ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Индо-пакистанский конфликт: истоки и последствия (23.00.06)

 

Харина Ольга Александровна,

студентка Воронежского государственного университета.

Научный руководитель – доктор политических наук, профессор

Слинько А.А.

 

История взаимоотношений Индии и Пакистана уникальна: конфликт, существующий между этими странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории и официально насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана. Вопрос о принадлежности спорных территорий – Джамму и Кашмира является краеугольным, на котором сошлись все политические устремления Дели и Исламабада в регионе, но в то же время корни проблемы уходят в давние времена, упираясь по своей сути в межрелигиозную и, отчасти, этническую рознь.

Ислам начал проникать на территорию Индии в VIII в., а тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось с рубежа XIIXIII вв., когда в Северной Индии возникли первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками.

Ислам и индуизм – не только разные религии, но и чужеродные образы жизни[1]. Противоречия между ними представляются непреодолимыми, да и история показывает, что они не были преодолены, а конфессиональный принцип был одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления, проводившегося в соответствии с хорошо известным правилом «разделяй и властвуй». Например, выборы в законодательные органы Индии проводились по куриям, образованным в зависимости от конфессиональной принадлежности[2], что, несомненно, подогревало противоречия.

Представление независимости Британской Индии в ночь с 14 на 15 августа 1947 года и раздел страны сопровождались чудовищными столкновениями на религиозной и этнической почвах. Число погибших за несколько недель достигло нескольких сотен тысяч человек, а количество беженцев составило 15 миллионов.

Проблема взаимоотношений двух основных общин в Индии в период независимости имеет два аспекта: отношения внутри страны и международные отношения с соседним Пакистаном, что выражается в Кашмирском вопросе, который настолько серьезнейшим образом влияет на атмосферу внутри государств, что даже индийское население в Пакистане и мусульманское население в Индии оказываются как бы агентами враждебных держав.

Еще в период завоевания мусульманами Индии под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра[3]. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира — провинция Ладакх – лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.

Англичане поставили индуистских правителей над мусульманским населением и в начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта»[4].

В 1932 году шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира – Мусульманскую конференцию, которая с 1939 года стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

На момент раздела Британской Индии мусульмане в Кашмире составляли около 80% населения и, казалось, его участь была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира – Хари Сингха был индуистом.

Уже в октябре 1947 года спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном.

Обстановка осложнилась, когда 20 – 21 октября 1947 года пакистанское правительство спровоцировало выступление против княжества Кашмир пограничных пуштунских племен, которые позднее были поддержаны регулярными войсками Пакистана.

24 октября на территории, занятой пуштунами было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир[5] и вхождение его в состав Пакистана. Хари Сингха заявил о том, что Кашмир примыкает к Индии и обратился за помощью к Дели. Военная помощь была спешно послана в Кашмир, и индийским войскам достаточно быстро удалось остановить агрессора.

28 октября – 22 декабря прошли переговоры между воюющими сторонами. Однако военные действия так и не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана, что придало войне затяжной характер в течение одного года.

Индийские войска попытались занять Азад Кашмир, но в мае 1948 года пакистанская армия пересекла границу и к августу заняла всю северную часть Кашмира. Большее давление войск Индии на отряды пуштунов привело к тому, что при посредничестве ООН 1 января 1949 года боевые действия были прекращены. 27 июля 1949 года Индия и Пакистан подписали соглашение о линии прекращения огня, и Кашмир оказался разделенным на две части. Несколько резолюций ОНН[6] призывали стороны к проведению плебисцита, однако, ни Индия, ни Пакистан не пожелали этого сделать. Вскоре Азад Кашмир фактически вошёл в состав Пакистана и там было образовано правительство, хотя, разумеется, Индия не признаёт этого и на всех индийских картах эта территория изображена индийской. События того времени вошли в историю как Первая кашмирская война 1947 – 1949 гг.

В 1956 году после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским владениям новый статус: штат Джамму и Кашмир. Линия прекращения огня стала границей. В Пакистане также произошли изменения. Большинство северных кашмирских земель получило название агентства Северных территорий, а Азад Кашмир формально стал независимым.

