ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога

 

Рындина Юлия Валерьевна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова.

 

В последнее десятилетие в соответствии с программой социально-экономического развития России определились основные направления развития системы высшего профессионального образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа, реализация которой началась в Год Учителя 2010, ставит главную задачу перед высшей школой – новой школе нужны профессионально компетентные педагоги, «способные творчески мыслить», «находить нестандартные решения», «проявлять инициативу», готовые обучать учащихся самостоятельному поиску информации, проектной и исследовательской деятельности. Соответственно актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится обучение студентов способам добывания и переработки научной информации путём самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности студентов, способствующей высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании.

Однако, сложившаяся образовательная практика не способствует максимальному стимулированию исследовательской направленности педагогического труда будущего специалиста, вследствие чего возникает необходимость изучения теоретических аспектов такого феномена как «исследовательская компетентность» будущего учителя.

Обращение к словарным источникам [6, 7, 10] показывает, что в них приводятся термины «компетентный», «компетенция», «компетентность».

Если исходят из латинского слова соmреtеге [2], которое переводится на русский язык такими глаголами, как добиваться, подходить, соответствовать, то под компетенцией понимают круг полномочий кого-либо или круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен. Во втором случае анализируемое понятие рассматривается как основательность знаний, специальные способности человека, его хорошая предметная ориентированность, высокий уровень грамотности, готовность к правильным действиям. Сущность понятия «компетентный» в этом случае раскрывается при помощи значения таких глаголов как: «законно требовать», «иметь право на такого рода высказывания или поступки», «подходить для выполнения конкретной работы». В результате, говоря о компетентности подчеркивается, что это – обладание знаниями, позволяющими человеку судить о чем-либо...».

В педагогических кругах возникает много споров по этой проблеме. Компетенция рассматривается как «комплекс операций, действий, знаний, способностей, активности, самостоятельности и других свойств личности в принятии решений» [9], представляющая собой «наивысший уровень владения способами развития профессиональной деятельности» [15, 27]. Компетентность – «это способность на практике реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере» [12], это «составляющее качество личности или совокупность качеств, минимальный опыт деятельности в заданной сфере» [15, 27].

Несколько по-другому разделяет понятия компетентность и компетенция Б. Хасан: «Компетенция – это характеристика места, а не лица, т.е. это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т.е. соответствие лица занимаемому месту, «вменение», иначе говоря, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиям и ожиданиями. Уровень компетентности – это характеристика результатов образовательной практики для отдельного человека. Компетенция – это то, на что претендуют или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек» [5, 74].

А.В. Хуторской выстраивает соотношение понятий следующим образом: «компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4, 13].

Таким образом, под компетенцией мы будем понимать набор требований, а под компетентностью – опыт осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Компетентность – это синтез двух компонентов: обладание обучающимся определённым набором компетенций; сложившееся личностное качество человека, завершившего образование определённой ступени, в котором ярко выражена «способность результативно действовать, достигать результата – эффективно решать проблему» [9, 242] и мобильность специалиста на рынке труда.         

Основываясь на трехуровневой иерархии компетенций / компетентностей А.В. Хуторского в сфере профессионально-педагогического образования, мы выделяем предметные, надпредметные и ключевые компетентности. Под надпредметными компетентностями мы подразумеваем те обобщенные знания, умения, навыки и способы деятельности, которые относятся к метапредметному содержанию образования (например, коммуникативная, организаторская, диагностическая, прогностическая и др.); они связываются с успешностью личности в быстро меняющемся современном мире; под ключевыми компетентностями будем понимать те надпредметные компетентности, которые имеют ключевое значение для данной области деятельности человека (в том числе профессиональной, например педагогической) [13].

На наш взгляд, исследовательскую компетентность учителя можно определить как целостную, интегральную характеристику личности будущего учителя, проявляющуюся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как её субъекту с целью переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразующему. Как следует из вышесказанного, исследовательская компетентность учителя носит деятельностный характер, и не может проявляться или быть оценена вне педагогической деятельности.

