О взаимоотношениях научного и религиозного мировоззрения в современном мире
Клементьева Татьяна Николаевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры фундаментальной подготовки Саяно-Шушенского филиала Сибирского федерального университета.
Мировоззрение современного человека представляет собой мозаику, состоящую из разных мнений, представлений, теорий и гипотез, часто противоречащих друг другу и не составляющих единой картины мира. Уже с юных лет за сознание каждого из нас борются два самых главных «авторитета» современности – наука и религия, каждый из которых для утверждения своей власти над сознанием человека опровергает и обвиняет своего оппонента.
Чтобы как-то сохранить целостность своего мировоззрения, человек вынужден принимать сторону одного из оппонентов и полностью отвергать другого. Это приводит к излишней рациональности тех, кто принимает сторону науки, и к догматизму – тех, кто принимает сторону религии. Возможен, правда, третий вариант – вообще выйти из этого спора и не принимать сторону ни науки, ни религии. Это позиция обывателя, которому не интересно познание истины и который стремится только к получению удовольствий от жизни. К сожалению, таких людей становится все больше, что говорит о явном мировоззренческом кризисе современности.
Могут ли наука и религия сотрудничать друг с другом в процессе формирования современного мировоззрения? Это самый сложный вопрос, так как ответ на него связан с решением целого ряда мировоззренческих проблем, по которым издавна идет спор между наукой и религией. Тем не менее, развитие современной науки вселяет надежду на его разрешение. Многие открытия, сделанные наукой в течение ХХ и в начале ХХI столетия, обратили наше внимание на те представления о мире и человеке, которые в течение тысячелетий были предметом веры. Рост научного знания в областях, ранее бывших недоступными для научного исследования (физика элементарных частиц и субатомных процессов, астрофизика и космология, геофизика, молекулярная и палеобиология, генетика и информатика), привел к формированию представлений, имеющих явные аналогии с древними представлениями о мире и человеке. Все это, по мнению многих ученых, является серьезной основой для преодоления уже ставшего традиционным состояния конфликта между наукой и религией и перехода к процессу поиска точек соприкосновения и согласия.
Рассмотрим более подробно, какие из основных, свойственных большинству религий, представлений соответствуют современным научным данным об устройстве и развитии мира и человека.
Фундаментом любого религиозного мировоззрения является представление о Причине возникновения мироздания. Все религии утверждают, что эта причина имеет совершенную и разумную природу, и недоступна для познания человека. Однако человек может создавать представления о ней через познание сотворенных ею созданий, через понимание высокой сложности, организованности, порядка и гармонии нашей Вселенной, которые являются проявлением Разума, ее создавшего.
Именно такое представление о Вселенной получает все большее распространение в современной науке. Системы столь высочайшей сложности, как наша Вселенная, Солнечная система, Земля и жизнь на ней, не могли возникнуть случайно, поскольку требуют очень точного расчета. Это доказывают исследования универсальных физических констант, от которых зависят существование Вселенной и жизнь на Земле, а также проявление закона золотой пропорции в природе [5, 25, 26]. Наш мир настолько точно рассчитан, что даже малейшее изменение хотя бы одного из этих показателей приведет не только к его кардинальному изменению, но даже в некоторых случаях к полному уничтожению. Безусловно, прямого доказательства существования Творца у современной науки нет, и это, как мы видим, полностью согласуется с древними представлениями о невозможности познания человеком первопричины мироздания. Однако изучение Его творений явно обнаруживает «следы» присутствия разума. Как писал астроном Мэдлер, «кто ничего кроме случая не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такою очевидностью в строении звездного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость» [17, 405].
Подавляющее большинство религиозных учений и философий утверждают, что для того чтобы создать наш мир, Разум создает помощников или посредников, которые непосредственно осуществляют творение Вселенной и жизни в ней. В развитых религиях, имеющих свою философию, они представляют собой некие абстрактные принципы или силы, в народных культах – высшие разумные существа или боги. Интересно, что эти посредники, силы или боги, всегда разделены на мужское и женское начала, выступают в виде конкретных богов и богинь или абстрактных мужских и женских принципов. Анализ этого разделения и дальнейшей роли начал в процессе сотворения показывает, что мужское начало всегда символизировало участие разумных сил в создании Вселенной, а женское – наличие материи, необходимой для этого процесса. Причем материальное начало на этом этапе – невещественная субстанция, которая весьма далека от известных нам представлений о веществе и может по праву называться божественной. Именно из нее состоит духовный, божественный мир или даже множество миров, согласно восточной религиозной традиции.