В августе-сентябре 1965 года произошел второй вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Формально конфликт 1965 года начался из-за неопределенности пограничной линии в районе Качского Ранна на южном участке совместной границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны перекинулось на север, в Кашмир. 

Война фактически ничем не кончилась – как только начались муссонные дожди, Качский Ранн стал непригоден для передвижения бронетехники, бои затихли сами собой, и при посредничестве Великобритании 23 сентября 1965 года было достигнуто прекращение огня. 

Итогами Второй индо-пакистанской войны стали ущерб более 200 млн. долларов, число погибших свыше 700 человек и никаких территориальных изменений.

С 4 по 11 января 1966 года в Ташкенте состоялись переговоры президента Пакистана Айюб-хана и премьер-министра Индии Шастри при участии председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. 10 января 1966 года представители сторон подписали Ташкентскую декларацию[7]. Руководители двух стран заявили о твердой решимости восстановить нормальные и мирные отношения между Индией и Пакистаном и содействовать взаимопониманию и дружественным отношениям между своими народами.

Война 1971 года включала в себя гражданский мятеж, взаимный терроризм и масштабные военные действия. В то время как Западный Пакистан рассматривал эту войну как предательство Восточного Пакистана, бенгальцы видели ее освобождением от репрессивной и зверской политической системы.

В декабре 1970 года партия Авами лиг[8], выступавшая за равноправие обеих частей страны, победила на выборах в Восточном Пакистане. Но правительство Пакистана отказалась передать власть Авами лиг и предоставить району внутреннюю автономию. Карательные операции пакистанской армии привели к тому, что более 7 млн. человек бежали в соседнюю Индию.

Параллельно в 1970 году правительство Индии поставило вопрос об освобождении «незаконно оккупируемой» Пакистаном территории штата Джамму и Кашмир. Пакистан был также настроен категорично и готов к военным методами решения кашмирского вопроса.

Сложившаяся ситуация в Восточном Пакистане предоставила великолепную возможность Индии ослабить позиции Пакистана и начать подготовку к очередной войне. При этом Индия обратилась в ООН за предоставлением ей помощи в деле беженцев из Пакистана, поскольку их приток был слишком велик.

Затем, чтобы обезопасить свой тыл, 9 августа 1971 года индийское правительство подписало Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с СССР, в котором оговаривалось и стратегическое партнерство. После налаживания международных контактов, Индии не хватало лишь малейших моментов для начала войны, и она взялась за обучение и подготовку «мукти бахини»[9], которые в дальнейшем сыграли не последнюю роль в войне.

Формально в Третьей индо-пакистанской войне можно выделить 2 этапа. Первый – предвоенный, когда боевые действия между государствами велись, но официального объявления войны не было (осень 1971 года). И второй – непосредственно военный, когда война была официально объявлена Пакистаном (13 – 17 декабря 1971 года).

К осени 1971 года пакистанской армии удалось взять под контроль главные стратегические пункты восточной части страны, но восточнопакистанские войска, действуя с территории Индии совместно с «мукти бахини», наносили значительный ущерб по правительственным войскам.

21 ноября 1971 года армия Индии от поддержки партизан перешла к прямым боевым действиям. В начале декабря части индийской армии подошли к столице Восточной Бенгалии – городу Дакке, которая пала 6 декабря.

Когда кризис на субконтиненте вошел в фазу вооруженного конфликта как на востоке, так и на западе, генсекретарь ООН К.Вальдхайм представил Совету Безопасности доклады о положении на линии прекращения огня в Кашмире, основанные на информации главного военного наблюдателя. 7 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию[10], призвавшую Индию и Пакистан «принять меры для немедленного прекращения огня и отвода войск на собственную сторону границ».

3 декабря 1971 года Пакистан официально объявил Индии войну, что сопровождалось одновременным ударом пакистанских ВВС, также перешли в наступление и сухопутные войска Пакистана. Однако уже через четыре дня Пакистан понял, что война на востоке проиграна. Кроме того, индийские ВВС нанесли ощутимый удар по восточным провинциям Западного Пакистана. Дальнейшее сопротивление в Восточной Бенгалии утратило смысл: Восточный Пакистан практически полностью вышел из-под контроля Исламабада, а военные действия полностью ослабили государство.

