ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Законодательные основы регулирования молодежной политики в субъектах Российской Федерации

 

Канунников Константин Сергеевич,

аспирант Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан.

 

Отсутствие федерального закона, устанавливающего общие принципы осуществления государственной молодежной политики, не препятствует субъектам Российской Федерации принимать законы, регулирующие вопросы данной сферы деятельности государства, что само по себе вытекает из природы совместной компетенции Федерации и ее субъектов. [1] А. В. Кочетков «Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики» // Закон и право, 2009г., № 7, стр. 17-21.

В субъектах Российской Федерации накоплен значительный опыт правового регулирования государственной молодежной политики. В отличие от Конституции РФ такие категории, как «молодежь» и «молодежная политика» используются в республиканских конституциях, краевых, областных и окружных уставах. Термин «молодежь», например, встречается в Конституции Республики Карелия, Конституции Удмуртской Республики, в уставах Калининградской, Кировской, Липецкой, Тюменской и Читинской областей. Термин «молодежная политика» употребляется в уставах Астраханской, Белгородской, Брянской, Московской, Мурманской, Новосибирской, Рязанской, Самарской, Сахалинской и Ярославской областей, Чукотского автономного округа. Оба термина есть в Конституции, в уставах и Хабаровского краев, Амурской, Владимирской, Воронежской, Курской, Саратовской, Тамбовской, Тверской и Томской областей.

Примечательно, что сегодня в субъектах РФ на основе положений их конституций и уставов наблюдается процесс активного формирования соответствующего регионального законодательства о государственной молодежной политике. В настоящий момент на уровне субъектов РФ действует огромное количество законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы ее осуществления.

В большинстве российских регионов приняты собственные базовые законы в сфере государственной молодежной политики. Среди них законы субъектов Российской Федерации, имеющие следующие названия:

- «О молодежи» (Республика Коми, Рязанская и Челябинская области, город Москва);

- «О молодежи и государственной молодежной политике» (Республика Татарстан, Калужская и Ленинградская области);

- «О молодежи и молодежной политике» (Архангельская область, город Санкт-Петербург);

- «О государственной молодежной политике» (Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия) и Тыва, удмуртская и Чувашская республики, Краснодарский и Красноярский края, Амурская, Астраханская Волгоградская, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Кировская, Курганская, Курская, Липецкая, Магаданская, Московская, Оренбургская, Пермская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская и Томская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа.

- «О молодежной политике» (Республики Башкортостан и Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкасская республики, Приморский и Ставропольский края, Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Тамбовская, Тюменская, Читинская, и Ярославская области, Еврейская автономная область);

- «О государственной региональной молодежной политике» (Алтайский край);

- «О региональной государственной политике» (Орловская область);

- «Об основах молодежной политики» (Хабаровский край и Ульяновская область);

- «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики» (Кемеровская область);

- «Об основных направлениях государственной молодежной политики» (Брянская область);

- «О реализации государственной молодежной политики» (Республика Хакасия и Ханты-Мансийский автономный округ);

- «О государственной поддержке молодежи» (Республика Адыгея);

- «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений» (Ростовская область).

Отсутствие единого понятия о государственной молодежной политике, привело к разнообразному его толкованию в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации.

Так, Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» понимает государственную молодежную политику, как осуществление государственной политики города Москвы в отношении молодежи (далее - молодежная политика) как системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества.

В Законе Ивановской области от 6 октября 1997 года № 25-ОЗ «О молодежной политике в Ивановской области» с последующей редакцией от 5 июля 2002 года № 38-ОЗ под государственной молодежной политикой понимается деятельность Российской Федерации и ее субъектов по созданию правовых, экономических, социальных и организационных условий для самореализации личности молодого человека и развитию молодежных объединений, движений и инициатив, осуществляемая федеральными органами государственной власти. [2] Тимофеева Р. И. Правовое регулирование государственной молодежной политики: Учебное пособие – Уфа: РИЦ БашГу, 2007г. – стр. 12-13.

Молодежная политика Санкт-Петербурга понимается как деятельность представительных и исполнительных органов Санкт-Петербурга, направленная на поддержку молодых граждан, молодых семей, содействие деятельности молодежных и детских общественных объединений, организаций, оказывающих поддержку молодежи.

В законе Сахалинской области «О государственной молодежной политике в Сахалинской области» от 31 октября 2002 года, государственная молодежная политика понимается как совокупность принципов и норм деятельности в отношении молодежи.

Закон Республики Татарстан «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан» от 19 октября 1993 года № 1983-XII, с изменением от 26 мая 1995 года, под государственной молодежной политикой понимает деятельность органов государственной власти по защите прав и интересов молодежи.