Любые вывески - качественно и в срок! Разработаем вывески любой сложности best-vyveska.ru Эксперт в области права и безопасности Круглосуточная консультация юриста. Эксперты. Защита прав. Звоните achesnokov.ru
Интересно, что за последние сто с лишним лет наука также пришла к выводу, что существуют разные виды материи. Вещество, которое доступно непосредственному восприятию человека, только один из этих видов. Научными исследованиями доказано, что материя может не обладать теми свойствами, которые характерны для вещества, включая массу. Более того, проникновение в мир элементарных частиц и субатомных процессов показало, что частицы вещества возникают из другого состояния материи – поля. Вещество лишь одно из состояний иной субстанции, которая проявляет себя при разных условиях и как энергия, и как плотная материя.
Именно эта субстанция заполняет, по всей видимости, все пространство Вселенной, которое еще относительно недавно считалось пустым. Уже более ста лет физики выдвигают предположения о том, что космический вакуум представляет собой полевую среду, и предлагают различные виды полей, которые могли бы эту среду создавать. Несмотря на то, что в физике пока не создана единая теория поля, можно утверждать, что все эти теории основаны на убеждении, что пустого пространства во Вселенной нет. То, что нам кажется пустотой, на самом деле является другим видом материи, недоступным для нашего обычного восприятия.
К такому выводу приводят и исследования космического пространства. В современной космологии появился даже специальный термин для обозначения невидимой для человека материи – «темная материя». Многие астрофизики считают, что именно в таком, безмассовом, состоянии существует до 95 % материи во Вселенной. Что же представляет собой эта материя? Частично (4–5 %) она состоит из обычного вещества, которое не испускает или почти не испускает излучения и поэтому невидимо. От 0,3 до 3 % скрытой массы заключается в нейтрино – элементарных частицах, масса которых чрезвычайно мала.
Главными кандидатами на звание «темной материи» являются слабовзаимодействующие массивные частицы. Их особенность состоит в том, что они почти никак не проявляют себя во взаимодействии с обычным веществом. Именно поэтому они и есть самая настоящая невидимая темная материя, и именно поэтому их чрезвычайно сложно обнаружить. Масса этих частиц должна быть как минимум в десятки раз больше массы протона. Их поиски ведутся в течение последних 20–30 лет, но, несмотря на все усилия, они до сих пор обнаружены не были.
По предположениям некоторых астрофизиков, от 65 до 70 % «темной материи» составляет «темная энергия». О «темной энергии» можно сказать еще меньше, чем о «темной материи». Мы знаем, что она равномерно распределена по Вселенной, в отличие от обычного вещества и других форм «темной материи». В галактиках и скоплениях галактик ее столько же, сколько вне их. Также известно, что она обладает несколькими весьма странными свойствами. Например, «темная энергия» испытывает антигравитацию: за счет ее присутствия темп расширения Вселенной растет. «Темная энергия» как бы расталкивает саму себя, ускоряя при этом и разбегание обычной материи, собранной в галактиках. Она также обладает отрицательным давлением, благодаря которому в веществе возникает сила, препятствующая его растяжению.
Таким образом, чем больше современная наука познает природу материи, чем больше она проникает в структуру микромира и изучает макромир, тем больше вопросов возникает у исследователей. Наука вполне изучила только вещество, а другие виды материи, существующие во Вселенной, во многом остаются для нее загадкой. Однако многие ученые согласны с тем, что материя в этих, других, или «тонких», недоступных для восприятия человека видах «разлита» во Вселенной и заполняет все ее пространство. Возможно, что именно эти состояния материи древние религии и философии и называли Божественной субстанцией.
Для любого религиозного мировоззрения Вселенная, как результат процесса сотворения, имеет начало и, следовательно, конец своего существования. Доктрины творения разных религий отличаются только тем, что одни описывают создание целой системы миров, рассматривая наш мир лишь как часть этой системы, а другие под творением понимают создание исключительно нашего вещественного мира, так как мир духовный для них вечен и не может быть создаваем. По сути дела, спор идет о том, единственна ли наша Вселенная или надо говорить о существовании множества вселенных?