16 декабря 1971 г. пакистанский генерал Ниязи подписал акт о безоговорочной капитуляции перед индийской армией и «мукти бахини». На следующий день премьер-министр Индии Индира Ганди и президент Пакистана Зульфикар Али Бхутто подписали соглашение о прекращении огня в Кашмире. Третья индо-пакистанская война закончилась полным поражением Карачи и победой Индии и Восточной Бенгалии.

Итоги войны показали серьезную слабость Пакистана, поскольку он полностью лишался своей восточной половины: главным и глобальным изменением в послевоенной обстановке стало образование на карте мира нового государства – Народной Республики Бангладеш.

На момент завершения военных действий Пакистан оккупировал примерно 50 квадратных миль в секторе Чамба, контролируя коммуникации штата Джамму и Кашмир, а также участки индийской территории в Пенджабе. Индия захватила около 50 пакистанских постов к северу и западу от линии прекращения огня и ряд участков пакистанской территории в Пенджабе и Синде. 21 декабря 1971 года Совет Безопасности принял резолюцию 307[11], в которой потребовал, «чтобы прочное прекращение огня и прекращение всех военных действий во всех регионах конфликта строго соблюдались и оставались в силе до вывода».

28 июня – 3 июля 1972 года в городе Симла состоялись переговоры между премьер-министром Индирой Ганди и президентом Зульфикаром Али Бхутто. В подписанном сторонами соглашении определялись перспективы отношений между Пакистаном и Индией. Была зафиксирована «решимость» правительств двух стран положить конец конфликтам.

Процесс демаркации линии контроля в Джамму и Кашмире и взаимного отвода войск завершился в декабре 1972 года. Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были восстановлены в мае 1976 года.

Однако теракт в Дели привел к очередному обострению отношений, выразившемуся в возобновлении перестрелок на линии контроля. Напряженность возросла также в связи с утверждением Пакистаном в августе 1974 года новой Конституции Азад Кашмира и передачей в сентябре в административное подчинение пакистанских федеральных властей районов Гилгита, Балтистана и Хунзы.

Индийское правительство в начале 1975 года заключило соглашение с шейхом Абдуллой, по которому он признавал окончательное присоединение Кашмира к Индии с гарантированными Дели автономными правами штата.

Но как показала практика, несмотря на шаги навстречу друг другу, каждая сторона была уверена в своей правоте, и Симлское соглашение трактовалось и трактуется Индией и Пакистаном по-своему. Далее развивался уже привычный сценарий: тур восстановления и пополнения, оснащение более высокотехнологичным вооружением и новый всплеск конфликта.

С середины 80-х годов в течение нескольких лет армии сторон почти ежедневно втягивались в авиационные или артиллерийские дуэли на северной оконечности границы с Китаем – оспаривалась принадлежность высокогорного ледника Сиачен в предгорьях Каракорума.

Причиной начала военных действий на Сиачене стала информация о скором прибытии в Пакистан японской группы, планировавшей в 1984 году совершить восхождение на пик Римо, находящийся как раз в наиболее важном с точки зрения контроля над всем ледником районе. Японцев должна была сопровождать группа пакистанских военных, что крайне не понравилось Дели, и он обвинил Пакистан в попытке установления контроля над Сиаченом. Как Индия, так и Пакистан, к тому моменту планировали провести операцию по овладению ледником.

Однако индийские военные начали наступление первыми. 13 апреля 1983 года началась реализация операции «Мегхдут»[12].Пакистанские части, подошедшие только через полтора месяца, оказались в ряде столкновений не в состоянии выбить индийцев с захваченных ими позиций. Однако они не позволили и индийским частям продвинуться дальше.

Высокая степень напряжённости сохранялась в районе Сиачена до середины 90-х годов, при этом 1987 – 1988 годы были временем наиболее жестоких столкновений.

Военные столкновения вблизи ледника случаются и сегодня. Последние крупные бои с привлечением артиллерии произошли 4 сентября 1999 года и 3 декабря 2001 года.

