Биоэтические основания «мультиплекс инициативы» в генетике: возможности и риски
Анцупов Владимир Владимирович,
соискатель кафедры биологии, медицинской генетики и экологии Курского государственного медицинского университета,
врач-генетик ГМУ «Курская Областная Больница».
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Биоэтические измерения генетики: прогностический вектор и социогуманитарная экспертиза» № 12-13-46001.
Во всем многообразии проблем, возникающих в современной биоэтике, большой вес имеют обсуждения генетических технологий, развивающихся с каждым днем все интенсивнее и стремительнее. В спорах по поводу этого прогрессивного развития участвуют не только сами ученые-генетики, но и представители смежных областей знаний, таких, как философия, юриспруденция, теология и общественные науки, так как новые технологии в генетике способны затронуть и действительно затрагивают все эти сферы.
Однако основное внимание уделяется двум векторам данной проблемы, первый из которых касается непосредственно врачебной и научной деятельности и связанной с ней этической проблематикой, а второй – связан с перспективами участия генетики в остальных сферах жизнедеятельности человека – начиная от сельского хозяйства и заканчивая перспективами так называемого «улучшения» человека, или расширения его естественных возможностей, движения к пост-человеческому будущему и трансгуманизму.
Некоторое время назад издержки и последствия безответственного внедрения в ряде западных стран сельскохозяйственных биотехнологий продемонстрировали необходимость и значимость тщательно взвешенных подходов и всесторонней экспертизы, как технологических, так и социо-гуманитарных аспектов такого рода вмешательства в естественные процессы [Horgan J.]. В свою очередь, развитие генетики показывает, что последствия реализации биомедицинских технологий также означают нечто большее, чем расширение научно-технологических возможностей медицины и решения диагностических и терапевтических задач.
Развитие современной генетической науки уже инициировало целый ряд изменений в традиционной проблематике медицинской этики, и с каждым годом количество и сложность этих изменений нарастает. Это, в свою очередь, требует от биоэтики определенной гибкости и необходимости ориентироваться на практическую быстро развивающуюся медицину.
Однако, основные вопросы, дискутируемые в соответствующих контекстах, фокусируются преимущественно на последствиях реализации инноваций в социальной сфере и преломлении их на индивидуальном уровне. Если конкретизировать, то первый вопрос повестки дня современной полемики касается проблемы социальной справедливости. А именно: кому будут доступны новые технологии? И что будет с остальными, кто не имеет достаточно средств для их приобретения? [Cooper E.]
Не меньшую полемику вызывают и вопросы развития так называемых конвергентных технологий или НБИК-технологий (нано-, био-, инфо- технологии и когнитивные науки). В данном контексте конвергенция (англ. convergence – сближение в одной точке) означает взаимное проникновение технологий, по сути, стирающая границы между отдельными технологиями. Авторы «тетраэдрической» концепции конвергенции технологий М. Роко и В. Бэйнбридж [Roco M.C. & W.S. Bainbridge] утверждают, что упомянутое сближение реализуется как синергийное взаимодействие четырех быстро развивающихся областей науки и технологии: нанотехнологии и нанонауки; биотехнологии и биомедицины, включая генную инженерию; информационных технологии, включая продвинутый компьютинг и новые средства коммуникации; когнитивные науки, включая когнитивные нейронауки [Медведев Д.А.].
Реальной альтернативой может выступать только этически осмысленная стратегия гуманитарной экспертизы, нацеленная на то, чтобы вырабатывать взвешенную оценку воздействия разного рода новшеств – промышленных, сельскохозяйственных, социальных технологий – на состояние человеческого потенциала страны [Ашмарин И.И., Юдин Б.Г.]. Не конкретизируя основные положения последней применительно к области конвергентных технологий, следует подчеркнуть продуктивность её ресурсов уже опробованных в реальной практике. Как утверждают разработчики этой социальной технологии, она должна основываться на реализации принципа опережающего реагирования на риски для человека [Эттингер Р].
Необходимо принять во внимание, что любое социальное или научно-техническое новшество можно считать источником негативных последствий, рисков, угроз для человеческого потенциала, пока в отношении него не показано обратное, причем нередко эти угрозы, риски и негативные последствия оказываются непредвиденными не в силу принципиальной невозможности их спрогнозировать, а просто в силу того, что на предваряющих или на начальных стадиях их внедрения просто не было предпринято требуемых для этого специальных усилий [Хаксли Дж.].
В ракурсе рассматриваемой проблематики существенно, что одной из задач гуманитарной экспертизы является предвидение и прогнозирование различных факторов риска [Грюнвальд А.].
Еще один принципиальный момент реализации ответственного отношения к достижениям технонауки связан с её трансдисциплинарным характером, поскольку предполагает включение публики в решение актуальных проблем. В этом случае можно говорить о новом понимании ответственности, в котором принятие решения и оценка возможных неблагоприятных последствий для человека и общества предполагают механизмы расширения ответственности, как в перспективных трендах будущего, так и в многоальтернативном космосе социального [Юдин Б. Г.].
Литература
1. Cooper E. «Immortality: Physically, Scientifically, Now» Washington, 1962.
2. Horgan J. The Final Frontier. Discover, 27, No 10, October 2006. Mode of access: http://www.discover.com/issiues/oct-06/cover.
3. Roco M.C. & W.S. Bainbridge (eds.) Converging Technologies for Improving Human Performance. Arlington, ViA, 2002. Mode of access: http://www.wtec.org/ConvergingTechnologies/Report/NBIC_report.pdf.
4. Аршинов В.И. Постнеклассические практики, конвергирующие (трансформативные) технологии и проблема коммуникации в сложностности. Тезисы выступления на семинаре Феномен Человека в его эволюции и динамике» (17 июня 2009 г.) Режим доступа: http://synergia-isa.ru/?page_id=3049.
5. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Основы гуманитарной экспертизы Режим доступа: http://www.eduhmao.ru/info/1/3693/23153/.
6. Грюнвальд А. Техника и общество: западно-европейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития. М., 2011.
7. Медведев Д.А. Конвергенция технологий – новая детерминанта развития общества // Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего. М., 2008.
8. Хаксли Дж. Трансгуманизм // Новые бутылки для нового вина. Режим доступа: http://www.hplus.com.ua/huxley.
9. Эттингер Р. «Перспективы бессмертия». М., 2003.
10. Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/expert_exam/articles/2007/Yudin/.
Поступила в редакцию 22.11.2012 г.