Как это ни странно, но в астрофизике и космологии ХХ в. этот вопрос довольно часто обсуждался. Теория Большого Взрыва или бюроканская концепция глобальной космогонии утверждает возникновение Вселенной в результате взрыва сверхплотного состояния вещества. Согласно этой теории Вселенная возникла очень быстро и сразу в том вещественном виде, в котором существует и сегодня. Кроме того, теория Большого Взрыва не предполагает новое возрождение Вселенной после ее тепловой смерти.
Однако, как оказалось, теория Большого взрыва не смогла дать исчерпывающее объяснение возникновению Вселенной. Она поставила ряд вопросов, ответы на которые предполагают другие сценарии возникновения Вселенной. Например, что было тогда, когда ничего не было? Утверждалось, что решение уравнений Эйнштейна нельзя продолжить в область отрицательного времени и потому в рамках общей теории относительности вопрос «Что было до рождения Вселенной?» не имеет смысла. Так ли это? Расчеты показывали, что при обращении радиуса Вселенной в нуль многие параметры становились бесконечными.
Почему Вселенная кажется настолько плоской (по последним данным – с точностью до 1060)? Была ли она такой с самого начала? А также: почему она однородна? Если посмотреть на ту часть Вселенной, которая находится в пределах видимости современных телескопов, и проанализировать среднюю плотность распределения вещества в космических масштабах, окажется, что она одинакова во всех направлениях с точностью до 105. Еще одна трудность, с которой сталкивается традиционная теория Большого взрыва, – необходимость объяснить, откуда взялось колоссальное количество энергии, требующееся для рождения частиц. И наконец, главная проблема состоит в том, что эта теория не смогла объяснить причину Большого взрыва.
Все эти вопросы породили дальнейшие исследования и нашли свое разрешение в теориях квантового рождения Вселенной, в частности в инфляционных теориях [11]. Не вдаваясь в подробности этих теорий, скажем, что, согласно им, Вселенная появляется в процессе квантовых флуктуаций в едином скалярном поле. В результате возникает множество «пузырьков» пространства-времени с разными свойствами. Потенциал энергии внутри каждого такого «пузырька» настолько огромен, что вместо притяжения возникает гравитационное отталкивание, что и приводит к его раздуванию. За весьма короткое время, 1035 с, он раздувается до масштабов Вселенной.
Поскольку квантовых флуктуаций происходит много и возникает много «пузырьков» пространства-времени, можно говорить о том, что и вселенных возникает множество. Процесс рождения вселенных в такой пене бесконечен: одни из них, рождаясь, тут же коллапсируют; другие растут, оставаясь мертвыми; третьи лишены времени и развития, а четвертые заполняются галактиками, звездами, планетами и становятся подобными нашей Вселенной.
Мировоззренческие следствия теорий раздувающейся Вселенной революционны: они возвращают нас к очень древним представлениям о множественности миров. И нам приходится отказываться от представления о том, что наша Метагалактика и есть вся Вселенная. В инфляционной космологии вводится понятие Метавселенной, тогда как для областей масштаба Метагалактики предложен термин «минивселенные». Теперь уже Метавселенная рассматривается как «все существующее», а Метагалактика – как ее локальная область. Но не исключено, что если будет создана единая теория физических взаимодействий, то объем понятия «Вселенная как целое» вновь будет значительно расширен.
С точки зрения религиозного мировоззрения любая жизнь есть соединение материальной формы с духовным принципом, который только и может дать форме необходимую силу жизни. Таким образом, сущностью жизни является духовный принцип, «божественная искра», оживляющая любую материальную форму. Часть религиозных учений, прежде всего библейские религии, наличие духа относят только к человеку. Вся остальная религиозная традиция понятие «дух» отождествляет с принципом жизни вообще, присутствующим в любой материальной форме, в том числе и в неорганических формах жизни. Именно поэтому с точки зрения многих религиозных учений все материальные формы во Вселенной являются живыми, несмотря на то, что движение и изменение многих из них незаметны для человека. Это движение может осуществляться слишком медленно (минеральное царство) или слишком быстро (мир духовных сущностей). Однако неспособность человека заметить это движение не означает, что его нет вообще.
С подобными представлениями мы встречаемся и в современном научном мировоззрении. Возникновение теорий самоорганизации систем способствовало все большему признанию наукой всех материальных форм живыми. Определение жизни как способа существования белковых тел подвергается серьезной критике. В качестве основного признака жизни сегодня выдвигаются не особенности вещества, из которого состоит тело, а способность изменяться и самостоятельно приспосабливаться к условиям среды, т. е. способность к самоорганизации. Оказалось, что этой способностью обладают все известные нам системы, в том числе принадлежащие к неорганическому миру.
