ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Влияние исторических и социальных условий на формирование профессиональных принципов исполнителя (к портрету В.К.Мержанова)

 

Ермакова Евгения Михайловна,

 аспирант Тамбовского музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова.

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Цыпин Г. М.

 

Виктора Карповича Мержанова сегодня можно справедливо назвать фигурой исторической. Мержанов является хранителем событий целой исторической эпохи и традиций русской фортепианной школы ХХ столетия. Его музыкальный путь начинается в 1923-24 годах в возрасте четырёх лет в классе Анны Федоровны Лавдовской (ученицы С.М. Старикова). За музыкальной школой следует тамбовское музыкальное училище. Здесь, помимо основных занятий отделения фортепиано, Мержанов посещает композиторский кружок под руководством Г.А. Сметанина. Вероятно уже здесь, с первыми сочинениями, у молодого пианиста формируется тот особый способ музыкального мышления, который впоследствии сильно сблизит его с педагогом в консерватории – С.Е. Фейнбергом.

В период обучения в Тамбове, Мержанов проявляет незаурядную широту интересов. Серьёзную конкуренцию музыкальной карьере составляет увлечение радиоэлектроникой. Поступление в консерваторию всё расставило на свои места, окончательно определив место музыкального искусства в жизни Мержанова. Впоследствии, говоря о своей роли в отношениях с музыкой, он определит её как «служение».

В 1936 году, выдержав вступительные экзамены в консерваторию, Мержанов погружается в новую жизнь. Обучение на органе вносит новые представления о звучании. Новый круг общения включает близких по духу людей, увлечённых своим делом. С.Е. Фейнберг — новый педагог Мержанова по фортепиано — становится для него авторитетом на всю жизнь. Время обучения Мержанова в консерватории можно назвать периодом расцвета русской фортепианной школы. Только сформировались новые педагогические школы: Гольденвейзера, Нейгауза, Игумнова, Фейнберга. Студенты, помимо занятий собственного педагога, посещают в качестве слушателей уроки в других классах. Обучение в таких условиях крайне способствует развитию самостоятельности и эрудированности молодых музыкантов.

Мержанов становится активным участником студенческого творческого кружка, созданного композитором Григорием Фридом и пианистом Вадимом Гусаковым. Основная задача кружка — демонстрация редкоисполняемых в те годы произведений, представляющих большую художественную ценность. Здесь происходит близкое знакомство Мержанова в том числе и с музыкой новых советских композиторов. Появляется большой интерес к музыке Прокофьева. В этот период начинает формироваться представление музыканта о русской и зарубежной музыке. Бурная концертная жизнь Москвы способствует расширению профессионального мышления пианиста. Занятия в классе Фейнберга закладывают в Мержанове-исполнителе тот фундамент, опираясь на который, музыкант впоследствии выстроит собственную систему взглядов и принципов. В этот фундамент входит:

1.                  Любовь к музыке Баха, Рахманинова, Бетховена, Шумана, Шопена, Скрябина.

2.                  Следование традициям русской фортепианной школы, истоки которой восходят к исполнительскому искусству С.В. Рахманинова.

3.                  Определение сферы деятельности интерпретатора, которое сам Мержанов формулирует так: «главная задача музыки – исследовать различные состояния души человека и рассказывать об этом звуками слушателям. Основная цель исполнителя при этом – служить автору»[1].

4.                  Теория о прямой связи законов музыкальной выразительности с законами человеческой речи.

5.                  Повышенное требование к ощущению времени в исполнении (это ценное качество школы Фейнберга нашло серьёзное продолжение в творчестве Мержанова. В его игре пластичность темповых отклонений создаёт необыкновенную цельность играемого, отсутствие «швов» даже в вариационных циклах).

С.Е.Фейнберг писал о своём ученике так: «Уже на третьем курсе консерватории Виктор Мержанов в совершенстве овладел сложнейшей полифонией Баха, классической завершенностью Бетховена, романтическим пафосом произведений Листа, углубленным лиризмом Чайковского и Рахманинова и вдохновенными страницами Шопена и Скрябина. В исполнении молодого студента чувствовалась та сила творческого вдохновения, которая постигает самые сокровенные замыслы композитора»[2].

Окончание консерватории совпало с началом ВОВ. Мержанов уходит добровольцем на фронт в составе набранного фронтового оркестра. Возвращение в Москву происходит лишь в 1944году. Оказавшись в Москве, Мержанов вынужден сразу начать подготовку к Всесоюзному конкурсу в честь приближающейся победы. Срок его проведения: декабрь 1945 года - январь 1946 года. Восстановить форму в сжатый срок помогают произведения Рахманинова.

В результате, Мержанов не только показывает себя достойным участником конкурса, но и завоёвывает победу, разделив её со Святославом Рихтером. Из всех игравших на этом конкурсе, присутствовавший в зале Мясковский отметил только Мержанова, записав в своём дневнике «очень хорошо». В финале конкурса Мержанов исполнил Третий концерт Рахманинова, который тут же был отмечен как высшее исполнительское достижение. Фейнберг тогда написал, что мержановское исполнение 3 концерта Рахманинова напоминает авторское.

Связь Мержанова с Рахманиновым, их некая внутренняя и биографическая общность составляют важную грань в развитии личности Мержанова-музыканта. От этой точки пойдут все дальнейшие поиски пианиста. Результатом будут интересные находки в исполнительстве и педагогике. Мержанов неоднократно выссказывал мысли о музыке Рахманинова как о самой русской музыке. Интонационное строение его мелодий ощутимо близко мелодике русской речи. Подобные интонации он найдёт впоследствии в музыке Чайковского, Прокофьева, Скрябина и некоторых других русских композиторов. Мержанов приходит к мнению, что нет ничего естественнее для человека, говорящего и мыслящего на русском языке, чем играть музыку русского композитора. То же касается и немца, француза и т. д. Вывод: чтобы лучше понять зарубежную музыку, надо постараться как можно лучше изучить родной язык её автора.

Тесное общение с кругом выдающихся соотечественников, близость творческих убеждений с любимым педагогом, расцвет русской фортепианной школы и, наконец, события ВОВ 1941-1945 гг. - все эти факты биографии Мержанова не могли не повлиять на мироощущение и мировоззрение музыканта. Составные части этого мировоззрения: служение музыке, верность национальным традициям и любовь к русскому человеку как носителю богатейшей культуры.

Само определение роли искусства в жизни общества в представлении Виктора Карповича звучит как одно из самых ярких гуманистических утверждений ХХ века. По мнению Мержанова, искусство несёт в себе огромное воспитательное значение. Артисты – это в первую очередь воспитатели, публика – это часть населения, которая воспитывается. Этот процесс имеет одну цель: служить человеку, чтобы сделать из человека существо, проникнутое гуманизмом, способное менять жизнь к лучшему.

 

Литература

 

1.                  Виктору Мержанову – девяносто!/Ред.-сост. М.В. Лидский. - М., 2009. - 24 с.

2.                  Виктор Мержанов. Музыка должна разговаривать: Сб.ст. / Ред.-сост. Г.В. Крауклис. – М., 2008. – 320 с.

3.                  Мержанов Виктор. Личное интервью. Тамбов: февраль 2010.

4.                  Фейнберг С. «Виктор Мержанов» (Лауреаты Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей) // «Музыка» (ВОКС), 1946, № 1/2.

 

Поступила в редакцию 02.03.2011 г.



[1] Мержанов Виктор. Личное интервью. Тамбов: февраль 2010.

[2] Фейнберг С. «Виктор Мержанов» (Лауреаты Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей) // Музыка» (ВОКС), 1946, № 1/2.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.