Аксиологический потенциал как иерархическая
система ценностных ориентаций студентов
Муртазин
Рустам Ахметрашидович,
аспирант Магнитогорского
государственного технического университета им. Г.И. Носова.
Аксиологический потенциал
студентов является одним из разновидностей потенциала личности. Как и любой
другой вид потенциала личности, он отражает совокупность врожденных и
приобретенных способностей (ресурсов, резервов и возможностей) человека
относиться к окружающей его действительности и определяет норму его возможного
реагирования на социально-педагогические условия.
Отличительной особенностью
аксиологического потенциала по сравнению с другими видами потенциала личности
является его аксиологическая основа, сущность которой может быть раскрыта
понятиями «ценность» и «ценностные ориентации».
Категория «ценность» относится к
числу таких общенаучных понятий, которые имеют особенно большое значение для
педагогики в методологическом плане. Являясь ключевым понятием современной
общественной мысли, ценность активно используется в философии, социологии,
психологии, педагогике и применяется для обозначения объектов и явлений, их
свойств, а также абстрактных идей, которые отражают в себе нравственные идеалы
и выступают в качестве эталонов должного.
Изучение
литературы дало основание нам говорить о том, что ценность рассматривается в
многочисленных значениях и с разных сторон. Использование понятие «ценность» в
бытовом значении связано с оценивающей деятельностью субъекта и означает что-то
крайне важное, значимое для общества или отдельного человека. Хотя наиболее
употребляемым является понимание ценностей как абстрактных сущностей и идеалов.
Философское понимание ценностей связано с такими признаками как польза,
значимость, важность, нормативность, полезность, которые как раз и определяют
объем данного понятия. В социологической литературе ценности не сводятся
ни к значимости как своему основанию, ни к норме и идеалу. Ценность
представляет собой желанную цель, являющуюся идеалом и включенную в
регулирующее воздействие на межсубъектные отношения. С позиции психологии,
ценности являются важнейших структурным компонентом личности, осуществляющим в
ее жизнедеятельности направляющую и регулирующую роль. С педагогической точки
зрения ценности человека – это внутренний, эмоционально освоенный регулятор его
деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к себе и характер
осуществляемой деятельности.
Из
всего многообразия подходов для нас в большей степени подходит определение
ценностей, которое было предложено Б.С. Братусем [1]. В соответствии с этим
ценности мы рассматриваем как осознанные личностью общие смыслы жизни, которые
являются образующими единицами сознания личности и определяют нравственную
позицию человека.
В
научной литературе специальное внимание уделяется вопросу о выделении наиболее
значимых ценностей. Данный вопрос получил разработку в трудах И.К. Журавлева,
В.А. Караковского, А.В. Кирьяковой, И.Я. Лернера, З.И. Равкина, Р.М. Роговой,
Н.С. Розова, Н.Л. Худяковой и др.
С точки зрения решения вопроса о
месте ценностей в структуре аксиологического потенциала, нам ближе позиция Н.Л.
Худяковой [7]. Вслед за ней мы придерживаемся следующей типологии ценностей:
ценности индивидуально-полезного, социально-значимого, личностно-значимого и
родового значимого типов.
Ценности индивидуально-полезного
типа – это ценности, отражающие стремление человека к зафиксированным на уровне
конкретных представлений формам отношений, которые определяются им посредством
эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального
уровня. Ценности социально-значимого типа – это ценности, фиксирующие
стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и
достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами, которые
воспринимаются этим человеком как значимые. Ценности личностно-значимого типа –
это ценности, определяющие стремление человека к формам отношений с
действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными по
отношению к личностной трактовке тех понятий и категорий, посредством которых
он обозначает действительность. Ценность родового значимого типа – предельно
универсальная ценность, характеризующая стремление человека к гармоничной форме
культурно-опосредованного отношения, создающей возможность полной актуализации
открытости человека миру и его устойчивого идеализированного выхода за рамки
ценностной состязательности.
Хорошо известно, что ценности
человека экстериоризуются в его ценностных ориентациях, которые отражают
органическое единство ведущих интересов личности и общества. Мы исходим из
того, что ценностные ориентации детерминируется ценностями общества и в силу
этого подвергается постоянным изменениям. Единство ведущих интересов личности и
общества позволяет человеку определиться в культурных параметрах деятельности,
а также регулировать направленность своей активности. Следует сказать и о том,
что ценностные ориентации отражают совокупность ценностей, которые приняты и осознанны
личностью; они выступают в качестве социально-психологических образований,
несущих в себе цели, мотивы, установки и ряд других мировоззренческих характеристики
личности.
