ISSN 1991-3087
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Яндекс.Метрика

НА ГЛАВНУЮ

Туриады ставропольской молодежи 1960 – 1970-х годов: школа направленной социальной активности и деятельного патриотизма

 

Лукаш Михаил Александрович,

соискатель кафедры истории России Ставропольского государственного университета.

 

Самодеятельный туризм Ставрополья был представлен такими формами как прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции, соревнования. Прогулки, походы и путешествия являли собой такую разновидность туризма как походный, который характеризуется активными способами передвижения. При этом маршрут, состав туристкой группы, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способов передвижения и финансирование организуется самостоятельно, либо при поддержке туристскими клубами, секциями, общественными организациями. Походный туризм дифференцировался по видам и сложности маршрутов. В соответствии с первым критерием определяли пешеходные, лыжные, горные, водные, спелео, альпинизм, велосипедные маршруты, мотоциклетные, воздушные, комбинированные маршруты. В соответствии со вторым – категорийные и некатегорийные маршруты[1].

Говоря о постоянном росте количества и численности участников походов, проводимых под эгидой турклубов и секций, отметим рост количества походов так называемых «диких» туристов. Они не регистрировались и не писали для кружков и клубов отчетов о походах. Во время отпусков и каникул они шли две-три недели пешком по субальпийскому высокогорью, а в остальное время года они практиковали походы выходного дня – пешие, лыжные, водные. Это была форма досуга студентов, старших школьников, молодых преподавателей и научных работников, иногда рабочих и инженеров[2].

Но в целом туризм, как один из популярных видов досуга всех возрастных категорий и особенно молодежи, был хорошо организован, каждый поход спланирован для обеспечения максимальной безопасности. Сложившаяся спасательно-контрольная система предполагала не только надзор за туристами и оказание им помощи на маршруте, но и меры, регламентирующие процесс подготовки к выходу, например, обязательное медицинское освидетельствование состояние здоровья участников группы перед выходом на маршрут, начиная с третьей категории сложности. Медосмотр туристов осуществляли краевой физкультурный диспансер, районные, городские и сельские поликлиники. Без наличия медицинских справок группа или отдельные туристы на маршрут не выпускались[3].

В условиях Ставропольского края самодеятельный туризм был представлен еще и масштабными, официальными по своему статусу, туриадами, которые подтверждают, что и этот вид досуга не оставался без «идеологического» присмотра. Начиная с 1969 года, в крае регулярно проводились туриады и туристические слеты. Стремясь обеспечить массовость участия в туриаде, крайком комсомола и крайсовпроф организовали всеобуч комсомольского и профсоюзного актива «Академик у костра». Главной целью всеобуча была методическая подготовка актива для работы с туристическими коллективами по выполнению туристического минимума[4].

Чтобы участвовать в туриаде, члены туристических коллективов должны были сдать так называемый туристический минимум. Только по результатам его выполнения, кандидат допускался к участию в туриаде. Выполнение туристического минимума предполагало участие в тренировочных походах и соответствующий цикл обучения, завершающийся сдачей экзамена для желающих получить удостоверение инструктора по туризму или судьи по спортивному ориентированию[5].

В программу туриады включали самые разнообразные мероприятия-конкурсы – на лучший поход года, лучший туристский кинофильм, туристскую песню, а также состязания в туристском мастерстве, прежде всего, ориентировании на местности. Как правило, туриады были приурочены к значимым юбилейным датам – 100-летия со дня рождения Ленина («Дорогами ленинской мечты»), 25-летию Победы в Великой отечественной войне («Марухиада») и т.д. Маршруты походов, организованных в рамках туриады, имели обязательное историко-идеологическое обоснование. Например, это могла быть экспедиция по местам революционного пути соратника В.И. Ленина чрезвычайного комиссара Серго Орджоникидзе. Участники этого маршрута начинали свой путь от мемориального музея Серго Орджоникидзе в Кисловодске, следовали в город Орджоникидзе (ныне Владикавказ), затем по Ассиновскому ущелью через перевал Датвис в Хевсуретию и завершали свое путешествие в Тбилиси. Другой маршрут, идеологически обоснованный, назывался «Ленин и народы Закавказья» и проходил по Военно-грузинской дороге через живописные места Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и завершался в Грузии[6].

Пожалуй, самыми популярными были маршруты, связанные с местами боевой славы периода Великой Отечественной войны, так называемая «Марухиада», или «Вахта Памяти». Участники съезжались из районов и городов края, шли различными маршрутами через заснеженные перевалы, а затем собирались вместе для подъема на легендарный Марухский перевал, где в годы Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои с отборными немецкими частями. Ежегодно колонна для восхождения на снежники Марухского перевала насчитывала от 20 до 30 групп. С 1966 до конца 1970-х годов бессменным руководителем колонны был инструктор В.Г. Цыганков[7].