С 1990 года началось новое обострение «мусульманского вопроса», который был связан с борьбой Партии индийского народа (БДП)[13] за власть. Мишенью для возбуждения всеобщего протеста стала мечеть, построенная еще в 1528 году на месте разрушенного индуистского храма в честь бога Рамы. Л.К. Адвани, лидер БДП, организовал массовые марши к «месту рождения Рамы», причем сам ехал на колеснице, произнося лозунги, которые позже распространились по всей Индии: «Когда индусы понимаются, муллы бегут из страны», «Мусульманам два пути – в Пакистан или на кладбище». Это спровоцировало волнения по всей Индии.

6 декабря 1992 года мечеть была разрушена, и в ответ на это начались столкновения и погромы мусульман во многих городах. Всего в конце 1992-го года – начале 1993 года погибли 2000 человек. А в марте 1993 года в Бомбее прогремела серия взрывов, организованных мусульманскими террористами. В 1996 – 1997 годах мусульмане устроили по всей Индии около сотни взрывов.

Одновременно с этими событиями обострилась ситуация в штате Джамму и Кашмир в связи с резкой эскалацией подрывной деятельности банд сепаратистов. В результате почти беспрерывных схваток с террористами и диверсий, Индия потеряла более 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей.

После того, как в мае 1998 года оба государства продемонстрировали наличие у себя ядерного оружия, многие аналитики по обе стороны границы заговорили о возможной ядерной войне между ними. Тем не менее, в конце 1998 – начале 1999 годов наступила заметная «разрядка» напряжённости в отношениях Индии с Пакистаном. Произошёл обмен визитами, состоялось и несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией «оттепели» стала поездка в пакистанский город Лахор премьер-министра Индии А.Б.Ваджпаи на автобусе в связи с открытием автобусного маршрута Дели – Лахор в феврале 1999 года и достижение пакета договорённостей на высшем уровне о взаимном снижении напряжённости.

Начало 2000-х годов характеризовалось тяжелыми террористическими атаками пакистанских боевиков как в штате Джамму и Кашмир, так и в отдельных городах Индии и в Дели.

Все усилия по «разрядке» обстановки, предпринятые в начале 1999 года, потерпели неудачу, когда в мае начался беспрецедентный с 1971 года рост напряжённости в Кашмире. Около тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Их прикрывала пакистанская артиллерия, которая вела огонь через Линию контроля. Огонь пакистанских батарей очень сильно препятствовал продвижению колонн индийских автомашин, подвозивших подкрепления и боеприпасы.

Индия, постепенно бросая в бой всё новые части, к концу мая довела численность войск до десяти бригад сухопутных сил. Основные бои происходили в секторах Каргил, Драс, Баталик и Турток и долине Мушкох. Эти события получили название «Каргильский конфликт». А операция по отбитию захваченных высот была названа «Виджай»[14].

Индия была готова распространить военные действия на прилегающие территории чтобы снять напряжение в районе Каргила, но затем воздержалась от пересечения международно признанной границы в Пенджабе, где были сконцентрированы пакистанские войска. В целом, действия индийских вооружённых сил не выходили за Линию контроля.

Исламабад отрицал свою причастность к каргильским столкновениям, утверждая, что это только моральная поддержка «борцов за свободу». Вскоре были получены прямые доказательства участия пакистанцев в военных столкновениях – в плен к индийцам попало несколько боевиков, имевших соответствующие документы.

К середине июня индийцам удалось отбить большую часть высот, однако бандформирования окончательно покинули индийскую территорию только после того, как 12 июля Н.Шариф признал, что они контролировались из Пакистана и санкционировал их отход.

После Каргильского столкновения наступили периоды снижения напряжённости. Но, как показали последующие события, потенциал вражды, накопленный в отношениях Индии и Пакистана, не дал возможности укорениться даже столь малому успеху: на Линии контроля возобновились перестрелки между регулярными частями обеих стран, затихшие после окончания Каргильского кризиса.

В настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения на религиозной почве и в территориальном плане происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена. Положение усугубляется тем, что в конфликт под предлогом поддержания мира внедряются новые игроки, в частности, США, Афганистан и Китай.