Исследовательская компетентность, по мнению многих педагогов (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Я.В. Кривенко, С.И. Осипова, А.А. Ушаков, Е.В. Феськова, А.В. Хуторской др.) относится к числу ключевых. В подтверждение правильности своей позиции они приводят следующие аргументы:

Исследовательская компетентность формируется на базе врожденного качества всякого живого существа (в том числе и человека), называемого исследовательским поведением (С.М. Бондаренко, А.Н. Поддъяков, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков и др.), а также целого комплекса элементов, входящих в состав различных ключевых образовательных компетентностей.

Формирование исследовательской компетентности в сфере будущей профессиональной деятельности является одной из важнейших целей всех современных программ высшего профессионального образования (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.). Осознанием важности решения данной цели является реализация на федеральном уровне целостной программы по реализации положений Концепции развития исследовательской деятельности учащихся [8].

Для нашего исследования важно выяснить место исследовательской компетентности в различных классификациях ключевых компетентностей.

В классификации ключевых компетентностей И.А. Зимней исследовательская компетентность входит в качестве компонента в «компетенцию, относящуюся к деятельности человека» [3].

В классификации А.В. Баранникова исследовательской компетентности отводится самостоятельная роль наряду с учебной, социально-личностной, коммуникативной, личностно-адаптивной и компетентностью в области организаторской деятельности и сотрудничества [1].

Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии». Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития [13, 55-61].

Исследовательскую компетентность специалиста в области образования Ю.В. Соляников представляет через взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетенций, которые наполняют её содержательно. При этом ключевые компетенции инвариантны для любой профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации, а базовые изменяются в зависимости от направления подготовки и включают в себя готовность к конкретной профессиональной деятельности с научно-исследовательской направленностью в области образования. Содержательное направление специальных компетенций зависит от особенностей задач, возникающих при решении реальных проблем образования. Все эти три вида компетенций тесно между собой связаны, их нельзя четко разделить (разграничить) [11, 11].

В рамках международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», осуществляемого Организацией экономического сотрудничества и развития и национальными институтами образовательной статистки, Швейцарии и США выявлены важные, с нашей точки зрения, характеристики ключевых компетентностей [14]: неалгоритмичность (т.е. возможность решать сложные нестандартные задачи, требующие эвристических подходов), полифункциональность (т.е. возможность решать сложные нестандартные задачи в ситуациях повседневной жизни), универсальность и надпредметность (т.е. возможность решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности), многомерность (включает в себя целый ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств).

Рассматривая характеристики ключевых компетентностей применительно к исследовательской можно констатировать, что учащийся осуществляя исследовательскую деятельность, решает поставленные задачи через эвристические подходы, не используя известные алгоритмы. В этом проявляется неалгоритмичность исследовательской компетентности. Учащийся, занимающийся исследовательской работой, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность, универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением учащимся в исследовательской деятельности аналитических, критических, коммуникативных и других умений, личностных качеств, а также здравого смысла. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна в любой ситуации и на любом предметном материале.

Таким образом, мы приходим к выводу, что исследовательская компетентность является «ключом», основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает студенту обучаться, позволяет стать ему более гибким, конкурентноспособным, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость её формирования.

 

Литература

 

1.                  Баранников А.В. Содержание общего образования [Текст]: компетентностный подход / А.В. Баранников. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.

2.                  Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников [Текст]: дис. д.п.н. / В.М. Басова. – Ярославль, 2004.

3.                  Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.

4.                  Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]: Доклад Хуторского А.В. на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года. – Центр «Эйдос». – С. 13.

5.                  Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. [Текст] – М., 2003. – 149 с.

6.                  Краткий словарь иностранных слов [Текст] / под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. – М., 1952. – С. 191.

7.                  Краткий словарь по философии [Текст] / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантинина. – М.: Политиздат, 1982. – 431с.

8.                  Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» – http://www.researcher.ru/methodics/development/ist_0003.html.

9.                  Молокова А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 239-243.

10.              Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с.

11.              Соляников Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности [Текст]: автореферат канд. пед. наук. / Ю.В. Соляников. – СПб, 2003. – 20 с.

12.              Ушаков А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения [Текст]: автореферат дис. ... к.п.н.: 13.00.01 / А.А. Ушаков. – Майкоп, 2008. – 26 с.

13.              Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 55-61.

14.              Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

15.              Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 27.

 

Поступила в редакцию 13.01.2011 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.