Можно перечислить целый ряд исследований, подтверждающих наличие процессов самоорганизации в неорганической природе. Это изучение А. Жабиным самопроизвольного образования минералов с более сложной кристаллической решеткой; исследование самоорганизации в химических реакциях, а именно в самоподдерживающихся автоколебательных процессах в некоторых химических средах, известных как «эффект Жаботинского – Белоусова»; изучение образования структур всевозрастающей сложности в жидкостях и плазме (неустойчивости Тейлора и Бенара); опыты, демонстрирующие появление качественно новых явлений при изменении внешних условий в физике твердого тела (осциллятор Ганна, туннельные диоды, термоупругие неустойчивости) [19], исследования И. Н. Яницкого процесса роста Земли [21, 22].
Кроме того, выяснилось, что для осуществления самоорганизации система должна обладать некой информацией, которой она будет руководствоваться в процессе своего изменения. Изучение биохимических процессов, происходящих в организме, не дали ответ на вопрос, что это за информация и где она находится. Однако изучение генетического механизма наследственности показало, что геном, кроме своего вещественного носителя – молекул ДНК, обладает еще и полевой структурой, которая, возможно, и является главным носителем определенного набора информации, необходимого организму для жизни [6].
«Современный уровень научных знаний, – пишет по этому поводу Э. К. Бороздин, – позволяет определить основное свойство Живого как способность самореализации первоначально заложенной в нем информации, которая реализуется в процессе развития организма… Информация, заложенная первоначально в живом организме, реализуется этим организмом для своего совершенствования и усложнения, для образования внутри себя новых структур и приобретения новых свойств… Процессы в Живом организме идут целенаправленно и принудительно в соответствии с заложенной в нем информацией, и эта информация является планом жизнедеятельности организма в течение всего периода его существования» [4, 54–55]. Может быть, это и есть то, что в религиях называлось духом или душой.
Для всех религий развитие жизни осуществляется циклически. Это означает, что всю историю жизни на Земле можно разделить на этапы. Для каждого этапа характерны свои условия жизни, благодаря которым формы жизни благоденствуют и постепенно эволюционируют. По истечении определенного времени условия изменяются, причем часто быстро и неожиданно, что приводит к гибели порой вообще всего живого. Классическими примерами таких катастроф является библейский Всемирный потоп, великая зима в зороастризме и другие проявления гнева богов.
Завершение каждого цикла имеет большой духовный смысл. Это своего рода проверка того, что было достигнуто за прошедшее время. В этот момент в процесс эволюции вмешиваются высшие силы, которые смотрят, что же было сделано и правильно ли развиваются созданные ими когда-то формы жизни. Многие религиозные учения считают, что завершение цикла не является завершением жизни вообще. Каждый раз жизнь возрождается вновь – в новых условиях и в новых формах, приспособленных к ним.
В науке понятие «цикл» также появилось благодаря теориям самоорганизации систем. Фундаментальным принципом самоорганизации является возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счет отрицательных обратных связей, т. е. такой реакции системы, с помощью которой она ограничивает влияние на себя этих отклонений. Это обеспечивает сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных, открытых системах, благодаря притоку энергии извне и усилению состояния неравновесности, отклонения со временем возрастают, накапливаются, вызывают эффект коллективного поведения элементов и подсистем и, в итоге, приводят к «расшатыванию» прежнего порядка. Это через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводит либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка. Самоорганизация имеет своим исходом образование через этап хаоса новых систем.
Таким образом, стало ясно, что системы не являются стабильными бесконечно долгое время. Они имеют свойство рано или поздно выходить из состояния равновесия и разрушаться. Однако даже период полного хаоса не является завершением жизни. Проходя через него, системы кардинально перестраиваются, возникает новый порядок, жизнь продолжается. Это представление получило множество теоретических и практических подтверждений в современных естественных науках. К ним можно отнести открытие цикличности в истории геологических процессов на Земле, в положении геомагнитных полюсов и оси вращения Земли (циклы Миланковича), а также в изменениях климата [2, 3, 14, 18].