В законе Республики Башкортостан от 12 ноября 1991 года № ВС-9/74 «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан» под «молодежной политикой» понимается создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества.

Кроме базовых законов в субъектах РФ действуют региональные законы, касающиеся отдельных направлений государственной молодежной политики. Такие законы, как, например, о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, о государственной поддержке молодых семей, о государственной поддержки талантливой молодежи, специальные региональные законы в области обеспечения гарантий молодежи в сфере труда и занятости, по вопросам государственного содействия предпринимательской деятельности молодежи. Некоторыми субъектами РФ введены в действия законы, касающиеся поддержки молодых специалистов, работающих в сельской местности (Ярославская, Волгоградская, Рязанская области), об организации работы с молодежью по месту жительства (Ивановская область), о государственной поддержки деятельности детских, подростковых клубов и центров (Республика Башкортостан, Волгоградская область).

Есть и законы регулирующие вопросы охраны здоровья молодежи и социальной помощи отдельным ее категориям. Так, например, в Ярославской области принят областной Закон от 29 апреля 2002 года «О компенсациях молодежи с ослабленным зрением на оперативное лечение». В Сахалинской области действует областной Закон от 25 сентября 2003 года «О социальной помощи студенческим детям, имеющим несовершеннолетних детей». Заслуживает внимания Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 года «О защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

В последнее время активно развиваются молодежные парламенты, в связи с этим принимаются соответствующие региональные законы или постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. В частности, в Республике Башкортостан действует Положение «О молодежной общественной палате при Государственном собрании – Курултае Республики Башкортостан» от 27 сентября 2007 года № ГС-2156, в Тюменской области Положение «Об Общественной молодежной палате при Тюменской областной думе» от 16 декабря 2010 года № 2641, в Томской области Закон от 11 июля 2006 года «О молодежном парламенте Томской области».

В субъектах РФ подзаконными актами утверждаются (принимаются) комплексно-целевые программы и концепции, которые имеют непосредственное отношение к реализации региональной молодежной политики.

Например, в Республике Башкортостан действует республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы;

- в Амурской области законом утверждена целевая программа поддержки негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи;

 - в Омской области – целевая программа «Студенчество»;

- в Костромской области – целевая программа государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений;

- в Свердловской, Тульской и Ярославской областях – целевые программы патриотического воспитания молодежи;

- в Калужской области – целевая программа физического воспитания детей, подростков и молодежи и целевая программа поддержки социально незащищенных слоев студенчества и студенческих инициатив.

Данные целевые программы позволяют регулировать следующие вопросы: формирования и организации деятельности координационных и консультативных советов или комиссий по вопросам ГМП; создания и функционирования региональных органов по делам молодежи, обеспечения их деятельности и взаимодействия с местными органами по делам молодежи; развития сети организаций в сфере ГМП и их государственной поддержки (дворцов и домов молодежи, молодежных центров, социальных служб для молодежи и других учреждений, по работе с молодежью); организации работы по месту жительства; содействия организации работы с молодыми людьми по месту их учебы и трудовой деятельности; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы ГМП, организации и стимулирования их деятельности; бюджетного финансирования программ и мероприятий в сфере ГМП и использования внебюджетных средств для их осуществления; определения порядка, форм и условий привлечения негосударственных организаций и отдельных граждан к реализации ГМП, поддержки их проектов, способствующих решению конкретных молодежных проблем; проведения форумов молодежи субъектов РФ; подготовки, распространения и обсуждения ежегодного доклада о положении молодежи и (или) реализации ГМП; информационного обеспечения ГМП; поддержки деятельности молодежных средств массовой информации. [3] А. В. Кочетков «Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики» // Закон и право, 2009г., № 7, стр. 17-21.

Правовой анализ нормативно-правовых актов субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики показывает, что в настоящее имеется достаточно большой опыт регулирования молодёжной политики в регионах РФ. Все это требует системного анализа законов и подзаконных актов субъектов РФ для дальнейшей выработки общего подхода к формированию и развитию федерального и регионального законодательства в сфере государственной молодежной политики.

 

Литература

 

1.                  А. В. Кочетков «Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики» // Закон и право, 2009г., № 7, стр. 17-21.

2.                  Р. И. Тимофеева «Правовое регулирование государственной молодежной политики»: Учебное пособие – Уфа: РИЦ БашГу, 2007г. – стр. 12-13.

 

Поступила в редакцию 03.10.2011 г.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.