музыки обусловлены работой воображения; без умения фантазировать, нельзя было бы создать ничего из того, что создано в науке, технике, искусстве);

– эмоциональность (известно, что по природе своей музыкальный язык не может быть понят и усвоен иначе, чем путем личного эмоционального переживания; обучение музыке, даже когда педагог занят теоретическим анализом, должно быть увлекательным, т.е. эмоционально наполнено и направлено);

увеличивайте доход от участия в турнирах на вулкан 24 игровые автоматы официальный сайт

casino-obzor.name

– интуиция (педагог чаще всего работает в условиях неполной информации, многозначности, вариативности, дефицита времени для принятия решений, все это определяет необходимость изучения и использования интуитивного начала в работе педагога; успешнее всего интуиция развивается практикой, когда принятые решения анализируются, оцениваются, вскрываются ошибки, то есть осуществляется то, что именуется педагогической рефлексией; профессиональная интуиция считается высшим проявлением компетентности специалиста, являясь специфическим творческим механизмом выхода за границы сложившихся профессиональных стереотипов) [2];

– педагогическая импровизация (педагог должен уметь быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого логичного рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции; источником педагогической импровизации является эрудиция, свободная ориентация в изучаемых проблемах, гибкость мышления, опыт анализа типичных ситуаций; овладение педагогической импровизацией – это путь восхождения к педагогическому мастерству);

– нестандартный, оригинальный подход к решению педагогических, исполнительских задач;

– профессиональная грамотность (компетентность) (чтобы творить в профессии, учитель должен владеть необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности).

Именно по этим критериям нами осуществлялась оценка уровня творческости студентов.

 

Литература

 

1.                  Рындак В. Г. Школа в условиях обновления.– М.: Мысль,1993. – 98с.

2.                  Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

 

Поступила в редакцию 10.05.2011 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.