Произошло открытие циклов и в эволюции биологических видов. В начале цикла происходит быстрое возникновение видов, а в конце – их масштабное вымирание. Изучение окаменевших останков живых организмов поставило под сомнение основные положения теории эволюции биологических видов. Выяснилось, что большинство видов за время своего существования не меняются сильно, хотя их морфология может слегка изменяться в соответствии с изменением обстановки. Кроме того, старые виды замещаются новыми резко, причем новый вид сохраняет свой облик в течение всего своего дальнейшего существования. «Большинство ископаемых, – пишет С. Дж. Гулд, – это остатки крупных приспособившихся центральных популяций; а в других местах (т. е. в стороне от центральных популяций, сохранившихся как окаменелости) мы находим уже другой вид и не рассчитываем обнаружить непосредственный переход. Впервые мы встречаем этот новый вид, когда он выделяется в ареал обитания родительского вида, как успешно приспособившаяся полноправная форма, – это внезапное появление. Эволюция не медленное и равномерное превращение предков в модифицированных потомков, а серия резких скачков, разрушающих длительно существующие и стабильные системы, это прерывистое равновесие» [9, 30–31].
Обратимся к представлениям о человеке. На наш взгляд, в этой области также происходит постепенное движение религии и науки навстречу друг другу. Согласно религиозному мировоззрению сущность человека не тождественна его физическому телу. Она бессмертна, совершенна и, чаще всего, называется духом. Это «божественная искра», которая оживляет тело человека, с точки зрения многих учений, тождественна духовной сущности любой другой формы жизни. Человек – одно из многих созданий, оживленных Божественным духом, и отличается от них лишь степенью его проявления.
Помимо физической, вещественной природы человек обладает природой невидимой, невещественной, которая достаточно сложна и содержит ряд посредников между духом и телом. Вне зависимости от количества этих посредников (одна душа или много «тонких тел» или принципов) все религии согласны в том, что человек – целостное существо, содержащее одновременно и самое высшее, Божественное, и самое низшее, животное, начала.
В научные представления о человеке сегодня постепенно входит понимание сложнейшей структуры его психики, включающей целый ряд «уровней»: от низших животных инстинктов до общечеловеческого и космического принципов. Работы таких психологов, как К. Г. Юнг, Р. Ассаджиоли, С. Гроф, внесли неоценимый вклад в формирование новой картографии психики человека [1, 7, 8, 20]. Они признали существование в структуре психики не только сознания личности и индивидуального бессознательного, но и чего-то внеличностного, трансцендентного, которое неосознаваемо человеком в обычном состоянии, но при этом связанного со всем человечеством, а возможно и со всей Вселенной.
Надо отметить, что это представление сформировалось не на основе изучения тела человека, его мозга, нервной системы и биохимических процессов, протекающих в них. Это результат субъективного исследования человеком самого себя, проникновение в глубины собственного сознания при сокращении до минимума работы тела. Нетрудно заметить, что представление о человеке, сформировавшееся в результате этих исследований, полностью соответствует древним представлениям о нем как о микрокосме.
Серьезной критике подвергается сегодня и теория сознания человека, ставящая феномен сознания в зависимость от деятельности мозга. Не только эмпирические факты, но и теоретические трудности в объяснении явления сознания с точки зрения данной теории ставят основные ее постулаты под сомнение. В частности, изучение нейрофизиологических процессов, происходящих в мозге человека, показало, что скорость перемещения потенциала действия вдоль нервного волокна и время синоптической передачи не обеспечивают реально существующее быстродействие механизмов мышления и памяти, т. е. процессы мышления и памяти на долю секунды происходят быстрее, чем передача нервных импульсов. Много вопросов вызвали случаи нормальной жизнедеятельности людей при серьезном недоразвитии головного мозга или таких его повреждениях, которые неминуемо должны приводить к нарушениям сознания.
Еще одна сложная для современной теории сознания проблема – это поведение мозга во время измененных состояний сознания. Многими исследователями этих состояний было отмечено, что деятельность мозга в это время практически прекращается, тогда как деятельность сознания становится интенсивнее [10, 15, 16]. Многие врачи также приходят к выводу о работе сознания при анестезии и в коматозном состоянии.
