Содержание и форма в искусстве
Тукаева Роза Абдулхаевна,
ассистент кафедры философии и методологии науки факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, г. Уфа.
Научный руководитель – доктор философских наук, профессор
Кудряшев А.Ф.
Содержание и форма – философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания[1]. В искусстве – в художественном произведении, принадлежит содержанию ведущая роль. Содержание искусства – многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии, главным образом человек, человеческие отношения, жизнь общества во всей ее конкретности. Форма – внутренняя организация, конкретная структура художественного произведения, которая создается при помощи специфических изобразительно – выразительных средств для выявления и воплощения содержания. Основные элементы содержания произведения искусства – это тема и идея. Тема раскрывает круг жизненных явлений, который отражается и осмысливается в данном произведении. Художественная форма произведения искусства многогранна. К ее основным элементам относятся: сюжет, композиция, художественный язык, материальные изобразительно-выразительные средства (слово, рифма, звукоинтонация, гармония, цвет, колорит, линия, рисунок, светотень, объем). Художник умеет создать средствами своего искусства некий «живой организм» (произведение искусства) путем внутренней гармонизации тех или иных духовных «звучаний». Если это удается, возникает истинное произведение искусства, которое входит в сокровищницу непреходящих ценностей культуры. Сущностным в произведении искусства является его содержание. Содержание может быть адекватно выражено путем сочетания беспредметных (неизоморфных) форм, цветовых пятен и ничего конкретного не изображающих свободно бегущих по холсту линий. Для художника форма возникает почти автоматически. Форма может быть любой. Она определяется эпохой, в которую живет художник, и его индивидуальностью.
Идея произведения искусства – его главный смысл, определяющий его общественное значение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное изображение, его конкретную тему. В широком философском смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно – художественному содержанию. Художественная форма – это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.
«...Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму»[2]. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных и несущественных, основных и второстепенных, общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть особенное единство, суб- и суперординация процессов содержания, способ проявления, организации структуры содержания. Сами процессы и обстановка, в которой они протекают, определяют свой особый способ организации, единства, проявления. Обратная активность формы, в которой проявляется наиболее ярко ее относительная самостоятельность, является, в конечном счете, тоже функцией этой особенности содержания. Особенное соотношение (мера) содержания и формы (а не только форма) составляет конкретную определенность явления.
Раз в содержание включаются все внутренние процессы, составляющие данное явление, то их практическое многообразие бесконечно. Для нашего познания важно, какие связи я отношения предмета мы исследуем. От этого зависит и наше знание об объективном содержании. Определяющие связи и отношения предмета вызывают ту или иную форму организации и проявления. Кроме того, здесь выступает основная особенность нашего познания — «огрублять» действительность сообразно тому, что нужно человеку. Содержанием познания о данном явлении являются те связи и отношения, которые человек на данном этапе своей практической деятельности мог отразить.
Чтобы подчеркнуть специфику содержания и формы по сравнению такими, например, категориями, как сущность и явление, качество и количество, мы не можем удовлетвориться тем общим определением, которое было дано выше. Процессы, которые составляют данное содержание, могут быть сущностными и несущностными (в данной активной системе связей и отношений).
аттестат 9 класс цена перейти isev.su
Так, в «Философии искусства» Шеллинг пишет: «Пластика сама по себе включает в себя все прочие формы искусства как особенные, или: она, в свою очередь, есть в себе самой и в обособившихся формах музыка, живопись и пластика. Это явствует из того, что пластика представляет по себе – бытие всех остальных форм искусства - то, из чего другие формы вытекают как особенные формы»[3].
Целостное содержание по отношению к внутренней форме проявляется двояко: и как качество и как количество. Внутренняя форма как интимное проявление содержания, со своей стороны, есть переход к качественному определению явления в целом, к внешней форме. Внешняя форма есть непосредственный контакт явления со всей окружающей средой. Она является продуктом как самодвижения явления, так и воздействия внешних, зачастую случайных явлений. Внешняя форма в природе есть продукт спонтанного развития под действием среды (например, форма скалы, разрушающаяся от воздействия ветра или воды), но в конце концов определяется законами материала и его структурой. В обществе прибавляется мастерство людей, их творческая индивидуальность.
Если обратиться к произведению К.Малевича «Черный квадрат», то мы заметим, что автор работы свел форму до абсолютного нуля. Квадрат является формой. Это геометрическая фигура, которая выглядит и реалистичной и абстрактной одновременно. Это и живопись, и графика. Это произведение, в котором форма одновременно является и его содержанием, где изображен черный квадрат и больше ничего. Мы имеем дело с универсальной художественной формой, в этом и гениальность полотна.
Искусство представляет собой уникальный способ передачи богатого духовного опыта каждому человеку. В итоге восприятия искусства меняется внутренний мир человека, его ценностные ориентации. Художественная форма должна обладать такой структурой, которая воспроизводила бы не только структуру фактов, событий и т. п., но и структуру основных принципов эпохи. Художественная форма и представляет собой результат деятельности, но полученный не из операций с предметами внешнего мира непосредственно, а с уже освоенными духовно-практическим образом предметами, втянутыми в общую совокупную деятельность. Художественный образ не есть продукт созерцания художника, воспринятый зрителем. Он движется и развивается по идеально пересозданным законам человеческой деятельности, предстающим как законы художественной реальности. Поэтому художественная форма способна что-либо создать, лишь, будучи формой, принципом деятельности художника с предметами и ситуациями внешнего мира. Иначе говоря, действительность отражается в искусстве, прежде всего, с точки зрения человека, действующего в этом мире определенным образом.
Исторически раньше развилась и оформилась категория «форма». Содержание объективного процесса и содержание идеи, отразившей его, различны, как различны объект и отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных, общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть особенное единство, способ проявления организации структуры содержания. Только благодаря органическому единству содержания и формы произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс, пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства. К основным положениям о соотношении содержания и формы можно отнести: Содержание играет определённую роль по отношению к форме. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения. Художественная форма обладает активностью выразительной, изобразительной, оперативной, коммуникативной функцией. Соответствие особенностей художественной формы произведения его поэтическому содержанию – главный критерий художественной формы и цельности произведения искусства.
Литература
1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. М.: Прогресс – Традиция, 2001. – 400 с.
2. Гегель, Соч., Т. I. § 133, М. — Л., 1933, . 224с.
3. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М. 1962. 271с.
4. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. 496 с.
5. Философский Энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.
Поступила в редакцию 26.01.2012 г.
[1] Философский Энциклопедический словарь. / Гл.редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 621 с.
[2] Гегель, Соч., Т. I. § 133, М. — Л., 1933, стр. 224.
[3] Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. С 276.