А.С.Хомяков в контексте отечественной философской мысли
Мамонов Александр Николаевич,
аспирант Русской христианской гуманитарной академии, г. Санкт-Петербург.
Неоспоримо то, что появление славянофильства являлось закономерным событием в формировании философских устремлений того времени. Можно сказать, что это было явление, противопоставляющее себя культивирующимся в России западным философским концепциям, т.к. в то время шел рост российского самоутверждения. В частности, молодая интеллигенция столицы, основу которой составляли дворяне, были увлечены потоком нового развития философской традиции.
В данный период возникает русская теория о мировом значении России и в развитие этой мысли были вовлечены все интеллектуалы, претендующие на духовное лидерство в государстве. Правда, необходимо признать, что выдвигаемое новое было не совсем бесследно забытым древним. Провозглашенная Филофеем концепция о том, что православная Русь, носительница подлинного христианства, получила в это время более высокий потенциал развития. Славянофилы считали, что именно Русь матушка дала для православия истинную почву.
Еще одним русским мыслителем, считающим, что катастрофа настоящего духовного потенциала дошла на Западе до предельной отметки, был А.С. Хомяков. «Славянофилы, начиная с И. Киреевского и А.Хомякова, утверждали, что именно Православию предназначено одухотворить европейскую культуру, осуществить грандиозный синтез, наполненный Высшим смыслом. При этом славянофилы вовсе не отрицали значительной роли христианства в развитии европейской культуры, но подчеркивали, что утрата христианского духа любви обусловила духовную болезнь Запада».[1]
Анализируя философское наследие А.С. Хомякова, становится очевидно, то, что все его творчество является многогранным, и носит спонтанный характер. В целом, можно говорить о том, что им не было сделано никаких крупномасштабных открытий в мировой традиционной философии. Однако, в настоящий момент он интересен тем, что является одним из основоположников русского славянофильства. «Главной фигурой славянофильского движения и его основателем был Алексей Степанович Хомяков. Так единодушно думали о нем его современники. А.С. Хомяков был, конечно, самым образованным, самым умным и талантливым среди своих сподвижников. Он был очень импульсивен, и живо откликался на современные события».[2]
При обращении к текстам, можно наблюдать, что как автор, он отличается своеобразием отечественной мысли, хотя их историческая перспектива очень не однозначна. Самобытность А.С. Хомякова усматривается в том, что он создавал концепцию индивидуального пути формирования России. Более того, как таковые его взгляды в рамках русской религиозной традиции сложились в пору николаевской реакции. Своей основной задачей русский интеллектуал видел в осмыслении самобытности отечественного историко-философского процесса. В частности, в своих работах он поднял ряд важнейших социальных проблем и вопросов. Его волновала оценка допетровской России, конкретика в решении проблем крестьянской общины, убежденность в отрицании того, что философия не может быть теоретически отвлеченной системой человеческого знания, а должна носить практический характер, направленный на воспитание личности и социума. Однако на многие вопросы, которые поднимал А.С. Хомяков в своих работах, он так и не смог дать правильные решения, т.к. подходил к их рассмотрению только с позиции церковнославянского, т.е. православного понимания. Мысль о том, что вера есть последний предел знания, определяли главное направление развития общества в целом. «Древняя же Русь имела «только один источник просвещения — Веру, а Вера разумная далеко не обнимала земли, которой большая часть была христианскою более по наружному обряду, чем по разумному сознанию, между тем как всесовершенное начало требовало жизненной цельности для проявления своей животворящей силы».[3]
Исследователями творческого наследия А.С. Хомякова, признается тот факт, что он специализировался на философии истории, а так же, занимался богословием. В целом можно говорить о том, что жанровым элементом, а так же отличительной чертой его сочинений, является объединение разного рода знаний центром, которого представлялась оригинально истолкованная «Христианская философия». Задача этой философии состояла в том, чтобы осмыслить процессы практической жизни человека с позиции веры. Он был убежден, что познание истины возможно, если человек сможет объединить в своем естестве рациональный потенциал, интуицию и чувственное восприятие. Безусловно, мыслитель считал, что истина является достоянием общества людей, единство которых составляет базовую ценность сформированной любовь и проявлением свободы. При этом надо сказать, что русское славянофильство было еще одним проявлением отечественного европеизма. В целом, это были чаяния русской мысли надежно, и правильно укрепиться в своих собственных корнях. «Славянофильство есть звено в истории русской мысли, а не только русского инстинкта… И это было звено в диалектике русского «европеизма».[4] Биографические исследования показывают, что А.С. Хомяков являлся разносторонним человеком, искренне считавшим, что творческий потенциал человека зависит от диапазона его кругозора. Во всех своих сферах творческой деятельности, мыслитель формулирует призрачные законы гармонии славянофильского абсолюта. Однако, практически все, теоретические выкладки философа будут разбиваться время от времени самой практикой жизни, но автор будет еще активнее утверждаться на иллюзорных принципах.