На основе проведенных исследований многие ученые сегодня все более склоняются к мысли о первичности сознания по отношению к мозгу, который выполняет функцию передачи команд от сознания к телу. Ведущий американский нейрохирург профессор Уайлдер Пенфилд так подвел итоги своей работы в книге «Тайна разума»: «Разум всегда стоит выше содержания нашего сознания. Это абсолютно независимая сущность. Разум приказывает, мозг исполняет. Мозг – это посланец к сознанию» [32, 118]. Вероятно, сознание и является той самой структурой, которую с древних времен называли душой.
Явление смерти занимает в религиозных верованиях существенное место. С глубокой древности смерть человека считалась моментом перехода его души из земного, материального мира в мир духовный. Этот переход связан с освобождением души от тела и началом ее жизни в совершенно ином состоянии. Представления о дальнейшей жизни души в разных религиях отличаются: в библейской традиции утверждается вечное существование души в раю или в аду, восточная традиция опирается на теорию реинкарнации или многократного воплощения души в человеческом теле, необходимого для длительного процесса ее развития.
Веру в жизнь души после смерти и ее перевоплощение из тела в тело многочисленные исследователи подвергали научной проверке [12, 23, 27–31, 33, 34, 38]. В результате было подтверждено, что в момент клинической смерти, когда ни мозг, ни сердце не могут осуществлять свою деятельность, человек осознает происходящее с ним. Согласно этим исследованиям от 10 до 20 % людей, перенесших клиническую смерть, свидетельствуют о продолжении четкого мышления в этот период, а также о феноменах, в принципе несовместимых с современными научными представлениями о жизни. В частности, являются признанными фактами феномены «пробегания» картин предыдущей жизни, ощущение белого света, умиротворенности, возможность регистрации событий в реальном мире и даже визуального наблюдения за ними «со стороны».
Таким образом, весь накопленный в науке эмпирический материал, полученный в результате изучения клинической смерти, доказывает, что смерть человека действительно является моментом перехода души в какое-то иное состояние. Наука пока не может изучать это состояние, но факт продолжения жизни человека после смерти его тела и осознания им своего существования без тела сегодня может считаться вполне доказанным.
Последние десятилетия ХХ в. ознаменовались и активизацией научного интереса к феномену памяти прошлых воплощений [13, 35–37]. Было собрано, задокументировано и проверено множество случаев воспоминаний прошлых жизней. Часть этих воспоминаний было получено под влиянием гипноза. Однако самыми ценными случаями все же считаются те из них, когда память прошлых воплощений проявляется без постороннего вмешательства. Часть этих случаев удалось проверить и подтвердить достоверность воспоминаний. Несмотря на то, что каких-то объяснений этого явления учеными пока не найдено, данные факты являются доказательством того, что концепция перевоплощения души не является простой выдумкой древнего человека.
Открытия науки в течение всего ХХ и начала ХХ1 века поставили серьезные вопросы для материалистической картины мира. Мы показали, что ученые в самых разных областях науки приходили к выводу, что общепринятое мировоззрение, сформировавшееся в рамках ньютоно-механистической научной парадигмы, неадекватно отражает реальный мир. Целый ряд явлений и процессов остается за границами материалистической картины мира и не может быть объяснен на ее основе. Это привело многих ученых к убеждению, что картина мира древних людей, называемая религиозным мировоззрением, содержит много истинных представлений о мире и человеке, которые только недавно стали доступны научному исследованию и доказательству.
Вместе с тем следует отметить, что наличие выделенных нами соответствий между религиозными и научными представлениями пока не означает, что религиозная картина мира полностью доказана наукой. Когда речь идет об иной, трансцендентной реальности, выходящей за рамки наших обычных представлений, возможности науки, к сожалению, весьма ограничены. Этот уровень реальности не поддается обычному наблюдению, эксперименту или рациональному анализу. Поэтому наука, использующая такие методы, может лишь прикоснуться к данной, иной реальности, констатировать или предполагать те или иные явления, но не может двигаться дальше.
Эта проблема характерна для многих отраслей научного знания и создает трудности в изучении возникновения Вселенной, других, невещественных видов материи, сущности жизни, сознания человека, так как все эти явления лежат за пределами нашего обычного мира и требуют других средств изучения. Поэтому там, где религия дает подробное описание того или иного явления, относящегося к трансцендентной реальности, наука может только констатировать, что здесь присутствует еще что-то, пока недоступное для тщательного изучения.