Туриады наглядно подтверждают, что самодеятельный туризм по праву считался школой направленной (предметной) социальной активности, а не активности «вообще», обуславливаемой обычно желанием карьерного роста, но не всегда подкрепляемой потенциалом желающей личности. Эта форма организации туристического движения обеспечивала формирование и реализацию деятельного патриотизма. Туриады организовывались так, чтобы их основной маршрут пролегал через места так называемой «общественно полезной деятельности», а конечным пунктом следования были памятные места[8]. В рамках проводимых туриад молодежь занималась восстановлением природных и культурных памятников. Даже примитивно-элементарная уборка местности – полянок в лесу, берега реки, опушки леса – была существенной поддержкой в укреплении экосистем региона.

Таким образом, туриады были формой массовости самодеятельного туризма, обладающего уникальным потенциалом гармоничного воздействия на молодежь. Если обычные туристические походы, как вид активного отдыха, способствовали физическому оздоровлению молодежи, то туриады оказывали мощное воздействие как своеобразный импульс на ее нравственное и духовное развитие.

Туриады середины 60-70-х годов ХХ века были генетически связаны с военной подготовкой. Обычными были построения, линейки, марши, рапорты перед строем на слетах, на турбазах. Из военного быта заимствованы известные вещи (палатки, котелки) и термины (поход, маршрут, привал, бивуак). Но вместе с военно-ориентированной символикой и ритуалами, туриады являли собой процесс сложноорганизованных функционально-ролевых взаимоотношений. Его обязательной компонентой было самоуправление туристских объединений. В походной ситуации любая группа представлялась ячейкой гражданского общества, занятия туризмом – школой гражданственности. Кроме того, туриады способствовали развитию адаптивных способностей. Наиболее ценной в результате этого процесса оказывалась не адаптированность к конкретному образу жизни на время туриады, а проверенная и натренированная способность переучиваться.

Характеризуя туризм, как объективное социальное явление, уточним, что это особый вид деятельности в условиях путешествий, в свободное от работы время для удовлетворения потребностей человека в физическом и нравственном воспитании, познании окружающей среды, общении, отдыхе. Условия Ставрополья позволяли обществу и государству реализовать потенциал этого движения для достижения оздоровительных, спортивных, культурно-познавательных, краеведческо-исследовательских, профессионально-деловых целей.

 

Литература

 

1.                  Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). – Ф. 63. – Оп.16. – Дд.12, 14, 15, 16, 17, 18, 19.

2.                  «Молодой ленинец» за 1965-1975 гг.

3.                  Очерки истории Ставропольского края // Под ред. Д.В. Кочуры. – Т.2. – Ставрополь: Книжное издательство, 1986 – 607 с.

4.                  Родоман Б.Б. Досуг вне государства: самоорганизация походных туристов.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=27&article=1183.

5.                  Штюрмер Ю. А. Опасности природной среды и туризм (на примере спортивного туризма). - В кн.: Вопросы географии, сб. 93. География и туризм. – М., «Мысль», 1973. – С. 44-50.

 

Поступила в редакцию 26.03.2012 г.



[1] Очерки истории Ставропольского края// Под ред. Д.В. Кочуры. – Т.2. – Ставрополь: Книжное издательство, 1986. – С. 418.

[2] Родоман Б.Б. Досуг вне государства: самоорганизация походных туристов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=27&article=1183; краевая газета «Молодой ленинец» за 1965-1975 гг.

[3] Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). Ф.63. – Оп.16. – Дд. 12, 14,15, 16, 17, 18, 19; «Молодой ленинец» за 1965-1975 гг.; Штюрмер Ю.А. Опасности природной среды и туризм (на примере спортивного туризма). – В кн.: Вопросы географии, сб.93. География и туризм. – М.: «Мысль», 1973. – С.47.

[4] ГАНИСК. Ф.63. – Оп.16. – Дд. 12, 14,15, 16, 17, 18, 19; «Молодой ленинец» за 1965-1975 гг.

[5] «Молодой ленинец» за 1965-1975 гг.

[6] ГАНИСК. Ф.63. – Оп.16. – Д. 12. – Лл.65-66; Д. 16. – Лл.44-45; Д. 17. – Лл. 112-115; «Молодой ленинец» – 1968. – № 35; «Молодой ленинец». – 1969. – № 18; «Молодой ленинец» - 1975. – № 15.

[7] ГАНИСК. Ф.63. – Оп.16. – Д15. – Л.72; Д. 18. – Л. 45.

[8] «Молодой ленинец» – 1969. - № 65; «Молодой ленинец» – 1969. – № 107.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.