Провозглашая будущее Запада безысходным, А.С. Хомяков считал будущее Руси идеальным. Создавая нереальные философские проекты славянофилы, были убеждены, что это и есть методы возвеличивания отчизны. «В качестве нормы они выдвигали идеализированные положительные начала в жизни Киевской и Монгольской Руси, и тем самым создали в своем воображении утопический строй, добровольный в масштабах все страны. Союз малых общин, союз, где господствовало единство всего народа, от великого князя и до простолюдина (крестьянин мог, якобы благодаря своим личным достоинствам подняться на самые верхние ступеньки общества), где будто ты гармонически сочетались интересы всех и каждого, бояр и холопов, где все было основано на христианской вере и идеальной этике, на началах любви, добра, братства. При этом главенствующую, историческую и социальную роль в стране играл народ». [5] По сути, все работы, относящиеся к расцвету его творчества, в своей тематике обращалась к общине. Причина того, что данную проблему он возводил в разряд самых важных вопросов, не только для России, но и всего человечества остается неясной. Однако, можно наблюдать, что русский мыслитель постоянно делал акцент на противопоставлении рациональной Европы и идеальной России. Более того, он вместе со своими сподвижниками верил, что православная церковь, противопоставляя себя католикам и протестантам, станет средством к величию родины. Мировоззренческая концепция славянофильского течения была сформулирована А.С. Хомяковым. «Как публицист он начал выступать более или менее постоянно с первой половины 1840-х годов»[6].
Однако при всем вышеотмеченном, можно отметить, что характер философа, как писателя, очень самобытен и его манера изложения отображает его человеческие качества. В его работах явно просматриваются архаические обороты речи, насыщенные историческими примерами, афоризмами, лирикой. Так же, можно наблюдать, что время от времени мыслитель специально насыщал свои труды внезапными сменами тем обсуждения, шутками, игрой речи, притчами. Необходимо отметить и то, что с одной стороны, в статьях мыслителя присутствовало порой больше мистики, чем рациональной логики. С другой стороны, во всех работах русского интеллигента больше просматривалось желание к полемике, чем к рационалистическим, системным, логическим выкладкам свойственным традиционной философии. Поэтому перед нами чаще предстают иллюзорные, романтические, историософские, утопические с признаками философичности труды русского писателя. «Хомяков с великой простотой готов признать необходимость для Руси – России так развившийся на Западе «логический рассудок», и в тоже, самое время, как только можно, умаляет его достоинство»[7].
Подводя итог необходимо отметить, что всей своей жизнью и творчеством А.С. Хомяков провозглашал идею о мессианской роли православия. Более того, анализ творчества философа показывает, что основанием его учения оставалось убеждение об индивидуальном пути развития России. Стараясь охватить высоты западноевропейской мысли, русский интеллектуал всеми силами искал, что противопоставить общечеловеческой философской традиции. Можно сказать, что данные поиски закончились тем, что, в сущности, он, остался в рамках славянофильской романтики и простодушия.
Литература
1. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М.: Художественная литература, 1976. –– 288с.
2. Ермичев А.А. О «русскости» русской философии в ответ В.Н. Сагатовскому.// Вестник РХГА. –– СПб.: РХГА, 2009. –– С. 113.
3. Каплин А. Д. Славянофилы, их сподвижники и последователи./ Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 624 с.
4. Сохряков Ю.И. Русская цивилизация: Философия и литература./ Отв. ред. О. Платонов. –– М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 720 с.
5. Флоровский, Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1991. Репринт. - 599с.
6. Хомяков А.С. О старом и новом. // Статьи и очерки. –– М.: Современник, 1988. –– 462 с.
7. Хомяков А.С. / По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России». Полн. собр. соч. В 8 т. — М., 1900. — Т. 1. — 417с.
Поступила в редакцию 13.12.2012 г.
[1] Сохряков Ю.И. Русская цивилизация: Философия и литература. Отв.ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – С. 15.
[2] Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М.: «Хдож. Лит.»,1976. - С. 26.
[3] Хомяков А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России". Полн. собр. соч. В 8 т. — М., 1900. — Т. 1. — С. 234.
[4] Флоровский, Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1991. Репринт. С. 253.
[5] Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988. – С. 18.
[6] Каплин А.Д. Славянофилы их сподвижники и последователи / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — C. 9.