Решение данной проблемы возможно только в направлении поиска новых средств познания, адекватных той реальности, с которой сегодня столкнулась наука. По всей видимости, возможности изучения мира с помощью техники исчерпаны и будущее за развитием внутренних способностей человека. Если человек подобен космосу, то в нем должны быть скрыты возможности для его познания.
Литература
1. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. Пер. с нем. – М., 1995.
2. Беляев Е. А., Оноприенко В. Н. Цикличность как закономерность проявления пространственно-временных отношений в геологии. // Геоцикличность. – Новосибирск, 1976, с. 67-76.
3. Бенсон Р. Г. Завершенность, непрерывность и здравый смысл в исторической геологии. // Катастрофы и история Земли. – М., 1986, с. 42-88.
4. Бороздин Э.К., Мартынова А.Ю. О свойствах живого. // Сознание и физический мир, 1997 г., № 4, с. 53-63.
5. Васютинский Н. Золотая пропорция. – М., 1990.
6. Гаряев П.П., Леонова Е.А. Пересмотр модели генетического кода. // Сознание и физическая реальность. Т. 1, № 1-2, 1996.
7. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.
8. Гроф С. Области человеческого бессознательного. – М., 1994.
9. Гулд С. Дж. В защиту концепции прерывистого изменения. // Катастрофы и история Земли. – М., 1986, с. 13-41.
10. Коекина О. И., Родионов Б. Н. Соотношение активности мозга и тела в состоянии виртуального сознания. //Сознание и физический мир. 1998, № 6, с. 56-60.
11. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. - М., 1990.
12. Моуди Р. Жизнь после жизни. //Восток и Запад о жизни после смерти. – СПб., 1993. С. 205 –244.
13. Моуди Р. Возращение назад. Путешествие в прошлые жизни. – М., 1998.
14. Сорохтин О.Г., Ушаков С.А. Развитие Земли. – М.: Изд-во МГУ, 2002, 506 с.
15. Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология. //Сознание и физический мир, 1996, № 4, с. 48-55.
16. Федорова Г. М., Кобрин В.П., Бажурина В.Б. Исследования необычных состояний сознания. //Сознание и физический мир, 1999, № 4, с. 59-65.
17. Фомин А.В. Доказательство существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира. - М., 2005.
18. Хаин В. Е. Проблема развития в геологии. // Принцип развития и историзма в геологии и палеобиологии. Сборник. – Новосибирск, 1990, с. 7-20.
19. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неусточивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. – М., 1985.
20. Юнг К. Г. Психология и религия // Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., 1991.
21. Яницкий И. Н. Живая Земля. – М., 1998.
22. Яницкий И. Н. Физика и религия. – М., 1998.
23. S. Blackmore, Dying to Live (London: UK: Grafton/ Harper Collins, 1993).
24. R. Bohlin, “Evolution’s Big Bang”, Probe Ministries International, 1996.
25. W. L. Bradley “The Just So Universe: Fine Tuning of Constants and Conditions in the Cosmos”, in Signs of Intelligence: Understanding Intelligent Design, ed. by W. A. Dembski and J. M. Kushiner (Grand Rapids, MI: Brazos Press, Baker Book House, 2001), pp. 157-170.
26. W. L. Bradley, “Entropy, Information and the Origin of Life”, in Debating Design: From Darwin to DNA, ed. by W. Dembski and M. Ruse (Cambridge: Cambridge University Press, 2004), pp. 331-351.
27. E. Kubler-Ross, On Death and Dying (New York: Macrnillan, 1969).
28. M. Morse, Close to the Light (London: Souvenir Press, 1991).
29. Noyes R. Dying and mystical consciousness. / Thanatol. 1971, 1.
30. Noyes R. The experience of dying. / Psychiatry. 1972, 35.
31. Osis K. Deathbad observations by physicians and nurses/ - New York: Parapsychology foundation, 1961.
32. Penfield W. The mystery of the mind. - Princeton University Press, NJ, 1975.
33. Ring K. Life at Death. - Coward, McCann & Geoghegan, 1980.
34. Sabom M. Recollections of Death. - Corgi, 1982.
35. Stevenson I. Twenty cases suggestive of reincarnation. - University of Virginia Press, 1974.
36. Stevenson I. Children Who Remember Previous Lives: A Quest of Reincarnation. 1987.
37. Stevenson I. European Cases of the Reincarnation Type. 2003.
38. Tart Ch. Out of Body Experiences. – Putnam, 1974.
Поступила в редакцию 06.03.2012 г.