Иными словами, ценностные
ориентации – это компонент социально-психологической структуры личности,
представляющий собой систему ценностей и отражающий ее жизненные и
профессиональные цели, которые являются для нее наиболее важным и личностным
смыслом и определяют ее поведение и отношение к окружающей действительности.
Давая собственное определение
понятию «аксиологический потенциал личности», будем учитывать следующие
обстоятельства:
1) потенциала личности
представляет собой совокупность ресурсов, резервов и возможностей личности; при
этом ресурсы характеризуют потенциал с точки зрения прошлого, резервы
свидетельствуют о настоящем потенциала, а возможности – отражают в потенциале
направленность на будущее;
2) аксиология – это учение о
природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и
мировоззрения людей;
3) многообразие ценностей может
быть представлено в виде следующих типов: индивидуально-полезного,
социально-значимого, личностно-значимого и родового значимого.
В результате аксиологический
потенциал личности студентов может быть определен как интегративное личностное
образование, характеризующееся устойчивой иерархией ценностных ориентаций,
которые обусловливают познание, осознание и принятие ценностей
профессионального сообщества.
Исходя из исследований Н.А.
Абыденовой, Г.Н. Левашовой, Г.А. Мелекесова, О.О. Ненашевой и А.А. Поляковой
[1; 3–6], в структуре аксиологического потенциала студентов можно выделить
следующие структурные компоненты: когнитивно-смысловой, эмоционально-волевой,
мотивационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный.
Каждому из компонентов поставлены в соответствии показатели:
-
когнитивно-смысловой:
представление и понимание сущности ценностных ориентаций; понимание смысла
ценностных ориентаций и осознание их как личностной ценности; понимание
необходимости осуществления действий в соответствии с социально- и профессионально-значимыми ценностями;
-
эмоционально-волевой: эмоциональная устойчивость, преодоление трудностей
на эмоционально-положительном уровне; волевая регуляция поведения, сформированность
волевых качеств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость,
выдержка, организованность, решительность и инициативность);
-
мотивационно-деятельностный:
стремление к поведению в соответствии с общепризнанными ценностями; мотивация к
расширению своих знаний о ценностях социума и профессионального сообщества;
умение самостоятельно осуществлять выбор в жизненных и профессиональных
ситуациях;
-
умение
устанавливать связи между собственными действиями и ценностями социума и
профессионального сообщества; умение адекватно оценивать свое поведение и поведение
других людей с позиции ценностного отношения.
Итак, аксиологический потенциал
отражает совокупность ценностных ориентаций личности, которые существуют в
определенной устойчивой иерархии. Благодаря наличию таких ценностей,
аксиологических потенциал направлен на достижение личностью жизненных и
профессиональных планов. Определяя таким образом
сущность аксиологического потенциала, ценностные ориентации выражают общую
осмысленность и эмоциональную насыщенность жизни и удовлетворенность ею
личностью.
Литература
1.
Братусь
Б. С. Русская, советская, российская психология: Конспектив. рассмотрение: учеб.-метод. лит. / Б.С. Братусь. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т:
Флинта, 2000. – 85 с.
2.
Худякова
Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб.
пособие / Н.Л. Худякова. Челябинск: изд-во Челяб. гос.
ун-та, 2010. – 109 с.
3.
Абыденова
Н. А. Психологические механизмы формирования личностной значимости студентов
педагогических специальностей: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Н.А. Абыденова.
– Нижний Новгород, 2008. – 25 с.
4.
Левашова
Г. Н. Развитие аксиологического потенциала студентов педагогического колледжа:
дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Г.Н. Левашова. – Оренбург, 2000. – 213 с.
5.
Мелекесов
Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: дис. ...
д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Мелекесов. – Оренбург, 2003. – 419 c.
6.
Ненашева
О. О. Научно-исследовательская деятельность как фактор развития
аксиологического потенциала личности студента: автореф. дис. … канд. пед. наук:
13.00.01 / О.О. Ненашева. – Оренбург, 2010. – 22 с.
7.
Полякова
А. А. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента
в диалоге культур: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.А. Полякова. – Оренбург,
2002. – 482 с.
Поступила
в редакцию 13.02.2011 г.