Современное состояние конфликта отличается также и тем, что Индия и Пакистан преследуют и экономические интересы, связанные со значительными водными и рекреационными ресурсами Кашмира.

Пока Кашмирская проблема остается нерешенной, между Индией и Пакистаном сохраняется взаимное недоверие, а это стимулирует обе стороны к укреплению своей обороноспособности и развитию ядерных программ. Мирное решение Кашмирской проблемы на двусторонней основе может предотвратить распространение ядерного оружия во всем Южноазиатском регионе.

Анализ данной проблемы в настоящее время свидетельствует о том, что конкретные предложения, учитывающие интересы всех трех сторон, до сих пор не выработаны. И Индия, и Пакистан фактически признают существующие реалии – два Кашмира, государственное устройство, наличие третьей силы, нежелание признавать решения друг друга, мирный путь решения проблемы, бесперспективность военных методов для нахождения консенсуса.

 

Литература

 

1.                  Белокреницкий В.Я. Южная Азия в мировой политике: учеб. пособие / В.Я. Белокреницкий, В.Н. Москаленко, Т. Л. Шаумян.– М.: Международные отношения, 2003. – 367 с.

2.                  Белокреницкий В.Я. Межгосударственные конфликты и региональная безопасность в Южной Азии: учеб. пособие для вузов / В. Я. Белокреницкий; Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: МГИМО(У) МИД России. – М.: РОССПЭН, 2002. – 428 с.

3.                  Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учебное пособие / Л.С. Васильев. – М.: Высш. шк. , 1998. – 495 с. – 2 т.

4.                  Воскресенский А. Д. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные : Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 512 с.

5.                  Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX в. / А.Н. Гордиенко – Минск: Литература, 1998. – 544 с. (Энциклопедия военного искусства).

6.                  Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2793 (XXVI) от 7 декабря 1971 года.

7.                  Резолюция Совета Безопасности ООН 307 (1971) от 21 декабря 1971 года.

8.                  Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь / О.Г. Ульциферов : справ. изд. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2003. – 584 с.: ил.

9.                  Ядерное противостояние в Южной Азии / Под ред. А.Г. Арбатова, Г.И. Чуфрина. – М.: Московский центр Карнеги, 2005. – 29 c.

10.               Major General Hakeem Arshad, The 1971 Indo-Pak War, A Soldiers Narrative, Oxford University Press, 2002. – 325 p.

11.               Manoj Joshi, The Lost Rebellion. New Delhi: Penguin India, 1999. – 483 p.

12.               Prem Shankar Jha, Kashmir, 1947: rival versions of history. New Delhi: Oxford University Press, 1996. – 151 p.

 

Поступила в редакцию 18.07.2011 г.



[1] Подробно см.: Воскресенский А. Д. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные : Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 348-349.

[2] Подробнее см.: Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учебное пособие / Л.С. Васильев. – М.: Высш. шк., 1998. – С. 41-42. – 2 т.

[3] Народность, населяющая территорию Джамму и Кашмира, близкая к панджабцам и исповедующая индуизм.

[4] Например, был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению (См. Горохов С. А. Кашмир / С. А. Горохов// Георгафия: страноведческая газета. – 2003. - № 13. – С. 13 – 18).

[5] Другое название: «Свободный Кашмир». (См.: Воскресенский А. Д. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. С. 348).

[6] Резолюции ОНН от 20 января 1948 г. И 21 апреля 1948 года.

[7] «Декларация о прекращении боевых действий, отводе войск и восстановлении дипломатических отношений».

[8] В переводе с бенгальского языка означает «Народная лига».

[9] Партизаны в Восточном Пакистане.

[10] 2793 (XXVI) Вопрос рассматривавшийся Советом Безопасности на его 1606, 1607 и 1608-м заседаниях 4, 5 и 6 декабря 1971 года.

[11] S/RES/307 (1971) «Положение на Индо-Пакистанском субконтиненте».

[12] «Мегхдут» - современное произношение санскритского «Мегхадута» - «Облако-вестник», названия поэмы древнеиндийского автора Калидасы.

[13] Партия националистической направленности, являющаяся подразделением старейшей индийской организации «Союз добровольных служителей нации».

[14] В переводе с хинди «Победа».

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.